МЕТОДИКА:                                  
                      Шкала психосоциального стресса                        
                                (Л. Ридер)                                  
                               (L. Reeder)                                  
                        (адаптация О.С. Копиной).                           
 
      Стресс (англ. stress - напряжение):                                   
      1) "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требо- 
 вание" (Г. Селье);                                                         
      2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения,  реак- 
 тивности организма, возникающее у человека в ответ на  воздействие  стрес- 
 соров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических 
 для организма человека раздражителей;                                      
      3) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздей- 
 ствие (синоним стрeccop);                                                  
      4) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психоло- 
 гическая реакция на действие стрессора;                                    
      5) сильные реакции организма (как благоприятные, так и  неблагоприят- 
 ные).                                                                      
 
      Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) для обозна- 
 чения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных вы- 
 полнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих  в  ответ 
 на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры.                    
 
      В зависимости от вида стрессора и характера  его  влияния  выделяются 
 различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологичес- 
 кий и стресс психологический.                                              
      Последний подразделяется на стресс информационный  и  стресс  эмоцио- 
 нальный.                                                                   
      Стресс информационный возникает в ситуациях  информационных  перегру- 
 зок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать  верные 
 решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия ре- 
 шений.                                                                     
      Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности,  обиды 
 и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная,  генерализо- 
 ванная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоцио- 
 нальным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нару- 
 шениям двигательного и речевого поведения.                                 
 
      Социальный стресс - комплекс физиологических и эмоциональных  адапта- 
 ционных реакций, возникающих в результате избыточного воздействия  на  ор- 
 ганизм и сознание человека социальных факторов.                            
 
      Социальные факторы стресса:                                           
      Информационная перегрузка.                                            
      Неопределенность будущего.                                            
      Психологические манипуляции.                                          
      Социальная инженерия.                                                 
      Токсичные эмоциональные реакции окружающих лиц.                       
      Негативные материалы средств массовой информации.                     
      Юридический и социальный прессинг.                                    
      Семейная дезорганизация.                                              
 
      Воздействие стресса на человека:                                      
 
      Физиологическое воздействие:                                          
      Активируется центральная нервная система, которая запускает  стрессо- 
 вую реакцию: происходит нарушение биохимических процессов, начинаются  не- 
 желательные изменения в органах и тканях.                                  
      В крови резко возрастает уровень глюкокортикоидов, что подавляет им-  
 мунную систему, защищающую человека от чужеродных веществ и  инфекционных  
 агентов, вирусов и бактерий, а также от  собственных  измененных  клеток,  
 превратившихся в опухолевые.                                               
      Происходит значительное снижение лейкоцитов в крови, которые  играют  
 важную роль в процессе иммунологической защиты организма.                  
      Напрягаются мышцы.                                                    
      Мышечное напряжение приводит к разрушению клеток,  накоплению  токси- 
 нов и нарушению кислородного обмена и питательных процессов в тканях. Воз- 
 никающая в таких случаях боль является следствием не только мышечного  на- 
 пряжения, воздействующего на нервные окончания, но и нехватки кислорода на 
 клеточном уровне.                                                          
      Расширяются капилляры- диаметр сосудов увеличивается, ток  лимфы  за- 
 медляется, плазма и протеины накапливаются  в  межклеточном  пространстве. 
 Увеличивается уровень токсинов , поднимается давление,  развивается  отеч- 
 ность, затрудняется снабжение кислородом и питание клеток.                 
      Основная нагрузка ложится на сердце.  В  спокойном  состоянии  сердце 
 перекачивает 5-6 литров крови. В стрессовой ситуации эти цифры  возрастают 
 до 15-20 литров. У людей среднего и старшего возраста значительно увеличи- 
 вается риск возникновения инсультов и инфарктов.                           
 
