МЕТОДИКА:
Рисованный апперцептивный тест PAT.
(Л.Н. Собчик).
PAT - это более компактный модифицированный вариант Тематического Ап-
перцептивного Теста Г. Мюррея, отнимающий меньше времени на обследование и
более приспособленный к условиям работы практического психолога. В первую
очередь, разработан совершенно новый стимульный материал.
Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц,
всего - 30, одна из них пустая (только белый фон), остальные представляют
собой картины с нерезко структурированными ситуациями, дающими повод для
построения разных предположений в отношении той конфликтной ситуации, в
которой оказались изображенные на них "герои", об их роли в сложившихся
обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях. Это - фотографии с
картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназна-
ченных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20 в
каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор картинок (тест КДГ).
Это один из наиболее глубинных личностных тестов. Отсутствие жестко струк-
турированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки
сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рас-
сказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления.
Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочинен-
ного рассказа позволяет определить сферу конфликта (внутреннего или внеш-
него), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситу-
ации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную
или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою
деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности
социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и
многое другое. Большим достоинством методики является невербальный харак-
тер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора для
испытуемого при создании сюжетов и проецирующего к раскрытию глубинных,
интимных личностных переживаний.
Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он соглас-
но инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить иденти-
фикацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из "героев"
сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных переживаний, кото-
рые выявляются приписыванием "герою" мыслей и чувств, не вытекающих непо-
средственно из того, что изображено на самой картинке. Фрустрирующие ситу-
ации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые
могут вытекать из соответствующей картинки и способствовать реализации
потребностей героев (или героя) или препятствовать им. При определении
значимых потребностей экспериментатор обращает внимание на интенсивность,
частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных пов-
торяющихся в разных рассказах ценностях и особой индивидуализированной ок-
раске, эмоциональной значимости именно этих ценностей.
Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уров-
не, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что позволяет
оценить баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферой, наличие
внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию лич-
ности - активную или пассивную, агрессивную или страдательную (при этом
соотношение 1:1 (50% к 50%) рассматривается как норма, а значимый перевес
в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более). От-
мечая отдельно разные элементы каждого сюжета, экспериментатор суммирует
ответы, отражающие склонность к переуточнению (признак неуверенности, тре-
воги), пессимистические высказывания (депрессия), незаконченность сюжета и
отсутствие перспективы (неуверенность в будущем, неумение планировать
его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) или суж-
дений (пониженная эмотивностъ), и т.д. Присутствующие в рассказах в боль-
шом количестве особые темы - смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намере-
ния, нарушенная последовательность и плохая логическая связанность блоков
сюжета, использование неологизмов, рассуждательство, амбитендентность в
оценке "героев" и событий, эмоциональная отстраненность, разноплановость
восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргументами при
выявлении личностной дезинтеграции.
Анализ рассказов ТАТ.
Толкование по Мюррею.
1. Наличие в рассказе героя, с которым испытуемый идентифицирует се-
бя.
2. Определение характеристик героя, его стремлении, желании, чувств
и черт характера.
3. Оценка силы потребности в зависимости от ее интенсивности, частоты
и развития сюжета.
По Раппопорту
Формальная характеристика рассказа.
1. Чувства, переживания.
2. Персонажи рассказа.
3. Стремления и установки.
4. Препятствия или барьеры.
По Томкинсону.
1. Вектор психологической направленности поведения.
2. Сфера отношений, в которой разворачивается действие.
3. Особенности физического состояния.
4. Оценки, используемые для определения времени, пространства и сте-
пени выраженности предыдущих категорий.
По Арнольд.
1. Ведущие мотивы, отношения, ценности.
2. Аффективные конфликты и их сфера.
3. Способы разрешения конфликтов.
4. Индивидуальные особенности эмоциональных переживаний;
импульсивность и самоконтроль;
эмоциональная устойчивость;
эмоциональная зрелость.
5. Самооценка; соотношение Я-реального и Я-идеального.
Тематика сюжета и связанные с нею тенденции:
- Доминантность - стремление оказывать влияние на людей, руководить
ими.
