МЕТОДИКА:
Диагностика полимотивационных тенденций в "Я-концепции" личности
(С.М. Петров).
Использование стимульного материала в виде пословиц для изучения мо-
тивационной сферы личности обусловлено их близостью к архетипическим обра-
зованиям психики и ментальным формам сознания, а также их образностью, по-
нятностью, должным эмоциональным потенциалом. Все это адекватно отражает
мотивационную обусловленность "Я-концепцию" личности.
Для повышения достоверности методики используется два ее варианта (А
и Б).
Обработка результатов.
Включенные в методику пословицы диадными плеядами тяготеют друг к
другу и имеют общий метасмысл. Основываясь на диадной плеядности пословиц,
полимотивационную "Я-концепцию" личности составили 16 парных мотивационных
тенденций. Учитывая альтернативную направленность пословиц в каждой паре,
о выраженности первой мотивационной тенденции можно судить, когда нечетные
номера пословиц оцениваются знаком "+", а четные знаком "-". И наоборот,
когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком "-", а четные - "+",
можно говорить о доминировании противоположной тенденции.
Ключ и интерпретация.
1. Акизитивная (материальная) мотивация представлена пословицей №1
(противоположная - пословицей №2), отражает отношение к материальному бла-
гополучию в жизни, деньгам, определяет значимость для индивида материаль-
ной стороны жизни, вытекает общей ориентации на благополучие.
2. Гедонистическая мотивация представлена пословицей №3 (противопо-
ложная - пословицей № 4), выражает ориентацию на упрощенные способы су-
ществования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, характеризу-
ет потребность в телесном и душевном комфорте.
3. Оптимистическая мотивация представлена пословицей №5 (противопо-
ложная пессимистическая - пословицей №6), отражает веру в хорошее, надежду
на лучшее в жизни, характеризуется пассивным ожидаем благополучия/неблаго-
получия в жизни, определяется как оптимистический/пессимистический фата-
лизм.
4. Коммуникативная мотивация представлена пословицей №7 (противополож-
ная - пословицей №8), выражает потребность в общении, в дружбе, отражает
степень направленности субъекта на взаимодействие, коммуникацию.
5. Познавательная мотивация представлена пословицей №9 (противополож-
ная - пословицей №10), отражает потребность в выполнении работы, направ-
ленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через прео-
доление трудностей.
6. Трудовая мотивация представлена пословицей №11 (противоположная -
пословицей №12), отражает потребность в выполнении работы, направленность
на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление
трудностей.
7. Нормативная мотивация представлена пословицей №13 (противополож-
ная - пословицей №14), отражает ориентацию на выполнение групповых и соци-
альных норм, свидетельствует о социальной идентификации, характеризует
степень ориентации индивида на долженствование, ответственность, необходи-
мость.
8. Нравственная мотивация представлена пословицей №15 (противополож-
ная - пословицей №16), отражает ориентацию индивида на соблюдение нрав-
ственных норм, характеризует желание жить по правде, по совести, по спра-
ведливости, относится к духовной деятельности человека.
9. Губристич`ескэя мотивация как стремление к совершенству представле-
на пословицей №17 (противоположная - пословицей №18), отражает ориентацию
на развитие, потребность в достижении, самоопределении.
10. Пугническая мотивация представлена пословицей №19 (противополож-
ная - мотивация к индивидуальной безопасности - пословицей №20), выражает
потребность в действенном, активном преодолении трудностей, стремление бо-
роться с жизненными обстоятельствами, даже если это связано с определенным
риском
11. Губристическая мотивация как стремление к превосходству представ-
лена пословицей №21 (противоположная - пословицей №22), выражает потреб-
ность в уважении, авторитете среди людей (престижная), в признании, успехе
(глорическая), в первенстве.
12. Мотивация позитивного отношения к людям представлена пословицей
№23 (противоположная - пословицей №24), выражает ориентацию на хорошее,
положительное отношение к людям, веру в доброту людей.
13. Мотивация избегания неприятностей представлена пословицей №26
(противоположная - пословицей №25), отражает потребность в избегании не-
приятностей с внешним окружением, угроз, опасностей.
14. Мотивация индивидуализации представлена пословицей №27 (противо-
положная -пословицей №28), выражает либо желание ориентироваться на себя,
либо делать так, как другие хотят, вместе с другими.
15. Эгоцентрическая мотивация представлена пословицей №29 (противопо-
ложная паритетная мотивация - пословицей №32), отражает ориентацию челове-
ка на себя, желание думать о себе без ущерба для других, либо ориентацию
на других, желание думать о других без ущерба для себя.
16. Альтруистическая мотивация представлена пословицей №31 (противо-
положная эгоистическая мотивация - пословицей №30), выражает ориентацию на
других, желание думать о других даже в ущерб себе, либо ориентацию на се-
бя, желание думать о себе даже в ущерб другим.
Примечания к компьютерной версии.
1. При вводе результатов тестирования в режиме "Бланк" ответу "Да"
(согласен с содержанием пословицы) присваивается условное значение "1", а
ответу "Нет" - "0".
2. Для "технического" варианта графического отображения результатов
тестирования каждому из 16 типов мотивации присваивается "1", если нечет-
ные номера пословиц оцениваются знаком "+", а четные знаком "-". И наобо-
рот, когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком "-", а четные -
"+", данному типу мотивации присваивается значение "-1". Сочетания "+" "+"
приравниваются к "0", но графически отображается выше и ниже отметки "0".
Сочетания "-" "-" также приравниваются к "0", но графически не отображают-
ся никакими символами.
