МЕТОДИКА:
Рельеф психического состояния
(Прохоров А.О.).
Методика изучает основные стороны психического состояния: психические
процессы, физиологические реакции, переживания и поведение. В основе мето-
дики находятся представления об иерархической организации психического
состояния и его основных составляющих. Прикладное значение методики заклю-
чается в том, что каждое состояние, переживаемое субъектом, может быть
оценено со стороны его компонентов, их интенсивности проявлений и измене-
ний.
Опросник представляет собой перечень признаков структуры психического
состояния и содержит 40 основных характеристик психического состояния,
разделенных на четыре блока (структуры): психические процессы - 10 показа-
телей, физиологические реакции - 10 показателей, переживания - 10 показа-
телей, поведение - 10 показателей.
Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.
Исследования проводятся индивидуально или с небольшой группой.
Обработка результатов.
После заполнения бланка опросника производится подсчет набранных ис-
пытуемым баллов. При этом все первичные результаты испытуемого переводятся
в единую одиннадцатибалльную шкалу: так оценки - 5, - 4, - 3, - 2, - 1, 0,
1, 2, 3, 4, 5 будут выглядеть следующим образом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
9, 10, 11 соответственно. На основании суммы баллов подсчитывается выра-
женность той или иной структуры состояния (средняя по 10 показателям бло-
ка), а также выраженность каждого отдельного показателя. Затем по полу-
ченным результатам строится рельеф проявления разных сторон состояния в
виде гистограмм или строится интегральный рельеф состояния.
Опросник состоит из 40 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Рельеф психического состояния.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Психические процессы.
*
11 ┼────────────────────────────▄▄─
10 ┼ ▄▄ ██
9 ┼─▄▄────────────────▄▄────██─██─
8 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██
7 ┼─██──────────▄▄─██─██─▄▄─██─██─
6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
5 ┼─██─▄▄───────██─██─██─██─██─██─
4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Физиологические реакции.
*
11 ┼───────────────────────────────
10 ┼
9 ┼────▄▄────▄▄───────────────────
8 ┼ ██ ██
7 ┼─▄▄─██────██────▄▄──────────▄▄─
6 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██
5 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─██─
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Переживания.
*
11 ┼───────────────────────────────
10 ┼
9 ┼────▄▄────▄▄───────────────────
8 ┼ ██ ██
7 ┼─▄▄─██─▄▄─██───────────────────
6 ┼ ██ ██ ██ ██
5 ┼─██─██─██─██─▄▄────────────────
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄
3 ┼─██─██─██─██─██─██─██────▄▄────
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Поведение.
*
11 ┼─────────────▄▄─▄▄─────────────
10 ┼ ▄▄ ██ ██ ▄▄
9 ┼────▄▄────██─██─██─▄▄────▄▄─██─
8 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
7 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─██─
6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
5 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Тестовые показатели:
I. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
1. Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям = 9
2. Четкость, осознанность восприятия = 5
3. Особенности представлений = 3
4. Память = 4
5. Мышление = 7
6. Воображение = 8
7. Речь = 9
8. Эмоциональные процессы = 7
9. Волевые процессы = 10
10. Внимание = 11
-----------------------------------------------------------
Средний показатель = 7.30
II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ:
11. Температурные ощущения = 7
12. Состояние мышечного тонуса = 9
13. Координация движений = 6
14. Двигательная активность = 9
15. Сердечно-сосудистая система = 6
16. Проявления со стороны органов дыхания = 7
17. Состояние потоотделения = 6
18. Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта = 6
19. Состояние слизистой оболочки полости рта = 5
20. Окраска кожных покровов = 7
-----------------------------------------------------------
Средний показатель = 6.80
III. ПЕРЕЖИВАНИЯ:
Радость - печаль.
21. Тоскливость - Веселость = 7
22. Грустность - Оптимистичность = 9
23. Печаль - Задорность = 7
Активность - пассивность переживаний.
24. Пассивность - Активность = 9
25. Сонливость - Бодрость = 5
26. Вялость - Бойкость = 4
Интенциональность (направленность) переживаний.
