МЕТОДИКА:
Шкала аутистичекого спектра
(Ritvo Autism Asperger's Diagnostic Scale-Revised)
(RAADS-R)
(Ritvo R.A., Ritvo E.R., Guthrie D., Ritvo M.J., Hufnagel D.H.,
McMahon W., Tonge B., Mataix-Cols D., Jassi A., Attwood T.,
Johann E.).
RAADS-R - шкала для выявления расстройств аутистического спектра у
взрослых с интеллектом не ниже нормы.
Восприятие аутизма как спектра расстройств, а не как одного отдельно-
го расстройства с четко обозначенными симптомами, включает определение
нескольких разновидностей синдрома аутизма. Эти разновидности характеризу-
ются различной степенью тяжести и нарушений в области социальной коммуни-
кации, развития речи и присутствия повторяющихся и стереотипичных действий
и ограниченных областей интересов.
В спектр аутизма причисляются несколько основных синдромов:
1. Классический аутизм / Аутизм Каннера.
Данный синдром является расстройством развития, имеющим генетическую
нейрологическую основу. Дети в данной группе испытывают существенные за-
труднения в общении с окружающими - их попытки к общению остаются непоня-
тыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и проблем в
поведении. Данное состояние не возникает по причине умственной отсталости
или нарушений когнитивного мышления. Причиной данного состояния является
серьезное органическое нарушение развития.
Человек с классическим аутизмом страдает также от серьезных рас-
стройств речи, как например, ограниченный словарный запас, отсутствие речи
или серьезные грамматические ошибки. Кроме этого, у детей с аутизмом Кан-
нера наблюдаются расстройства в сенсорно-моторном плане, что выражается в
возникновении стереотипий и повторяющегося поведения, чувствительности к
прикосновениям, отсутствии глазного контакта и др.
Дополнительная характеристика аутизма Каннера - это неспособность
контролировать эмоции. Ребенок с синдромом Каннера часто оказывается в
состоянии фрустрации и гнева, которое может стать причиной агрессивного
поведения. В дополнение дети в данной группе могут быть подвержены допол-
нительным заболевания, таким как эпилепсия.
2. Синдром Ретта.
Данный синдром диагностируется в основном у девочек. Мальчики, кото-
рые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Синдром Рет-
та указывает на прогрессирующие расстройства развития. Другими словами,
параллельно с расстройством речи и коммуникации возникает также нарушение
координации движений и мелкой моторики. В процессе развития заболевания у
ребенка может произойти полное исчезновение речи и возникновении полной
апатии.
3. Синдром Аспергера.
В противовес предыдущим расстройствам, у ребенка с синдромом Асперге-
ра нет задержки речевого развития. Такие дети часто говорят официальным и
литературным языком. В большинстве случаев синдром Аспергера является бо-
лее легкой формой, чем другие расстройства спектра, у ребенка сохраняется
интеллект, который иногда даже превышает норму, часто у таких детей исклю-
чительная память.
Синдром Аспергера в основном характеризуется расстройством в навыках
социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и огра-
ниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспер-
гера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шут-
ки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или затрудняться в
развитии отношений.
4. Высокофункциональный аутизм.
Высокофункциональный аутизм - это не диагноз сам по себе, а способ
описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий уровень когни-
тивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше).
Обычно, высокофункциональные дети используют речь для общения, они само-
стоятельны в ежедневных действиях и ведут себя в рамках социальных норм.
Проблемы с поведением возникают только в специфических ситуациях. Очень
часто данную группу путают с синдромом Аспергера, но, в отличие от детей
с синдромом Аспергера, у данной группы все же наблюдается задержка рече-
вого развития в раннем возрасте.
5. Аутизм-савант.
Это самый редкий синдром в аутистическом спектре. Речь идет о серь-
езных нарушениях развития, параллельно с которыми развивается исключитель-
ная память и исключительные таланты в специфических областях, таких как
игра на фортепиано или художественная деятельность.
Иногда аутизм у страдающих синдромом Саванта проявляется в тяжелой
форме, и им требуется помощь и поддержка, а иногда проявляется в легкой
форме, которая выражается в основном в социальной отстраненности и в рас-
стройстве в межличностных взаимоотношениях.
6. Атипичный аутизм.
Дети в этой группе имеют только часть симптомов, характерных для ау-
тизма. Это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и проблем-
ным поведением, но который интересуется сверстниками и вступает с ними во
взаимодействие. Часто данный диагноз используется в случае "аутизма в лег-
кой степени" или как "аутичные черты".
Расстройство аутистического спектра в DSM-V.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - спектр психологических
характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затрудне-
ний в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограничен-
ных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Вошли в расстройство аутистического спектра:
аутизм (синдром Каннера);
синдром Аспергера;
детское дезинтегративное расстройство;
неспецифическое первазивное нарушение развития (первазивный; англ.
pervasive - обширный, глубокий, распространенный).
В "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств"
пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders,
Fifth Edition, DSM-V), разработанное и опубликованное Американской Психи-
атрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013 го-
да, включает для расстройства аутистического спектра (Autism Spectrum Dis-
order, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:
A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимо-
действии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имею-
щееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не явля-
ются исчерпывающими):
1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например,
с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием ди-
алога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реа-
гированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные
взаимодействия.
2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в
социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности
вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и
языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуника-
ции; до полного отсутствия мимики или жестов.
