МЕТОДИКА:                                  
      Диагностика полимотивационных тенденций в "Я-концепции" личности      
                               (С.М. Петров).                               
 
      Использование стимульного материала в виде пословиц для изучения  мо- 
 тивационной сферы личности обусловлено их близостью к архетипическим обра- 
 зованиям психики и ментальным формам сознания, а также их образностью, по- 
 нятностью, должным эмоциональным потенциалом. Все это  адекватно  отражает 
 мотивационную обусловленность "Я-концепцию" личности.                      
 
      Для повышения достоверности методики используется два ее варианта  (А 
 и Б).                                                                      
 
                          Обработка результатов.                            
      Включенные в методику пословицы диадными  плеядами  тяготеют  друг  к 
 другу и имеют общий метасмысл. Основываясь на диадной плеядности пословиц, 
 полимотивационную "Я-концепцию" личности составили 16 парных мотивационных 
 тенденций. Учитывая альтернативную направленность пословиц в каждой  паре, 
 о выраженности первой мотивационной тенденции можно судить, когда нечетные 
 номера пословиц оцениваются знаком "+", а четные знаком "-".  И  наоборот, 
 когда нечетные номера пословиц оцениваются  знаком  "-",  а  четные - "+", 
 можно говорить о доминировании противоположной тенденции.                  
      Ключ и интерпретация.                                                 
      1. Акизитивная (материальная) мотивация  представлена  пословицей  №1 
 (противоположная - пословицей №2), отражает отношение к материальному бла- 
 гополучию в жизни, деньгам, определяет значимость для индивида  материаль- 
 ной стороны жизни, вытекает общей ориентации на благополучие.              
      2. Гедонистическая мотивация представлена пословицей  №3  (противопо- 
 ложная - пословицей № 4), выражает ориентацию на  упрощенные  способы  су- 
 ществования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, характеризу- 
 ет потребность в телесном и душевном комфорте.                             
      3. Оптимистическая мотивация представлена пословицей  №5  (противопо- 
 ложная пессимистическая - пословицей №6), отражает веру в хорошее, надежду 
 на лучшее в жизни, характеризуется пассивным ожидаем благополучия/неблаго- 
 получия в жизни, определяется как  оптимистический/пессимистический  фата- 
 лизм.                                                                      
      4. Коммуникативная мотивация представлена пословицей №7 (противополож- 
 ная - пословицей №8), выражает потребность в общении, в  дружбе,  отражает 
 степень направленности субъекта на взаимодействие, коммуникацию.           
      5. Познавательная мотивация представлена пословицей №9 (противополож- 
 ная - пословицей №10), отражает потребность в выполнении  работы,  направ- 
 ленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через прео- 
 доление трудностей.                                                        
      6. Трудовая мотивация представлена пословицей №11  (противоположная - 
 пословицей №12), отражает потребность в выполнении работы,  направленность 
 на труд, ориентацию на выполнение поставленной  задачи  через  преодоление 
 трудностей.                                                                
      7. Нормативная мотивация представлена пословицей  №13  (противополож- 
 ная - пословицей №14), отражает ориентацию на выполнение групповых и соци- 
 альных норм, свидетельствует  о  социальной  идентификации,  характеризует 
 степень ориентации индивида на долженствование, ответственность, необходи- 
 мость.                                                                     
      8. Нравственная мотивация представлена пословицей №15  (противополож- 
 ная - пословицей №16), отражает ориентацию индивида  на  соблюдение  нрав- 
 ственных норм, характеризует желание жить по правде, по совести, по  спра- 
 ведливости, относится к духовной деятельности человека.                    
      9. Губристич`ескэя мотивация как стремление к совершенству представле- 
 на пословицей №17 (противоположная - пословицей №18), отражает  ориентацию 
 на развитие, потребность в достижении, самоопределении.                    
      10. Пугническая мотивация представлена пословицей №19  (противополож- 
 ная - мотивация к индивидуальной безопасности - пословицей №20),  выражает 
 потребность в действенном, активном преодолении трудностей, стремление бо- 
 роться с жизненными обстоятельствами, даже если это связано с определенным 
 риском                                                                     
      11. Губристическая мотивация как стремление к превосходству представ- 
 лена пословицей №21 (противоположная - пословицей №22),  выражает  потреб- 
 ность в уважении, авторитете среди людей (престижная), в признании, успехе 
 (глорическая), в первенстве.                                               
      12. Мотивация позитивного отношения к людям  представлена  пословицей 
 №23 (противоположная - пословицей №24), выражает  ориентацию  на  хорошее, 
 положительное отношение к людям, веру в доброту людей.                     
      13. Мотивация избегания  неприятностей  представлена  пословицей  №26 
 (противоположная - пословицей №25), отражает потребность в  избегании  не- 
 приятностей с внешним окружением, угроз, опасностей.                       
      14. Мотивация индивидуализации представлена пословицей №27  (противо- 
 положная -пословицей №28), выражает либо желание ориентироваться на  себя, 
 либо делать так, как другие хотят, вместе с другими.                       
      15. Эгоцентрическая мотивация представлена пословицей №29 (противопо- 
 ложная паритетная мотивация - пословицей №32), отражает ориентацию челове- 
 ка на себя, желание думать о себе без ущерба для других,  либо  ориентацию 
 на других, желание думать о других без ущерба для себя.                    
      16. Альтруистическая мотивация представлена пословицей №31  (противо- 
 положная эгоистическая мотивация - пословицей №30), выражает ориентацию на 
 других, желание думать о других даже в ущерб себе, либо ориентацию на  се- 
 бя, желание думать о себе даже в ущерб другим.                             
 
