МЕТОДИКА:                                  
                        Шкала аутистичекого спектра                         
             (Ritvo Autism Asperger's Diagnostic Scale-Revised)             
                                 (RAADS-R)                                  
      (Ritvo R.A., Ritvo E.R., Guthrie D., Ritvo M.J., Hufnagel D.H.,       
       McMahon W., Tonge B., Mataix-Cols D., Jassi A., Attwood T.,          
                                  Johann E.).                               
 
      RAADS-R - шкала для выявления  расстройств  аутистического  спектра  у 
 взрослых с интеллектом не ниже нормы.                                      
 
      Восприятие аутизма как спектра расстройств, а не как одного отдельно- 
 го расстройства с четко  обозначенными  симптомами,  включает  определение 
 нескольких разновидностей синдрома аутизма. Эти разновидности характеризу- 
 ются различной степенью тяжести и нарушений в области социальной  коммуни- 
 кации, развития речи и присутствия повторяющихся и стереотипичных действий 
 и ограниченных областей интересов.                                         
 
      В спектр аутизма причисляются несколько основных синдромов:           
 
      1. Классический аутизм / Аутизм Каннера.                              
      Данный синдром является расстройством развития, имеющим  генетическую 
 нейрологическую основу. Дети в данной группе испытывают  существенные  за- 
 труднения в общении с окружающими - их попытки к общению остаются  непоня- 
 тыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и  проблем  в 
 поведении. Данное состояние не возникает по причине умственной  отсталости 
 или нарушений когнитивного мышления. Причиной данного  состояния  является 
 серьезное органическое нарушение развития.                                 
      Человек с классическим аутизмом  страдает  также  от  серьезных  рас- 
 стройств речи, как например, ограниченный словарный запас, отсутствие речи 
 или серьезные грамматические ошибки.  Кроме этого, у детей с аутизмом Кан- 
 нера наблюдаются расстройства в сенсорно-моторном плане, что выражается  в 
 возникновении стереотипий и повторяющегося поведения,  чувствительности  к 
 прикосновениям, отсутствии глазного контакта и др.                         
      Дополнительная характеристика  аутизма  Каннера -  это  неспособность 
 контролировать эмоции. Ребенок с синдромом  Каннера  часто  оказывается  в 
 состоянии фрустрации и гнева, которое может  стать  причиной  агрессивного 
 поведения. В дополнение дети в данной группе могут быть подвержены  допол- 
 нительным заболевания, таким как эпилепсия.                                
 
      2. Синдром Ретта.                                                     
      Данный синдром диагностируется в основном у девочек. Мальчики,  кото- 
 рые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Синдром Рет- 
 та указывает на прогрессирующие расстройства  развития.  Другими  словами, 
 параллельно с расстройством речи и коммуникации возникает также  нарушение 
 координации движений и мелкой моторики. В процессе развития заболевания  у 
 ребенка может произойти полное исчезновение речи  и  возникновении  полной 
 апатии.                                                                    
 
      3. Синдром Аспергера.                                                 
      В противовес предыдущим расстройствам, у ребенка с синдромом Асперге- 
 ра нет задержки речевого развития. Такие дети часто говорят официальным  и 
 литературным языком. В большинстве случаев синдром Аспергера является  бо- 
 лее легкой формой, чем другие расстройства спектра, у ребенка  сохраняется 
 интеллект, который иногда даже превышает норму, часто у таких детей исклю- 
 чительная память.                                                          
      Синдром Аспергера в основном характеризуется расстройством в  навыках 
 социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и  огра- 
 ниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспер- 
 гера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шут- 
 ки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или  затрудняться  в 
 развитии отношений.                                                        
 
      4. Высокофункциональный аутизм.                                       
      Высокофункциональный аутизм - это не диагноз сам по  себе,  а  способ 
 описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий  уровень  когни- 
 тивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше). 
 Обычно, высокофункциональные дети используют речь для общения,  они  само- 
 стоятельны в ежедневных действиях и ведут себя в рамках  социальных  норм. 
 Проблемы с поведением возникают только в  специфических  ситуациях.  Очень 
 часто данную группу путают с синдромом Аспергера, но, в отличие  от  детей 
 с синдромом Аспергера, у данной группы все же  наблюдается задержка  рече- 
 вого развития в раннем возрасте.                                           
 
      5. Аутизм-савант.                                                     
      Это самый редкий синдром в аутистическом спектре. Речь идет  о  серь- 
 езных нарушениях развития, параллельно с которыми развивается исключитель- 
 ная память и исключительные таланты в специфических  областях,  таких  как 
 игра на фортепиано или художественная деятельность.                        
      Иногда аутизм у страдающих синдромом Саванта  проявляется  в  тяжелой  
 форме, и им требуется помощь и поддержка, а иногда  проявляется  в  легкой 
 форме, которая выражается в основном в социальной отстраненности и в  рас- 
 стройстве в межличностных взаимоотношениях.                                
 
