МЕТОДИКА:                                  
                     Шкала оценки позитивных симптомов                      
          (Scale for the Assessment of positive symptoms - SAPS)            
                         (Nancy C. Andreasen, 1982).                        
 
      Клиническая рейтинговая шкала SANS предназначена для количественной и 
 структурной оценки позитивных психопатологических расстройств,  вызванных, 
 как предполагается, возбуждением определенных нейропсихологических  струк- 
 тур головного мозга: раздражительности, сенестопатии, боли, мании,  бреда, 
 галлюцинаций, кататонии, психомоторного возбуждения (симптомов   раздраже- 
 ния).                                                                      
 
      Оценочные (рейтинговые) шкалы предназначены для сравнительной  оценки 
 тяжести психопатологических признаков в  динамике  (например,  в  процессе 
 психофармакотерапии) в тех случаях, когда клинический диагноз  заболевания 
 (или данного психического состояния) уже установлен.                       
     При использовании таких шкал необходимо соблюдение следующих условий:  
     1) материал исследования должен быть клинически гомогенным;            
     2) должна быть обеспечена надежность шкал при оценке одним или разными 
 исследователями как разных, так и одних и тех же случаев;                  
     3) необходима воспроизводимость шкал в разных популяциях.              
 
     При оценке степени тяжести отдельных симптомов и  статуса  больного  в 
 целом, а также их изменений в процессе лечения исследователь выбирает  оп- 
 ределенные временные интервалы для оценки состояния больного в динамике  и 
 имеет возможность количественного подкрепления наблюдаемых изменений. Что- 
 бы соблюсти корректность, унифицировать условия заполнения шкал  и  сохра- 
 нить объективность оценки состояния  больного,  рекомендуется  производить 
 обследование больного в одно и то же время суток, одним и тем же  исследо- 
 вателем и др., что обычно обговаривается и фиксируется в протоколе.        
 
      Позитивная психопатологическая  симптоматика - психические  расстрой- 
 ства, вызванные, как предполагается, возбуждением определенных нейропсихо- 
 логических структур головного мозга: раздражительность, сенестопатии,  бо- 
 ли, мания, бред, галлюцинации, кататония, психомоторное возбуждение (симп- 
 томы раздражения).                                                         
 
      Негативная или дефицитарная психопатологическая симптоматика (симпто- 
 мы выпадения), указывают на торможение  или  выпадение  активности  высших 
 психофизиологических структур головного мозга.                             
 
      Разграничение позитивных и негативных симптомов основано на концепции 
 эволюции и диссолюции психологических функций H.J. Jackson (1864).  Упомя- 
 нутая концепция предполагает существование 3-х уровней  локализации  функ- 
 ций:                                                                       
      а) спинальный;                                                        
      б) средний (двигательные и сенсорные отделы коры больших полушарий);  
      в) высший (лобные отделы коры больших полушарий).                     
 
      Шкала была создана N. Andersen в 1982 году вместе с шкалой негативной 
 симптоматики (Scale for the Assessment of  Negative  Symptoms - SANS)  как 
 взаимодополняющие психопатологические шкалы для клинической оценки состоя- 
 ния психически больных.                                                    
 
      Шкала содержит 34 признаков, которые оцениваются по  степени  тяжести 
 от 0 до 5:                                                                 
 
                           Оценочные показатели:                            
 
                              I. Галлюцинации.                              
   1. Слуховые галлюцинации.                                                
   2. Комментирующие голоса.                                                
   3. Голоса, разговаривающие между собой.                                  
   4. Телесные или тактильные галлюцинации.                                 
   5. Обонятельные галлюцинации.                                            
   6. Зрительные галлюцинации.                                              
   7. Глобальная оценка галлюцинаций.                                       
   Сумма признаков 1-6 = ...                                                
 