                    Примечания к компьютерной версии.                       
 
      1. При вводе результатов тестирования в режиме  "Бланк"  ответу  "Да" 
 (согласен с содержанием пословицы) присваивается условное значение "1",  а 
 ответу "Нет" - "0".                                                        
      2. Для "технического" варианта графического  отображения  результатов 
 тестирования каждому из 16 типов мотивации присваивается "1", если  нечет- 
 ные номера пословиц оцениваются знаком "+", а четные знаком "-". И  наобо- 
 рот, когда нечетные номера пословиц оцениваются  знаком  "-",  а  четные - 
 "+", данному типу мотивации присваивается значение "-1". Сочетания "+" "+" 
 приравниваются к "0", но графически отображается выше и ниже отметки  "0". 
 Сочетания "-" "-" также приравниваются к "0", но графически не отображают- 
 ся никакими символами.                                                     
      3. Цветной график строится по данным оценки испытуемым всех 32 посло- 
 виц. При этом ответу "Да" прямой тенденции присваивается значение "1", от- 
 вету "Да" противоположной тенденции - "-1", а ответам "Нет" - "0".         
 
      Эти числа необходимы исключительно для компьютерной обработки  данных 
 тестирования и не несут никакой другой математической нагрузки.            
 
      4. В файл статистической обработки данных психологических  исследова- 
 ний результаты тестирования записываются также, как и в режиме  "Бланк"  - 
 ответу "Да" (согласен с содержанием пословицы) присваивается значение "1", 
 а ответу "Нет" - "0". В данном случае числовые присваивания  имеют  значе- 
 ние и позволяют применять многофункциональный  непараметрический  критерий 
 Фишера.                                                                    
      5. В разделе "Тестовые показатели" последнего отчета приняты  следую- 
 щие условные обозначения:                                                  
      если прямая (нечетная)  тенденция  "Да",  а  противоположня  (четная) 
 "Нет", тип мотивации обозначается как "+";                                 
      если прямая (нечетная) тенденция  "Нет",  а  противоположня  (четная) 
 "Да", тип мотивации обозначается как "-";                                  
      если и прямая и противоположня "Да", тип мотивации  обозначается  как 
 "+-";                                                                      
      если и прямая и противоположня "Нет", тип мотивации обозначается  как 
 "0";                                                                       
      6. Интерпретация результатов тестирования:                            
      если прямая (нечетная)  тенденция  "Да",  а  противоположня  (четная) 
 "Нет", результат тестирования интерпретируется как преобладание первой мо- 
 тивационной тенденции;                                                     
      если прямая (нечетная) тенденция  "Нет",  а  противоположня  (четная) 
 "Да", результат тестирования интерпретируется как преобладание  противопо- 
 ложной мотивационной тенденции;                                            
      варианты "+" "+" и "-" "-" не интерпретируются.                       
 
      Вариант "+" "+" может означать как конфликт  противоположных  тенден- 
 ций, так и взаимокомпенсированное гармоничное проявление обеих тенденций.  
      Вариант "-" "-", т.е. отрицание обеих тенденций, может означать самые 
 различные сознательные и бессознательные психические  процессы:  "вытесне- 
 ние", подавление, конфликт, амбивалетность и т.д.                          
 
