МЕТОДИКА:                                  
                     Рисованный апперцептивный тест PAT.                    
                               (Л.Н. Собчик).                               
 
      PAT - это более компактный модифицированный вариант Тематического Ап- 
 перцептивного Теста Г. Мюррея, отнимающий меньше времени на обследование и 
 более приспособленный к условиям работы практического психолога. В  первую 
 очередь, разработан совершенно новый стимульный материал.                  
      Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц, 
 всего - 30, одна из них пустая (только белый фон), остальные  представляют 
 собой картины с нерезко структурированными ситуациями, дающими  повод  для 
 построения разных предположений в отношении той  конфликтной  ситуации,  в 
 которой оказались изображенные на них "герои", об их  роли  в  сложившихся 
 обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях.  Это - фотографии  с 
 картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназна- 
 ченных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20  в 
 каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор  картинок  (тест КДГ). 
 Это один из наиболее глубинных личностных тестов. Отсутствие жестко струк- 
 турированного стимульного материала создает почву  для  вольной  трактовки 
 сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить  рас- 
 сказ, используя собственный жизненный опыт и  субъективные  представления. 
 Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев  сочинен- 
 ного рассказа позволяет определить сферу конфликта (внутреннего или  внеш- 
 него), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситу- 
 ации, фон настроения, позицию личности (активную,  агрессивную,  пассивную 
 или страдательную), последовательность суждений, умение  планировать  свою 
 деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности 
 социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления  и 
 многое другое. Большим достоинством методики является невербальный  харак- 
 тер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора  для 
 испытуемого при создании сюжетов и проецирующего  к  раскрытию  глубинных, 
 интимных личностных переживаний.                                           
      Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он соглас- 
 но инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить  иденти- 
 фикацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из "героев" 
 сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных переживаний, кото- 
 рые выявляются приписыванием "герою" мыслей и чувств, не вытекающих  непо- 
 средственно из того, что изображено на самой картинке. Фрустрирующие ситу- 
 ации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые 
 могут вытекать из соответствующей  картинки  и  способствовать  реализации 
 потребностей героев (или героя) или  препятствовать  им.  При  определении 
 значимых потребностей экспериментатор обращает внимание на  интенсивность, 
 частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных  пов- 
 торяющихся в разных рассказах ценностях и особой индивидуализированной ок- 
 раске, эмоциональной значимости именно этих ценностей.                     
      Анализ полученных данных проводится в основном на качественном  уров- 
 не, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что  позволяет 
 оценить баланс между  эмоциональной  и  интеллектуальной  сферой,  наличие 
 внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию лич- 
 ности - активную или пассивную, агрессивную или  страдательную  (при  этом 
 соотношение 1:1 (50% к 50%) рассматривается как норма, а значимый  перевес 
 в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более).  От- 
 мечая отдельно разные элементы каждого сюжета,  экспериментатор  суммирует 
 ответы, отражающие склонность к переуточнению (признак неуверенности, тре- 
 воги), пессимистические высказывания (депрессия), незаконченность сюжета и 
 отсутствие перспективы  (неуверенность  в  будущем,  неумение  планировать 
 его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) или суж- 
 дений (пониженная эмотивностъ), и т.д. Присутствующие в рассказах в  боль- 
 шом количестве особые темы - смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намере- 
 ния, нарушенная последовательность и плохая логическая связанность  блоков 
 сюжета, использование неологизмов,  рассуждательство,  амбитендентность  в 
 оценке "героев" и событий, эмоциональная  отстраненность,  разноплановость 
 восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргументами  при 
 выявлении личностной дезинтеграции.                                        
 
                           Анализ рассказов ТАТ.                            
 