27. Опускает - Поднимает = 4
28. Напряженность - Раскрепощенность = 2
29. Тяжесть - Легкость = 3
30. Скованность - Раскованность = 2
-----------------------------------------------------------
Средний показатель = 5.20
IV. ПОВЕДЕНИЕ:
31. Пассивность - Активность = 8
32. Непоследовательность - Последовательность = 9
33. Импульсивность - Размеренность = 7
34. Необдуманность - Продуманность = 10
35. Неуправляемость - Управляемость = 11
36. Неадекватность - Адекватность = 11
37. Расслабленность - Напряженность = 9
38. Неустойчивость - Устойчивость = 8
39. Неуверенность - Уверенность = 9
40. Закрытость - Открытость = 10
-----------------------------------------------------------
Средний показатель = 9.20
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
1. Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям.
Обострение чувствительности к внешним воздействиям: средний
уровень.
2. Четкость, осознанность восприятия.
Ухудшение, размытость, нечеткость, плохая осознанность: низ-
кий уровень.
3. Особенности представлений.
Трудность возникновения образов: средний уровень.
4. Память.
Ухудшение памяти, трудность запоминания и воспроизведения:
уровень ниже среднего.
5. Мышление.
Повышение сообразительности, высокая находчивость, логич-
ность: низкий уровень.
6. Воображение.
Легкость образования новых ассоциаций, фантазирование, приду-
мывание, раскованность: уровень ниже среднего.
7. Речь.
Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса,
ускорение речи без улучшения качества грамотности, логичности:
средний уровень.
8. Эмоциональные процессы.
Чувство радости, восторга, веселость. Появление азарта: низ-
кий уровень.
9. Волевые процессы.
Повышение уверенности в себе, легкость в управлении собой.
Вера в успех: уровень выше среднего.
10. Внимание.
Улучшение способности к сосредоточению; посторонние раздражи-
тели не отвлекают; высокая увлеченность работой: максимальная вы-
раженность.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
11. Температурные ощущения.
Ощущение тепла, повышение температуры тела: низкий уровень.
12. Состояние мышечного тонуса.
Умеренное повышение мышечного тонуса; чувство умеренного мы-
шечного напряжения: средний уровень.
13. Координация движений.
Обычная, неизмененная характеристика данного показателя.
14. Двигательная активность.
Повышение двигательной активности, увеличение скорости, энер-
гичности движений вплоть до невозможности усидеть на одном месте,
суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять по-
ложение тела: средний уровень.
15. Сердечно-сосудистая система.
Обычная, неизмененная характеристика данного показателя.
16. Проявления со стороны органов дыхания.
Увеличение глубины дыхания, учащение дыхания, не причиняющее
беспокойства и не мешающее работе: низкий уровень.
17. Состояние потоотделения.
Обычная, неизмененная характеристика данного показателя.
18. Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта.
Обычная, неизмененная характеристика данного показателя.
19. Состояние слизистой оболочки полости рта.
Ощущение сухости во рту: низкий уровень.
20. Окраска кожных покровов.
Покраснение кожи рук, лица, шеи или незначительное изменение
окраски кожи: низкий уровень.
ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Радость - печаль.
21. Тоскливость - Веселость.
Веселость: низкий уровень.
22. Грустность - Оптимистичность.
Оптимистичность: средний уровень.
23. Печаль - Задорность.
Задорность (страстность, запальчивость): низкий уровень.
Активность - пассивность переживаний.
24. Пассивность - Активность.
Активность: средний уровень.
25. Сонливость - Бодрость.
Сонливость: низкий уровень.
26. Вялость - Бойкость.
Вялость: уровень ниже среднего.
Интенциональность (направленность) переживаний.
27. Опускает - Поднимает.
Опускает (погружает): уровень ниже среднего.
28. Напряженность - Раскрепощенность.
Напряженность: уровень выше среднего.
29. Тяжесть - Легкость.
Тяжесть (трудность): средний уровень.
30. Скованность - Раскованность.
Скованность: уровень выше среднего.
ПОВЕДЕНИЕ.
31. Пассивность - Активность.
Активность: уровень ниже среднего.
32. Непоследовательность - Последовательность.
Последовательность (целеустремленность): средний уровень.
33. Импульсивность - Размеренность.
Размеренность (равномерность)
34. Необдуманность - Продуманность.
Продуманность: уровень выше среднего.
35. Неуправляемость - Управляемость.
Управляемость (контроль): максимальная выраженность.
36. Неадекватность - Адекватность.
Адекватность: максимальная выраженность.
37. Расслабленность - Напряженность.
Напряженность: средний уровень.
38. Неустойчивость - Устойчивость.
Устойчивость (стабильность, равновесность): уровень ниже
среднего.
39. Неуверенность - Уверенность.
Уверенность: средний уровень.
40. Закрытость - Открытость.
Открытость: уровень выше среднего.
|