МЕТОДИКА:                                  
                     Прогрессивные матрицы Дж. Равена                       
                               (Дж. Равен)                                  
                      (Raven's Progressive Matrices)                        
                               (J.C. Raven).                                
 
      Данный тест интеллекта предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. 
 Методика разрабатывалась в соответствии с традициями английской школы изу- 
 чения интеллекта, согласно которым наилучшим  способом  измерения  фактора 
 УGФ (единого фактора интеллекта) является выявление  отношений  между  аб- 
 страктными фигурами.  Поэтому неудивительно, что в настоящее время практи- 
 чески все психологи отмечают, что тест Равена является одним  из  наиболее 
 "чистых" измерений упомянутого G-фактора. Кроме того, тест Равена измеряет 
 продуктивные свойства интеллекта, конторые позволяют предсказывать  интел- 
 лектуальные достижения человека. Тест Равена активно применяется  отечест- 
 венными и зарубежными исследователями, в частности, для оценки интеллекту- 
 ального уровня личности, проверки способности  человека  воспринимать  от- 
 дельные формы, а также понимать их характер и взаимные связи.  Шкала  вос- 
 приятия матриц создавалась с учетом двух теорий:  теории  воприятия  форм, 
 которую развивала гештальтпсихология, и теории меогенезиса К. Спириека.  В 
 тесте учитываются три психических процесса: внимательность,  восприятие  и 
 мышление. Результатами тестирования являются 5 чисел,  определяющих  число 
 правильных ответов в каждой их пяти серий по 12 рисунков, и число, опреде- 
 ляющее общее число правильных ответов. Кроме того, психолог может получить 
 рассчитанный на основе теста коэффициент интеллекта тестируемого (IQ).     
      Сегодня успешность выполнения теста "Прогрессивные матрицы"  большин- 
 ством психологов расценивается как показатель способности к обучаемости  в 
 условиях отсутствия внешних указаний  (на  основе  обобщения  собственного 
 опыта).                                                                    
      Равен полагал, что умственные способности включают в себя  два компо- 
 нента:                                                                     
      1) продуктивный (способность выявлять связи и соотношения,  приходить 
 к выводам, непосреднственно не представленным в заданной ситуации);        
      2) репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и  усвоенную 
 информацию).                                                               
      При разработке теста была сделана попытка реализовать  принцип  прог- 
 рессивности, заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и  
 их серий является как бы подготовкой обследуемого к  выполнению  последую- 
 щих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий.                 
      Пытаясь найти способ измерения продуктивных возможностей  интеллекта, 
 совместно с Л. Пенроузом Дж. Равен создал особый тест, ориентированный  на 
 диагностику способности к выявлению законномерностей в  организации  серий 
 последовательно усложняющихся фигур.                                       
      В основу теста была положена теория интеллекта Спирмена. По его  мне- 
 нию, наилучшим способом определения интеллекта является тест на поиск  аб- 
 страктных отношений, а также предположение о том, что испытуемый  первона- 
 чально воспринимает задание как целое, затем выделяет закономерности изме- 
 нения элементов образа, после чего выделенные элементы включаются в целос- 
 тный образ и находится недостающая часть изображения.                      
      В качестве стимульного материала теста были выбраны абстрактные  гео- 
 метрические фигуры с внутренним рисунком, организованным по опренделенному 
 закону.                                                                    
      Методика Дж. Равена предназначена для диагностики уровня  интеллекту- 
 ального развития испытуемых в возрасте от 8 до 65 лет. Она относится к так 
 называемым "культурно-независимым" тестам, так  как  показатели  по  этому 
 тесту практически не зависят от наличия знаний, обусловленных жизнью и оп- 
 ределенной культурой.                                                      
      При выполнении теста используются  следующие  мыслительные  операции: 
 установление сходства и различия, установление направления полос в  одном, 
 двух направлениях, умножение признаков, владение симметрией (центральной и 
 осевой), вычленение аналогий  и  умножение  признаков,  двойное  вычитание 
 признаков.                                                                 
      Всего можно выделить 5 этапов выполнения заданий с матрицами:         
      1) различение похожих фигур от непохожих (точнность восприятия);      
      2) учет ориентации фигуры;                                            
      3) способность представить несколько отдельных фигур как целое,  учи- 
 тывая симметрию;                                                           
      4) различение (анализ) элементов целого;                              
      5) вычисление закономерности и использование ее.                      
 