      Толкование по Мюррею.                                                 
      1. Наличие в рассказе героя, с которым испытуемый идентифицирует  се- 
 бя.                                                                        
      2. Определение характеристик героя, его стремлении,  желании,  чувств 
 и черт характера.                                                          
      3. Оценка силы потребности в зависимости от ее интенсивности, частоты 
 и развития сюжета.                                                         
 
      По Раппопорту                                                         
      Формальная характеристика рассказа.                                   
      1. Чувства, переживания.                                              
      2. Персонажи рассказа.                                                
      3. Стремления и установки.                                            
      4. Препятствия или барьеры.                                           
 
      По Томкинсону.                                                        
      1. Вектор психологической направленности поведения.                   
      2. Сфера отношений, в которой разворачивается действие.               
      3. Особенности физического состояния.                                 
      4. Оценки, используемые для определения времени, пространства и  сте- 
 пени выраженности предыдущих категорий.                                    
 
      По Арнольд.                                                           
      1. Ведущие мотивы, отношения, ценности.                               
      2. Аффективные конфликты и их сфера.                                  
      3. Способы разрешения конфликтов.                                     
      4. Индивидуальные особенности эмоциональных переживаний;              
         импульсивность и самоконтроль;                                     
         эмоциональная устойчивость;                                        
         эмоциональная зрелость.                                            
      5. Самооценка; соотношение Я-реального и Я-идеального.                
      Тематика сюжета и связанные с нею тенденции:                          
      - Доминантность - стремление оказывать влияние на  людей,  руководить 
 ими.                                                                       
      - Агрессия - стремление побороть противника, изгнать или унизить его. 
      - Поиск дружбы - стремление к откровенности,  к  дружбе,  симпатии  и 
 любви.                                                                     
      - Отвержение - стремление  порвать  отношения,  грубость,  неуступчи- 
 вость.                                                                     
      - Автономия - тенденция к избеганию любых ограничений, индивидуализм. 
      - Приспособление - пассивная подчиняемость внешним  силам,  застенчи- 
 вость.                                                                     
      - Подчительность - стремление подчиняться  сильной  личности,  восхи- 
 щаться ею.                                                                 
      - Успех - стремление к быстрому и успешному достижению цели.          
      - Быть в центре - стремление производить впечатление на других.       
      - Игра - оптимизм, активность, беззаботность и безответственность.    
      - Эгоизм -забота о личном успехе, болезненное самолюбие.              
      - Социабельность - уважение к мнению  окружающих,  забота  о  других, 
 альтруизм.                                                                 
      - Поиск покровителя - потребность в советах, в мягком обращении, неу- 
 веренность в себе и в своих перспективах.                                  
      - Помощь другим - выраженное чувство жалости к другим, забота  о  де- 
 тях, желание помочь, успокоить.                                            
      - Избегание наказания - стремление к подавлению своих  непосредствен- 
 ных порывов, к поведению воспитанного человека.                            
      - Самозащита - защита своих прав, поиск виновных среди окружающих.    
      - Порядок - стремление к чистоте, повышенная аккуратность.            
 
