МЕТОДИКА:
Шкала рейтинга детского аутизма
(Childhood Autism Rating Scale)
(CARS)
(Schopler et al.).
Детская рейтинговая шкала аутизма (CARS) - стандартизированный ин-
струментарий, который целесообразно использовать для клинико-динамической
оценки детей с расстройствами аутистического спектра (РСА, англ. ASD) в
возрасте от 2 лет.
Шкала основана на непосредственном наблюдении за поведением ребенка.
В процессе исследования оценивают 15 признаков:
взаимоотношения с людьми;
подражание;
эмоциональные реакции;
моторную ловкость;
использование предметов;
адаптационные изменения;
зрительную перцепцию;
вкусовую, обонятельную, тактильную перцепцию;
тревожные реакции, страхи;
вербальную коммуникацию;
невербальную коммуникацию;
общий уровень активности ребенка;
уровень и последовательность познавательной деятельности;
общее впечатление клинициста, коррелируемое с DSM-IV.
Оценка отдельных областей включает в себя 4 степени - от поведения,
соответствующего возрасту, до поведения, сильно "отклоняющегося от обычно-
го".
CARS используют для периодического контроля детей с общими нарушения-
ми развития с целью определения эффективности используемых интервенций.
Аутизм - расстройство, характеризующееся выраженным и всесторонним
дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными ин-
тересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в
возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мяг-
кие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
В младенческом возрасте обращают на себя внимание такие симптомы,
как: искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные реакции испуга и
плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения
окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмеча-
ется ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выраже-
ние удовольствия после кормления. У детей искажаются реакции "комплекса
оживления", характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрос-
лыми. При этом компоненты реакции оживления проявляются при отсутствии
взрослого и относятся к неодушевленным предметам, например, к висящей над
кроватью игрушке.
Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется нали-
чие характерной триады:
недостаток социальных взаимодействий;
нарушенная взаимная коммуникация;
ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Нарушения социальных взаимодействий отличают расстройства аутистичес-
кого спектра от остальных расстройств развития.
Социальные нарушения становятся заметными в раннем детстве. Младенцы
с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и
смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период
обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он
редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его
на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека.
В возрасте от трех до пяти лет такие дети реже демонстрируют способ-
ность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться
к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое
поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с
другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно
о них заботится. Уверенность в привязанности у них умеренно снижена, хотя
при более высоком интеллектуальном развитии или менее выраженном аутисти-
ческом расстройстве этот показатель нормализуется.
Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже
справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций.
У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или огра-
ниченного поведения, которое по шкале Repetitive Behavior Scale-Revised
(RBS-R) подразделяется на следующие категории:
Стереотипия - бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы,
раскачивание туловища).
Компульсивное поведение - намеренное соблюдение неких правил, напри-
мер, расположение объектов определенным образом.
Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример - сопро-
тивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство.
Ритуальное поведение - выполнение повседневных занятий в одном поряд-
ке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала об-
лачения в одежду. Эта черта тесно связана с предыдущей потребностью в од-
нообразии, и в ходе одного независимого исследования по валидации опросни-
ка RBS-R было предложено объединить эти два фактора.
Ограниченное поведение - узкосфокусированное, при котором интерес че-
ловека или его активность, например, направлены на единственную телепро-
грамму или игрушку.
Аутоагрессия - активность, приводящая или способная привести к ране-
ниям самого человека, например, укусы самого себя.
Ни одна из разновидностей повторяющегося поведения не является спе-
цифичной для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся поведение
наблюдается часто и носит выраженный характер.
В основе диагноза лежит анализ поведения, а не причинных факторов или
механизмов расстройства. Согласно DSM-IV-TR, при аутизме должно наблюдать-
ся как минимум шесть симптомов из предлагаемого списка, по меньшей мере
два из них должны относиться к качественному нарушению социальных взаимо-
действий, один должен описывать ограниченное и повторяющееся поведение. В
списке симптомов - отсутствие социальной или эмоциональной взаимности,
стереотипный или повторяющийся характер использования речи или речевая
идиосинкразия, и постоянный интерес к определенным деталям или предметам.
