МЕТОДИКА:                                  
                Диагностика уровня развития рефлексивности                  
                              (А. В. Карпов).                               
 
      Методика предназначена для диагностики уровня развития  рефлексивнос- 
 ти личности.                                                               
      Рефлексивность - способность личности выходить за  пределы  собствен- 
 ного "Я", осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравне- 
 ния образа своего "Я" с какими-либо событиями, личностями.                 
      Рефлексивность, как антипод импульсивности, характеризует людей,  ко- 
 торые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все  гипотезы,  от- 
 брасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают  ре- 
 шения обдуманно, взвешенно, осторожно.                                     
      Методика базируется на теоретическом конструкте, который  конкретизи- 
 рует общую трактовку рефлексивности, а также ряд  иных  существенных  осо- 
 бенностей данного свойства. Эти представления можно резюмировать в  следу- 
 ющих положениях:                                                           
      1. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из 
 основных граней той интегративной психической реальности, которая  соотно- 
 сится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в 
 ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состоя- 
 ние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и  взаимодетерминируют 
 друг друга, образуя на  уровне  их  синтеза  качественную  определенность, 
 обозначаемую понятием "рефлексия". В силу этого, разрабатываемая  методика 
 должна ориентироваться не только  непосредственно  на  рефлексивность  как 
 психическое свойство, но также и опосредствованно учитывать его проявления 
 в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те  поведенческие  и 
 интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конс- 
 трукт, а также сами вопросы методики, должны  учитывать  и  рефлексивность 
 как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и  рефлектирование  как 
 состояние.                                                                 
      2. Наряду с этим, как показывает анализ литературных данных, диагнос- 
 тика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию 
 ее проявлений по другому важному критерию, основанию - по ее направленнос- 
 ти. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, кото- 
 рые условно обозначаются как "интра- и интерпсихическая" рефлексия. Первая 
 соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания 
 своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к  понима- 
 нию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как  способ- 
 ностью "встать на место другого" также и механизмы  проекции,  идентифика- 
 ции, эмпатии. Следовательно, общее свойство  рефлексивности  включает  оба 
 указанных типа, а уровень развития данного свойства  является  производным 
 от них одновременно.                                                       
      3. Содержание теоретического конструкта, а также спектр  определяемых 
 им поведенческих проявлений - индикаторов свойства рефлексивности  предпо- 
 лагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии,  выделяемых  по 
 так называемому "временному" принципу:  ситуативной  (актуальной),  ретро- 
 спективной и перспективной рефлексии.                                      
      Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль  по- 
 ведения человека в актуальной ситуации, осмысление  ее  элементов,  анализ 
 происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с  ситуа- 
 цией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собствен- 
 ным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого  вида 
 рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей 
 деятельности; то, насколько часто он прибегает  к  анализу  происходящего; 
 степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу 
 в конкретных жизненных ситуациях.                                          
      Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже  вы- 
 полненной в прошлом деятельности и свершившихся  событий.  В  этом  случае 
 предметы рефлексии - предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержа- 
 ние прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в  особен- 
 ности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в  частности,  в  том, 
 как часто и насколько долго субъект анализирует и  оценивает  произошедшие 
 события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.          
      Перспективная рефлексия соотносится: с функцией  анализа  предстоящей 
 деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием веро- 
 ятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность 
 планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событи- 
 ям, ориентация на будущее.                                                 
 
      По данным автора, степень надежности разработанной им методики, кото- 
 рая отражает точность и устойчивость ее результатов, соответствовала  пси- 
 ходиагностическим требованиям. Результаты проверки методики на  валидность 
 также подтверждают ее необходимую с точки зрения  требований  психометрики 
 степень.                                                                   
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      Из 27-и утверждений опросника 15 являются прямыми  (номера  вопросов: 
 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25), остальные 12 - об- 
 ратные утверждения. Для получения итогового  балла  суммируются  в  прямых 
 вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных -  значе- 
 ния, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов.          
      Полученные сырые баллы переводятся в стены.                           
 
      Интерпретация.                                                        
      При интерпретации результатов целесообразно исходить из  дифференциа- 
 ции индивидов на три основные категории. Результаты методики,  равные  или 
 большие, чем 7 стенов, свидетельствуют  о  высокоразвитой  рефлексивности. 
 Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов - индикаторы среднего  уровня  ре- 
 флексивности. Наконец, показатели,  меньшие  4-х  стенов, -  свидетельство 
 низкого уровня развития рефлексивности.                                    
 
      Литературный источник: Карпов А. В.  Рефлексивность  как  психическое 
 свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал.-  2003.-  Т. 
 24.- № 5.- С. 45-57.                                                       
 
      Опросник состоит из 27 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала уровня развития рефлексивности.                            
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
           ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────╢>                    
 
             <────[-]───><─────[==]─────><───[+]────>                       
 
 
                Тестовый показатель - УРР = 169  9                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень способности личности выходить за пределы соб-         
 ственного "Я", осмысливать, изучать,  анализировать  что-либо  по-         
 средством сравнения образа своего  "Я"  с  какими-либо  событиями,         
 личностями. Выраженная склонность прежде чем действовать, внутрен-         
 не просматривать все гипотезы, отбрасывая те из них,  которые  ка-         
 жутся малоправдоподобными, принимать решения обдуманно, взвешенно,         
 осторожно.