МЕТОДИКА:
Родительский стиль воспитания
(Дж. Готтман)
(J. Gottman).
Методика предназначена для диагностики родительского стиля воспита-
ния: отвергающего, неодобряющего, невмешивающиегося, эмоционального.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов
тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен-
тах с нулевой точкой отсчета:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 81 вопроса.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Родительский стиль воспитания.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
От ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢>
Но ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>
Нв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████──────╢>
Эм ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Отвергающий стиль воспитания - От = 12 48%
2. Неодобряющий стиль воспитания - Но = 7 30%
3. Невмешивающийся стиль воспитания - Нв = 9 90%
4. Эмоциональный воспитатель - Эм = 8 35%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. ОТВЕРГАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ:
считает чувства ребенка неважными и несущественными;
не интересуется или игнорирует чувства ребенка;
хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли;
для прекращения эмоции часто использует отвлечение;
может высмеять или не придать значения эмоции ребенка;
считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не
считается;
проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему ска-
зать;
мало знает о своих и чужих эмоциях;
чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раз-
дражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции;
боится выпустить эмоции из-под контроля;
больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом
самой эмоции;
считает отрицательные эмоции вредными;
считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше
усугубляет ситуацию;
не знает, что делать с эмоциями ребенка;
видит в эмоциях ребенка требование все исправить;
считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой при-
способленности ребенка;
считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его
родителей;
минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые
вызвали эмоцию;
не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они
сами разрешатся.
Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства непра-
вильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у
них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им
правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмо-
ции.
Тестовый показатель: средний.
2. НЕОДОБРЯЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ:
судит и критикует эмоциональные выражения ребенка;
совершенно уверен в необходимости введения границ для своих
детей;
подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения;
делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за
выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом
ведет;
считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть
ограничено по времени;
считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться;
считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом
характере;
считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы
манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть;
считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети
должны быть эмоционально холодными;
считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой
времени;
считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не
следует разбрасываться;
озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших.
Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства непра-
вильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у
них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им
правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмо-
ции.
Тестовый показатель: пониженный.
3. НЕВМЕШИВАЮЩИЙСЯ РОДИТЕЛЬ:
свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка;
предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные
чувства;
мало рассказывает, как нужно себя вести;
не помогает ребенку справиться с эмоциями;
все разрешает; не устанавливает ограничений;
не помогает детям решать проблемы;
не учит детей способам решения проблем;
считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать,
кроме как пережить;
считает, что управление негативными эмоциями построено по за-
конам физики; высвободите эмоции - и работа сделана.
Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать
свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязы-
ванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.
Тестовый показатель: высокий.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ:
расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для
сближения;
легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испу-
ганным ребенком; эмоции его не раздражают;
осознает и ценит собственные эмоции;
считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требу-
ет родительского участия;
чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если
они мало проявляются;
не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ре-
бенка; знает, что делать;
уважает эмоции ребенка
не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все
проблемы
использует эмоциональные моменты, чтобы:
- выслушать ребенка;
- посочувствовать и успокоить его словами и лаской;
- помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает;
- предложить варианты урегулирования эмоций;
- установить границы и научить приемлемому выражению;
- выработать навыки решения проблем.
Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чув-
ствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют вы-
сокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.
Тестовый показатель: пониженный.
|