МЕТОДИКА:                                  
                    Экспресс-опросник признаков ПТСР                        
                     (Корзунин В.А., Зиборова П.А.).                        
 
      Методика направленна на выявления признаков ПТСР с  учетом  критериев 
 DSM-IV.                                                                    
      Данная экспресс-методика была разработана на отечественной  популяции 
 лиц после их участия в чрезвычайных ситуациях с реальной витальной угрозой 
 и предназначена для выявления наличия и выраженности признаков  ПТСР.  Ис- 
 пользование указанной экспресс-методики позволяет не только выявлять нали- 
 чие признаков ПТСР, но и в определенной мере планировать необходимые  пси- 
 хокоррекционные мероприятия в отношении лиц, пострадавших  в  чрезвычайных 
 ситуациях.                                                                 
 
      Под посттравматическими стрессовыми расстройствами (PTSD - Post trau- 
 matic stress disorder) в настоящее время понимаются психологические и  ме- 
 дицинские последствия воздействий на человека психогенных  факторов,  свя- 
 занных с витальной угрозой, которые объединяют  группу  нервно-психических 
 расстройств, характеризуемых главным образом преобладанием проявлений нев- 
 ротического уровня нарушений и поведенческих реакций.                      
      Посттравматические стрессовые расстройства  (ПТСР),  как  отсроченные 
 реакции, развиваются, как правило, у людей, перенесших реальную  витальную 
 угрозу (угрозу жизни и здоровью), как-то: участвовавших в локальных войнах 
 и вооруженных конфликтах, находившихся в очагах экологических и  техноген- 
 ных катастроф, перенесших сексуальные насилия и бандитские нападения и др. 
 С определенными оговорками ПТСР  можно  также  считать  проявлениями  рас- 
 стройств адаптации у лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях.           
 
      Критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV:      
 
      А. Индивид находился под воздействием травмирующего  события,  причем 
 должны выполняться оба приведенных ниже пункта:                            
      1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (со- 
 бытиями), которые включают смерть, или угрозу смерти, или угрозу серьезных 
 повреждений, или угрозу физической целостности  других  людей  (либо  соб- 
 ственной).                                                                 
      2. Реакция индивида включает  интенсивный  страх,  беспомощность  или 
 ужас.                                                                      
      Примечание: у детей реакция может замещаться ажитирующим или дезорга- 
 низованным поведением.                                                     
 
      B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании  одним 
 (или более) из следующих способов.                                         
      1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события,  соответствую- 
 щих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные пережи- 
 вания.                                                                     
      Примечание: у маленьких детей может появиться постоянно повторяющаяся 
 игра, в которой проявляются темы или аспекты травмы.                       
      2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.                               
      Примечание: у детей могут возникать ночные кошмары, содержание  кото- 
 рых недоступно.                                                            
      3. Такие действия или ощущения, как если  бы  травматическое  событие 
 происходило вновь (включает ощущения "оживания" опыта, иллюзии, галлюцина- 
 ции и диссоциативные эпизоды - флэшбэк-эффекты, в том  числе  те,  которые 
 появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).          
      Примечание: у детей может появляться специфичное для травмы повторяю- 
 щееся поведение.                                                           
      4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней  или 
 внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или  символи- 
 зирующей их.                                                               
      5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внут- 
 ренне символизируют аспекты травматического события.                       
 
      C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и "оцепенение" 
 (numbing) - блокировка эмоциональных реакций, (не наблюдалось до  травмы). 
 Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже  особеннос- 
 тей.                                                                       
      1. Усилия по избеганию мыслей, чувств  или  разговоров,  связанных  с 
 травмой.                                                                   
      2. Усилия по избеганию действий, мест или людей,  которые  пробуждают 
 воспоминания о травме.                                                     
      3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная  ам- 
 незия).                                                                    
      4. Заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах  дея- 
 тельности.                                                                 
      5. Чувство отстраненности или отделейности от остальных людей.        
      6. Сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству 
 любви).                                                                    
      7. Чувство отсутствия перспективы  в  будущем  (например,  отсутствие 
 ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, рождения детей, жизни на долгие  го- 
 ды).                                                                       
 
      D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюда- 
 лись до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижепере- 
 численных симптомов.                                                       
      1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).        
      2. Раздражительность или вспышки гнева.                               
      3. Затруднения с сосредоточением внимания.                            
      4. Повышенный уровень настороженности,  сверхбдительность,  состояние 
 постоянного ожидания угрозы.                                               
      5. Гипертрофированная реакция испуга.                                 
 
