МЕТОДИКА:
Анализ религиозной аддикции
(Телепова Н.Н.).
Методика предназначена для диагностики религиозной аддикции.
Аддиктивное поведение - это одна из форм деструктивного поведения,
выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое
состояние посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации
внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что
сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Как и при любой аддикции, религиозная практика становится доминирую-
щей по отношению к другим аспектам жизни. Любые отношения устанавливаются
через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов отодви-
гает личную потребность в Боге. Религия и те, кто ее олицетворяют, получа-
ют всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом.
П. Бут, П. Вандерхайден, Ц.П. Короленко, Н.В. Бондарев и др. предла-
гают перечень симптомов религиозной аддикции, который можно свести к сле-
дующим симптомам:
неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по поводу рели-
гиозной информации;
черно-белое мышление;
основанная на стыде вера;
магическая убежденность, что Бог все сделает для тебя без твоего
серьезного участия;
ригидное навязчивое следование правилам и предписаниям;
бескомпромиссные суждения: готовность всюду (особенно за пределами
данной религиозной формации) находить недостатки и зло;
компульсивные или навязчивые стремления к религиозным ритуалам;
нереалистические финансовые пожертвования;
конфликт и споры с наукой, медициной и образованием;
прогрессирующий отказ от реальной работы, изоляция, разрыв прежних
отношений;
манипулирование цитатами или текстами, ощущение избранности, заявле-
ния о личных посланиях от Бога;
трансоподобное состояние, счастливое (или суперодухотворенное) выра-
жение лица;
ощущение правоты и превосходство над всем остальным человечеством;
разочарование, сомнения, психический, физический и эмоциональный кри-
зис, боязнь призвать на помощь (из страха быть разоблаченным в "недухов-
ности").
Cопоставление представленных в литературе классификаций форм общения
в различных группах людей позволяет увидеть, что, несмотря на различные
названия, все авторы выделяют вертикаль, на которой располагаются эти виды
общения: от низшего к высшему. Такие уровни, как примитивный, манипулятив-
ный, стандартизированный (А. Б. Добрович); монологический, конформный,
псевдодиалогический, манипулятивный (Г.А. Ковалев); авторитарный, манипу-
лятивный, индифферентный, конформный (Л.С. Братченко); конфликтный, авто-
ритарно-монологический, рефлексивно-манипулятивный, пассивно-индифферент-
ный (С.А. Шеин) относятся к низшему уровню общения.
Телепова Н.Н. обозначает этот уровень общения как монологический.
Второй, высший уровень, оптимальность которого подчеркивают все авто-
ры, автор методики обозначает как диалогический. Сюда она относит: довери-
тельно-диалогический (С.А. Шеин), диалогический (В.В. Рыжов, Г.А. Ковалев,
Л.С. Братченко), духовный (А.Б.Добрович) уровни.
Монологическое сообщество.
Создает иерархии, поддерживаемые силой или угрозой силы.
Вышестоящей группе принадлежит власть и право принятия решений, а ни-
жестоящая группа бесправна.
Вышестоящая группа берет на себя ответственность, риск, средства про-
изводства и распределяет награды, а нижестоящая обеспечивает поддержку вы-
шестоящим, выполняет работу и получает минимальное вознаграждение.
Пользуется сравнительным способом мышления: "ты или я".
Ценностями являются деструктивные действия, такие как эксплуатация и
война против инакомыслящих (вербальная в том числе).
Пользуется жесткими сексуальными ролями (дискредитация женщин).
Относится к различиям между людьми с осуждением (все должны быть од-
нородны - в мышлении, внешности, мнении и т.д.).
Использует страх, чтобы добиться однородности.
Состоит из "винтиков" системы.
Диалогическое сообщество.
Создает иерархии, в которых люди связаны общими потребностями.
Принятие решений распределено по иерархии равномерно.
Риск, ответственность, капиталовложения, средства производства, на-
грады, выполнение работы и поддержка распределены по иерархии равномерно.
Пользуется кооперативным способом мышления: "я и ты".
Ценностями являются воспитательные качества, такие как сострадание и
неприменение силы.
Пользуется гибкими сексуальными ролями (равноправие полов).
Относится к различиям между людьми без осуждения (каждый имеет право
на свою индивидуальность и мнение).
Использует надежду, чтобы добиться единства.
Состоит из личностей.
Монологическое (созависимое) общество, имеющее религиозную направлен-
ность, управляется лидером с монологическим подходом к руководству. С. Ар-
терберн и Дж.Фелтон приводят правила, которыми руководствуется монологи-
ческий лидер.
1. Лидер все контролирует.
2. Когда возникают проблемы, лидер немедленно находит виновного и об-
личает его.
3. Лидер не совершает ошибок.
4. Лидер никогда не показывает реальность ситуации.
5. Лидер никогда не демонстрирует своих чувств, если они не позитив-
ны.
6. Лидер не задает неприятных вопросов.
7. Лидер ничего не делает вне своей роли.
8. Лидер никому не доверяет.
9. Для лидера главная цель - привлекать человеческие и финансовые ре-
сурсы в свою организацию.
