МЕТОДИКА:                                  
                        Психологический тип родителя                        
                              (B.B. Ткачева).                               
 
      Методика предназначена для определения психических свойств  родителя  
 воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии.                          
 
      Основные варианты личностных особенностей родителей детей  с  ограни- 
 ченными возможностями.                                                     
      Психологическое исследование семей, воспитывающих детей с выраженными 
 нарушениями психофизического развития (Ткачева, 1999), позволило  обобщить 
 основные характерологические черты исследуемой категории родителей. На ос- 
 нове сравнительного анализа полученных экспериментальных данных  были  вы- 
 делены три группы родителей со сходными индивидуально-типологическими осо- 
 бенностями.                                                                
 
                      Психологические портреты родителей.                   
 
      1. Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа.        
      Этому типу родителей свойственна пассивная личностная  позиция, кото- 
 рую можно сформулировать следующим образом: "Уж что есть, то и  есть.  Ни- 
 чего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и  будет!"  У  родителей 
 этой категории не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не 
 развивается стремление к ее преодолению.                                   
      Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность  в 
 отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны  специа- 
 листов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать:  "А 
 нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним.  Мы  ничего  и  не 
 знали!" Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле:  пусть 
 все идет в жизни, как идет. Им недоступно понимание  того,  что  некоторые 
 недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже  не 
 биологического дефекта, а их собственной родительской  педагогической  не- 
 состоятельности.                                                           
      Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребен- 
 ка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он  может  ре- 
 шить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что  ребенок 
 обучается делать что-то сам и считают, что большего от него ждать нечего.  
      В плане воспитания эти родители также  проявляют  свою  несостоятель- 
 ность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребен- 
 ка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с 
 проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера  при  реализации 
 поставленной воспитательной цели.                                          
      Такие родители непоследовательны в  использовании  приемов  поощрения 
 или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствует требо- 
 вательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на  уступки 
 ребенку, "заласкивают" его, а иногда их "сверхнежные" отношения  переходят 
 в сюсюкание. Межличностные связи "родитель-ребенок" в таких  семьях  могут 
 приобретать симбиотический характер.                                       
      В личности невротичных родителей чаще доминируют  истерические,  тре- 
 вожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в избегании трудных 
 жизненных ситуаций, а в отдельных случаях - и в отказе от решения проблем. 
 У части таких родителей сохраняется постоянный тревожный  фон  настроения, 
 присутствуют излишние опасения чего-либо что может повредить ребенку. Это, 
 в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирова- 
 ния в нем невротических черт характера.                                    
      Родители тревожно-сензитивного типа некритично оценивают  возможности 
 своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желае- 
 мые результаты развития за реально существующие.                           
      Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют 
 проблемы своего ребенка. Собственное эмоциональное бессилие  не  позволяет 
 таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая 
 жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рож- 
 дением в семье аномальноо ребенка.                                         
      У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настро- 
 ение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от  принятия  реше- 
 ния, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие  матери 
 воспринимают все в трагических красках, себя - чаще всего как несостоявше- 
 гося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а 
 будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.        
 
