МЕТОДИКА:
Диагностика уровня развития рефлексивности
(А. В. Карпов).
Методика предназначена для диагностики уровня развития рефлексивнос-
ти личности.
Рефлексивность - способность личности выходить за пределы собствен-
ного "Я", осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравне-
ния образа своего "Я" с какими-либо событиями, личностями.
Рефлексивность, как антипод импульсивности, характеризует людей, ко-
торые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все гипотезы, от-
брасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают ре-
шения обдуманно, взвешенно, осторожно.
Методика базируется на теоретическом конструкте, который конкретизи-
рует общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных существенных осо-
бенностей данного свойства. Эти представления можно резюмировать в следу-
ющих положениях:
1. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из
основных граней той интегративной психической реальности, которая соотно-
сится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в
ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состоя-
ние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют
друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность,
обозначаемую понятием "рефлексия". В силу этого, разрабатываемая методика
должна ориентироваться не только непосредственно на рефлексивность как
психическое свойство, но также и опосредствованно учитывать его проявления
в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те поведенческие и
интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конс-
трукт, а также сами вопросы методики, должны учитывать и рефлексивность
как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как
состояние.
2. Наряду с этим, как показывает анализ литературных данных, диагнос-
тика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию
ее проявлений по другому важному критерию, основанию - по ее направленнос-
ти. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, кото-
рые условно обозначаются как "интра- и интерпсихическая" рефлексия. Первая
соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания
своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к понима-
нию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способ-
ностью "встать на место другого" также и механизмы проекции, идентифика-
ции, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба
указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным
от них одновременно.
3. Содержание теоретического конструкта, а также спектр определяемых
им поведенческих проявлений - индикаторов свойства рефлексивности предпо-
лагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по
так называемому "временному" принципу: ситуативной (актуальной), ретро-
спективной и перспективной рефлексии.
Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль по-
ведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ
происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуа-
цией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собствен-
ным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида
рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей
деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего;
степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу
в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже вы-
полненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае
предметы рефлексии - предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержа-
ние прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особен-
ности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том,
как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие
события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.
Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей
деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием веро-
ятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность
планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событи-
ям, ориентация на будущее.
По данным автора, степень надежности разработанной им методики, кото-
рая отражает точность и устойчивость ее результатов, соответствовала пси-
ходиагностическим требованиям. Результаты проверки методики на валидность
также подтверждают ее необходимую с точки зрения требований психометрики
степень.
Обработка результатов тестирования.
Из 27-и утверждений опросника 15 являются прямыми (номера вопросов:
1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25), остальные 12 - об-
ратные утверждения. Для получения итогового балла суммируются в прямых
вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных - значе-
ния, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов.
Полученные сырые баллы переводятся в стены.
Интерпретация.
При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциа-
ции индивидов на три основные категории. Результаты методики, равные или
большие, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности.
Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов - индикаторы среднего уровня ре-
флексивности. Наконец, показатели, меньшие 4-х стенов, - свидетельство
низкого уровня развития рефлексивности.
Литературный источник: Карпов А. В. Рефлексивность как психическое
свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал.- 2003.- Т.
24.- № 5.- С. 45-57.
Опросник состоит из 27 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала уровня развития рефлексивности.
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────╢>
<────[-]───><─────[==]─────><───[+]────>
Тестовый показатель - УРР = 169 9
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень способности личности выходить за пределы соб-
ственного "Я", осмысливать, изучать, анализировать что-либо по-
средством сравнения образа своего "Я" с какими-либо событиями,
личностями. Выраженная склонность прежде чем действовать, внутрен-
не просматривать все гипотезы, отбрасывая те из них, которые ка-
жутся малоправдоподобными, принимать решения обдуманно, взвешенно,
осторожно.
|