3. Цветной график строится по данным оценки испытуемым всех 32 посло-
виц. При этом ответу "Да" прямой тенденции присваивается значение "1", от-
вету "Да" противоположной тенденции - "-1", а ответам "Нет" - "0".
Эти числа необходимы исключительно для компьютерной обработки данных
тестирования и не несут никакой другой математической нагрузки.
4. В файл статистической обработки данных психологических исследова-
ний результаты тестирования записываются также, как и в режиме "Бланк" -
ответу "Да" (согласен с содержанием пословицы) присваивается значение "1",
а ответу "Нет" - "0". В данном случае числовые присваивания имеют значе-
ние и позволяют применять многофункциональный непараметрический критерий
Фишера.
5. В разделе "Тестовые показатели" последнего отчета приняты следую-
щие условные обозначения:
если прямая (нечетная) тенденция "Да", а противоположня (четная)
"Нет", тип мотивации обозначается как "+";
если прямая (нечетная) тенденция "Нет", а противоположня (четная)
"Да", тип мотивации обозначается как "-";
если и прямая и противоположня "Да", тип мотивации обозначается как
"+-";
если и прямая и противоположня "Нет", тип мотивации обозначается как
"0";
6. Интерпретация результатов тестирования:
если прямая (нечетная) тенденция "Да", а противоположня (четная)
"Нет", результат тестирования интерпретируется как преобладание первой мо-
тивационной тенденции;
если прямая (нечетная) тенденция "Нет", а противоположня (четная)
"Да", результат тестирования интерпретируется как преобладание противопо-
ложной мотивационной тенденции;
варианты "+" "+" и "-" "-" не интерпретируются.
Вариант "+" "+" может означать как конфликт противоположных тенден-
ций, так и взаимокомпенсированное гармоничное проявление обеих тенденций.
Вариант "-" "-", т.е. отрицание обеих тенденций, может означать самые
различные сознательные и бессознательные психические процессы: "вытесне-
ние", подавление, конфликт, амбивалетность и т.д.
7. Акизитивная (материальная) мотивация в варианте вопросника "А" от-
ражающая отношение к материальному благополучию представлена пословицей
№1:
"1. Счастье лучше богатства."
Противоположная - пословицей №2:
"2. Беднее всех бед, когда денег нет."
В данном случае прямая тенденция означает низкую значимость матери-
альной стороны жизни, а противоположная - высокую.
Аналогичная направленность тенденций и в варианте вопросника "Б".
Стимульный материал состоит из 32 пословиц.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Полимотивационные тенденции в "Я-концепции" личности.
Ф.И.О: _________________
Доп. данные: ___________
Диаграмма:
*
+ ┼─▄▄────▄▄─▄▄─▄▄─▄▄──────────▄▄─▄▄────▄▄──────────
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─▀▀────▀▀─▀▀─▀▀─▀▀─▄▄─▄▄─██─▀▀─▀▀────▀▀─██─██─██─
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██
│ ██ ██
- ┼─+──+──+──+──+──+──▀▀─▀▀─+──+──+──+──+──+──+──+──*
Ак Гд Оп Км Пз Тр Нм Нр Гс Пг Гп По Из Ин Эг Ал
Тестовые показатели:
1. Акизитивная мотивация - Ак = "+"
2. Гедонистическая мотивация - Гд = "0"
3. Оптимистическая мотивация - Оп = "+"
4. Коммуникативная мотивация - Км = "+"
5. Познавательная мотивация - Пз = "+"
6. Трудовая мотивация - Тр = "+"
7. Нормативная мотивация - Нр = "-"
8. Нравственная мотивация - Нв = "-"
9. Губристическая мотивация
как стремление к совершенству - Гс = "+-"
10. Пугническая мотивация - Пг = "+"
11. Губристическая мотивация
как стремление к превосходству - Гп = "+"
12. Мотивация позитивного отношения к людям - По = "0"
13. Мотивация избегания неприятностей - Из = "+"
14. Мотивация индивидуализации - Ин = "+-"
15. Эгоцентрическая мотивация - Эг = "+-"
16. Альтруистическая мотивация - Ал = "+-"
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженная значимость материальной стороны жизни, слабо выра-
женная общая ориентация на материальное благополучие.
Оптимистичность, вера в хорошее, надежда на лучшее в жизни,
характеризуется пассивным ожидаем благополучия в жизни, определя-
ется как оптимистический фатализм.
Потребность в общении, в дружбе, отражает повышенную степень
направленности личности на взаимодействие, коммуникацию.
Ориентация на познание окружающего мира, стремление к получе-
нию новой информации, расширению собственного кругозора.
Потребность в выполнении работы, направленность на труд, ори-
ентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление труд-
ностей.
Пониженная напрвленность на выполнение групповых и социальных
норм, свидетельствует о слабой социальной идентификации, характе-
ризует пониженную степень ориентации личности на долженствование,
ответственность, необходимость.
Пониженная ориентация на соблюдение нравственных норм, харак-
теризует желание жить по правде, по совести, по справедливости,
относится к духовной деятельности человека.
Стремление к индивидуальной безопасности, выражает потреб-
ность в действенном, активном преодолении трудностей, стремление
бороться с жизненными обстоятельствами, даже если это связано с
определенным риском.
Стремление к превосходству, выражает потребность в уважении,
авторитете среди людей (престижная), в признании, успехе (глори-
ческая), в первенстве.
Потребность в избегании неприятностей с внешним окружением,
угроз, опасностей.
|