МЕТОДИКА:
Экспресс-опросник признаков ПТСР
(Корзунин В.А., Зиборова П.А.).
Методика направленна на выявления признаков ПТСР с учетом критериев
DSM-IV.
Данная экспресс-методика была разработана на отечественной популяции
лиц после их участия в чрезвычайных ситуациях с реальной витальной угрозой
и предназначена для выявления наличия и выраженности признаков ПТСР. Ис-
пользование указанной экспресс-методики позволяет не только выявлять нали-
чие признаков ПТСР, но и в определенной мере планировать необходимые пси-
хокоррекционные мероприятия в отношении лиц, пострадавших в чрезвычайных
ситуациях.
Под посттравматическими стрессовыми расстройствами (PTSD - Post trau-
matic stress disorder) в настоящее время понимаются психологические и ме-
дицинские последствия воздействий на человека психогенных факторов, свя-
занных с витальной угрозой, которые объединяют группу нервно-психических
расстройств, характеризуемых главным образом преобладанием проявлений нев-
ротического уровня нарушений и поведенческих реакций.
Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), как отсроченные
реакции, развиваются, как правило, у людей, перенесших реальную витальную
угрозу (угрозу жизни и здоровью), как-то: участвовавших в локальных войнах
и вооруженных конфликтах, находившихся в очагах экологических и техноген-
ных катастроф, перенесших сексуальные насилия и бандитские нападения и др.
С определенными оговорками ПТСР можно также считать проявлениями рас-
стройств адаптации у лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
Критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV:
А. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем
должны выполняться оба приведенных ниже пункта:
1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (со-
бытиями), которые включают смерть, или угрозу смерти, или угрозу серьезных
повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо соб-
ственной).
2. Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или
ужас.
Примечание: у детей реакция может замещаться ажитирующим или дезорга-
низованным поведением.
B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним
(или более) из следующих способов.
1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствую-
щих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные пережи-
вания.
Примечание: у маленьких детей может появиться постоянно повторяющаяся
игра, в которой проявляются темы или аспекты травмы.
2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.
Примечание: у детей могут возникать ночные кошмары, содержание кото-
рых недоступно.
3. Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие
происходило вновь (включает ощущения "оживания" опыта, иллюзии, галлюцина-
ции и диссоциативные эпизоды - флэшбэк-эффекты, в том числе те, которые
появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).
Примечание: у детей может появляться специфичное для травмы повторяю-
щееся поведение.
4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или
внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символи-
зирующей их.
5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внут-
ренне символизируют аспекты травматического события.
C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и "оцепенение"
(numbing) - блокировка эмоциональных реакций, (не наблюдалось до травмы).
Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особеннос-
тей.
1. Усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с
травмой.
2. Усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают
воспоминания о травме.
3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная ам-
незия).
4. Заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах дея-
тельности.
5. Чувство отстраненности или отделейности от остальных людей.
6. Сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству
любви).
7. Чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие
ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, рождения детей, жизни на долгие го-
ды).
D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюда-
лись до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижепере-
численных симптомов.
1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).
2. Раздражительность или вспышки гнева.
3. Затруднения с сосредоточением внимания.
4. Повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, состояние
постоянного ожидания угрозы.
5. Гипертрофированная реакция испуга.
E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и
D) более чем 1 месяц.
F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное
состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных
сферах жизнедеятельности.
Структура экспресс-опросника признаков ПТСР.
Группа категориальных симптомов В (по DSM-IV).
В(1). Навязчивые, постоянно повторяющиеся переживания и воспоминания
о пережитом. Вопросы: 1-6.
В(2). Постоянно повторяющиеся сны и ночные кошмары. Вопросы: 7-9.
В(3). Внезапное, немотивированное внешними обстоятельствами, восста-
новление в памяти отдельных фрагментов травмирующего события ("флэшбэк"-
эффект). Вопросы: 10-11.
В(4). Выраженные вспышки негативных эмоциональных состояний, спрово-
цированных событиями, ассоциирующихся с обстоятельствами психотравмирующей
ситуации (публикации в прессе, кино-телефильмы, даты и годовщины, отдель-
ные предметы, напоминающие о прошлом и др.). Вопросы: 12-18.
Группа категориальных симптомов С.
С(1). Стремление избегать чувств, ассоциирующихся с травмой. Вопросы:
19-21.
С(2). Стремление избегать провоцирующих ситуаций. Вопросы: 22-25.
С(3). Неспособность воспроизвести травмирующую ситуацию. Вопросы: 26-
29.
С(4)-С(7). Потеря интереса к активной деятельности (С4). Отсутствие
перспективы будущего (С7). Вопросы: 30-37.
С(5). Чувство отчужденности. Вопросы: 38-43.
С(6) Сниженный уровень аффективных реакций. Вопросы: 44-46.
Группа категориальных симптомов D.
D(1). Нарушения сна. Вопросы: 47-49.
D(2). Повышенная раздражительность, вспышки гнева. Вопросы: 50-54.
D(3). Затруднения концентрации внимания. Вопросы: 55-56.
D(4). Гипертрофированная бдительность. Вопросы: 57-59.
D(5). Гипертрофированный уровень физиологической реактивности, кото-
рые по ассоциации напоминают обстоятельства травмы. Вопросы: 60-66.
D(6). Гипертрофированная стартовая реакция на раздражитель (повышен-
ный уровень первичных ориентировочных реакций на внезапные раздражители).
Вопросы: 67-70.
Обработка результатов тестирования:
За каждое совпадение ответа по "ключу" присваевается 1 балл. В даль-
нейшем полученная сумма "сырых" баллов переводится в 10-балльную шкалу
нормального распределения (стэновую шкалу).
Интерпретация:
Группы психической адаптации (в баллах стэновой шкалы).
1-2:
Социально-психологическая дезадаптация.
Ярко выраженные признаки ПТСР.
Требуется лечение.
3-4:
Социально-психологическая дезадаптация.
Признаки ПТСР умерено выражены.
Требуется психокоррекция.
5-7:
Сниженная социально-психологическая адаптация.
Наличие отдельных признаков дезадаптационных расстройств и ПТСР.
Рекомендуется психокоррекция.
8-10:
Хорошая социально-психологическая адаптация.
Признаков дезадаптации нет.
Психокоррекция не требуется.
Примечание: стимульный материал включает в себя ряд вопросов, которые
относятся только к обследуемым лицам, которые являются комбатантам-участ-
никам локальных войн и вооруженных конфликтов.
Опросник состоит из 70 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Экспресс-опросник признаков ПТСР.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диагностическая шкала:
╟─░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────╢>
<──[A]───><──[B]───><─────[C]─────><─────[D]─────>
Тестовый показатель - "СР" = 12 7
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Сниженная социально-психологическая адаптация.
Наличие отдельных признаков дезадаптационных расстройств и пост-
травматического стрессового расстройства.
Рекомендуется психокоррекция.
|