Само расстройство должно отмечаться в возрасте до трех лет, и харак-
теризоваться задержкой развития либо отклонениями в социальных взаимодей-
ствиях, использовании речи при общении, либо проблемами участия в символи-
ческих или требующих воображения играх.
Симптомы не должны быть связаны с синдромом Ретта или детским дезин-
тегративным расстройством.
Практически то же диагностическое описание используется и в МКБ-10.
МКБ-10.
1. Качественные нарушения социального взаимодействия (например, не-
адекватная оценка социальных и эмоциональных сигналов; недостаточное ис-
пользование социальных сигналов).
2. Качественные нарушения общения (например, недостаточное использо-
вание речи с целью общения, недостаточный эмоциональный резонанс на вер-
бальное и невербальное сближение с другими людьми, измененная мелодика ре-
чи).
3. Специфические интересы и стереотипное поведение (например, ригид-
ность и приверженность рутинному порядку в повседневных занятиях, сопро-
тивление изменениям).
4. Неспецифические проблемы - страхи, фобии, на рушения сна и привы-
чек приема пищи, приступы ярости, агрессия, самоповреждения.
5. Манифестация симптомов до трехлетнего возраста.
DSM-4.
1. Качественные нарушения социального взаимодействия (например, при
таких невербальных способах общения, как зрительный контакт и т.д., при
установлении контактов со сверстниками, проявлении чувств).
2.Качественное нарушение коммуникативных способностей (например, за-
держка или остановка в развитии речи, речевые стереотипы, отсутствие соот-
ветствующих возрасту ролевых и имитационных игр).
3. Специфические повторяющиеся или стереотипные формы поведения, ин-
тересы и деятельность.
4. Начало до наступления возраста 3 лет и задержки или аномалии функ-
циональных способностей.
Ранний детский аутизм был впервые описан Л. Каннером.
Для синдрома Каннера характерна триада признаков:
1. Невозможность устанавливать отношения с окружающими людьми, прежде
всего, с матерью. Отсутствует эмоциональная реакция на нее (аутистическая
форма), или ребенок отталкивает мать от себя (негативистическая форма). Не
замечает сверстников и стремится к уединению. Наблюдается одинаковое отно-
шение как к людям, так и к неодушевленным предметам ("протодиакризис" Мо-
накова).
2. Расстройства речи выражаются в эгоцентрической речи, вербигерации,
эхолалии, мутизме. Дети не используют по отношению к себе формы и местои-
мения в первом лице. Специфичной является автономная речь. Употребляются
вводные слова, сложные речевые формы.
3. Нарушения поведения связаны не только с аутизмом, но и характерны-
ми расстройствами двигательных навыков в форме стереотипных движений (рас-
качивание головой и туловищем, ритмические сгибания и разгибания пальцев
рук, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кис-
тью, подпрыгивания, бег на цыпочках), импульсивности, двигательных навяз-
чивостей и ритуалов. Значительно запаздывает освоение указательных жестов,
жестов "приветствие-прощание". К особенностям мимики относят ее бедность,
напряженность, иногда неподвижный "испуганный" взгляд, или отмечают краси-
вые лица ("лицо принца").
Для эмоциональных реакций характерно преобладание тревожной напряжен-
ности или выраженной тревоги при попытках изменить сложившийся порядок
жизни, игры, расположение предметов в комнате, времени и места прогулки,
приема пищи, выбора одежды (феномен "тождества").
Игра имеет характер стереотипных действий (верчение игрушками перед
глазами, перекладывание с места на место, постукивание об пол или обнюхи-
вание, облизывание).
Ребенка стесняет одежда, обувь, нередко он стремится раздеться дона-
га.
Необычные вкусовые предпочтения выражаются в виде тяги к несъедобно-
му.