      Адаптированный автором настоящего руководства метод PAT представляет- 
 ся необходимым в системном многоуровневом исследовании личности,  чтобы  с 
 помощью механизмов идентификации и проекции выявить глубинные,  не  всегда 
 поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны  внутреннего 
 конфликта и ту конкретную сферу нарушенных межличностных отношений,  кото- 
 рые батареей психодиагностических методик  МЦВ - СМИЛ - ДМО  не  охвачены. 
 Это - содержательная сторона переживаний, а  также  ряд  иных  существенно 
 важных личностных характеристик, о которых речь пойдет дальше.  Стимульный 
 материал методики представлен 8 контурными рисунками, на которых изображе- 
 ны 2, реже 3 человечка; каждый персонаж изображен в  условной  манере:  ни 
 пол, ни возраст, ни его социальный статус из картинки не вытекает. В то же 
 время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок  позволяют 
 судить о том, что на каждой из картинок изображена ситуация  скорее  всего 
 конфликтная и по крайней мере два персонажа задействованы в  сложных  меж- 
 личностных отношениях. При этом там, где имеется третий участник  или  на- 
 блюдатель событий, его позиция может быть истолкована как  индифферентная, 
 активная или страдательная.                                                
      Отличие этого метода в том, что стимульный материал еще менее  струк- 
 турирован по сравнению с ТАТ. Здесь отсутствует налет эпохи, культурно-эт- 
 нических признаков, имеющих социальное значение оттенков, которые отчетли- 
 во просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторые из них: 
 "Американские солдаты во Вьетнаме", "Трофейный фильм",  "Прически  и  мода 
 зарубежного стиля 20-х годов " и т. д.). Это явно мешает непосредственному 
 восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность  продуцировать  ответы 
 по типу клише (взятые из фильмов или других  общеизвестных  источников)  и 
 способствует закрытости испытуемого в эксперименте. По сравнению с ТАТ ри- 
 сованный апперцептивный тест обладает, быть может, не столь широким  спек- 
 тром исследовательских возможностей. В то же время, в силу  большей  лако- 
 ничности и простоты методика нашла себе применение при обследовании школь- 
 ников и молодежи в контексте профориентационных проблем, в  семейном  кон- 
 сультировании, в социально-психологической помощи пресуицидентам, при изу- 
 чении производственных, спортивных и военизированных коллективов, а  также 
 в клинике неврозов. Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается  зада- 
 ние последовательно, согласно нумерации,  рассматривать  каждую  картинку, 
 при этом стараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них  неболь- 
 шой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: 1) Что происходит 
 в данный момент? 2) Кто эти люди? 3) О чем они  думают  и  что  чувствуют? 
 4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится?  Высказывается  также 
 просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных пос- 
 тановок или кинофильмов, придумывать свое.  Подчеркивается,  что  объектом 
 внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумы- 
 вать, богатство фантазии.  Обычно  испытуемому  дается  двойной  тетрадный 
 лист, на котором чаще всего свободно размещаются восемь  коротеньких  рас- 
 сказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы; чтобы у обследуемо- 
 го не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа.  Время  также 
 не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает испытуемых,  чтобы 
 получить более непосредственные ответы. Таким образом, помимо анализа  сю- 
 жетов, их содержательной стороны, вниманию экспериментатора предоставляет- 
 ся возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль  письма,  манеру 
 изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значе- 
 ние для оценки личности в целом.                                           
      Защитные тенденции могут проявляться в  виде  несколько  однообразных 
 сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или  гимнасти- 
 ческих упражнениях, занятиях йогой.                                        
      1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отно- 
 шение испытуемого к проблеме власти и унижения. Чтобы  понять,  с  кем  из 
 персонажей идентифицирует себя испытуемый, следует обратить внимание, кому 
 из них в рассказе он уделяет больше внимания и приписывает  более  сильные 
 чувства, приводит доводы, оправдывающие его позицию,  нестандартные  мысли 
 или высказывания. Размер рассказа также в значительной степени зависит  от 
 эмоциональной значимости того или иного сюжета.                            
      2-я, 5-я и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными  си- 
 туациями (например, семейными), где сложные отношения между  двумя  людьми 
 переживаются кем-то третьим (к примеру, ребенком), кто не может  решитель- 
 ным образом изменить ситуацию. При этом позиция этого третьего лица  проя- 
 вится на соответствующей картинке идентификацией и может выглядеть как ин- 
 дифферентная (2-я), пассивная - уход от вмешательства (5-я),  миротворчес- 
 кие тенденции или иная попытка вмешательства (7-я картинка).               
      Если 3-я картинка чаще провоцирует выявление конфликта в  сфере  лич- 