      E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С  и 
 D) более чем 1 месяц.                                                      
 
      F. Расстройство вызывает клинически  значимое  тяжелое  эмоциональное 
 состояние или нарушения в социальной, профессиональной или  других  важных 
 сферах жизнедеятельности.                                                  
 
      Структура экспресс-опросника признаков ПТСР.                          
 
      Группа категориальных симптомов В (по DSM-IV).                        
      В(1). Навязчивые, постоянно повторяющиеся переживания и  воспоминания 
 о пережитом. Вопросы: 1-6.                                                 
      В(2). Постоянно повторяющиеся сны и ночные кошмары. Вопросы: 7-9.     
      В(3). Внезапное, немотивированное внешними обстоятельствами,  восста- 
 новление в памяти отдельных фрагментов травмирующего  события  ("флэшбэк"- 
 эффект). Вопросы: 10-11.                                                   
      В(4). Выраженные вспышки негативных эмоциональных состояний,  спрово- 
 цированных событиями, ассоциирующихся с обстоятельствами психотравмирующей 
 ситуации (публикации в прессе, кино-телефильмы, даты и годовщины,  отдель- 
 ные предметы, напоминающие о прошлом и др.). Вопросы: 12-18.               
 
      Группа категориальных симптомов С.                                    
      С(1). Стремление избегать чувств, ассоциирующихся с травмой. Вопросы: 
 19-21.                                                                     
      С(2). Стремление избегать провоцирующих ситуаций. Вопросы: 22-25.     
      С(3). Неспособность воспроизвести травмирующую ситуацию. Вопросы: 26- 
 29.                                                                        
      С(4)-С(7). Потеря интереса к активной  деятельности (С4).  Отсутствие 
 перспективы будущего (С7). Вопросы: 30-37.                                 
      С(5). Чувство отчужденности. Вопросы: 38-43.                          
      С(6) Сниженный уровень аффективных реакций. Вопросы: 44-46.           
 
      Группа категориальных симптомов D.                                    
      D(1). Нарушения сна. Вопросы: 47-49.                                  
      D(2). Повышенная раздражительность, вспышки гнева. Вопросы: 50-54.    
      D(3). Затруднения концентрации внимания. Вопросы: 55-56.              
      D(4). Гипертрофированная бдительность. Вопросы: 57-59.                
      D(5). Гипертрофированный уровень физиологической реактивности, кото-  
 рые по ассоциации напоминают обстоятельства травмы. Вопросы: 60-66.        
      D(6). Гипертрофированная стартовая реакция на раздражитель (повышен-  
 ный уровень первичных ориентировочных реакций на внезапные  раздражители). 
 Вопросы: 67-70.                                                            
 
      Обработка результатов тестирования:                                   
      За каждое совпадение ответа по "ключу" присваевается 1 балл. В  даль- 
 нейшем полученная сумма "сырых" баллов  переводится  в  10-балльную  шкалу 
 нормального распределения (стэновую шкалу).                                
 
      Интерпретация:                                                        
 
      Группы психической адаптации (в баллах стэновой шкалы).               
 
      1-2:                                                                  
      Социально-психологическая дезадаптация.                               
      Ярко выраженные признаки ПТСР.                                        
      Требуется лечение.                                                    
 
      3-4:                                                                  
      Социально-психологическая дезадаптация.                               
      Признаки ПТСР умерено выражены.                                       
      Требуется психокоррекция.                                             
 
      5-7:                                                                  
      Сниженная социально-психологическая адаптация.                        
      Наличие отдельных признаков дезадаптационных расстройств и ПТСР.      
      Рекомендуется психокоррекция.                                         
 
      8-10:                                                                 
      Хорошая социально-психологическая адаптация.                          
      Признаков дезадаптации нет.                                           
      Психокоррекция не требуется.                                          
 
      Примечание: стимульный материал включает в себя ряд вопросов, которые 
 относятся только к обследуемым лицам, которые являются  комбатантам-участ- 
 никам локальных войн и вооруженных конфликтов.                             
 
      Опросник состоит из 70 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Экспресс-опросник признаков ПТСР.                                
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────╢>              
 
         <──[A]───><──[B]───><─────[C]─────><─────[D]─────>                 
 
                Тестовый показатель - "СР" = 12  7                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Сниженная социально-психологическая адаптация.                        
 Наличие отдельных признаков дезадаптационных расстройств  и  пост-         
 травматического стрессового расстройства.                                  
      Рекомендуется психокоррекция.