3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании социальных вза-
имоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к
различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых
задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсут-
ствия интереса к сверстникам.
B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или
деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры
приведены для наглядности и не являются исчерпывающими:
1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или исполь-
зование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание иг-
рушек или махание объектами, эхолалия идиосинкратические фразы).
2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование прави-
лам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального или невер-
бального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, труд-
ности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные
ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).
3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по
интенсивности или направленности (например, сильная привязанность к не-
обычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ог-
раниченная сфера занятий и интересов или персеверации).
4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информа-
цию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например,
видимое безразличие к боли или температуре окружающей среды, негативная
реакция на определенные звуки или т екстуры, чрезмерное обнюхивание или
трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в дви-
жении).
Степень тяжести основана на нарушении социального взаимодействия и
ограниченных, повторяющихся моделях поведения.
С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут
не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят огра-
ниченные возможности, или быть замаскированы выученными стратегиями в
дальнейшей жизни).
D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, про-
фессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.
E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными воз-
можностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития. Умствен-
ная отсталость и расстройства аутистического спектра часто сосуществуют;
для диагностики коморбидности расстройства аутистического спектра и ум-
ственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для
общего уровня развития.
Средний балл по методике RAADS-R для людей без РАС - 26 баллов, для
аутичных людей - 134 балла. Результат, составляющий 65 и более баллов, го-
ворит о высокой вероятности наличия расстройства аутистического спектра.
Чувствительность и специфичность шкалы (при использовании в клинических
условиях) приближаются к 100%.
Суммарный показатель RAADS-R 65 баллов и выше согласуется с клиничес-
ким диагнозом ASD, 64 или меньше, не согласуется с диагнозом ASD (Чувстви-
тельность = 97%, специфичность = 100%). Необходимо подчеркнуть, что если
субъект имеет балл 64 или ниже, но клиническая оценка показывает, что ASD
присутствует, клиническое суждение должно иметь приоритет.
RAADS-R не дает ложного положительного результата при следующих рас-
стройствах: социофобия, шизофрения, клиническая депрессия, биполярное аф-
фективное расстройство типа I и II, обсессивно-компульсивное расстройство,
дистимическое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, пост-
травматическое стрессовое расстройство, психотическое расстройство БДУ,
нервная анорексия, полинаркомания.
От тестов AQ и Aspie Quiz ее отличает учет поведения и особенностей
восприятия не только в настоящий момент, но и в возрасте до 16 лет, а также
более полный набор контрольных групп.
Авторы шкалы RAADS-R упоминают, что она не предназначена для использо-
вания в качестве теста без наблюдения специалиста (возможен как завышенный,
так и заниженный результат).
RAADS-R был разработан, чтобы помочь врачам в диагностике взрослых
(18+) с подозрением на ASD. Он предназначен для применения клиницистами в
клинических условиях. Он не предназначен в качестве почтового или онлайн-
скрининг инструмента. Вопросы предназначены для лиц со средним IQ и выше.
Это население с легкой или субклинической ASD. Эти люди часто избегают со-
ответствующего диагноза. RAADS-R был разработан специально, чтобы охватить
эту группу населения.
Ограничения.
Методикам диагностики на основе самоотчетов присущи ограничения:
1. Субъект может не понять вопрос, и, оценивая свои способности, дать
искаженный ответ.
2. Вопрос о неосведомленности т.е. "отрицание" симптомов или в тече-
ние отчетности симптомов.
Опросник состоит из 80 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграммы результатов тестирования построены на показателях выражен-
ных в процентах.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала аутистичекого спектра (RAADS-R).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Структура тестовых показателей:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢> SR
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢> CI
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> Ln
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> SM
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Интергральный показатель:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒██████████████████───────────────────╢> ASD
<─────[-]────><───────────────[+]────────────────>
Tестовые показатели:
1. Социальное взаимодействие - SR = 78 67%
2. Ограниченные интересы - CI = 22 52%
3. Язык - Ln = 9 43%
4. Сенсорика и моторика - SM = 45 75%
---------------------------------------------
Интегральный показатель - ASD = 154 64%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокая вероятность расстройств аутистического спектра.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Расстройство аутистического спектра в DSM-V.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - спектр психологи-
ческих характеристик, описывающих широкий круг аномального поведе-
ния и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а
также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведен-
ческих актов.
Критерии диагностики:
A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном
взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий
момент или имеющееся в анамнезе:
1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности.
2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, исполь-
зуемом в социальном взаимодействии.
3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании социаль-
ных взаимоотношений.
B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, инте-
ресах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из
следующих:
1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или
использование объектов.
2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование
правилам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального
или невербального поведения.
3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые ано-
мальны по интенсивности или направленности.
4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную
информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей
среды.
Степень тяжести основана на нарушении социального взаимодей-
ствия и ограниченных, повторяющихся моделях поведения.
С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития
(но могут не проявиться в полной мере, пока социальные требования
не превысят ограниченные возможности, или быть замаскированы выу-
ченными стратегиями в дальнейшей жизни).
D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социаль-
ной, профессиональной или других важных сферах повседневного функ-
ционирования.
E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуаль-
ными возможностями (умственная отсталость) или общей задержкой
развития. Умственная отсталость и расстройства аутистического
спектра часто сосуществуют; для диагностики коморбидности рас-
стройства аутистического спектра и умственной отсталости социаль-
ная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для общего уровня раз-
вития.
|