                               II. Бред.                                    
   8. Бред преследования.                                                   
   9. Бред ревности.                                                        
  10. Бред виновности или греховности.                                      
  11. Бред величия.                                                         
  12. Религиозный бред.                                                     
  13. Ипохондрический бред.                                                 
  14. Бред (идея) отношения.                                                
  15. Бред воздействия.                                                     
  16. Бред открытости (чтения) мыслей.                                      
  17. Трансляция мыслей.                                                    
  18. Бредовые идеи вкладывания мыслей.                                     
  19. Бредовые идеи отнятия мыслей.                                         
  20. Глобальная оценка бреда.                                              
  Сумма баллов признаков 8-19 = ...                                         
 
                        III. Необычное поведение.                           
  21. Одежда и внешний вид.                                                 
  22. Социальное и сексуальное поведение.                                   
  23. Агрессивное поведение и возбуждение.                                  
  24. Повторяющееся или стереотипное поведение.                             
  25. Глобальная оценка необычного поведения.                               
  Сумма балов признаков 21-24 = ...                                         
 
          IV. Формальные нарушения мышления (недефицитарные).               
  26. Соскальзывания (разрыхление ассоциации).                              
  27. Ответы по касательной (тангенциальность мышления).                    
  28. Разорванность мышления (инкогерекция, словесная окрошка, шизофазия).                               -  M = 4 
  29. Паралогичиость.                                                       
  30. Обстоятельность.                                                      
  31. Речевой напор (логорея).                                              
  32. Отвлекаемость.                                                        
  33. Ассоциации по созвучию.                                               
  34. Глобальная оценка формальных нарушений мышления.                      
  Сумма балов признаков 26-33 = ...                                         
 
  Сумма баллов по отдельным признакам (1-6)+(8-19)+(21-24)+(26-33) = ...    
  Сумма баллов обобщенных оценок симптомов (7+20+25+34) = ...               
  Общая сумма баллов = ...                                                  
 
      Опросник состоит из 34 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                       ПРИМЕР РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ.                           
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала оценки позитивных симптомов (SAPS).                        
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                         I. Галлюцинации.                                   
 
                          *                                                 
                        5 ┼                                                 
                        4 ┼ ▄         ▄                                     
                        3 ┼ █ ▄ ▄     █ ▄                                   
                        2 ┼ █ █ █     █ █                                   
                        1 ┼ █ █ █ ▄   █ █                                   
                        0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─*                                 
                            A B C D E F G                                   
 
                            II. Бред.                                       
 
                    *                                                       
                  5 ┼         ▄       ▄ ▄ ▄                                 
                  4 ┼ ▄     ▄ █   ▄ ▄ █ █ █                                 
                  3 ┼ █     █ █   █ █ █ █ █ ▄ ▄                             
                  2 ┼ █     █ █   █ █ █ █ █ █ █                             
                  1 ┼ █ ▄ ▄ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █                             
                  0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                           
                      A B C D E F G H I J K L M                             
 
                     III. Необычное поведение.                              
 
                            *                                               
                          5 ┼                                               
                          4 ┼     ▄                                         
                          3 ┼ ▄   █ ▄ ▄                                     
                          2 ┼ █ ▄ █ █ █                                     
                          1 ┼ █ █ █ █ █                                     
                          0 ┼─+─+─+─+─+─*                                   
                              A B C D E                                     
 
                 IV. Формальные нарушения мышления.                         
 
                        *                                                   
                      5 ┼                                                   
                      4 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄                                           
                      3 ┼ █ █ █ █ ▄   ▄ ▄ ▄                                 
                      2 ┼ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █                                 
                      1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █                                 
                      0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                               
                          A B C D E F G H I                                 
 
 
                       Оценочные показатели:                                
 
                          I. Галлюцинации.                                  
   1. Слуховые галлюцинации                             -  A = 4            
   2. Комментирующие голоса                             -  B = 3            
   3. Голоса, разговаривающие между собой               -  C = 3            
   4. Телесные или тактильные галлюцинации              -  D = 1            
   5. Обонятельные галлюцинации                         -  E = 0            
   6. Зрительные галлюцинации                           -  F = 4            
   7. Глобальная оценка галлюцинаций                    -  G = 3            
  --------------------------------------------------------------            
                     Сумма признаков 1-6 = 15                               
 