      Дж. Равеном  были созданы три основных варианта теста:                
      1. Более простой цветной тест, предназначенный для детей от 5  до  11 
 лет. В этом варианте теста иснпользуются три серии, различающиеся по уров- 
 ню трудности. В каждой серии - 12 матриц.                                  
      2. Черно-белый вариант для детей и подростков от 8 до 14 лет и взрос- 
 лых от 20 до 65 лет. Во втором варианте насчитывается 5 серий (А, В, С, D, 
 E) по 12 заданий, расположенных по возрастанию трудности. Трудность  зада- 
 ний возрастает от серии А к серии Е. Первые 5 заданий серии  А  испытуемый 
 выполняет с помощью экспериментатора, остальные - самостоятельно. Испытуе- 
 мый должен выбрать правильный ответ из 6-8 предложенных.  Число  вариантов 
 ответа увеличивается по мере возрастания трудности серии.                  
      3. Вариант теста, созданный  в  1977  году  Дж. Равеном  совместно  с 
 Д. Кортом и предназначенный для лиц с высоким интеллектуальным уровнем.  В 
 этом варианте оригинальный материал теста претерпел значительные изменения 
 (усложнились задания, были введены новые серии). Существенной особенностью 
 этого варианта является дополнение теста вербальной шкалой, что, по мнению 
 разработчиков, в немалой мере способствует расширению  области  применения 
 теста.                                                                     
 
      Каждая серия заданий составлена по определеннным принципам.           
      Серия А. Диагностируется способность к разлинчению (выделению) основ- 
 ных элементов структунры, а также способность к выявлению и раскрытию свя- 
 зей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и  сличению  ее  с 
 представленными образцами (испытуемому  необходимо  дополнить  недостающую 
 часть изображения). Тестовые задачи заключаются в  дополнении  недостающих 
 частей матрицы. Фигуры статические. При решении этих задач респондент про- 
 ходит два процесса: во-первых, так как дифференциация и  анализ  структуры 
 являются основными элементами, осознание связи этих элементов,  во-вторых, 
 определение недостающей  части  структуры  и  сравнение  окружающей  среды 
 вокруг недостающей части с шестью вырезами под матрицей.                   
      Психологическое значение: решение зависит от уровня статического  по- 
 ложения, внимательности и уровня визуальной способности различать.         
      Серия В. Оценивается способность к нахождению  аналогии  между  двумя 
 парами фигур. Задачи составлены по принципу аналогии  между  двумя  парами 
 фигур (дополнение отношений): a : b = c : x. Задача субъекта: открыть этот 
 принцип с помощью постепенного  распознания  элементов. При этом использу- 
 ется способность уловить симметрию между фигурами.                         
      Психологическое значение: способность линейного различения и заключе- 
 ния на основе линейных отношений.                                          
      Серия С. Задания этой серии позволяют продиагносцировать  способность 
 выявлять сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогаще- 
 ния по вертикали и горизонтали. Задачи основаны на сложных изменениях  фи- 
 гур в матрицах в соответствии с определенным логическим принципом построе- 
 ния фигур и динамических изменений в пространстве (обогащение фигур в  го- 
 ризонтальном и вертикальном направлении и суммирование этих новых  элемен- 
 тов в окончательной отсутствующей фигуре).                                 
      Психологическое значение: проявляется способность динамического  раз- 
 вития и исследования плавных изменений, динамическая внимательность.       
      Серия D. Оценивается способность к пространственной перестановке  фи- 
 гур в матрице по горинзонтальному  и  вертикальному  направлениям.  Задачи 
 расположены по принципу переставления фигур в матрице в  горизонтальном  и 
 вертикальном направлении. Решение предусматривает исследование  закономер- 
 ности последовательности фигур в зависимости от закономерности сложных пе- 
 ремен.                                                                     
      Серия E. Данная серия считается наиболее сложной. Благодаря ей  выяв- 
 ляется способность к  аналитико-синтетической  мыслительной  деятельности. 
 Испытуемому предлагаются задания, в которых он должен проанализировать фи- 
 гуры основного изображения, а затем "собрать" недостающую фигуру  по  час- 
 тям. Задачи заключаются в анализе и синтезе фигур (от частных элементов) в 
 соответствии с принятым принципом. Требуется сложение и вычитание  элемен- 
 тов фигур, перемещение частей в соответствии с принципами алгебры.  Недос- 
 тающий член фигуры ищут с помощью  алгебраических  операций  с  остальными 
 членами структуры.                                                         
      Психологическое значение: решение зависит от способности  исследовать 
 сложное качественное и количественное развитие  динамических  кинетических 
 рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.                    
 
