МЕТОДИКА:
Шкала академической прокрастинации
(Procrastination Scale for Student Population)
(C. Lay, 1986)
(адаптация Юдеева Т.Ю., Гаранян Н.Г. Жукова Д.Н.).
Методика предназначена для диагностики прокрастинации.
Прокрастинация (от англ. procrastination - задержка, откладывание; от
лат. crastinus - завтра и лат. pro - на) - в психологии - склонность к
постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным
проблемам и болезненным психологическим эффектам.
Прокрастинация проявляется в том, что человек, осознавая необходи-
мость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных
обязанностей), игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на
бытовые мелочи или развлечения.
Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени субъект не
хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии про-
крастинации он осознает важность и срочность работы, но не делает ее, воз-
можно, находя те или иные самооправдания.
От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек воспол-
няет запасы энергии, а при прокрастинации - теряет.
В той или иной мере это состояние до определенного уровня считается
нормальным. Прокрастинация становится проблемой, когда превращается в
обычное "рабочее" состояние, в котором человек проводит большую часть вре-
мени. Такой человек откладывает все важное "на потом", а когда оказывает-
ся, что все сроки уже прошли, либо просто отказывается от запланированно-
го, либо пытается сделать все отложенное "рывком", за нереально короткий
промежуток времени. В результате дела не выполняются или выполняются нека-
чественно, с опозданием и не в полном объеме, что приводит к соответствую-
щим отрицательным эффектам в виде неприятностей по службе, упущенных воз-
можностей, недовольства окружающих из-за невыполнения обязательств и тому
подобного. Следствием этого может быть стресс, чувство вины, потеря про-
дуктивности.
Прокрастинация - это выражение эмоциональной реакции на планируемые
или необходимые дела. В зависимости от характера этих эмоций, прокрастина-
ция делится на два фундаментальных типа:
"расслабленная", когда человек тратит время на другие, более приятные
занятия и развлечения;
"напряженная", связанная с общей перегрузкой, потерей ощущения време-
ни, неудовлетворенностью собственными достижениями, неясными жизненными
целями, нерешительностью и неуверенностью в себе.
Напряженный тип прокрастинации подразделяется на следующие подвиды:
1) Кризисная прокрастинация - данная прокрастинация проявляется в
том, что человек склонен создавать для себя и окружающих серьезную проб-
лему из любой, даже самой простой ситуации и не решается ее конструктивно
преодолевать.
2) Прокрастинация любителей острых ощущений - данная прокрастинация
проявляется в том, что человек намеренно тянет время с выполнением той или
иной задачи вплоть до последнего момента и на пике повышенного уровня ад-
реналина пытается ее выполнить.
3) Прокрастинация жертв ложных представлений - прокрастинация такого
подвида проявляется в том, что люди убеждены в своей эффективной работе
только в условиях стресса, а когда данных условий нет, то и работа не со-
вершается.
4) Прокрастинация мечтателей - проявляется в поведении человека в
том, что он склонен постоянно генерировать те или иные идеи, но не спосо-
бен их выполнять, занимается "маниловщиной".
5) Прокрастинация многостаночников - данная прокрастинация имеет мес-
то тогда, когда человек привык составлять длинный список дел и задач, ко-
торые не в состоянии выполнять и не приступает к их выполнению.
6) Медлительная прокрастинация - зарождается еще в детстве, когда че-
ловека постоянно контролировали его авторитарные родители и не верили в
его жизненный успех. Такая прокрастинация проявляется в том, что человек
привыкает откладывать выполнение самых разных заданий, а если и выполняет
их, то очень медленно и не эффективно.
7) Импульсивная прокрастинация - основана на неумении выбирать пра-
вильные приоритеты в актуальных задачах, и делах и следовать им. В част-
ности, неотложное и необходимое дело замещается другим, но менее важным,
которое человек начинает с усиленной энергией выполнять.
Расслабленный тип прокрастинации наиболее часто встречается среди
студентов. Данный тип прокрастинации есть как своеобразная форма бегства
человека от неприятных, негативных переживаний, чувств, которые связаны с
выполнением того, что он откладывает. Сначала он не делает что-либо, по-
тому что ему, к примеру, скучно. Затем такой человек начинает искать раз-
личные оправдания своему поведению.
Академическая прокрастинация - откладывания выполнения учебных зада-
ний. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в
которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к негативным по-
следствиям. Факторами, вызывающими академическую прокрастинацию, являются
недостаток мотивации и интереса, излишняя самоуверенность, лень, недоста-
ток руководства и консультаций со стороны преподавателей, выученная беспо-
мощность, недостаточность коммуникации, внешние отвлекающие факторы.
Прокрастинация оказывает негативное влияние на учебный процесс: она
не только приводит к снижению успеваемости, повышению уровня тревожности,
часто - к образованию комплекса неполноценности и как результат - к отказу
от дальнейшего обучения, но может также подтолкнуть студентов к нечестным
методам сдачи экзаменов и получения высоких оценок
Шкала состоит из 20 утверждений (десяти прямых и десяти "обратных"),
описывающих избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной де-
ятельности.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала академической прокрастинации.
Ф.И.О:______________
Доп. данные:________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "АП" = 75 69%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень академической прокрастинации - склонности
к постоянному откладыванию важных и срочных дел, связанных с вы-
полнением учебных заданий.
|