МЕТОДИКА:                                  
                           Шкала самоуважения                               
                             (М. Розенберг)                                 
                   (Rosenberg's Self-Esteem Scale - R-SES)                  
                             (M. Rosenberg).                                
 
      Методика предназначена для диагностики уровня самоуважения испытуемо- 
 го.                                                                        
      Самоуважение - это субъективная оценка человеком себя  как  внутренне 
 положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда  также  входит 
 уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к  праву 
 жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, же- 
 ланий и потребностей; чувство, что радость - это неотъемлемое право.       
      Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный 
 позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора:  самоунижение  и 
 самоуважение: чем выше одно, тем ниже другое.                              
      Самоунижение может быть следствием депрессивного  состояния,  тревож- 
 ности и психосоматических симптомов;  самоуважение  является  причиной  и  
 следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопас- 
 ности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его  роди- 
 телей в детстве.                                                           
      Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с  ним, 
 в последнем случае оно выступает в защитной функции.                       
      Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.   
      Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожнос- 
 тью и психосоматическими симптомами, активностью  в  общении,  лидерством, 
 чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его  родите- 
 лей.                                                                       
 
      Уровень самоуважения равен сумме баллов.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма, а также автоматическая ин- 
 терпретация результатов тестирования основана на следующих условных крите- 
 риях выраженных в процентах c нулевой точкой отсчета:                      
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала самоуважения (R-SES).                                      
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "См" = 35  83%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень самоуважения.                                         
      Выраженная тенденция уважать  себя  как  человека,  личность,         
 профессионала и делать все для того, чтобы продолжать уважать себя         
 и дальше: развиватся, совершенствоваться в профессии,  духовном  и         
 интеллектуальном плане, в сфере отношений, извлекать уроки из оши-         
 бок и трудных ситуаций.