      Тест может проводиться как с ограничением времени выполнения заданий, 
 так и без ограничения (по желанию исследователя). Ниже приводится таблица, 
 в которой указаны дополнительные баллы, нанчисляемые  (или  снимаемые)  за 
 скорость выполнения теста.                                                 
 
 Время выполнения (мин)     10   11,6   13,3  15  16  17-25  26,6           
 Количество дополнительных                                                  
                 баллов     +9   +7     4-5  +3  +1    0    -1              
 
 Время выполнения (мин)     28   30     31   33  35   36    38              
 Количество дополнительных                                                  
                 баллов     -2   -3     -4   -5  -6   -7    -8              
 
      При обработке результатов каждое верное решение оценивается в 1 балл. 
 Подсчитывают общую сумму полученных баллов, а также число правильных реше- 
 ний в каждой из пяти серий. Полученный  показатель  переводят  в  проценты 
 (60 баллов - 100 %). Различают 5 степеней интеллектуального уровня:        
 1-я степень - больше 95 % - особо развитый интеллект,                      
 2-я степень - 75 - 94 % - выше среднего,                                   
 3-я степень - 25 - 74 % - средний уровень,                                 
 4-я степень - 5 -24 % - ниже среднего,                                     
 5-я степень - меньше 5 % - интеллектуальная дефективность.                 
      IQ определяют по специальной таблице. Для этого по вертикали  следует 
 найти сумму набранных баллов, а по горизонтали - возраст  испытуемого.  На 
 пересечении и будет показатель IQ. Ниже приводится  характеристика  уровня 
 IQ:                                                                        
 1) 140 и больше - выдающийся;                                              
 2) 120-139 - очень высокий (5 баллов);                                     
 3) 110-119 - хороший (4 балла);                                            
 4) 100- 109 - выше среднего (3,5 балла);                                   
 5) 90-99 - средний (3 балла);                                              
 6) 80-89 - ниже среднего (2 балла);                                        
 7) 70-79 - слабый (1 балл);                                                
 8) 50-69 - очень слабый (0 баллов);                                        
 9) 20 - 49 - слабоумие.                                                    
      Необходимо учитывать, что при предъявлении теста испытуемому  нельзя  
 менять последовательность матриц. Как правило, тест используется  индиви-  
 дуально, особенно при работе с младшими школьнниками. При работе  с  этим  
 тестом вы должны доброжелательно реагировать на ответы ребенка, даже если  
 они ошибочны, не выказывая при этом своего недовольства. Время решения не  
 ограничено. Ребенок может дать несколько различных ответов при рассмотре-  
 нии одной матрицы, при этом учитываетнся последний названный ответ.        
      При работе с детьми инструкция к тесту должна содержать указание  на  
 отсутствие в "коврике" (образце) кусочка и на необходимость найти  подхо-  
 дящий кусочек среди шести предлагаемых вариантов, находящихся ниже  зада-  
 ния. В качестве обучающего примера используется задание А1,  причем  рас-  
 сматриваются все шесть вариантов решения и выясняется, почему 5 из них не  
 подходят, а только один вариант является  правильным.  Остальные  задания  
 используются для тестирования. Вы можете помогать, если ребенок ошибся  в  
 первый и второй раз, подбадривающе говоря  ему:  "Подумай  еще".  Если  и  
 третья попытка неудачна, то задание не засчитывается.                      
 
