МЕТОДИКА:
Оценивание насыщенности пятилетних интервалов
(Е.И. Головаха, А.А. Кроник).
В современной науке принят многомерный подход к изучению истинного
возраста человека как дифференцированного показателя периода человеческой
жизни. Такой подход предполагает отдельное измерение биологического, пси-
хологического и социального возраста, поскольку календарный возраст (еще
он обозначается в качестве хронологического или паспортного) не отражает в
полной мере характеристики человеса как индивида, личности, субъекта дея-
тельности и индивидуальности. Понятия биологического и календарного воз-
раста давно разделяются, поскольку последний не характеризует в достаточ-
ной степени истинное состояние организма. Это обстоятельство весьма су-
щественно необходимо учитывать делая прогноз о предстоящих изменениях в
состоянии организма, определяя перспективу физического здоровья человека.
Выявление психологического возраста и его соотношение с календарным
позволяет, в свою очередь, говорить о зрелости личности, об адекватности
опыта человзка и его жизненных планов, что и следует признать фактором
психического здоровья.
Определяя психологический возраст как меру психологического прошлого
человека, субъективной реализованноети психологического времени личности,
можно выявить его особенности:
1. Психологический возраст - это характеристика человека, которая из-
меряется согласно его внутренней системе отсчета времени.
2. Психологический возраст принципиально обратим, т.е. челове к может
"молодеть", когда расширяется психологпческое будущее, сокращается психо-
логическое прошлое или увеличивается предполагаемая продолжительность жиз-
ни.
3. Психологический возраст многомерен, т.е. он может отличаться в
разных сферах жизнедеятельности.
Зная свой психологический возраст, человек способен сознательно изме-
нять соотношение перспективных и ретроспективных элементов в субъективной
картине жизненного пути. Это особенно важно, когда речь идет об искаженной
жизненной перспективе, о неоправданном оптимизме или пессимизме, мера про-
явленности которых рассматривается как значимая личностная характеристика.
Постановка новых, реально достижимых целей, формирование планов на будущее
оказываются существенным моментом в обеспечении психического здоровья и
долголетия человека.
Существуют различные способы оценки психологического возраста. Одним
из них служит процедура оценивания интервалов жизни длительностью в 5 лет,
предложенная Е.И. Головахой и А.А. Кроником.
Испытуемому предлагается оценить по десятибалльной шкале каждый пяти-
летний интервал своей жизни (как прожитой, так и будущей) по степени насы-
щенности значимыми событиями. При этом каждый опрашиваемый самостоятельно
определяет желаемую для себя продолжительность жизни.
Обработка и интерпретация результатов.
По результатам заполнения таблицы подсчитываются два показателя:
степень реализованности психологического времени (Рвр);
психологический возраст (ПВ).
Показатель реализованности психологического времени определяется че-
рез соотношение суммарной степени насыщенности по прожитой жизни к степени
насыщенности событиями жизни в целом:
"прожитая жизнь"
Рвр = ----------------
"вся жизнь"
где "прожитая жизнь" - сумма баллов по прожитой жизни;
"вся жизнь" - сумма баллов по всей жизни (по всей таблице).
Психологический возраст определяется как
ПВ = ПЖ * Рвр
где ПЖ - ожидаемая продолжительность жизни,
Рвр - реализованность психологического времени.
Психологический возраст будет тем больше, чем меньше человек ожидает
прожить и чем в большей степени реализовалось его психологическое время.
Полученный психологический возраст человека сопоставляется с его ка-
лендарным возрастом, что позволяет сделать следующие заключения:
1. Если психологический и календарный возрасты совпадают, это свиде-
тельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизнен-
ных планов.
2. Если психологический возраст "меньше" реального, это показатель
чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что все еще можно ус-
петь. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического вре-
мени, чем тот, которым человек располагает в действительности.
3. Если психологический возраст "больше" реального, можно говорить о
неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять
постановке целей, формированию планов на будущее.
Поскольку психологический возраст принципиально обратим целесообразно
повторять данную процедуру определения психологического возраста на раз-
личных этапах жизни человека, что является предпосылкой рационального ис-
пользования личностью времени своей жизни и служит фактором сохранения
психического здоровья.
Примечание к компьютерной версии.
Совпадение психологического и календарного возраста, которое свиде-
тельствует об адекватности опыта человека и его жизненных планов, в преде-
лах одного года, маловероятно.
В данной программе интерпретация результатов тестирования основана на
следующем принципе. Календарный возраст плюс 2 года и минус 2 года образу-
ют 5-летний интервал.
Если показатель психологического возраста попадает в этот интервал,
он оценивается как совпадение обеих возрастов.
Если выходит за пределы указанного диапазона, то соответственно он
оценивается как "больше" реального или "меньше" реального.
Разделение тестовых показателей на сумму баллов по прожитой жизни и
сумму баллов по всей жизни при вычислении степени реализованности психоло-
гического времени может иметь некоторые погрешности. Если календарный воз-
раст человека, к примеру, 51, 52, 53 или 54 года, то он попадает в 5-лет-
ний диапазон 51-55 лет, где одновременно присутствует как "прожитая"
жизнь, так "будущая". В данной программе критерием разделения этих групп
является верхняя граница диапазона. В приведенном примере это числовое
значение равное 55.
Опросник состоит из 20 пунктов (интервалов) оценивания.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Оценивание насыщенности пятилетних интервалов.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
*
10 ┼──────────▄▄─▄▄─▄▄───────────────────────────────────────────
9 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄
8 ┼────▄▄─██─██─██─██─██────────────────────────────────────────
7 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄
6 ┼────██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄───────────────────────────────
5 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄────▄▄──────────────────────
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ▄▄
2 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─────────────
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100
───────────────────────────────────------------
Тестовые показатели:
1. До 5 лет - 5 = 5
2. 6-10 лет - 10 = 8
3. 11-15 лет - 15 = 9
4. 16-20 лет - 20 = 10
5. 21-25 лет - 25 = 10
6. 26-30 лет - 30 = 10
7. 31-35 лет - 35 = 9
8. 36-40 лет - 40 = 7
9. 41-45 лет - 45 = 7
10. 46-50 лет - 50 = 6
11. 51-55 лет - 55 = 4
12. 56-60 лет - 60 = 3
13. 61-65 лет - 65 = 4
14. 66-70 лет - 70 = 3
15. 71-75 лет - 75 = 3
16. 76-80 лет - 80 = 3
17. 81-85 лет - 85 = -
18. 86-90 лет - 90 = -
19. 91-95 лет - 95 = -
20. 96-100 лет - 100 = -
-----------------------------------------
Хронологический возраст - 57
Ожидаемая продолжительность жизни - 80
Степень реализованности
психологического времени - Рвр = 0.87
Психологический возраст - ПВ = 69.70
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Психологический возраст "больше" календарного, что свидетель-
ствует о неоправданном пессимизме и необходимости больше внимания
уделять постановке целей, формированию планов на будущее.
|