МЕТОДИКА:
Шкала психосоциального стресса
(Л. Ридер)
(L. Reeder)
(адаптация О.С. Копиной).
Стресс (англ. stress - напряжение):
1) "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требо-
вание" (Г. Селье);
2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реак-
тивности организма, возникающее у человека в ответ на воздействие стрес-
соров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических
для организма человека раздражителей;
3) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздей-
ствие (синоним стрeccop);
4) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психоло-
гическая реакция на действие стрессора;
5) сильные реакции организма (как благоприятные, так и неблагоприят-
ные).
Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) для обозна-
чения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных вы-
полнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ
на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются
различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологичес-
кий и стресс психологический.
Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоцио-
нальный.
Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегру-
зок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные
решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия ре-
шений.
Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды
и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализо-
ванная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоцио-
нальным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нару-
шениям двигательного и речевого поведения.
Социальный стресс - комплекс физиологических и эмоциональных адапта-
ционных реакций, возникающих в результате избыточного воздействия на ор-
ганизм и сознание человека социальных факторов.
Социальные факторы стресса:
Информационная перегрузка.
Неопределенность будущего.
Психологические манипуляции.
Социальная инженерия.
Токсичные эмоциональные реакции окружающих лиц.
Негативные материалы средств массовой информации.
Юридический и социальный прессинг.
Семейная дезорганизация.
Воздействие стресса на человека:
Физиологическое воздействие:
Активируется центральная нервная система, которая запускает стрессо-
вую реакцию: происходит нарушение биохимических процессов, начинаются не-
желательные изменения в органах и тканях.
В крови резко возрастает уровень глюкокортикоидов, что подавляет им-
мунную систему, защищающую человека от чужеродных веществ и инфекционных
агентов, вирусов и бактерий, а также от собственных измененных клеток,
превратившихся в опухолевые.
Происходит значительное снижение лейкоцитов в крови, которые играют
важную роль в процессе иммунологической защиты организма.
Напрягаются мышцы.
Мышечное напряжение приводит к разрушению клеток, накоплению токси-
нов и нарушению кислородного обмена и питательных процессов в тканях. Воз-
никающая в таких случаях боль является следствием не только мышечного на-
пряжения, воздействующего на нервные окончания, но и нехватки кислорода на
клеточном уровне.
Расширяются капилляры- диаметр сосудов увеличивается, ток лимфы за-
медляется, плазма и протеины накапливаются в межклеточном пространстве.
Увеличивается уровень токсинов , поднимается давление, развивается отеч-
ность, затрудняется снабжение кислородом и питание клеток.
Основная нагрузка ложится на сердце. В спокойном состоянии сердце
перекачивает 5-6 литров крови. В стрессовой ситуации эти цифры возрастают
до 15-20 литров. У людей среднего и старшего возраста значительно увеличи-
вается риск возникновения инсультов и инфарктов.
Психологическое воздействие:
Нарушение работы жизненно важных систем, появление психосоматических
патологий, резкое снижение иммунитета.
Общее беспокойство и недовольство жизнью, своим социальным статусом и
занимаемой должностью.
Внутренняя суета, принятие импульсивных, поспешных, необдуманных ре-
шений.
Раздражительность, агрессивность, нетерпимость к окружающим, приступы
необоснованного гнева.
Ухудшение концентрации внимания и памяти.
Низкая работоспособность, неконтролируемые эмоции, депрессия.
Потеря желания что-либо делать и к чему-либо стремиться.
Изменение поведения, искаженное восприятие реальности, нервозность,
страх.
Уход от реального восприятия с помощью антидепрессантов, алкоголя,
наркотических препаратов.
Попытки справиться с помощью обращений к психологам, применении вос-
точных, оккультных практик, НЛП, гипноза и т.д.
Необъективная оценка себя и окружающих.
Повышение, а затем резкое снижение сексуальной способности.
Проблемы в семейной жизни.
Человек начинает действовать автоматически, устраняется от принятия
важных решений, перестает управлять своей жизнью. Попытки самостоятельно
справиться со стрессом, причина которого находится вне его, в 90% случаев
приводят к ослаблению системы защиты и разрушению человека как личности и
биологической сущности.
В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное,
мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть
до полной дезорганизации.
Обработка данных тестирования:
Подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем делится
яна 7.
Далее полученный полученный балл вычитается из 4.
В результате получается показатель стресса по шкале психосоциального
стресса Л. Ридера, который может варьировать от 0 до 3 баллов.
В зависимости от полученного балла психосоциального стресса каждого
испытуемого можно отнести к группе с высоким, средним или низким уровнем
психосоциального стресса.
Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Уровень стресса:
Высокий Средний Низкий
Мужчины 2.00 - 3.00 1.00 - 1.99 0.00 - 0.99
Женщины 2.18 - 3.00 1.18 - 2.17 0.00 - 1.17
Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть от-
несены к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.
Опросник состоит из 7 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала психосоциального стресса.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>
<──────[-]─────><───────[=]──────><──────[+]─────>
Тестовый показатель - "ПС" = 2.51
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень стресса - комплекса физиологических и эмоцио-
нальных адаптационных реакций, возникающих в результате избыточно-
го воздействия на организм и сознание человека психосоциальных
факторов.
Возможные психологические проявления стрессового состояния:
Нарушение работы жизненно важных систем, появление психосома-
тических патологий, резкое снижение иммунитета.
Общее беспокойство и недовольство жизнью, своим социальным
статусом и занимаемой должностью.
Внутренняя суета, принятие импульсивных, поспешных, необду-
манных решений.
Раздражительность, агрессивность, нетерпимость к окружающим,
приступы необоснованного гнева.
Ухудшение концентрации внимания и памяти.
Низкая работоспособность, неконтролируемые эмоции, депрессия.
Потеря желания что-либо делать и к чему-либо стремиться.
Изменение поведения, искаженное восприятие реальности, нер-
возность, страх.
Уход от реального восприятия с помощью антидепрессантов, ал-
коголя, наркотических препаратов.
Попытки справиться с помощью обращений к психологам, примене-
нии восточных, оккультных практик, НЛП, гипноза и т.д.
Необъективная оценка себя и окружающих.
Повышение, а затем резкое снижение сексуальной способности.
Проблемы в семейной жизни.
|