МЕТОДИКА:
Шкала психологической совместимости
(Yaffe M., Fenwick E.).
Методика предназначена для диагностики психологической совместимости
супружеской пары. Для большинства пар совместимость означает возможность
жить вместе, получая удовольствие и удовлетворение. Это реально, если их
личности и взгляды достаточно совпадают или дополняют друг друга, редко
становясь причиной серьезных конфликтов.
Тестирование по данной методике предполагает как общую оценку удов-
летворенности отношениями, так и анализ ответов на конкретные вопросы.
Анализ ответов на вопросы.
Вопросы 1-7 - о взаимоотношениях. Взаимоотношения - это самое важное,
что вы можете дать друг другу. В 1983 г. проводилось наблюдение за амери-
канскими парами и установлено, что пары, проводящие вместе мало времени,
менее удовлетворены и потому более подвержены разрыву, чем пары, объеди-
ненные товариществом. Пары имеющие общие интересы и общих друзей, вероят-
но, чувствуют себя более счастливее и строят более близкие отношения. Про-
водя слишком много времени вдалеке друг от друга, партнеры рискуют осла-
бить узы близости. Главная опасность для пары, проводящей мало свободного
времени вместе, в том, что партнеры неожиданно обнаруживают: большая часть
времени, проведенного вместе, занята заботами о доме и особенно о деньгах.
Это, безусловно, наименее привлекательные аспекты совместной жизни, такие
отношения будут все меньшей и меньшей наградой и, может быть, не стоит
энергично их поддерживать.
В области товарищества, похоже, гомосексуальные пары часто набирают
больше баллов, чем гетеросексуальные. Пары гомосексуалистов чаще имеют об-
щие интересы и проводят досуг вместе, чем разнополые пары. Обычно гетеро-
сексуальным парам нужно подыскать такие виды деятельности, которые интере-
совали бы обоих, и насладиться большим количеством свободного времени,
проведенного вместе.
Вопросы 8-11 посвящены общению. Для многих пар проблемы возникают по-
тому, что они недостаточно говорят друг с другом или мало сообщают по сути
дела, держа друг друга на эмоциональном расстоянии, подлинные чувства ред-
ко разделяются и неизбежно происходит недопонимание. Некоторые ожидают от
своего партнерша почти телепатической способности к общению, потому что их
слова имеют мало общего с тем, что они в действительности хотят сообщить.
Например, жалобы относятся к доступным целям ("Ты никогда не выгуливаешь
кошку, если твоя очередь"), хотя истинный источник неудовлетворенности
("Ты не такой любящий, как бы я хотела") труднее и распознать, и выразить
словами. Если пары часто ссорятся по пустякам и беззастенчиво выходят из
себя, то неудовлетворенность гораздо более глубокая и объясняется отсутст-
вием любви, чувства защищенности или товарищества и оба партнера должны
обратить на это внимание.
У некоторых пар больше всего проблем вызывает гнев. Многие боятся по-
казать гнев, так как думают, что он сделает отношения невыносимыми. Для
этого есть по крайней мере одна причина: если партнер часто впадает в
ярость, то она может стать грозно-разрушительной для отношений. Специалис-
ты по отношениям в браке считают, что гнев часто возглавляет список жалоб
одного партнера на другого. Однако не лучше обстоят дела и тогда, когда
партнер вообще не показывает гнева, потому что его причины могут никогда
не признаваться и не устраняться. Нарастающие у него негодование и обида
могут также быть разрушительными.
Вопросы 12-15 касаются денег. Из большинства исследований следует,
что 25% - 35% всех пар ссорятся больше по поводу денег, нежели по поводу
чего-либо другого. На эмоциональное благополучие пары влияет не только от-
сутствие денег (хотя это важно, и чем их меньше, тем легче они вызывают
сражение), но и то, кто должен их зарабатывать и как следует их тратить.
Споры о деньгах - это одновременно споры о доверии, о преданности друг
другу, о взаимозависимости или равенстве.
Женатые пары обычно объединяют свои ресурсы, что показывает их дове-
рие и преданность друг другу. Пары, живущие вместе, часто пытаются хотя бы
для начала сохранять раздельные финансы, что, конечно, дает им для ссоры
одной темой меньше. Делая это, они также, возможно, неосознанно убеждают
себя, что при необходимости узы можно будет разорвать.
Когда люди пользуются деньгами вместе, это вера в совместное будущее,
и почти каждая пара объединяет деньги с течением времени, по мере роста
привязанности, и финансовые нити жизней все больше переплетаются. Если у
партнеров разное отношение к деньгам, то могут возникнуть проблемы. Если
один партнер - это "как пришло, так и ушло", а другой, наоборот, - осто-
рожный эконом, откладывающий "на черный день", то возможны трудности. Если
у одного выше (или единственная) зарплата, то он или она иногда считают,
что должен/должна осуществлять гораздо больший или вообще полный контроль
над расходами.
Вопросы 16-21 - об уединении и независимости. Как бы партнеры ни были
близки, у них, вероятно, появится необходимость в некотором уединении.
