МЕТОДИКА:
Уровень развития волевой саморегуляции
(А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман).
Методика предназначена для диагностики уровеня развития волевой само-
регуляции личности.
Обработка результатов.
Цель обработки результатов - определение величин индексов волевой са-
морегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчи-
вость" (Н) и "самообладание" (С).
Каждый индекс - это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений
ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный
балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале
"настойчивость" - от О до 16 и по субшкале "самообладание" - от 0 до 13.
Анализ результатов.
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера
овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность созна-
тельно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в
целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самооб-
ладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними
значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально
возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень
развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы
"В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" - 8, для шкалы "С" - 6.
Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, ак-
тивных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность
в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство
собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы,
планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и спо-
собны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитив-
ной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внут-
ренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый
нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтаннос-
ти.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустой-
чивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий
фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неус-
тойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с
выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии
и самоконтролю.
Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека - его
стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе - деятель-
ные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного,
их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соб-
лазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уваже-
ние к социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение.
В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниа-
кальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повы-
шенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить
к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон ак-
тивности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц по-
вышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенден-
цией к свободной трактовке социальных норм.
Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмо-
циональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди
эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях.
Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от
страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, нео-
жиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к
новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконт-
ролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к
повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности
и утомляемости.
На другом полюсе данной субшкалы - спонтанность и импульсивность в
сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают
человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют
невозмутимому фону настроения.
Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна.
Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с пробле-
мами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они от-
ражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. В отличие от них
низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют ком-
пенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии
свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекват-
но реагировать на те или иные ситуации.
Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно
разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в
первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.
Примечание к компьютерной версии.
В авторской методики приводится описание интерпретаций только крайних
значений тестовых показателей и отсутствует описание промежуточных града-
ций.
В данной компьютерной версии автоматическая интерпретация данных тес-
тирования основана на следующих условных критериях:
шкалы низкие пониженые средние повышенные высокие
Общий уровень волевой
саморегуляции 0-5 6-11 12-13 14-18 19-24
Настойчивость 0-3 4-7 8-9 10-12 13-16
Самообладание 0-2 3-5 6-7 8-10 11-13
Более точные градации могут быть получены только после статистической
обработки группы обследуемых сформированной на выборке той сферы деятель-
ности, в которой работает психолог проводящий тестирование.
Опросник состоит из 30 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Уровень развития волевой саморегуляции.
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Диагностическая шкала:
В ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓████───────────────────╢>
<─────────[-]─────────>[=]<─────────[+]────────>
Дополнительные шкалы:
Н ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓██████─────────╢>
<─────[-]─────>[=]<─────[+]────>
C ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓─────────────╢>
<───[-]───>[=]<────[+]───>
Tестовые показатели:
Общий уровень волевой саморегуляции - В = 15
Настойчивость - Н = 12
Самообладание - С = 7
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Общий уровень волевой саморегуляции.
Повышенное умение владеть собственным поведением в различных
ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями,
состояниями и побуждениями.
Эмоциональная зрелость, активность, независимость, самостоя-
тельность, спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намере-
ний, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга.
Хорошая рефлексия личных мотивов, планомерность реализации возни-
кающих намерений, умение распределять усилия и способность контро-
лировать свои поступки, выраженная социально-позитивная направлен-
ностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней на-
пряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый ню-
анс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спон-
танности.
2. Настойчивость.
Повышенная сила намерений - стремления к завершению начатого
дела.
Деятельный, работоспособный, активно стремящийся к выполнению
намеченного, его мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлека-
ют альтернативы и соблазны, главная его ценность - начатое дело.
Таким людям свойственно уважение к социальным нормам, стремление
полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возмож-
на утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.
3. Самообладание.
Средний уровень произвольного контроля эмоциональных реакций
и состояний.
|