МЕТОДИКА:                                  
                    Шкала академической прокрастинации                      
               (Procrastination Scale for Student Population)               
                             (C. Lay, 1986)                                 
             (адаптация Юдеева Т.Ю., Гаранян Н.Г. Жукова Д.Н.).             
 
      Методика предназначена для диагностики прокрастинации.                
      Прокрастинация (от англ. procrastination - задержка, откладывание; от 
 лат. crastinus - завтра и лат. pro - на) -  в  психологии -  склонность  к 
 постоянному откладыванию важных и  срочных  дел,  приводящая  к  жизненным 
 проблемам и болезненным психологическим эффектам.                          
      Прокрастинация проявляется в том, что  человек,  осознавая  необходи- 
 мость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных 
 обязанностей), игнорирует эту необходимость и отвлекает свое  внимание  на 
 бытовые мелочи или развлечения.                                            
      Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени  субъект  не 
 хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в  состоянии  про- 
 крастинации он осознает важность и срочность работы, но не делает ее, воз- 
 можно, находя те или иные самооправдания.                                  
      От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек  воспол- 
 няет запасы энергии, а при прокрастинации - теряет.                        
 
      В той или иной мере это состояние до определенного  уровня  считается 
 нормальным. Прокрастинация  становится  проблемой,  когда  превращается  в 
 обычное "рабочее" состояние, в котором человек проводит большую часть вре- 
 мени. Такой человек откладывает все важное "на потом", а когда  оказывает- 
 ся, что все сроки уже прошли, либо просто отказывается от  запланированно- 
 го, либо пытается сделать все отложенное "рывком", за  нереально  короткий 
 промежуток времени. В результате дела не выполняются или выполняются нека- 
 чественно, с опозданием и не в полном объеме, что приводит к соответствую- 
 щим отрицательным эффектам в виде неприятностей по службе, упущенных  воз- 
 можностей, недовольства окружающих из-за невыполнения обязательств  и тому  
 подобного. Следствием этого может быть стресс, чувство вины,  потеря  про- 
 дуктивности.                                                               
 
      Прокрастинация - это выражение эмоциональной реакции  на  планируемые 
 или необходимые дела. В зависимости от характера этих эмоций, прокрастина- 
 ция делится на два фундаментальных типа:                                   
      "расслабленная", когда человек тратит время на другие, более приятные 
 занятия и развлечения;                                                     
      "напряженная", связанная с общей перегрузкой, потерей ощущения време- 
 ни, неудовлетворенностью собственными  достижениями,  неясными  жизненными 
 целями, нерешительностью и неуверенностью в себе.                          
 
      Напряженный тип прокрастинации подразделяется на следующие подвиды:   
      1) Кризисная прокрастинация -  данная  прокрастинация  проявляется  в 
 том, что человек склонен создавать для себя и окружающих  серьезную  проб- 
 лему из любой, даже самой простой ситуации и не решается ее  конструктивно 
 преодолевать.                                                              
      2) Прокрастинация любителей острых ощущений -  данная  прокрастинация 
 проявляется в том, что человек намеренно тянет время с выполнением той или 
 иной задачи вплоть до последнего момента и на пике повышенного уровня  ад- 
 реналина пытается ее выполнить.                                            
      3) Прокрастинация жертв ложных представлений - прокрастинация  такого 
 подвида проявляется в том, что люди убеждены в  своей  эффективной  работе 
 только в условиях стресса, а когда данных условий нет, то и работа не  со- 
 вершается.                                                                 
      4) Прокрастинация мечтателей - проявляется  в  поведении  человека  в 
 том, что он склонен постоянно генерировать те или иные идеи, но не  спосо- 
 бен их выполнять, занимается "маниловщиной".                               
      5) Прокрастинация многостаночников - данная прокрастинация имеет мес- 
 то тогда, когда человек привык составлять длинный список дел и задач,  ко- 
 торые не в состоянии выполнять и не приступает к их выполнению.            
      6) Медлительная прокрастинация - зарождается еще в детстве, когда че- 
 ловека постоянно контролировали его авторитарные родители и  не  верили  в 
 его жизненный успех. Такая прокрастинация проявляется в том,  что  человек 
 привыкает откладывать выполнение самых разных заданий, а если и  выполняет 
 их, то очень медленно и не эффективно.                                     
      7) Импульсивная прокрастинация - основана на неумении  выбирать  пра- 
 вильные приоритеты в актуальных задачах, и делах и следовать им.  В  част- 
 ности, неотложное и необходимое дело замещается другим, но  менее  важным, 
 которое человек начинает с усиленной энергией выполнять.                   
 
      Расслабленный тип прокрастинации  наиболее  часто  встречается  среди 
 студентов. Данный тип прокрастинации есть  как своеобразная форма  бегства  
 человека от неприятных, негативных переживаний, чувств, которые связаны  с 
 выполнением того, что он откладывает. Сначала он не делает  что-либо,  по- 
 тому что ему, к примеру, скучно. Затем такой человек начинает искать  раз- 
 личные оправдания своему поведению.                                        
 
      Академическая прокрастинация - откладывания выполнения учебных  зада- 
 ний. Считается, что именно учебный процесс  характеризуется  условиями,  в 
 которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к  негативным  по- 
 следствиям. Факторами, вызывающими академическую прокрастинацию,  являются 
 недостаток мотивации и интереса, излишняя самоуверенность, лень,  недоста- 
 ток руководства и консультаций со стороны преподавателей, выученная беспо- 
 мощность, недостаточность коммуникации, внешние отвлекающие факторы.       
      Прокрастинация оказывает негативное влияние на учебный  процесс:  она 
 не только приводит к снижению успеваемости, повышению уровня  тревожности, 
 часто - к образованию комплекса неполноценности и как результат - к отказу 
 от дальнейшего обучения, но может также подтолкнуть студентов к  нечестным 
 методам сдачи экзаменов и получения высоких оценок                         
 
      Шкала состоит из 20 утверждений (десяти прямых и десяти  "обратных"), 
 описывающих избегающее поведение в ситуациях,  типичных  для  учебной  де- 
 ятельности.                                                                
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала академической прокрастинации.                              
 Ф.И.О:______________                                                       
 Доп. данные:________                                                       
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "АП" = 75  69%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень академической прокрастинации -  склонности         
 к постоянному откладыванию важных и срочных дел, связанных  с  вы-         
 полнением учебных заданий.