Характерны агрессивные и аутоагрессивные действия.
Дифференциальная диагностика с другими расстройствами.
Ранний детский аутизм следует прежде всего отличать от синдрома As-
perger (аутистического расстройства личности). Различия между этими аутис-
тическими синдромами заключаются прежде всего по времени начала заболева-
ния, в сферах речевого и интеллектуального развития, а также в особеннос-
тях двигательной сферы: дети с синдромом Asperger начинают говорить рань-
ше, их речь часто хорошо развита, а уровень интеллектуального развития со-
ответствует возрастной норме или превышает ее. Нередко такие дети имеют
выраженные специфические интересы, которым они посвящают почти все свое
время, а когда становятся старше, то часто страдают навязчивыми идеями.
Следует проводить дифференциальную диагностику также с синдромом
Rett. При этом синдроме в отличие от обоих вариантов аутизма отмечается
регресс с утратой приобретенных способностей, что сочетается с разнообраз-
ной неврологической симптоматикой, а также с классическими стереотипными
движениями (вращательными движениями рук).
Аутистические синдромы следует дифференцировать также с дефектами ор-
ганов чувств и умственной отсталостью. Первые можно исключить путем де-
тального исследования органов чувств. При умственной отсталости аутисти-
ческая симптоматика не является центральной в клинической картине, а со-
путствует интеллектуальному недоразвитию. Кроме того, у умственно отсталых
детей и подростков в меньшей степени нарушено или не нарушено совсем эмо-
циональное отношение к одушевленным и неодушевленным предметам окружающего
мира. Часто также не отмечается речевых и двигательных проявлений раннего
детского аутизма.
Практическое клиническое значение имеет дифференциальная диагностика
с шизофренией. Ее можно проводить как на основе симптоматики, так и на ос-
нове анамнеза и динамики. У детей с шизофренией, в отличие от детей-аутис-
тов, часто выявляют бредовую симптоматику или галлюцинации, но до момента
их появления анамнез обычно без особенностей; во всяком случае это касает-
ся собственно психотической симптоматики.
Аутизм также необходимо дифференцировать с госпитализмом (деприваци-
онным синдромом). Под госпитализмом понимают расстройство, развивающееся
вследствие резко выраженной запущенности и дефицита факторов, стимулирую-
щих развитие. У этих детей тоже может нарушаться способность к контакту,
но это проявляется по-другому: чаще в форме депрессивной симптоматики.
Иногда отсутствует дистанция в поведении, но нет типичных симптомов дет-
ского аутизма.
Основные клинические варианты расстройств спектра аутизма.
Детский аутизм, или синдром Каннера (F84.0).
Детский аутизм, или синдром Каннера - расстройство общего психическо-
го развития, которое проявляется у детей в возрасте до 3 лет без предшест-
вующего периода нормального развития и характеризуется грубым нарушением
социального взаимодействия, общения и ограниченным, стереотипным поведени-
ем.
У детей с синдромом Каннера отсутствует социо-эмоциональная взаим-
ность, что проявляется в отсутствии реакций на эмоции других людей и/или
отсутствии модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией. Для
них характерен низкий уровень интеграции социального, эмоционального и
коммуникативного поведения, качественные нарушения в общении выступают в
форме неадекватного социального использования имеющихся речевых штампов,
недостаточной пластичности и экспрессивности речи, невозможности организо-
вать свою игровую деятельность со сверстниками, низкой синтонности и от-
сутствия взаимности в общении. Детский аутизм ограничен повторяющимися и
стереотипными интересами, поведением и активностью. Стереотипное поведение
обычно сопровождается негативизмом по отношению к новым видам деятельнос-
ти, а также к попыткам изменить старые привычки. Нередко наблюдается осо-
бая привязанность к необычным неигровым предметам, особенно в раннем дет-
ском возрасте. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов
не функционального характера. Может иметь место стереотипная озабоченность
датами, маршрутами или расписаниями, часты моторные стереотипии. Дети про-
являют особый интерес к нефункциональным элементам предметов, таким как
запах или осязательные качества поверхности, противятся изменениям в заве-
денном порядке или деталях окружения, таких как украшения или меблировка
дома. Помимо перечисленных специфических диагностических признаков, у де-
тей с аутизмом часто обнаруживают ряд неспецифических проблем, таких как
страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессив-
ность. Достаточно часты самоповреждения, например, в результате кусания
запястий, ударов головой об стену. Характерные для синдрома Каннера специ-
фические проявления дефекта социализации, общения и интересов меняются по
мере взросления ребенка, но сохраняются и в зрелом возрасте. Такие дети
могут иметь различный уровень развития интеллекта.