      2. Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа.       
      Эти родители характеризуются активной жизненной позицией, стремлением 
 руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со сто- 
 роны (советам родственников или специалистов). К этой категории  относятся 
 две группы родителей. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отка- 
 заться, оставив в роддоме. Вторая группа,  преобладающая  часть  родителей 
 этой категории, проявляет другую позицию - стойкое желание найти выход  из 
 создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На  предло- 
 жение об отказе от ребенка такие родители реагируют как на личное  оскорб- 
 ление.                                                                     
      Родителям авторитарного типа, принявшим дефект  ребенка,  свойственно 
 стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка  и  облегчать  его 
 участь. Такие родители направляют свои усилия  на  поиски  лучшего  врача, 
 лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых  эк- 
 страсенсов и народных целителей. Они обладают умением не  видеть  преграды 
 на своем пути и уверенностью в том, что с  их  ребенком  когда-либо  может 
 произойти чудо. Авторитарные родители создают  родительские  ассоциации  и 
 общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими орга- 
 низациями за рубежом. Эти родители упорно  преследуют  цель  оздоровления, 
 обучения и социальной адаптации своего ребенка, не останавливаясь ни перед 
 какими трудностями.                                                        
      Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в  неуме- 
 нии сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля  за  импуль- 
 сивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и сканда- 
 лах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, 
 педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их  ребенка).  Такие 
 родители считают, что общество должно приспосабливаться к ним и их  детям, 
 а не они к нему. В отношениях с ребенком некоторые  авторитарные  родители 
 могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть  до  хо- 
 лодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей  мо- 
 жет перерастать иногда и в неприятие  индивидуальности  ребенка  в  целом. 
 Многим из авторитарных родителей свойственно применение неадекватных  вос- 
 питательных мер, довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление 
 личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких  угрызе- 
 ний совести. Такая форма взаимодействия  с  ребенком  становится  причиной 
 возникновения тиков, энуреза, формирования пониженной самооценки у  ребен- 
 ка. Авторитарные родители часто выдвигают несоответствующие  требования  к 
 своему ребенку, не оценивая его возможности реально.                       
      Некоторые родители отказываются замечать особенности в  развитии  ре- 
 бенка. Они считают, что специалисты завышают требования к  их  ребенку,  в 
 то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального 
 развития: "Не все дети одинаковые" или "Ну не  всем  же  быть  учеными", - 
 считают они. Такие родители гиперопекают своих детей.  У  них  формируется 
 неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявля- 
 ющееся у таких родителей  настойчивое  стремление  всегда  ориентироваться 
 только на свои личные жизненные установки (вопреки мнению значимых для ро- 
 дителей лиц) не позволяет им увидеть верные перспективы развития ребенка.  
 
      3. Портрет родителя психосоматичного типа.                            
      У этих родителей проявляются черты, присущие  родителям  как  первой, 
 так и второй категорий. Эмоционально они более  лабильны.  Им  свойственны 
 более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия,  вызван- 
 ная незначительным поводом). У некоторых из  них  в  значительной  степени 
 проявляется (как и у авторитарных родителей) тенденция к доминированию, но 
 отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не ус- 
 траивают скандалов, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, 
 а иногда замкнуто. В поведении, как  правило,  проявляется  нормативность. 
 Проблема ребенка, чаще скрываемая от  посторонних  взглядов,  переживается 
 ими изнутри. Это объясняется тем, что канал  отреагирования  фрустрирующей 
 психику проблемы у данной категории родителей переведен во внутренний план 
 переживаний (у первых двух категорий родителей он проявляется  во  внешнем 
 плане: у невротичных - слезы, истерики; у авторитарных - скандалы,  агрес- 
 сия, окрик). Подобное отреагирование оказывается причиной возникающих  на- 
 рушений в их психосоматической сфере, что и обусловило название этой кате- 
 гории родителей.                                                           
      Для этих родителей очень характерно стремление "положить  собственное 
 здоровье на алтарь жизни своего ребенка". Все усилия направляются на  ока- 
 зание ему помощи. Порой такие матери работают со своими детьми, максималь- 
 но напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают, однако не жалуют- 
 ся, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание от- 
 дыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и  возникшей  усталости 
 (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как  и  не- 
 вротичным, свойственно пожалеть ребенка, оказать  ему  помощь,  услугу,  а 
 иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны  гиперо- 
 пекать своих детей.                                                        
      Психосоматичные родители также как и  авторитарные,  стремятся  найти 
 лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми  для 
 собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в  деятель- 
 ности детских образовательных учреждений,  повышают  свой  образовательный 
 уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и  проблемами  больного 
 ребенка.                                                                   
      Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образова- 
 ние, становятся высоко профессиональными специалистами и оказывают  помощь 
 не только своим детям, но и чужим.                                         
 
      Выделенные особенности родителей являются основополагающими для опре- 
 деления позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку.  На  них 
 затем наслаиваются мировозренческие, культурные, социальные и  другие  ха- 
 рактеристики.                                                              
 
      Доминирующий психологический тип  определяется  по  наибольшей  сумме 
 утвердительных ответов (+), полученной по каждой шкале.                    
 