      Психологическое воздействие:                                          
      Нарушение работы жизненно важных систем, появление  психосоматических 
 патологий, резкое снижение иммунитета.                                     
      Общее беспокойство и недовольство жизнью, своим социальным статусом и 
 занимаемой должностью.                                                     
      Внутренняя суета, принятие импульсивных, поспешных, необдуманных  ре- 
 шений.                                                                     
      Раздражительность, агрессивность, нетерпимость к окружающим, приступы 
 необоснованного гнева.                                                     
      Ухудшение концентрации внимания и памяти.                             
      Низкая работоспособность, неконтролируемые эмоции, депрессия.         
      Потеря желания что-либо делать и к чему-либо стремиться.              
      Изменение поведения, искаженное восприятие  реальности,  нервозность, 
 страх.                                                                     
      Уход от реального восприятия с  помощью  антидепрессантов,  алкоголя, 
 наркотических препаратов.                                                  
      Попытки справиться с помощью обращений к психологам, применении  вос- 
 точных, оккультных практик, НЛП, гипноза и т.д.                            
      Необъективная оценка себя и окружающих.                               
      Повышение, а затем резкое снижение сексуальной способности.           
      Проблемы в семейной жизни.                                            
      Человек начинает действовать автоматически, устраняется  от  принятия 
 важных решений, перестает управлять своей жизнью.  Попытки  самостоятельно 
 справиться со стрессом, причина которого находится вне его, в 90%  случаев 
 приводят к ослаблению системы защиты и разрушению человека как личности  и 
 биологической сущности.                                                    
 
      В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, 
 мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность -  дистресс,  вплоть 
 до полной дезорганизации.                                                  
 
      Обработка данных тестирования:                                        
      Подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем  делится 
яна 7.                                                                      
      Далее полученный полученный балл вычитается из 4.                     
      В результате получается показатель стресса по шкале  психосоциального 
 стресса Л. Ридера, который может варьировать от 0 до 3 баллов.             
      В зависимости от полученного балла психосоциального  стресса  каждого 
 испытуемого можно отнести к группе с высоким, средним или  низким  уровнем 
 психосоциального стресса.                                                  
 
      Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин.             
 
                               Уровень стресса:                             
                    Высокий        Средний        Низкий                    
 
      Мужчины     2.00 - 3.00    1.00 - 1.99    0.00 - 0.99                 
      Женщины     2.18 - 3.00    1.18 - 2.17    0.00 - 1.17                 
 
      Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть  от- 
 несены к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.       
 
      Опросник состоит из 7 вопросов.                                       
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала психосоциального стресса.                                  
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>              
 
         <──────[-]─────><───────[=]──────><──────[+]─────>                 
 
                 Тестовый показатель - "ПС" = 2.51                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень стресса - комплекса физиологических и эмоцио-         
 нальных адаптационных реакций, возникающих в результате избыточно-         
 го воздействия на организм  и  сознание  человека  психосоциальных         
 факторов.                                                                  
 
      Возможные психологические проявления стрессового состояния:           
      Нарушение работы жизненно важных систем, появление психосома-         
 тических патологий, резкое снижение иммунитета.                            
      Общее беспокойство и недовольство  жизнью,  своим  социальным         
 статусом и занимаемой должностью.                                          
      Внутренняя суета, принятие импульсивных,  поспешных,  необду-         
 манных решений.                                                            
      Раздражительность, агрессивность, нетерпимость к  окружающим,         
 приступы необоснованного гнева.                                            
      Ухудшение концентрации внимания и памяти.                             
      Низкая работоспособность, неконтролируемые эмоции, депрессия.         
      Потеря желания что-либо делать и к чему-либо стремиться.              
      Изменение поведения, искаженное восприятие  реальности,  нер-         
 возность, страх.                                                           
      Уход от реального восприятия с помощью антидепрессантов,  ал-         
 коголя, наркотических препаратов.                                          
      Попытки справиться с помощью обращений к психологам, примене-         
 нии восточных, оккультных практик, НЛП, гипноза и т.д.                     
      Необъективная оценка себя и окружающих.                               
      Повышение, а затем резкое снижение сексуальной способности.           
      Проблемы в семейной жизни.