Атипичный аутизм (F84.1).
Атипичный аутизм - расстройство общего психического развития, которое
впервые проявляется после 3 лет или характеризуется отсутствием типичных
для синдрома Каннера отчетливых нарушений в некоторых психопатологических
сферах.
Атипичный аутизм наиболее часто диагностируют у детей с глубокой ум-
ственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования
обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющего-
ся поведения, требуемого для диагноза аутизма, а также у детей с тяжелым
специфическим расстройством развития рецептивной речи. Критерии расстрой-
ства выполняются и при атипичном детском психозе, например, с манией и ги-
перактивностью.
Синдром Ретта (F84.2).
Синдром Ретта - расстройство, встречающееся только у девочек. В ти-
пичных случаях за внешне нормальным или почти нормальным ранним развитием
ребенка следуют парциальная или полная потеря приобретенных мануальных на-
выков и речи наряду с замедлением роста головы. Расстройство обычно мани-
фестирует в возрасте между 7 и 24 месяцами. Особенно характерны потеря
произвольных движений рук, стереотипии почерка и одышка. Первые два или
три года жизни наблюдается задержка социального и игрового развития, в
среднем детском возрасте имеется тенденция к развитию атаксии туловища и
апраксии, сопровождающихся сколиозом или кифосколиозом, хореоатетоидными
движениями пальцев рук. Исход расстройства - тяжелая психическая инвалиди-
зация, к которой часто присоединяются эпилептические приступы.
Дезинтегративные расстройства детского возраста (F84.3).
Дезинтегративные расстройства детского возраста - иные, чем синдром
Ретта, расстройства общего психического развития, при которых наблюдается
отчетливая потеря на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных на-
выков, по меньшей мере, в нескольких сферах развития. Диагноз основывается
на факте достоверно нормального развития ребенка, по крайней мере, до 2
лет, затем происходят глубокий регресс или распад речи, регресс игровой
деятельности, социальных навыков и адаптивного поведения. Часто наблюдает-
ся потеря контроля за функцией кишечника или мочевого пузыря, ухудшается
контроль за двигательными функциями. Прогрессирование расстройства сопро-
вождается общей потерей интереса к окружающей обстановке и стереотипной
двигательной активностью. В некоторых случаях потеря навыков носит посто-
янно прогрессирующий характер, если расстройство сочетается с прогредиент-
ным неврологическим заболеванием, но более часто за ухудшением в течение
нескольких месяцев следует состояние - плато, затем наступает частичное
восстановление утраченных функций. У некоторых детей после периода восста-
новления функций следует повторный регресс. Многим детям с дезинтегратив-
ным психическим расстройством детские психиатры, ориентированные на рос-
сийскую психиатрическую школу, ошибочно выставляют диагноз детской шизо-
френии. Прогноз расстройства обычно неблагоприятный, у большинства больных
диагностируют умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость. При
проведении дифференциальной диагностики дезинтегративное расстройство дет-
ского возраста необходимо различать с приобретенной афазией с эпилепсией
(F80.3), элективным мутизмом (F94.0), синдромом Ретта (F84.2), шизофренией
с нетипично ранней манифестацией (F20).
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и
стереотипными движениями (F84.4).