      Опросник состоит из 21 вопроса.                                       
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Психологический тип родителя.                                    
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     Н ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████────────╢>              
 
     А ╟─▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────────────╢>              
 
     П ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
          1. Невротичный тип родителя        -  Н =  6  86%                 
          2. Авторитарный тип родителя       -  А =  1  14%                 
          3. Психосоматический тип родителя  -  П =  2  29%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ НЕВРОТИЧНОГО ТИПА.                                
      Пассивная личностная позиция. Слабо выраженные способность  к         
 принятию проблемы ребенка и стремление к ее преодолению.                   
      Тенденция оправдывать собственную бездеятельность в отношении         
 развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалис-         
 тов, родственников или друзей на то, что с  ребенком  следует  де-         
 лать.                                                                      
      Недостаточное понимание того, что некоторые недостатки,  воз-         
 никающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не  биоло-         
 гического дефекта, а их  собственной  родительской  педагогической         
 несостоятельности.                                                         
      В плане воспитания отмечаются объективные трудности в  дости-         
 жении послушания ребенка. Это объясняется как  проявлением  инерт-         
 ности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так  и  соб-         
 ственной слабостью характера при реализации поставленной  воспита-         
 тельной цели.                                                              
      Непоследовательность в использовании  приемов  поощрения  или         
 наказания ребенка. Во взаимоотношениях с ребенком отсутствует тре-         
 бовательность, а порой и необходимая строгость.                            
      Некритичная оценка возможностей своего ребенка, подсознатель-         
 ное стремление скрыть его дефект и выдать желаемые результаты раз-         
 вития за реально существующие.                                             
      ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: высокий.                                         
 
      2. ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ АВТОРИТАРНОГО ТИПА.                               
      Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться сво-         
 ими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны  (советам         
 родственников или специалистов).                                           
      К этой категории относятся две группы родителей.                      
      Первые, узнав о дефекте ребенка, могут  от  него  отказаться,         
 оставив в роддоме.                                                         
      Вторая группа, преобладающая часть родителей этой  категории,         
 проявляет другую позицию - стойкое желание найти выход из  создав-         
 шегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На  пред-         
 ложение об отказе от ребенка такие родители реагируют как на  лич-         
 ное оскорбление.                                                           
      Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свой-         
 ственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка  и         
 облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на по-         
 иски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения,  луч-         
 шего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных  целителей.  Эти         
 родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и  социаль-         
 ной адаптации своего ребенка, не останавливаясь  ни  перед  какими         
 трудностями.                                                               
      Отрицательные свойства: неумение сдерживать свой гнев и  раз-         
 дражение, отсутствие контроля за импульсивностью собственных  пос-         
 тупков, склонность к участию в  ссорах  и  скандалах,  откровенное         
 противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам,         
 администрации, родственникам, не принявшим их ребенка).                    
      ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: низкий.                                          
 
      3. ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ ПСИХОСОМАТИЧНОГО ТИПА.                            
      Повышенная эмоциональная лабильность. Частые  смены  полярных         
 настроений вызванные незначительными поводами.                             
      Может проявляться тенденция к доминированию,  но  отсутствует         
 аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не устраи-         
 вают скандалов, в большинстве случаев ведут себя корректно,  сдер-         
 жанно, а иногда замкнуто. В поведении,  как  правило,  проявляется         
 нормативность. Проблема ребенка, чаще  скрываемая  от  посторонних         
 взглядов, переживается изнутри. Это объясняется тем, что канал от-         
 реагирования фрустрирующей психику проблемы переведен во  внутрен-         
 ний план переживаний. Подобное отреагирование оказывается причиной         
 возникающих нарушений в их психосоматической сфере.                        
      Отмечается выраженное стремление направлять все  свои  усилия         
 на оказание помощи ребенку.                                                
      Родителю свойственно пожалеть ребенка,  оказать  ему  помощь,         
 услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам.            
      Склонность гиперопекать своих детей.                                  
      Стремление найти лучших специалистов, а в  некоторых  случаях         
 родитель сам становится таковым для собственного ребенка,  активно         
 включаясь в его жизнь: участвует в деятельности детских  образова-         
 тельных учреждений, повышает свой образовательный уровень,  меняет         
 профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.          
      ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: пониженный.