 ных, интимных отношений, то 4-я может рассматриваться как аналогичная  си- 
 туация одними, и как служебный конфликт другими, так как в  первом  случае 
 фигурирует скамейка (символ поэтичных встреч), а во втором - стул. На этих 
 картинках также проявляются сюжеты с освещением проблемы одиночества,  по- 
 кинутости, фрустрированной аффилиативной потребности, непонятости и непри- 
 ятия в коллективе.                                                         
      2-я картинка чаще других вызывает эмоциональный отклик у неустойчивых 
 натур, напоминает о бессмысленных всплесках  неуправляемых  эмоций,  в  то 
 время как по поводу 5-й больше строятся сюжеты, в которых фигурирует дуэль 
 мнений, спор. стремление обвинить другого и оправдать  себя.  Аргументация 
 своей правоты и переживание обиды в сюжетах к 7-й картинке испытуемыми не- 
 редко разрешается взаимной агрессией персонажей, когда эта тема  для  него 
 значима. Здесь имеет значение, превалирует ли  у  героя,  с  которым  себя 
 идентифицирует обследуемый,  внешнеобвиняющая  (экстрапунитивная)  позиция 
 или склонность к приписыванию самому себе  вины  за  сложившийся  конфликт 
 (интропунитивная позиция).                                                 
      6-я картинка провоцирует наиболее выраженную  значимость  агрессивных 
 реакций испытуемого в ответ на субъективно переживаемую им  не  справедли- 
 вость, или, если он идентифицирует себя с поверженным человеком, выявляет- 
 ся жертвенность позиции, приниженность.                                    
      8-я картинка выявляет проблему отвержения индивида объектом  аффилиа- 
 тивной привязанности или бегства от назойливого преследования  отвергаемой 
 им личности. Признаком идентификации себя с тем или иным  героем  рассказа 
 является тенденция приписывать сюжетно разработанные переживания  и  мысли 
 именно тому персонажу, который в рассказе оказывается принадлежащим  иден- 
 тичному с испытуемым полу. Интересно отметить, что с равной  убежденностью 
 один и тот же рисуночный образ распознается одним испытуемым как  мужчина, 
 другим - как женщина, при этом у каждого имеется полная  уверенность,  что 
 это не может вызывать никаких сомнений. "Посмотрите, как она  сидит!  Судя 
 по позе - это женщина.", - говорит один, "это - безусловно мужчина,  сразу 
 видно'", - говорит другая, при этом они рассматривают одну и ту же картин- 
 ку. Этот пример лишний раз наглядно демонстрирует выраженный  субъективизм 
 восприятия и склонность приписывать весьма аморфному стимульному материалу 
 методик совершенно конкретные качества у тех лиц,  для  которых  ситуация, 
 изображенная на картинке звучит  как  эмоционально  значимая.  Безусловно, 
 устный рассказ или дополнительное обсуждение  написанных  рассказов  более 
 информативно, но при групповом обследовании удобнее ограничиться  письмен- 
 ным изложением.                                                            
      Межличностный конфликт, звучащий фактически  в  каждой  картинке,  не 
 только позволяет определить зону переживаемых испытуемым нарушенных  отно- 
 шений с окружающими, но нередко высвечивает сложный внутриличностный  кон- 
 фликт. Так, молодая девушка по  4-ой  картинке  строит  такой  сюжет:  "Он 
 объяснился девушке в любви. Она ему  ответила - "нет".  Он  уходит.  Она - 
 гордая и не может признаться в том, что любит его, так  как  считает,  что 
 после такого признания она станет рабой своих чувств, а на это  она  пойти 
 не может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они встретятся: он -  с  Дру- 
 гой, она замужем (хотя мужа не любит). Она уже переболела своим  чувством, 
 а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она  не- 
 уязвима". Во-первых, в этом сюжете многое привнесено  испытуемой  личного, 
 не вытекающего из картинки, во-вторых, внешний конфликт явно  вторичный  и 
 базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и 
 глубокои привязанности фрустрирована в силу страха испытуемой  перед  воз- 
 можной неудачей, перед страхом испытать приниженность. Болезненное самолю- 
 бие, развившееся  на почве негативного жизненного опыта, блокирует свобод- 
 ную самореализацию и непосредственность чувств, заставляет  ее  отказаться 
 от любви, чтобы не повышать уровень и без того высокой тревоги,  неуверен- 
 ности в себе.                                                              
      В сложных семейных ситуациях PAT  позволяет  также  выявить  проблемы 
 подросткового возраста. При этом позицию подростка в его окружении методи- 
 ка выявляет гораздо более четко, чем он сам сумел  бы  это  сделать,  даже 
 если бы был полностью откровенным, так как самопонимание и жизненный  опыт 
 в этом возрасте находятся на достаточно низком уровне.                     
      Также плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной роли 
 в сложных коллизиях житейских ситуаций у личностей с высоким уровнем  нев- 
 ротизации, у эмоционально незрелых, импульсивных личностей.                
      В связи с этим психологическое исследование с использованием PAT спо- 
 собствует более целенаправленному выбору  психокоррекционного  подхода  не 
 только с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испыту- 
 емого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-куль- 
 турному уровню личности консультируемого психологом человека.              
 