Это расстройство включено в группу нарушений общего психического раз-
вития вследствие того, что у детей с тяжелой умственной отсталостью и вы-
раженной гиперкинетической симптоматикой часто наблюдается стереотипное
поведение. Такие дети обычно не реагируют позитивно на лечение стимулирую-
щими препаратами (в отличие от тех, у кого коэффициент умственного разви-
тия в пределах нормы), у них могут проявляться тяжелые дисфорические реак-
ции (иногда с психомоторной заторможенностью). Диагноз зависит от сочета-
ния несоответствующих развитию ребенка тяжелой гиперактивности, двигатель-
ных стереотипий и выраженной умственной отсталости (коэффициент умственно-
го развития ниже 50). Для диагноза должны быть в наличии все три определя-
ющих клинических признака. Если выполняются диагностические критерии
F84.0, F84.1 или F84.2, то эти состояния должны диагностироваться вместо
данной рубрики. Следует отметить, что при использовании диагностической
рубрики F84.4 обязательно указывается и соответствующий код умственной от-
сталости.
Синдром Аспергера (F84.5).
Самостоятельность данного расстройства вызывает дискуссию. Синдром
Аспергера, как и синдром Каннера, характеризуется качественными нарушения-
ми социального взаимодействия, ограниченными стереотипными формами поведе-
ния и интересами. В отличие от аутизма, при синдроме Аспергера не наблюда-
ется общего недоразвития речи или когнитивных функций, большинство детей
имеют нормальный общий интеллект. Вероятно, по крайней мере, некоторые
случаи синдрома Аспергера представляют собой мягкие варианты синдрома Кан-
нера. Рубрика - синдром Аспергера - объединяет также расстройства, которые
можно оценивать как аутистическую психопатию или шизоидное расстройство
детского возраста. При проведении дифференциальной диагностики синдром Ас-
пергера необходимо различать с шизотипическим расстройством, простой шизо-
френией, нарушением привязанности детского возраста.
Интерпретация:
15-30 - не аутичный ребенок.
30-37 - мягкая или умеренная степень аутизма.
37-60 - тяжелый аутизм.
Опросник состоит из 15 параметров оценки.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмма результатов тестирования по интегральному показателю стро-
ится на основе показателя выраженного в процентах с нулевой точкой отсче-
та - 15 баллов - 0%, 60 баллов - 100%.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Оценочная шкала раннего детского аутизма (CARS).
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диагностическая шкала.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────────────╢>
<─────[-]──────><─[==]─><───────────[+]──────────>
Структура оценочных шкал.
*
4 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄
┼ █ █ █ █
3 ┼ ▄ █ █ ▄ ▄ ▄ ▄ █ █
┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █
2 ┼ ▄ █ █ ▄ █ ▄ ▄ █ █ ▄ █ █ █ █
┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O
Оценочные показатели:
I. Взаимоотношения с людьми - A = 2.0
II. Имитация - B = 3.0
III. Эмоциональная реакция - C = 4.0
IV. Владение телом - D = 1.0
V. Использование объектов - E = 2.0
VI. Адаптация к изменениям - F = 4.0
VII. Визуальная реакция - G = 2.0
VIII. Слуховая реакция - H = 2.0
IX. Вкус, запах и реакция на прикосновение
и осязания, их использование - I = 3.0
X. Боязнь или нервозность - J = 3.0
XI. Вербальная коммуникация - K = 2.0
XII. Невербальная коммуникация - L = 3.0
XIII. Уровень активности - M = 3.0
XIV. Уровень и степень интеллектуального
отклика - N = 4.0
XV. Общее впечатление - O = 4.0
-------------------------------------------------------
Интегральный показатель - Au = 42.0 60.0%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Взаимоотношения с людьми.
Немного ненормальные взаимоотношения.
Ребенок может избегать контакта глаз, избегать взрослых или
становиться нервозным если пытаются привлечь его внимание, быть
очень стеснительным, не откликаться при обращении к нему, как это
обычно делают дети, липнуть к родителям больше чем большинство де-
тей этого возраста.