      6. Атипичный аутизм.                                                  
      Дети в этой группе имеют только часть симптомов, характерных для  ау- 
 тизма. Это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и  проблем- 
 ным поведением, но который интересуется сверстниками и вступает с ними  во 
 взаимодействие. Часто данный диагноз используется в случае "аутизма в лег- 
 кой степени" или как "аутичные черты".                                     
 
      Расстройство аутистического спектра в DSM-V.                          
      Расстройство аутистического спектра  (РАС) -  спектр  психологических 
 характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и  затрудне- 
 ний в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограничен- 
 ных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.                   
      Вошли в расстройство аутистического спектра:                          
      аутизм (синдром Каннера);                                             
      синдром Аспергера;                                                    
      детское дезинтегративное расстройство;                                
      неспецифическое первазивное нарушение  развития  (первазивный;  англ. 
 pervasive - обширный, глубокий, распространенный).                         
 
      В "Руководство по диагностике и статистике  психических  расстройств" 
 пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental  Disorders, 
 Fifth Edition, DSM-V), разработанное и опубликованное Американской  Психи- 
 атрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013  го- 
 да, включает для расстройства аутистического спектра (Autism Spectrum Dis- 
 order, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:                 
 
      A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимо- 
 действии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имею- 
 щееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не явля- 
 ются исчерпывающими):                                                      
      1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная,  например, 
 с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием ди- 
 алога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и  реа- 
 гированию; до неспособности инициировать  или  реагировать  на  социальные 
 взаимодействия.                                                            
      2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении,  используемом  в 
 социальном взаимодействии; начиная, например, с  плохой  интегрированности 
 вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта  и 
 языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуника- 
 ции; до полного отсутствия мимики или жестов.                              
      3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании  социальных  вза- 
 имоотношений; начиная, например, с трудностей с  подстройкой  поведения  к 
 различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых 
 задействовано воображение, и с приобретением друзей;  до  видимого  отсут- 
 ствия интереса к сверстникам.                                              
 
      B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или 
 деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры 
 приведены для наглядности и не являются исчерпывающими:                    
      1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или  исполь- 
 зование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание  иг- 
 рушек или махание объектами, эхолалия идиосинкратические фразы).           
      2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование  прави- 
 лам или схемам поведения, ритуализованные  формы  вербального  или  невер- 
 бального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, труд- 
 ности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные 
 ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).                      
      3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по 
 интенсивности или направленности (например, сильная  привязанность  к  не- 
 обычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ог- 
 раниченная сфера занятий и интересов или персеверации).                    
      4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информа- 
 цию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, 
 видимое безразличие к боли или температуре  окружающей  среды,  негативная 
 реакция на определенные звуки или т екстуры,  чрезмерное  обнюхивание  или 
 трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в  дви- 
 жении).                                                                    
 
      Степень тяжести основана на нарушении  социального  взаимодействия  и 
 ограниченных, повторяющихся моделях поведения.                             
      С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут 
 не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят  огра- 
 ниченные возможности, или  быть  замаскированы  выученными  стратегиями  в 
 дальнейшей жизни).                                                         
      D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, про- 
 фессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.     
      E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными  воз- 
 можностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития.  Умствен- 
 ная отсталость и расстройства аутистического спектра  часто  сосуществуют; 
 для диагностики коморбидности расстройства аутистического  спектра  и  ум- 
 ственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для 
 общего уровня развития.                                                    
 
      Средний балл по методике RAADS-R для людей без РАС - 26  баллов,  для 
 аутичных людей - 134 балла. Результат, составляющий 65 и более баллов, го- 
 ворит о высокой вероятности наличия расстройства  аутистического  спектра. 
 Чувствительность и специфичность шкалы  (при использовании  в  клинических 
 условиях) приближаются к 100%.                                             
      Суммарный показатель RAADS-R 65 баллов и выше согласуется с клиничес- 
 ким диагнозом ASD, 64 или меньше, не согласуется с диагнозом ASD (Чувстви- 
 тельность = 97%, специфичность = 100%). Необходимо  подчеркнуть, что  если 
 субъект имеет балл 64 или ниже, но клиническая оценка показывает, что  ASD 
 присутствует, клиническое суждение должно иметь приоритет.                 
      RAADS-R не дает ложного положительного результата при  следующих  рас- 
 стройствах: социофобия, шизофрения, клиническая депрессия,  биполярное  аф- 
 фективное расстройство типа I и II, обсессивно-компульсивное  расстройство, 
 дистимическое расстройство, генерализованное тревожное расстройство,  пост- 
 травматическое стрессовое  расстройство,  психотическое  расстройство  БДУ, 
 нервная анорексия, полинаркомания.                                         
      От тестов AQ и Aspie Quiz ее отличает учет  поведения  и  особенностей 
 восприятия не только в настоящий момент, но и в возрасте до 16 лет, а также 
 более полный набор контрольных групп.                                      
      Авторы шкалы RAADS-R упоминают, что она не предназначена для использо- 
 вания в качестве теста без наблюдения специалиста (возможен как завышенный, 
 так и заниженный результат).                                               
 