10. Лидер любой ценой сохраняет имидж своей организации (даже в ущерб
личностно-духовному состоянию ее членов).
Тестирование проводится в два этапа.
Первый этап включает в себя тест, составленный на основе тестирования
на наличие нехимических аддикций Гриффита. На данном этапе определяется
степень религиозной аддикции.
Ключ: если набрано 24 и более баллов, можно предположить высокую ве-
роятность религиозной аддикции.
Второй этап ставит своей целью анализ сообщества, в которое включен
данный человек.
Ключ:
Количество ответов "да" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 17,
19, 21, 23 - показатель монологичного сообщества.
Наличие ответов "да" или "нет" в обоих парных вопросах 1-2, 3-4, 5-6,
7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20, 21-22, 23-24 прибавляет по
дополнительному баллу к показателю монологического сообщества.
Если набрано 8 и более баллов по этому показателю, то можно с большой
долей уверенности утверждать, что человек принадлежит к монологическому
сообществу.
Количество ответов "да" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 16, 18, 20,
22 - показатель диалогичного сообщества.
Утверждать, что человек принадлежит к диалогическому сообществу можно
при условии, если набрано 8 и более баллов по этому показателю и 3 и менее
баллов по монологическому показателю.
В исследовании Телеповой Н.Н. из 85 человек, получившие в результате
тестирования по первому этапу результат высокой степени религиозной аддик-
ции, у 95,3% (81 человек) выявилась принадлежность к монологическому сооб-
ществу. Что же касается тех, кто показал малую степень религиозной аддик-
ции, у 87,8% (36 человек) выявилась принадлежность к диалогическому сооб-
ществу. Таким образом, установлена прямая корреляция между степенью рели-
гиозной аддикции и принадлежностью к монологическому религиозному сообщес-
тву.
Примечание к компьютерной версии.
Программное определение типа религиозного сообщества в соответствии с
логикой автора методики имеет определенные трудности.
Однозначно можно диагносцировать только диалогический тип сообщества,
т.к. указаны критерии принятия решения для обеих шкал.
Для монологичного типа отсутвует предельное критическое значение для
диалогического типа. В данной программе в качестве такого критерия было
принято значение 8 баллов. Таким образом, если значение по шкале моноло-
гичного сообщества равно или превышает 8 баллов, а значение диалогического
сообщества меньше 8 баллов, то диагносцируется монологичный тип сообщес-
тва. Если оба значения меньше 8 баллов - неопределенный тип. Все другие
варианты, которые невозможно однозначно отнести к одному из двух типов -
смешанный тип.
меньше 8 баллов - неопределенный тип.
Методика состоит из 6 вопросов по первому тесту и 24 вопросов по вто-
рому.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Анализ религиозной аддикции.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
Религиозная аддикция:
РА: ╟-▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────╢>
<──────────────[-]─────────────────><────[+]─────>
Тип релизиозного сообщества:
МС: ╟-▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████─────────────────────────╢>
ДС: ╟-▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
<────[-]─────><───────────────[+]──────────────>
Тестовые показатели:
Диагностическая шкала:
Религиозная аддикция - РА = 26
Тип религиозного сообщества:
Монологичное сообщество - МС = 12
Диалогичное сообщество - ДС = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокая вероятность религиозной аддикции, которая может про-
являться следующими особенностями поведения:
неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по пово-
ду религиозной информации;
черно-белое мышление;
основанная на стыде вера;
магическая убежденность, что Бог все сделает для тебя без
твоего серьезного участия;
ригидное навязчивое следование правилам и предписаниям;
бескомпромиссные суждения: готовность всюду (особенно за пре-
делами данной религиозной формации) находить недостатки и зло;
компульсивные или навязчивые стремления к религиозным ритуа-
лам;
нереалистические финансовые пожертвования;
конфликт и споры с наукой, медициной и образованием;
прогрессирующий отказ от реальной работы, изоляция разрыв
прежних отношений;
манипулирование цитатами или текстами, ощущение избранности,
заявления о личных посланиях от Бога;
трансоподобное состояние, счастливое (или суперодухотворен-
ное) выражение лица;
ощущение правоты и превосходство над всем остальным челове-
чеством;
разочарование, сомнения, психический, физический и эмоцио-
нальный кризис, боязнь призвать на помощь (из страха быть разо-
блаченным в "недуховности").
Монологическое сообщество.
Создает иерархии, поддерживаемые силой или угрозой силы.
Вышестоящей группе принадлежит власть и право принятия реше-
ний, а нижестоящая группа бесправна.
Вышестоящая группа берет на себя ответственность, риск, сред-
ства производства и распределяет награды, а нижестоящая обеспечи-
вает поддержку вышестоящим, выполняет работу и получает минималь-
ное вознаграждение.
Пользуется сравнительным способом мышления: "ты или я".
Ценностями являются деструктивные действия, такие как эксплу-
атация и война против инакомыслящих (вербальная в том числе).
Пользуется жесткими сексуальными ролями (дискредитация жен-
щин).
Относится к различиям между людьми с осуждением (все должны
быть однородны - в мышлении, внешности, мнении и т.д.).
Использует страх, чтобы добиться однородности.
Состоит из "винтиков" системы.
|