МЕТОДИКА:                                  
                            Шкала самооценки                                
                               (П. Робсон)                                  
                 (Robson Self-Concept Questionnaire - SCQ)                  
                           (P. Robson, 1989).                               
 
      Методика предназначена для определения уровня самооценки личности.    
      Самооценка - это представление человека о важности своей личной  дея- 
 тельности в обществе и оценивание себя и  собственных  качеств  и  чувств, 
 достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.                
      Психодиагностика самосознания  традиционно  направлена  на  выявление 
 продукта самосознания - представления о себе. "Я-концепция" не просто про- 
 дукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое 
 внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его 
 деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.            
      Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе 
 и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и  накапливает  о  себе 
 знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о се- 
 бе - его "Я-концепцию". Однако зания о себе самом, естественно, ему небез- 
 различны: то, что в них раскрывается,  оказывается  объектом  его  эмоций, 
 оценок, становится предметом его более или менее  устойчивого  самоотноше- 
 ния. Не все реально постигаеиое в себе самом и не все в самоотношении  яс- 
 но осознанно; некоторые аспекты "Я-образа"  оказываются  ускользающими  от 
 сознания, неосознанными.                                                   
      Значительную роль в формировании самооценки играют оценки  окружающих 
 личности и достижений индивида. В теории, самооценка - это оценивание  че- 
 ловеком самого себя.                                                       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов 
 тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен- 
 тах:                                                                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 30 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала самооценки (RSCQ).                                         
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "SC" = 100  48%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средняя самооценка своих достоинств, волевых,  интеллектуаль-         
 ных или деловых качеств, а также их значимости в сравнении с  дру-         
 гими. "Я-концепция", как образ самого себя, в который человек  ве-         
 рит, содержащий черты, обладать которыми он  стремится  и  которые         
 сознательно в себе признает в умеренной степени соответствует иде-         
 альному образу "Я".