                            II. Бред.                                       
   8. Бред преследования                                -  I = 4            
   9. Бред ревности                                     -  I = 1            
  10. Бред виновности или греховности                   -  J = 1            
  11. Бред величия                                      -  K = 4            
  12. Религиозный бред                                  -  L = 5            
  13. Ипохондрический бред                              -  B = 1            
  14. Бред (идея) отношения                             -  C = 4            
  15. Бред воздействия                                  -  C = 4            
  16. Бред открытости (чтения) мыслей                   -  D = 5            
  17. Трансляция мыслей                                 -  E = 5            
  18. Бредовые идеи вкладывания мыслей                  -  F = 5            
  19. Бредовые идеи отнятия мыслей                      -  G = 3            
  20. Глобальная оценка бреда                           -  H = 3            
  --------------------------------------------------------------            
                 Сумма баллов признаков 8-19 = 42                           
 
                     III. Необычное поведение.                              
  21. Одежда и внешний вид                              -  Q = 3            
  22. Социальное и сексуальное поведение                -  R = 2            
  23. Агрессивное поведение и возбуждение               -  A = 4            
  24. Повторяющееся или стереотипное поведение          -  Q = 3            
  25. Глобальная оценка необычного поведения            -  A = 3            
  --------------------------------------------------------------            
                 Сумма балов признаков 21-24 = 12                           
 
       IV. Формальные нарушения мышления (недефицитарные).                  
  26. Соскальзывания (разрыхление ассоциации)           -  K = 4            
  27. Ответы по касательной (тангенциальность мышления) -  L = 4            
  28. Разорванность мышления (инкогерекция, словесная                       
      окрошка, шизофазия)                               -  M = 4            
  29. Паралогичиость                                    -  N = 4            
  30. Обстоятельность                                   -  O = 3            
  31. Речевой напор (логорея)                           -  P = 2            
  32. Отвлекаемость                                     -  Q = 3            
  33. Ассоциации по созвучию                            -  R = 3            
  34. Глобальная оценка формальных нарушений мышления   -  A = 3            
  --------------------------------------------------------------            
                 Сумма балов признаков 26-33 = 27                           
 
   Сумма баллов по отдельным признакам                                      
                            (1-6)+(8-19)+(21-24)+(26-33) =  96              
   Сумма баллов обобщенных оценок симптомов (7+20+25+34) =  12              
   Общая сумма баллов                                    = 108              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                           ГАЛЛЮЦИНАЦИИ.                                    
 
      1. Слуховые галлюцинации.                                             
      Больной слышит голоса, шумы или другие звуки, которых,  кроме         
 него, никто не слышит.                                                     
      Значительная выраженность - очевидное и частое наличие  голо-         
 сов.                                                                       
 
      2. Комментирующие голоса.                                             
      Больной слышит голоса, которые постоянно комментируют его по-         
 ведение или мысли.                                                         
      Средняя степень - комментирующие голоса появляются по меньшей         
 мере раз в неделю.                                                         
 
      3. Голоса, разговаривающие между собой.                               
      Больной слышит два или более  голоса,  которые  разговаривают         
 между собой, обычно о больном.                                             
      Средняя степень - голоса, разговаривающие между собой,  появ-         
 ляются по меньшей мере раз в неделю.                                       
 
      4. Телесные или тактильные галлюцинации.                              
      Больной испытывает необычные ощущения в собственном теле.             
      Сомнительная патология.                                               
 
      5. Обонятельные галлюцинации.                                         
      Больной ощущает необычные запахи, которых, кроме него,  никто         
 не чувствует.                                                              
      Отсутствуют.                                                          
 
      6. Зрительные галлюцинации.                                           
      Больной видит образы, фигуры или людей, которых, кроме  него,         
 никто не видит.                                                            
      Значительная выраженность - частые зрительные галлюцинация.           
 