      RAADS-R был разработан, чтобы помочь  врачам  в  диагностике  взрослых 
 (18+) с подозрением на ASD. Он предназначен для применения  клиницистами  в 
 клинических условиях. Он не предназначен в качестве почтового  или  онлайн- 
 скрининг инструмента. Вопросы предназначены для лиц со средним IQ  и  выше. 
 Это население с легкой или субклинической ASD. Эти люди часто избегают  со- 
 ответствующего диагноза. RAADS-R был разработан специально, чтобы  охватить 
 эту группу населения.                                                      
 
      Ограничения.                                                          
      Методикам диагностики на основе самоотчетов присущи ограничения:      
      1. Субъект может не понять вопрос, и, оценивая свои способности, дать 
 искаженный ответ.                                                          
      2. Вопрос о неосведомленности т.е. "отрицание" симптомов или в  тече- 
 ние отчетности симптомов.                                                  
 
      Опросник состоит из 80 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диаграммы результатов тестирования построены на показателях  выражен- 
 ных в процентах.                                                           
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала аутистичекого спектра (RAADS-R).                           
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                  Структура тестовых показателей:                           
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢> SR            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢> CI            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> Ln            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> SM            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                      Интергральный показатель:                             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒██████████████████───────────────────╢> ASD           
 
        <─────[-]────><───────────────[+]────────────────>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
           1. Социальное взаимодействие - SR  =  78  67%                    
           2. Ограниченные интересы     - CI  =  22  52%                    
           3. Язык                      - Ln  =   9  43%                    
           4. Сенсорика и моторика      - SM  =  45  75%                    
           ---------------------------------------------                    
           Интегральный показатель      - ASD = 154  64%                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокая вероятность расстройств аутистического спектра.               
 
 
                            ПРИЛОЖЕНИЕ.                                     
 
      Расстройство аутистического спектра в DSM-V.                          
      Расстройство аутистического спектра (РАС) - спектр психологи-         
 ческих характеристик, описывающих широкий круг аномального поведе-         
 ния и затруднений в социальном взаимодействии и  коммуникациях,  а         
 также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведен-         
 ческих актов.                                                              
 
      Критерии диагностики:                                                 
 
      A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном         
 взаимодействии в различном контексте,  проявляющиеся  в  настоящий         
 момент или имеющееся в анамнезе:                                           
      1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности.                     
      2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, исполь-         
 зуемом в социальном взаимодействии.                                        
      3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании  социаль-         
 ных взаимоотношений.                                                       
 
      B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, инте-         
 ресах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух  из         
 следующих:                                                                 
      1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или         
 использование объектов.                                                    
      2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование         
 правилам или схемам поведения, ритуализованные  формы  вербального         
 или невербального поведения.                                               
      3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые ано-         
 мальны по интенсивности или направленности.                                
      4. Избыточная или недостаточная реакция на входную  сенсорную         
 информацию или необычный интерес к сенсорным  аспектам  окружающей         
 среды.                                                                     
 
      Степень тяжести основана на нарушении социального  взаимодей-         
 ствия и ограниченных, повторяющихся моделях поведения.                     
      С. Симптомы должны присутствовать в раннем  периоде  развития         
 (но могут не проявиться в полной мере, пока социальные  требования         
 не превысят ограниченные возможности, или быть замаскированы  выу-         
 ченными стратегиями в дальнейшей жизни).                                   
      D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социаль-         
 ной, профессиональной или других важных сферах повседневного функ-         
 ционирования.                                                              
      E. Эти нарушения не объясняются ограниченными  интеллектуаль-         
 ными возможностями (умственная  отсталость)  или  общей  задержкой         
 развития.  Умственная  отсталость  и  расстройства  аутистического         
 спектра часто сосуществуют;  для  диагностики  коморбидности  рас-         
 стройства аутистического спектра и умственной отсталости  социаль-         
 ная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для общего уровня раз-         
 вития.