МЕТОДИКА:
Диагностика степени готовности к риску
("RSK")
(А.М. Шуберт).
Риск - действие, направленное на привлекательную цель, достижение
которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха.
Риск - ситуационная характеристика деятельности, состоящая в неопре-
деленности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае не-
успеха.
Ситуация риска предполагает возможность выбора из двух альтернативных
вариантов поведения - рискованного, связанного с риском, и надежного, т.е.
гарантирующего сохранение достигнутого.
В психологии термину "риск" соответствуют три основных взаимосвязан-
ных значения:
1) Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельнос-
ти, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных
последствий в этом случае;
2) Риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту по-
терей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются риск
мотивированный, расчитанный на ситаутивные преимущества в деятельности и
немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и
ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделят оп-
равданный и неоправданный риск;
3) Риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами дейст-
вия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекатель-
ным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными
неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются два класса
ситуаций, в которых:
а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (си-
туации типа "уровень притязаний";
б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воз-
действие, социальные санкции.
Важное различие имеется между теми ситауциями, где исход зависит от
случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями
субъекта (ситуация навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди
обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шан-
сом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит.
В психологии понятие "риск" раскрывается главным образом в аспекте
принятия, т.е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия
безопасному.
Внимание исследователей привлекают явления сдвига в сторону большего
или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности.
Различают объективные и субъективные оценки проявления риска. Дейст-
вия, воспринимаемые наблюдателями как осторожные, могут самим субъектом
восприниматься как рискованные, и наоборот. Психологическая концепция мо-
тивации достижения успеха объясняет проявление тенденции к риску в услови-
ях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение риско-
ванных вариантов действия осторожным не всегда может быть представлено в
виде исхода борьбы двух конкурирующих тенденций - надежды на успех и стра-
ха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Психологическими иссле-
дованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному риску, когда пред-
почтение опасных вариантов поведения безопасным выглядит бесполезным с
точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность
иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой тенденции
принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избега-
нию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропор-
циально с числом допущенных ошибок.
Исследования дали также следующие результаты:
1. С возрастом готовность к риску падает.
2. У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопыт-
ных.
3. У женщин готовность к риску реализуется при более определенных ус-
ловиях, чем у мужчин.
4. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к рис-
ку выше, чем у студентов.
5. С ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта
растет готовность к риску.
6. В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при
действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от
среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к
риску.
Значения теста: от -50 до +50 баллов.
Результат:
а) меньше -30 баллов: чрезмерная осторожность;
б) от -10 до +10 баллов: средние значения;
в) свыше +20 баллов: склонность к риску.
В данной компьютерной версии методики приняты следующие критерии ин-
терпретации результатов тестирования:
от -50 до -31 баллов: низкий тестовый показатель;
от -30 до -11 баллов: пониженный тестовый показатель;
от -10 до +10 баллов: средний тестовый показатель;
от +10 до +20 баллов: повышенный тестовый показатель;
от +21 до +50 баллов: высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 25 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика степени готовности к риску.
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████─────────╢>
<──[--]──><──[-]──><───[=]───><[+]><─────[++]────>
Тестовый показатель - R = 34
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий тестовый показатель. Выраженная готовность к риско-
ванному поведению в ситуациях, связанных с возможными неблагопри-
ятными последствиями в случае неуспеха и сопряженных с элементом
опасности, угрозой потери, травмой, проигрышем. Склонность в по-
давляющем большинстве случаев предпочитать более субъективно прив-
лекательные, но и более опасные и менее надежные варианты поведе-
ния исход которых проблематичен.
|