                                 ИНСТРУКЦИЯ.                                
 
      Рассматривая картинки, постарайтесь составить  представление  о  том, 
 что на них изображено, и изложите свои гипотезы письменно в виде  связного 
 текста. При построении описаний Вам необходимо осветить следующие вопросы: 
      1. Кто эти люди?                                                      
      2. Что они делают (что происходит в данный момент?)                   
      3. Каковы их мысли и чувства?                                         
      4. Что предшествовало данной ситуации?                                
      5. Чем закончится данная ситуация?                                    
 
      При обработке результатов тестирования психолог проводит контент-ана- 
 лиз полученных текстов, используя следующую схему.                         
 
                                СХЕМА АНАЛИЗА.                              
 
      1. ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ -  наличие этих планов свидетельствует об умении 
 опираться на прошлый опыт, планировать будущее.                            
      Будущее может быть приклеено, не выходит из ситуации, значит к  буду- 
 щему страх, не смеет планировать.                                          
      2. СФЕРА - личные контакты, интимные отношения, производственные кон- 
 такты, дружеские контакты.                                                 
      Иерархия отношений: взрослые - дети; начальники - подчиненные.        
      3. КОНФЛИКТ- внешний, внутренний (невозможность реализовать какую-ли- 
 бо потребность в связи с табу, осознание невозможности реализации).        
      Высокий уровень невротизации связан с внутренним конфликтом.          
      4. ДЕТАЛИ - чем их больше, тем человек неувереннее.                   
      Детализация - стремление оправдать правильность построения сюжета.    
      5. СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ СЮЖЕТА- трудности концентрации внимания,            
 эмоциональная неустойчивость.                                              
      6. НЕОЛОГИЗМЫ- богатый творческий интеллект может быть шизоидного ти- 
 па.                                                                        
      7. УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ  ВЫРАЖЕНИЯ -  подчеркивание  доброжела- 
 тельности в противовес агрессии.                                           
      8. ПОЗИЦИЯ - активная,                                                
      -  пассивная,                                                         
      -  страдательная,                                                     
      -  оборонительная.                                                    
      9. ФАКТ СМЕРТИ - повторение этих вариантов должно настораживать (воз- 
 можен суицид).                                                             
      10. ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК НА КАРТИНКЕ - с ним чаще всего идентифицирует себя 
 подросток, реакция человека на вовлеченного в конфликт, но  сопереживающе- 
 го: эмпатия.                                                               
 
                    Примечание к компьютерной версии.                       
      Полная компьютерная автоматизация процессов предъявления  стимульного 
 материала, фиксации полученных ответов, обработки  полученных  результатов 
 и интерпретации тестовых показателей проективных методик невозможна.       
      Компьютерная версия данной методики  предназначена  для  оперативного 
 получения справочной информации, печати на принтере  стимульного  материа- 
 ла и составления текстового отчета по результатам тестирования.