МЕТОДИКА:                                  
                  Шкала оценки негативной симптоматики                      
            (Scale for the Assessment of Negative Symptoms)                 
                                  (SANS)                                    
                         (Nancy C. Andreasen, 1982).                        
 
      Клиническая рейтинговая шкала SANS предназначена для количественной и 
 структурной оценки негативных психопатологических расстройств - симптомов, 
 прояляющихся в снижении или отсутствии существующего в норме  психического 
 феномена.                                                                  
 
      Оценочные (рейтинговые) шкалы предназначены для сравнительной  оценки 
 тяжести психопатологических признаков в  динамике  (например,  в  процессе 
 психофармакотерапии) в тех случаях, когда клинический диагноз  заболевания 
 (или данного психического состояния) уже установлен.                       
     При использовании таких шкал необходимо соблюдение следующих условий:  
     1) материал исследования должен быть клинически гомогенным;            
     2) должна быть обеспечена надежность шкал при оценке одним или разными 
 исследователями как разных, так и одних и тех же случаев;                  
     3) необходима воспроизводимость шкал в разных популяциях.              
 
     При оценке степени тяжести отдельных симптомов и  статуса  больного  в 
 целом, а также их изменений в процессе лечения исследователь выбирает  оп- 
 ределенные временные интервалы для оценки состояния больного в динамике  и 
 имеет возможность количественного подкрепления наблюдаемых изменений. Что- 
 бы соблюсти корректность, унифицировать условия заполнения шкал  и  сохра- 
 нить объективность оценки состояния  больного,  рекомендуется  производить 
 обследование больного в одно и то же время суток, одним и тем же  исследо- 
 вателем и др., что обычно обговаривается и фиксируется в протоколе.        
 
      Позитивная психопатологическая  симптоматика - психические  расстрой- 
 ства, вызванные, как предполагается, возбуждением определенных нейропсихо- 
 логических структур головного мозга: раздражительность, сенестопатии,  бо- 
 ли, мания, бред, галлюцинации, кататония, психомоторное возбуждение (симп- 
 томы раздражения).                                                         
      Негативная или дефицитарная психопатологическая симптоматика (симпто- 
 мы выпадения), указывают на торможение  или  выпадение  активности  высших 
 психофизиологических структур головного мозга.                             
      Разграничение позитивных и негативных симптомов основано на концепции 
 эволюции и диссолюции психологических функций H.J. Jackson (1864).  Упомя- 
 нутая концепция предполагает существование 3-х уровней  локализации  функ- 
 ций:                                                                       
      а) спинальный;                                                        
      б) средний (двигательные и сенсорные отделы коры больших полушарий);  
      в) высший (лобные отделы коры больших полушарий).                     
 
      Шкала была создана N. Andersen в 1982 году вместе с шкалой позитивной 
 симптоматики (Scale for the Assessment of  positive  symptoms - SAPS)  как 
 взаимодополняющие психопатологические шкалы для клинической оценки состоя- 
 ния психически больных.                                                    
 
      Шкала содержит 25 признаков, которые оцениваются по  степени  тяжести 
 от 0 до 5:                                                                 
 
      I. Уплощение и ригидность аффекта.                                    
      1. Обеднение мимики.                                                  
      2. Снижение спонтанной подвижности.                                   
      3. Обеднение выразительности моторики.                                
      4. Избегание контакта взглядом.                                       
      5. Уплощение аффекта.                                                 
      6. Неадекватность аффекта (паратимии).                                
      7. Монотонность, снижение выразительности речи.                       
      8. Субъективное ощущение потери эмоций.                               
 
      II. Нарушения речи.                                                   
      1. Обеднение словарного запаса.                                       
      2. Обеднение тематики разговора.                                      
      3. Обрывы мыслей.                                                     
      4. Ответы с задержкой.                                                
      5. Субъективная оценка нарушений речи.                                
 
      III. Апато-абулические расстройства.                                  
      1. Уход за собой.                                                     
      2. Снижение продуктивности в работе или учебе.                        
      3. Снижение физического энергетического потенциала.                   
      4. Субъективная оценка апато-абулических нарушений.                   
 
      IV. Ангедония - асоциальность.                                        
      1. Активность свободного времени.                                     
      2. Сексуальные интересы.                                              
      3. Способность чувствовать интимность и близость.                     
      4. Отношения с родными и коллегами (аутизм).                          
      5. Субъективное осознание ангедонии-асоциальности.                    
 
      V. Внимание.                                                          
      1. Невнимательность в контакте.                                       
      2. Невнимательность при психологическом тестировании.                 
      3. Субъективное восприятие снижения концентрации внимания.            
 
      Интерпретация:                                                        
      низкий уровень нарушений при общем балле менее 30,                    
      средний уровень - 30-60,                                              
      высокий - свыше 60.                                                   
 
      Опросник состоит из 25 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
 
                       ПРИМЕР РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ.                           
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала оценки негативной симптоматики (SANS).                     
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                   Шкала негативной симптоматики.                           
 