II. Имитация.
Умеренно ненормальная имитация.
Ребенок имитирует только иногда и это требует большого упор-
ства и помощи со стороны взрослого. Часто имитирует только с за-
держкой.
III. Эмоциональная реакция.
Значительно ненормальная эмоциональна реакция.
Реакция крайне редко соответствует ситуации; когда ребенок
находится в конкретном настроении очень тяжело изменить это на-
строение. Напротив, ребенок показывает очень разные эмоции когда
ничего не менялось.
IV. Владение телом.
Владение телом соответствует возрасту.
Ребенок двигается легко, ловко, координация соответствует
нормальному ребенку этого возраста.
V. Использование объектов.
Немного ненормальное интерес или использование игрушек и дру-
гих объектов.
Ребенок может показывать нетипичный интерес к игрушке или иг-
рать неподходящим образом (например, стучать игрушкой или сосать
ее).
VI. Адаптация к изменениям.
Значительно ненормальная адаптация к изменениям.
Ребенок демонстрирует резкую реакцию на изменения. Если изме-
нения ему навязываются, он или она может стать чрезвычайно серди-
тым или не желающим сотрудничать и реагирует вспышкой раздражения.
VII. Визуальная реакция.
Немного ненормальная визуальная реакция.
Ребенку приходится периодически напоминать чтобы он посмотрел
на объекты. Ребенок может больше интересоваться своим изображением
в зеркале или светом, чем сверстниками, может время от времени
просто смотреть в пространство или избегать смотреть людям в гла-
за.
VIII. Слуховая реакция.
Немного ненормальная слуховая реакция.
Может присутствовать недостаточная ответная реакция или не-
большая повышенная чувствительность к конкретным звукам. Реакция
на звук может быть с опозданием звуки может быть необходимо повто-
рить чтобы завладеть вниманием ребенка. Ребенок может расстраи-
ваться из-за поступающих из вне звуков.
IX. Вкус, запах и реакция на прикосновение и осязания,
их использование.
Умеренно ненормальное использование или реакция на вкус, за-
пах и прикосновение.
Ребенок может быть умеренно озабоченным прикосновением, ню-
хать или пробовать на вкус объекты или людей. Ребенок может также
слишком сильно либо слишком слабо реагировать.
X. Боязнь или нервозность.
Умеренно ненормальные боязнь или нервозность.
Ребенок время от времени демонстрирует немного больше или
немного меньше боязни, чем характерно даже для детей младше его в
аналогичной ситуации.
XI. Вербальная коммуникация.
Немного ненормальная вербальная коммуникация.
Речь в целом формируется с задержкой. Большая часть речи ос-
мыслена, при этом присутствует некоторая эколалия или неправильное
употребление местоимений может случаться. Некоторые странные слова
или жаргон могут использоваться время от времени.
XII. Невербальная коммуникация.
Умеренно ненормальное использование невербальной коммуника-
ции.
Ребенок в общем и целом может выражать свои потребности или
желания не вербально и не может понимать невербальное общение дру-
гих.
XIII. Уровень активности.
Умеренно ненормальный уровень активности.
Ребенок может быть очень активным и его сложно держать в оп-
ределенных границах. Он или она может иметь безграничную энергию и
может не быть готовым ко сну вечером. Наоборот, ребенок может быть
довольно летаргичным и нуждаться в большом количестве побуждений
для того чтобы его заставить двигаться.
XIV. Уровень и степень интеллектуального отклика.
Значительно ненормальное проявление интеллекта.
При том что ребенок не так умен как типичные дети его возрас-
та, он или она могут функционировать даже лучше чем нормальные де-
ти этого же возраста в одной или нескольких областях.
XV. Общее впечатление.
Тяжелый аутизм.
Ребенок демонстрирует многие симптомы или крайнюю степень ау-
тизма.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:
тяжелый аутизм.
|