- Агрессия - стремление побороть противника, изгнать или унизить его.
- Поиск дружбы - стремление к откровенности, к дружбе, симпатии и
любви.
- Отвержение - стремление порвать отношения, грубость, неуступчи-
вость.
- Автономия - тенденция к избеганию любых ограничений, индивидуализм.
- Приспособление - пассивная подчиняемость внешним силам, застенчи-
вость.
- Подчительность - стремление подчиняться сильной личности, восхи-
щаться ею.
- Успех - стремление к быстрому и успешному достижению цели.
- Быть в центре - стремление производить впечатление на других.
- Игра - оптимизм, активность, беззаботность и безответственность.
- Эгоизм -забота о личном успехе, болезненное самолюбие.
- Социабельность - уважение к мнению окружающих, забота о других,
альтруизм.
- Поиск покровителя - потребность в советах, в мягком обращении, неу-
веренность в себе и в своих перспективах.
- Помощь другим - выраженное чувство жалости к другим, забота о де-
тях, желание помочь, успокоить.
- Избегание наказания - стремление к подавлению своих непосредствен-
ных порывов, к поведению воспитанного человека.
- Самозащита - защита своих прав, поиск виновных среди окружающих.
- Порядок - стремление к чистоте, повышенная аккуратность.
Адаптированный автором настоящего руководства метод PAT представляет-
ся необходимым в системном многоуровневом исследовании личности, чтобы с
помощью механизмов идентификации и проекции выявить глубинные, не всегда
поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего
конфликта и ту конкретную сферу нарушенных межличностных отношений, кото-
рые батареей психодиагностических методик МЦВ - СМИЛ - ДМО не охвачены.
Это - содержательная сторона переживаний, а также ряд иных существенно
важных личностных характеристик, о которых речь пойдет дальше. Стимульный
материал методики представлен 8 контурными рисунками, на которых изображе-
ны 2, реже 3 человечка; каждый персонаж изображен в условной манере: ни
пол, ни возраст, ни его социальный статус из картинки не вытекает. В то же
время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют
судить о том, что на каждой из картинок изображена ситуация скорее всего
конфликтная и по крайней мере два персонажа задействованы в сложных меж-
личностных отношениях. При этом там, где имеется третий участник или на-
блюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная,
активная или страдательная.
Отличие этого метода в том, что стимульный материал еще менее струк-
турирован по сравнению с ТАТ. Здесь отсутствует налет эпохи, культурно-эт-
нических признаков, имеющих социальное значение оттенков, которые отчетли-
во просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторые из них:
"Американские солдаты во Вьетнаме", "Трофейный фильм", "Прически и мода
зарубежного стиля 20-х годов " и т. д.). Это явно мешает непосредственному
восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность продуцировать ответы
по типу клише (взятые из фильмов или других общеизвестных источников) и
способствует закрытости испытуемого в эксперименте. По сравнению с ТАТ ри-
сованный апперцептивный тест обладает, быть может, не столь широким спек-
тром исследовательских возможностей. В то же время, в силу большей лако-
ничности и простоты методика нашла себе применение при обследовании школь-
ников и молодежи в контексте профориентационных проблем, в семейном кон-
сультировании, в социально-психологической помощи пресуицидентам, при изу-
чении производственных, спортивных и военизированных коллективов, а также
в клинике неврозов. Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается зада-
ние последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку,
при этом стараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них неболь-
шой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: 1) Что происходит
в данный момент? 2) Кто эти люди? 3) О чем они думают и что чувствуют?
4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится? Высказывается также
просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных пос-
тановок или кинофильмов, придумывать свое. Подчеркивается, что объектом
внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумы-
вать, богатство фантазии. Обычно испытуемому дается двойной тетрадный
лист, на котором чаще всего свободно размещаются восемь коротеньких рас-
сказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы; чтобы у обследуемо-
го не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа. Время также
не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает испытуемых, чтобы
получить более непосредственные ответы. Таким образом, помимо анализа сю-
жетов, их содержательной стороны, вниманию экспериментатора предоставляет-
ся возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль письма, манеру
изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значе-
ние для оценки личности в целом.
Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных
сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнасти-
ческих упражнениях, занятиях йогой.
1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отно-
шение испытуемого к проблеме власти и унижения. Чтобы понять, с кем из
персонажей идентифицирует себя испытуемый, следует обратить внимание, кому
из них в рассказе он уделяет больше внимания и приписывает более сильные
чувства, приводит доводы, оправдывающие его позицию, нестандартные мысли
или высказывания. Размер рассказа также в значительной степени зависит от
эмоциональной значимости того или иного сюжета.
2-я, 5-я и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными си-
туациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми
переживаются кем-то третьим (к примеру, ребенком), кто не может решитель-
ным образом изменить ситуацию. При этом позиция этого третьего лица проя-
вится на соответствующей картинке идентификацией и может выглядеть как ин-
дифферентная (2-я), пассивная - уход от вмешательства (5-я), миротворчес-
кие тенденции или иная попытка вмешательства (7-я картинка).
Если 3-я картинка чаще провоцирует выявление конфликта в сфере лич-
ных, интимных отношений, то 4-я может рассматриваться как аналогичная си-
туация одними, и как служебный конфликт другими, так как в первом случае
фигурирует скамейка (символ поэтичных встреч), а во втором - стул. На этих
картинках также проявляются сюжеты с освещением проблемы одиночества, по-
кинутости, фрустрированной аффилиативной потребности, непонятости и непри-
ятия в коллективе.
2-я картинка чаще других вызывает эмоциональный отклик у неустойчивых
натур, напоминает о бессмысленных всплесках неуправляемых эмоций, в то
время как по поводу 5-й больше строятся сюжеты, в которых фигурирует дуэль
мнений, спор. стремление обвинить другого и оправдать себя. Аргументация
своей правоты и переживание обиды в сюжетах к 7-й картинке испытуемыми не-
редко разрешается взаимной агрессией персонажей, когда эта тема для него
значима. Здесь имеет значение, превалирует ли у героя, с которым себя
идентифицирует обследуемый, внешнеобвиняющая (экстрапунитивная) позиция
или склонность к приписыванию самому себе вины за сложившийся конфликт
(интропунитивная позиция).
6-я картинка провоцирует наиболее выраженную значимость агрессивных
реакций испытуемого в ответ на субъективно переживаемую им не справедли-
вость, или, если он идентифицирует себя с поверженным человеком, выявляет-
ся жертвенность позиции, приниженность.
8-я картинка выявляет проблему отвержения индивида объектом аффилиа-
тивной привязанности или бегства от назойливого преследования отвергаемой
им личности. Признаком идентификации себя с тем или иным героем рассказа
является тенденция приписывать сюжетно разработанные переживания и мысли
именно тому персонажу, который в рассказе оказывается принадлежащим иден-
тичному с испытуемым полу. Интересно отметить, что с равной убежденностью
один и тот же рисуночный образ распознается одним испытуемым как мужчина,
другим - как женщина, при этом у каждого имеется полная уверенность, что
это не может вызывать никаких сомнений. "Посмотрите, как она сидит! Судя
по позе - это женщина.", - говорит один, "это - безусловно мужчина, сразу
видно'", - говорит другая, при этом они рассматривают одну и ту же картин-
ку. Этот пример лишний раз наглядно демонстрирует выраженный субъективизм
восприятия и склонность приписывать весьма аморфному стимульному материалу
методик совершенно конкретные качества у тех лиц, для которых ситуация,
изображенная на картинке звучит как эмоционально значимая. Безусловно,
устный рассказ или дополнительное обсуждение написанных рассказов более
информативно, но при групповом обследовании удобнее ограничиться письмен-
ным изложением.
Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не
только позволяет определить зону переживаемых испытуемым нарушенных отно-
шений с окружающими, но нередко высвечивает сложный внутриличностный кон-
фликт. Так, молодая девушка по 4-ой картинке строит такой сюжет: "Он
объяснился девушке в любви. Она ему ответила - "нет". Он уходит. Она -
гордая и не может признаться в том, что любит его, так как считает, что
после такого признания она станет рабой своих чувств, а на это она пойти
не может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они встретятся: он - с Дру-
гой, она замужем (хотя мужа не любит). Она уже переболела своим чувством,
а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она не-
уязвима". Во-первых, в этом сюжете многое привнесено испытуемой личного,
не вытекающего из картинки, во-вторых, внешний конфликт явно вторичный и
базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и
глубокои привязанности фрустрирована в силу страха испытуемой перед воз-
можной неудачей, перед страхом испытать приниженность. Болезненное самолю-
бие, развившееся на почве негативного жизненного опыта, блокирует свобод-
ную самореализацию и непосредственность чувств, заставляет ее отказаться
от любви, чтобы не повышать уровень и без того высокой тревоги, неуверен-
ности в себе.
В сложных семейных ситуациях PAT позволяет также выявить проблемы
подросткового возраста. При этом позицию подростка в его окружении методи-
ка выявляет гораздо более четко, чем он сам сумел бы это сделать, даже
если бы был полностью откровенным, так как самопонимание и жизненный опыт
в этом возрасте находятся на достаточно низком уровне.
Также плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной роли
в сложных коллизиях житейских ситуаций у личностей с высоким уровнем нев-
ротизации, у эмоционально незрелых, импульсивных личностей.
В связи с этим психологическое исследование с использованием PAT спо-
собствует более целенаправленному выбору психокоррекционного подхода не
только с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испыту-
емого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-куль-
турному уровню личности консультируемого психологом человека.
ИНСТРУКЦИЯ.
Рассматривая картинки, постарайтесь составить представление о том,
что на них изображено, и изложите свои гипотезы письменно в виде связного
текста. При построении описаний Вам необходимо осветить следующие вопросы:
1. Кто эти люди?
2. Что они делают (что происходит в данный момент?)
3. Каковы их мысли и чувства?
4. Что предшествовало данной ситуации?
5. Чем закончится данная ситуация?
При обработке результатов тестирования психолог проводит контент-ана-
лиз полученных текстов, используя следующую схему.
СХЕМА АНАЛИЗА.
1. ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ - наличие этих планов свидетельствует об умении
опираться на прошлый опыт, планировать будущее.
Будущее может быть приклеено, не выходит из ситуации, значит к буду-
щему страх, не смеет планировать.
2. СФЕРА - личные контакты, интимные отношения, производственные кон-
такты, дружеские контакты.
Иерархия отношений: взрослые - дети; начальники - подчиненные.
3. КОНФЛИКТ- внешний, внутренний (невозможность реализовать какую-ли-
бо потребность в связи с табу, осознание невозможности реализации).
Высокий уровень невротизации связан с внутренним конфликтом.
4. ДЕТАЛИ - чем их больше, тем человек неувереннее.
Детализация - стремление оправдать правильность построения сюжета.
5. СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ СЮЖЕТА- трудности концентрации внимания,
эмоциональная неустойчивость.
6. НЕОЛОГИЗМЫ- богатый творческий интеллект может быть шизоидного ти-
па.
7. УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ - подчеркивание доброжела-
тельности в противовес агрессии.
8. ПОЗИЦИЯ - активная,
- пассивная,
- страдательная,
- оборонительная.
9. ФАКТ СМЕРТИ - повторение этих вариантов должно настораживать (воз-
можен суицид).
10. ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК НА КАРТИНКЕ - с ним чаще всего идентифицирует себя
подросток, реакция человека на вовлеченного в конфликт, но сопереживающе-
го: эмпатия.
Примечание к компьютерной версии.
Полная компьютерная автоматизация процессов предъявления стимульного
материала, фиксации полученных ответов, обработки полученных результатов
и интерпретации тестовых показателей проективных методик невозможна.
Компьютерная версия данной методики предназначена для оперативного
получения справочной информации, печати на принтере стимульного материа-
ла и составления текстового отчета по результатам тестирования.
|