      7. Акизитивная (материальная) мотивация в варианте вопросника "А" от- 
 ражающая отношение к материальному  благополучию  представлена  пословицей 
 №1:                                                                        
      "1. Счастье лучше богатства."                                         
      Противоположная - пословицей №2:                                      
      "2. Беднее всех бед, когда денег нет."                                
      В данном случае прямая тенденция означает низкую  значимость  матери- 
 альной стороны жизни, а противоположная - высокую.                         
      Аналогичная направленность тенденций и в варианте вопросника "Б".     
 
 
 
      Стимульный материал состоит из 32 пословиц.                           
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
     Методика: Полимотивационные тенденции в "Я-концепции" личности.        
     Ф.И.О: _________________                                               
     Доп. данные: ___________                                               
 
                                Диаграмма:                                  
 
            *                                                               
          + ┼─▄▄────▄▄─▄▄─▄▄─▄▄──────────▄▄─▄▄────▄▄──────────              
            │ ██    ██ ██ ██ ██          ██ ██    ██                        
            │ ██    ██ ██ ██ ██       ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██               
          0 ┼─▀▀────▀▀─▀▀─▀▀─▀▀─▄▄─▄▄─██─▀▀─▀▀────▀▀─██─██─██─              
            │                   ██ ██ ██             ██ ██ ██               
            │                   ██ ██                                       
          - ┼─+──+──+──+──+──+──▀▀─▀▀─+──+──+──+──+──+──+──+──*             
              Ак Гд Оп Км Пз Тр Нм Нр Гс Пг Гп По Из Ин Эг Ал               
 
 
                          Тестовые показатели:                              
 
        1. Акизитивная мотивация                    -  Ак = "+"             
        2. Гедонистическая мотивация                -  Гд = "0"             
        3. Оптимистическая мотивация                -  Оп = "+"             
        4. Коммуникативная мотивация                -  Км = "+"             
        5. Познавательная мотивация                 -  Пз = "+"             
        6. Трудовая мотивация                       -  Тр = "+"             
        7. Нормативная мотивация                    -  Нр = "-"             
        8. Нравственная мотивация                   -  Нв = "-"             
        9. Губристическая мотивация                                         
                     как стремление к совершенству  -  Гс = "+-"            
       10. Пугническая мотивация                    -  Пг = "+"             
       11. Губристическая мотивация                                         
                    как стремление к превосходству  -  Гп = "+"             
       12. Мотивация позитивного отношения к людям  -  По = "0"             
       13. Мотивация избегания неприятностей        -  Из = "+"             
       14. Мотивация индивидуализации               -  Ин = "+-"            
       15. Эгоцентрическая мотивация                -  Эг = "+-"            
       16. Альтруистическая мотивация               -  Ал = "+-"            
 
 
                              ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                
 
         Пониженная значимость материальной стороны жизни, слабо выра-      
    женная общая ориентация на материальное благополучие.                   
 
         Оптимистичность, вера в хорошее, надежда на лучшее  в  жизни,      
    характеризуется пассивным ожидаем благополучия в жизни,  определя-      
    ется как оптимистический фатализм.                                      
 
         Потребность в общении, в дружбе, отражает повышенную  степень      
    направленности личности на взаимодействие, коммуникацию.                
 
         Ориентация на познание окружающего мира, стремление к получе-      
    нию новой информации, расширению собственного кругозора.                
 
         Потребность в выполнении работы, направленность на труд, ори-      
    ентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление  труд-      
    ностей.                                                                 
 
         Пониженная напрвленность на выполнение групповых и социальных      
    норм, свидетельствует о слабой социальной идентификации,  характе-      
    ризует пониженную степень ориентации личности на  долженствование,      
    ответственность, необходимость.                                         
 
         Пониженная ориентация на соблюдение нравственных норм, харак-      
    теризует желание жить по правде, по  совести,  по  справедливости,      
    относится к духовной деятельности человека.                             
 
         Стремление к индивидуальной  безопасности,  выражает  потреб-      
    ность в действенном, активном преодолении  трудностей,  стремление      
    бороться с жизненными обстоятельствами, даже если  это  связано  с      
    определенным риском.                                                    
 
         Стремление к превосходству, выражает потребность в  уважении,      
    авторитете среди людей (престижная), в признании,  успехе  (глори-      
    ческая), в первенстве.                                                  
 
         Потребность в избегании неприятностей с  внешним  окружением,      
    угроз, опасностей.