    0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█──────────────────────────╢> НС            
 
        <───[-]────><───[=]────><──────────[+]───────────>                  
 
 
                  Структура негативной симптоматики.                        
 
        *                                                                   
      5 ┼                           ▄   ▄         ▄                         
        │                           █   █         █                         
      4 ┼ ▄   ▄       ▄             █ ▄ █   ▄   ▄ █                         
        │ █   █       █             █ █ █   █   █ █                         
      3 ┼ █ ▄ █   ▄   █             █ █ █   █ ▄ █ █   ▄                     
        │ █ █ █   █   █             █ █ █   █ █ █ █   █                     
      2 ┼ █ █ █ ▄ █   █     ▄ ▄     █ █ █   █ █ █ █   █ ▄                   
        │ █ █ █ █ █   █     █ █     █ █ █   █ █ █ █   █ █                   
      1 ┼ █ █ █ █ █ ▄ █   ▄ █ █ ▄   █ █ █   █ █ █ █   █ █ ▄                 
        │ █ █ █ █ █ █ █   █ █ █ █   █ █ █   █ █ █ █   █ █ █                 
      0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*               
          A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y                 
          _______________ _________ _______ _________ _____                 
                 I            II      III      IV       V                   
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
   I. Уплощение и ригидность аффекта                                        
   1. Обеднение мимики                                  - A = 4             
   2. Снижение спонтанной подвижности                   - B = 3             
   3. Обеднение выразительности моторики                - C = 4             
   4. Избегание контакта взглядом                       - D = 2             
   5. Уплощение аффекта                                 - E = 3             
   6. Неадекватность аффекта (паратимии)                - F = 1             
   7. Монотонность, снижение выразительности речи       - G = 4             
   8. Субъективное ощущение потери эмоций               - H = 0             
 
   II. Нарушения речи.                                                      
   1. Обеднение словарного запаса                       - I = 1             
   2. Обеднение тематики разговора                      - J = 2             
   3. Обрывы мыслей                                     - K = 2             
   4. Ответы с задержкой                                - L = 1             
   5. Субъективная оценка нарушений речи                - M = 0             
 
   III. Апато-абулические расстройства.                                     
   1. Уход за собой                                     - N = 5             
   2. Снижение продуктивности в работе или учебе        - O = 4             
   3. Снижение физического энергетического потенциала   - P = 5             
   4. Субъективная оценка апато-абулических нарушений   - Q = 0             
 
   IV. Ангедония - асоциальность.                                           
   1. Активность свободного времени                     - R = 4             
   2. Сексуальные интересы                              - S = 3             
   3. Способность чувствовать интимность и близость     - T = 4             
   4. Отношения с родными и коллегами (аутизм)          - U = 5             
   5. Субъективное осознание ангедонии-асоциальности    - V = 0             
 
   V. Внимание.                                                             
   1. Невнимательность в контакте                       - W = 3             
   2. Невнимательность при психологическом тестировании - X = 2             
   3. Субъективное восприятие снижения концентрации                         
                                               внимания - Y = 1             
   ------------------------------------------------------------             
            Общий тестовый показатель - НС  = 63  50%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                 I. Уплощение и ригидность аффекта.                         
      1. Обеднение мимики: выражено.                                        
      2. Снижение спонтанной подвижности: умеренно.                         
      3. Обеднение выразительности моторики: выражено.                      
      4. Избегание контакта взглядом: в легкой степени.                     
      5. Уплощение аффекта: умеренно.                                       
      6. Неадекватность аффекта (паратимии): спорно.                        
      7. Монотонность, снижение выразительности речи: выражено.             
      8. Субъективное ощущение потери эмоций: отсутствует.                  
 
                         II. Нарушения речи.                                
      1. Обеднение словарного запаса: спорно.                               
      2. Обеднение тематики разговора: в легкой степени.                    
      3. Обрывы мыслей: в легкой степени.                                   
      4. Ответы с задержкой: спорно.                                        
      5. Субъективная оценка нарушений речи: отсутствует.                   
 
               III. Апато-абулические расстройства.                         
      1. Уход за собой: тяжелые нарушения.                                  
      2. Снижение продуктивности в работе или учебе: выражено.              
      3. Снижение физического энергетического потенциала: тяжелые           
  нарушения.                                                                
      4. Субъективная оценка  апато-абулических  нарушений:  отсут-         
 ствует.                                                                    
 
                  IV. Ангедония - асоциальность.                            
      1. Активность свободного времени: выражено.                           
      2. Сексуальные интересы: умеренно.                                    
      3. Способность чувствовать интимность и близость: выражено.           
      4. Отношения с родными и коллегами (аутизм): тяжелые  наруше-         
 ния.                                                                       
      5. Субъективное осознание ангедонии-асоциальности: отсутству-         
 ет.                                                                        
 
                          V. Внимание.                                      
      1. Невнимательность в контакте: умеренно.                             
      2. Невнимательность при психологическом тестировании: в  лег-         
 кой степени.                                                               
      3. Субъективное восприятие  снижения  концентрации  внимания:         
 спорно.                                                                    
 
      ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ НЕГАТИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ: ВЫСОКИЙ.