      Инструкция.                                                           
      На рисунке представлен прямоугольник, содержащий узор с  пробелом  в  
 нижнем правом углу. Под прямоугольником находится несколько пронумерован-  
 ных фрагментов с узорами. Вам необходимо выбрать среди них такой, который  
 содержит те же элементы, что и узор прямоугольника. Соответствующий номер  
 фрагмента впишите в бланк ответов.                                         
      Необходимо работать внимательно и как можно быстрее, не следует  за-  
 держиваться на одном задании и пропускать задания.                         
 
      В методике Дж. Равена предусмотрена возможность подсчета так называ-  
 емого "индекса вариабельности". Этот индекс позволяет сделать  заключение  
 о достоверности полученных результатов.                                    
      Индекс определяют, исходя из приведенной ниже таблицы  распределения  
 числа правильных решений в каждой из пяти серий.  Варианты  распределения  
 по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех  се-  
 риях. К примеру, при общей оценке в 20 баллов  по  отдельным  сериям  они  
 распределяются следующим образом: А - 9; В - 6; С - 3; D - 2; E - 0. Таб-  
 личное распределение сравннивают с полученным в конкретном случае; разнон  
 сти ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммиру-  
 ются. Полученная величина и является "индексом вариабельности".  Нормальн  
 ные значения индекса в пределах от 0 до 4 свидентельствуют о достовернос-  
 ти результата исследованния. При увеличении индекса до критического  знан  
 чения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.                   
      Сопоставление реального и ожидаемого распренделения количества  пра-  
 вильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых,  выполнявших  
 задание путем угадывания. Кроме того, значение данного индекса может ока-  
 заться значительно выше критического в случае установки испытуемого симу-  
 лировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в  ре-  
 шении самых простых задач).                                                
      Данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с  по-  
 казателями других распространенных тестов общих способностей.              
      Коэффициент надежности теста, по  данным  различных  исследователей,  
 варьирует от 0,70 до 0,89. Средняя трудность заданий теста - 32,12%.  По-  
 казатель валидности прогностической теста (по связи с критерием  успевае-  
 мости) - 0,72.                                                             
 
                        ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                                
 
                                 ---                                        
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.                            
 
  Методика: Прогрессивные матрицы Дж. Равена.                               
  Ф.И.О.:  К.Ш.                                                             
  Возраст: >16                                                              
  Дата:    19.03.10   Время: 14:45:12                                       
  Доп.данные: высш. обр                                                     
 
 
                        Тестовые показатели:                                
                           1. Серия A =12                                   
                           2. Серия B =12                                   
                           3. Серия C = 9                                   
                           4. Серия D = 9                                   
                           5. Серия E = 6                                   
 
           Общее время выполнения задания     =  00:20:18                   
           Индекс вариабельности              =  12                         
           Общий тестовый показатель в баллах =  48                         
           Степень интеллектуального уровня   =  80% (2)                    
           Коэффициент интеллекта IQ          =  108                        
 
                       Протокол тестирования:                               
 
                 1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12                         
            A:   4  5  1  2  6  3  6  2  1  3  4  5                         
            B:   2  6  1  2  1  3  5  6  4  3  4  5                         
            C:   8  2  3  8  7  4  5  6  7  6  5  3                         
            D:   3  2  3  7  8  6  7  4  1  2  6  6                         
            E:   7  6  8  2  1  5  5  6  5  7  -  -