МЕТОДИКА:
Психологический тип родителя
(B.B. Ткачева).
Методика предназначена для определения психических свойств родителя
воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии.
Основные варианты личностных особенностей родителей детей с ограни-
ченными возможностями.
Психологическое исследование семей, воспитывающих детей с выраженными
нарушениями психофизического развития (Ткачева, 1999), позволило обобщить
основные характерологические черты исследуемой категории родителей. На ос-
нове сравнительного анализа полученных экспериментальных данных были вы-
делены три группы родителей со сходными индивидуально-типологическими осо-
бенностями.
Психологические портреты родителей.
1. Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа.
Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, кото-
рую можно сформулировать следующим образом: "Уж что есть, то и есть. Ни-
чего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!" У родителей
этой категории не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не
развивается стремление к ее преодолению.
Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в
отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специа-
листов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: "А
нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не
знали!" Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть
все идет в жизни, как идет. Им недоступно понимание того, что некоторые
недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не
биологического дефекта, а их собственной родительской педагогической не-
состоятельности.
Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребен-
ка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может ре-
шить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок
обучается делать что-то сам и считают, что большего от него ждать нечего.
В плане воспитания эти родители также проявляют свою несостоятель-
ность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребен-
ка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с
проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации
поставленной воспитательной цели.
Такие родители непоследовательны в использовании приемов поощрения
или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствует требо-
вательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки
ребенку, "заласкивают" его, а иногда их "сверхнежные" отношения переходят
в сюсюкание. Межличностные связи "родитель-ребенок" в таких семьях могут
приобретать симбиотический характер.
В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тре-
вожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в избегании трудных
жизненных ситуаций, а в отдельных случаях - и в отказе от решения проблем.
У части таких родителей сохраняется постоянный тревожный фон настроения,
присутствуют излишние опасения чего-либо что может повредить ребенку. Это,
в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирова-
ния в нем невротических черт характера.
Родители тревожно-сензитивного типа некритично оценивают возможности
своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желае-
мые результаты развития за реально существующие.
Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют
проблемы своего ребенка. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет
таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая
жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рож-
дением в семье аномальноо ребенка.
У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настро-
ение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия реше-
ния, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие матери
воспринимают все в трагических красках, себя - чаще всего как несостоявше-
гося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а
будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.
2. Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа.
Эти родители характеризуются активной жизненной позицией, стремлением
руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со сто-
роны (советам родственников или специалистов). К этой категории относятся
две группы родителей. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отка-
заться, оставив в роддоме. Вторая группа, преобладающая часть родителей
этой категории, проявляет другую позицию - стойкое желание найти выход из
создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предло-
жение об отказе от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорб-
ление.
Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно
стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка и облегчать его
участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача,
лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых эк-
страсенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды
на своем пути и уверенностью в том, что с их ребенком когда-либо может
произойти чудо. Авторитарные родители создают родительские ассоциации и
общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими орга-
низациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления,
обучения и социальной адаптации своего ребенка, не останавливаясь ни перед
какими трудностями.
Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неуме-
нии сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импуль-
сивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и сканда-
лах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам,
педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). Такие
родители считают, что общество должно приспосабливаться к ним и их детям,
а не они к нему. В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители
могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до хо-
лодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей мо-
жет перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом.
Многим из авторитарных родителей свойственно применение неадекватных вос-
питательных мер, довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление
личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызе-
ний совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной
возникновения тиков, энуреза, формирования пониженной самооценки у ребен-
ка. Авторитарные родители часто выдвигают несоответствующие требования к
своему ребенку, не оценивая его возможности реально.
Некоторые родители отказываются замечать особенности в развитии ре-
бенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в
то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального
развития: "Не все дети одинаковые" или "Ну не всем же быть учеными", -
считают они. Такие родители гиперопекают своих детей. У них формируется
неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявля-
ющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться
только на свои личные жизненные установки (вопреки мнению значимых для ро-
дителей лиц) не позволяет им увидеть верные перспективы развития ребенка.
3. Портрет родителя психосоматичного типа.
У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой,
так и второй категорий. Эмоционально они более лабильны. Им свойственны
более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызван-
ная незначительным поводом). У некоторых из них в значительной степени
проявляется (как и у авторитарных родителей) тенденция к доминированию, но
отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не ус-
траивают скандалов, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно,
а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.
Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается
ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования фрустрирующей
психику проблемы у данной категории родителей переведен во внутренний план
переживаний (у первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем
плане: у невротичных - слезы, истерики; у авторитарных - скандалы, агрес-
сия, окрик). Подобное отреагирование оказывается причиной возникающих на-
рушений в их психосоматической сфере, что и обусловило название этой кате-
гории родителей.
Для этих родителей очень характерно стремление "положить собственное
здоровье на алтарь жизни своего ребенка". Все усилия направляются на ока-
зание ему помощи. Порой такие матери работают со своими детьми, максималь-
но напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают, однако не жалуют-
ся, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание от-
дыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости
(особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и не-
вротичным, свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а
иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперо-
пекать своих детей.
Психосоматичные родители также как и авторитарные, стремятся найти
лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для
собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятель-
ности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный
уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного
ребенка.
Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образова-
ние, становятся высоко профессиональными специалистами и оказывают помощь
не только своим детям, но и чужим.
Выделенные особенности родителей являются основополагающими для опре-
деления позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них
затем наслаиваются мировозренческие, культурные, социальные и другие ха-
рактеристики.
Доминирующий психологический тип определяется по наибольшей сумме
утвердительных ответов (+), полученной по каждой шкале.
Опросник состоит из 21 вопроса.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Психологический тип родителя.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
Н ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████────────╢>
А ╟─▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────────────╢>
П ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Невротичный тип родителя - Н = 6 86%
2. Авторитарный тип родителя - А = 1 14%
3. Психосоматический тип родителя - П = 2 29%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ НЕВРОТИЧНОГО ТИПА.
Пассивная личностная позиция. Слабо выраженные способность к
принятию проблемы ребенка и стремление к ее преодолению.
Тенденция оправдывать собственную бездеятельность в отношении
развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалис-
тов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует де-
лать.
Недостаточное понимание того, что некоторые недостатки, воз-
никающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не биоло-
гического дефекта, а их собственной родительской педагогической
несостоятельности.
В плане воспитания отмечаются объективные трудности в дости-
жении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инерт-
ности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и соб-
ственной слабостью характера при реализации поставленной воспита-
тельной цели.
Непоследовательность в использовании приемов поощрения или
наказания ребенка. Во взаимоотношениях с ребенком отсутствует тре-
бовательность, а порой и необходимая строгость.
Некритичная оценка возможностей своего ребенка, подсознатель-
ное стремление скрыть его дефект и выдать желаемые результаты раз-
вития за реально существующие.
ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: высокий.
2. ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ АВТОРИТАРНОГО ТИПА.
Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться сво-
ими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам
родственников или специалистов).
К этой категории относятся две группы родителей.
Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться,
оставив в роддоме.
Вторая группа, преобладающая часть родителей этой категории,
проявляет другую позицию - стойкое желание найти выход из создав-
шегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На пред-
ложение об отказе от ребенка такие родители реагируют как на лич-
ное оскорбление.
Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свой-
ственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка и
облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на по-
иски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, луч-
шего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Эти
родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социаль-
ной адаптации своего ребенка, не останавливаясь ни перед какими
трудностями.
Отрицательные свойства: неумение сдерживать свой гнев и раз-
дражение, отсутствие контроля за импульсивностью собственных пос-
тупков, склонность к участию в ссорах и скандалах, откровенное
противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам,
администрации, родственникам, не принявшим их ребенка).
ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: низкий.
3. ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ ПСИХОСОМАТИЧНОГО ТИПА.
Повышенная эмоциональная лабильность. Частые смены полярных
настроений вызванные незначительными поводами.
Может проявляться тенденция к доминированию, но отсутствует
аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не устраи-
вают скандалов, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдер-
жанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется
нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних
взглядов, переживается изнутри. Это объясняется тем, что канал от-
реагирования фрустрирующей психику проблемы переведен во внутрен-
ний план переживаний. Подобное отреагирование оказывается причиной
возникающих нарушений в их психосоматической сфере.
Отмечается выраженное стремление направлять все свои усилия
на оказание помощи ребенку.
Родителю свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь,
услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам.
Склонность гиперопекать своих детей.
Стремление найти лучших специалистов, а в некоторых случаях
родитель сам становится таковым для собственного ребенка, активно
включаясь в его жизнь: участвует в деятельности детских образова-
тельных учреждений, повышает свой образовательный уровень, меняет
профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.
ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: пониженный.
|