      7. Глобальная оценка галлюцинаций.                                    
      Оценка, базирующаяся на длительности и тяжести  галлюцинаций,         
 а также на их влиянии на жизнь больного.                                   
      Средняя степень - достаточно отчетливые галлюцинации наблюда-         
 ются периодически и являются источником смущения  (стеснения)  для         
 больного.                                                                  
 
 
                               БРЕД.                                        
 
      8. Бред преследования.                                                
      Больной убежден в существовании заговора, направленного  про-         
 тив него, или высказывает идеи преследования  какого-либо  другого         
 вида.                                                                      
      Выраженные  бредовые  идеи   преследования,  сопровождающиеся         
 твердой убежденностью и провоцирующие больного на  соответствующие         
 защитные действия.                                                         
 
      9. Бред ревности.                                                     
      Больной убежден в супружеской неверности или измене.                  
      Сомнительная патология.                                               
 
      10. Бред виновности или греховности.                                  
      Больной убежден в том, что он совершил какой-то ужасный  грех         
 или сделал что-либо непростительное.                                       
      Сомнительная патология.                                               
 
      11. Бред величия.                                                     
      Больной убежден в наличии у него особых возможностей или спо-         
 собностей.                                                                 
      Выраженные бредовые идеи  величия,  сопровождающиеся  твердой         
 убежденностью и провоцирующие больного на  соответствующие  дейст-         
 вия.                                                                       
 
      12. Религиозный бред.                                                 
      Больной охвачен ложными идеями религиозного содержания.               
      Тяжелая степень - разветвленные и систематизированные религи-         
 озные бредовые идеи, определяющие поведение больного большую часть         
 времени; некоторые аспекты бреда или бредового поведения могут но-         
 сить нелепый или причудливый характер.                                     
 
      13. Ипохондрический бред.                                             
      Больной убежден в наличии у него физического заболевания  или         
 нарушений функций внутренних органов.                                      
      Сомнительная патология.                                               
 
      14. Бред (идея) отношения.                                            
      Больной убежден, что происходящее вокруг имеет к нему отноше-         
 ние, или всему придает особое значение.                                    
      Выраженные бредовые идеи отношения, наблюдающиеся не реже од-         
 ного раза в неделю.                                                        
 
      15. Бред воздействия.                                                 
      Больной ощущает, что его чувства и действия контролируются со         
 стороны.                                                                   
      Выраженные и частые идеи воздействия, отражающиеся в  поведе-         
 нии больного.                                                              
 
      16. Бред открытости (чтения) мыслей.                                  
      Больной убежден, что другие люди могут знать то, о чем он ду-         
 мает, или напрямую читать его мысли.                                       
      Тяжелая степень - выраженные и частые ощущения открытости или         
 чтения мыслей, полностью охватывающие личность больного и регуляр-         
 но влияющие на его поведение.                                              
 
      17. Трансляция мыслей.                                                
      Больной убежден, что его мысли транслируются так, что он  сам         
 или другие люди могут слышать их.                                          
      Тяжелая степень - выраженные  и  частые  ощущения  трансляции         
 мыслей, полностью охватывающие личность больного и регулярно отра-         
 жающиеся на поведении больного.                                            
 
      18. Бредовые идеи вкладывания мыслей.                                 
      Больной убежден, что ему в  голову  вкладываются  посторонние         
 (чужие) мысли.                                                             
      Тяжелая степень - выраженные и  частые  феномены  вкладывания         
 мыслей, полностью охватывающие личность больного и регулярно влия-         
 ющие на его поведение.                                                     
 
      19. Бредовые идеи отнятия мыслей.                                     
      Больной убежден, что у него из головы отнимают мысли.                 
      Средняя степень - отчетливые, несколько раз повторяющиеся фе-         
 номены отнятия мыслей.                                                     
 
      20. Глобальная оценка бреда.                                          
      Оценка, базирующаяся на длительности и тяжести бредовых идей,         
 а также по их влиянию на жизнь и поведение бального.                       
      Средняя степень - больной проявляет достаточную  убежденность         
 в бредовых идеях, которые могут часто актуализироваться  и  иногда         
 отражаются на поведении больного.                                          
 
 
                        НЕОБЫЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.                                
 