Женщины, вероятно, нуждаются в этом больше мужчин. Живущие вместе нежена-
тые пары обычно считают свое личное время и свою обособленность более важ-
ными, нежели пары, которые женятся, так как самое главное в отношениях для
не состоящих в браке - независимость. Каждая пара должна найти свое равно-
весие между независимостью и отчужденностью. Проблемы могут возникнуть,
если любой из партнеров остро нуждается в уединении или независимости, по-
тому что это может уменьшить время, проводимое вместе, - один из наиболее
важных связующих элементов. Слишком много времени, проведенного вместе,
может удушать, подавлять личность. Жизнь пары может быть неудовлетвори-
тельной и тогда, когда один партнер настолько независим от другого в плане
эмоциональной поддержки и общества, что не дает другому "дыхательного
пространства". Споры о родственниках мужа и жены - это часто споры о неза-
висимости, о том, достиг ли на самом деле партнер необходимого эмоциональ-
ного отрыва от своих родственников и насколько полно привязан к отношениям
партнерства. Такой партнер может настоять на том, чтобы жить ближе к
его/ее родственникам, посещать их не в меру часто, будет вставать на их
сторону в спорах с другим партнером и автоматически с ними советоваться по
каждому для пары вопросу.
Вопросы 22-25 рассматривают, как работа влияет на взаимоотношения
партнеров. Неудовлетворенность здесь часто объясняется посягательством ра-
боты партнера на то время, которое пара могла бы провести вместе. Вероят-
но, самые серьезные споры возникают у пар, которые не договорились по по-
воду права женщины на работу или о мере ее привязанности к своему делу.
Эти конфликты могут разбить отношения скорее всего.
Честолюбие существенно влияет на то, что партнеры испытывают друг к
другу. Если женщины любят, чтобы их партнеры были честолюбивы и пользова-
лись успехом, то мужчины, если они не слишком уверены в себе и сами не
пользуются успехом, обычно не рады иметь тщеславную партнершу.
Вопросы 26 и 27 касаются родительских отношений. Большинство наблюде-
ний сходится на том, что дети ни в коем случае не являются непременным ус-
ловием для счастья пары и что жизнь более насыщена у бездетных людей. Если
есть дети, то самые частые размолвки в сфере родительских отношений каса-
ются основ воспитания и особо трудного вопроса дисциплины. Однако если
партнеры способны досконально согласовать или по крайней мере представить
детям эти требования единым фронтом, они смогут избежать конфликта.
Вопрос 28 касается стабильности отношений. Почти каждый человек время
от времени испытывает ощущение, что партнер отдаляется, но если такие мыс-
ли приходят очень часто, то отношения не сложились. Многие настроены из-
редка испытать приключение на стороне, тайком от своего партнера или парт-
нерши. Если партнеры часто прибегают к таким действиям только с целью воз-
вратиться или для того, чтобы просто посмотреть, что будет, то их отноше-
ния по сути дела не срабатывают.
Критерии тестовых оценок по шкале психологической совместимости:
0-24 - низкие оценки;
25-35 - средние оценки;
36-56 - высокие оценки.
Критерии тестовых оценок по отдельным группам вопросов в авторском
варианте методики отсутстуют, поэтому для целей автоматической интепрета-
ции в данной компьютерной версии были приняты условные величины в зависи-
мости от количества утверждений в группе вопросов.
Литературные источники:
1. Морис Яффе, Элизабет Фенвик. Секс в жизни мужчины. М.: Медицина,
1991 г.
2. Морис Яффе, Элизабет Фенвик. Секс в жизни женщины. М.: Медицина,
1991 г.
Опросник состоит из 28 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала психологической совместимости.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные: ____________
Диагностическая шкала:
0 ╟─░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓█████───────╢> ПС
<────[-]────><[=]><───[+]───>
Тестовый показатель - ПС = 44
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Содержательный анализ:
Взаимоотношения с партнером: умеренная тенденция проводить
свободное время с партнером, несколько ограниченное количество об-
щих друзей или общих интересов.
Коммуникабельность: повышенный интерес к общению друг к дру-
гом, стремление говорить о своих чувствах и переживаниях, обсуж-
дать возникающие разногласия, находить взаимопонимание.
Отношение к деньгам: умеренное сходство взглядов в отношении
денег и их распреедления.
Независимость: согласие между партнерами по поводу личного
времени и места уединения партнеров в большинстве случаев.
Влияние работы: профессиональная деятельность партнеров прак-
тически не оказывает отрицательного влияния на время, которое пар-
тнеры могли бы проводить вместе.
Оценка родительских отношений: повышенная тенденция к согла-
сию по поводу семейного воспитания детей.
Оценка стабильности отношений: умеренная уверенность в проч-
ности прочности отношений с партнером, что в редких случаях может
приводить к возникновению намерений о прекращении взаимоотношений.
Интегральный тестовый показатель:
Психологическая совместимость с партнером, удовлетворенность
сложившимися взаимоотношениями. Cтремление к совместному проведе-
нию свободного времени. Наличие общих интересов. Согласие при не-
обходимости решения возникающих проблем. Cпособность к взаимопони-
манию. Внимательное отношение друг к другу. Направленность на
сглаживание конфликтных ситуаций.
|