      21. Одежда и внешний вид.                                             
      Больной странно одет или делает необычным образом  какие-либо         
 другие вещи, изменяющие его внешний вид.                                   
      Средняя степень - одежда или внешний вид носят явно странный,         
 привлекающий внимание окружающих характер.                                 
 
      22. Социальное н сексуальное поведение.                               
      Больной совершает поступки, которые  считаются  неадекватными         
 общепринятым социальным нормам.                                            
      Легкая степень - отдельные  факты  странного  (выделяющегося)         
 поведения.                                                                 
 
      23. Агрессивное поведение и возбуждение.                              
      Больной ведет себя агрессивно или возбужденно и часто непред-         
 сказуемо.                                                                  
      Значительная выраженность -  явная  гневливость  и  агрессив-         
 ность.                                                                     
 
      24. Повторяющееся иди стереотипное поведение.                         
      Больной совершает набор повторяющихся действий или  ритуалов,         
 которые он должен выполнять снова и снова.                                 
      Средняя степень - отчетливые периоды повторяющегося или  сте-         
 реотипного поведения.                                                      
 
      25. Глобальная оценка необычного поведения.                           
      Оценка, отражающая выраженность необычного поведения, а также         
 степень, в которой оно отличается от общепринятых социальных норм.         
      Средняя степень - периоды странного поведения, явно  отличаю-         
 щегося от принятых социальных норм, к которым больной  может  быть         
 относительно критичен.                                                     
 
 
           ФОРМАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ (НЕДЕФИЦИТАРНЫЕ).                  
 
      26. Соскальзывания (разрыхление ассоциации).                          
      Речь больного характеризуется соскальзываниями, т.е.  мыслями         
 не связанными или косвенно связанными с основной темой разговора.          
      Значительная выраженность -  частые  соскальзывания;  большую         
 часть беседы трудно понять, что говорит больной; интервью  затруд-         
 нено.                                                                      
 
      27. Ответы по касательной (тангенциальность мышления).                
      Больной дает бессодержательные ответы или лишь косвенно отно-         
 сящиеся к основной теме разговора.                                         
      Значительная выраженность - частые ответы по касательной, оп-         
 рос больного значительно затруднен.                                        
 
      28. Разорванность мышления (инкогерекция, словесная  окрошка,         
 шизофазия).                                                                
      Речь больного временами становится разорванной, непонятной.           
      Сильная выраженность - значительная часть  речи  непонятна.           
 
      29. Паралогичиость.                                                   
      Отсутствие в речи больного логической связи.                          
      Сильная выраженность - значительная часть речи нелогична.             
 
      30. Обстоятельность.                                                  
      Больной с трудом завершает начатую мысль из-за  множества  не         
 относящихся к основной теме разговора деталей.                             
      Средняя степень - частые эпизоды излишней обстоятельности.            
 
      31. Речевой напор (логорея).                                          
      Больной говорит много и с напором, вследствие чего его трудно         
 прервать.                                                                  
      Легкая степень - прерывистая логорея (т.е. эпизодическое уве-         
 личение речевого напора) с легким  ускорением  темпа  и  усилением         
 громкости речи.                                                            
 
      32. Отвлекаемость.                                                    
      Больной отвлекается на любой внешний стимул, что нарушает те-         
 чение его речи.                                                            
      Средняя степень - больной за время беседы отвлекся 2-4 раза.          
 
      33. Ассоциации по созвучию.                                           
      Больной выбирает слова и строит фразы больше по созвучию, чем         
 по смысловому содержанию.                                                  
      Средняя степень - ассоциации по созвучию отмечались 2-4  раза         
 в течение беседы.                                                          
 
      34. Глобальная оценка формальных нарушений мышления, не отно-         
 сящихся к дефицитариым (негативным) расстройствам. Оценка, отража-         
 ющая частоту и степень выраженности формальных нарушений  мышления         
 в той мере, в которой они нарушают способность больного к общению.         
      Средняя степень - частые проявления; иногда  больного  трудно         
 понять.