МЕТОДИКА:
Шкала психологического стресса
(РSМ 25).
(Шкала Лемура-Тесье-Филлиона)
(Lemyr-Tessier-Fillion).
(Перевод и адаптация Н.Е. Водопьяновой).
Методика предназначена для измерения феноменологической структуры пе-
реживаний стресса. Цель - измерение стрессовых ощущений в соматических,
поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально
разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испа-
нии и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены
Н.Е. Водопьяновой.
При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недос-
татки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в
основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры
или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др.
Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как
естественное состояние психической напряженности. С целью устранения этих
методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник,
который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие че-
го отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или
патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от
18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп. Все это поз-
воляет считать методику универсальной для применения к различным возраст-
ным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.
Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными
психометрическими свойствами. Были обнаружены корреляции интегрального по-
казателя PSM со шкалой тревожности Спилбергера (r = 0,73), c индексом де-
прессии [Beck Depression Inventory] (r = 0,75). Величины этих корреляций
объясняются генерализованным переживанием эмоционального дистресса или
депрессии. При этом исследование дивергентной валидности показывают, что
PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрес-
сии.
Интерпретация результатов.
Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.
ППН больше 155 баллов - высокий уровень стресса, свидетельствует о
состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходиости применения
широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напря-
женности, психологической разгрузки.
ППН в интервале 100-154 баллов - средний уровень стресса.
Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, свидетельствует о сос-
тоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
Примечание к компьютерной версии.
"Техническая" диаграмма результатов тестирования строится на основе
показателей выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Опросник состоит из 25 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала психологического стресса (РSМ 25).
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████────────╢>
<────────[-]────────><──────[=]─────><────[+]────>
Тестовый показатель - "ПС" = 175 86%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень стресса - состояние выраженной нервно-психи-
ческой напряженности, негативных эмоциональных переживаний, дез-
адаптации и психического дискомфорта.
Наиболее характерные проявлений стресса в субъективных пере-
живаниях, поведении и нарушении физиологических функций:
ощущение потери контроля над собой;
дезорганизация продуктивности деятельности (рассеянность, при
нятие ошибочных решений, снижение работоспособности);
вялость, апатия, повышенная утомляемость;
расстройства сна (в том числе более долгое засыпание, раннее
пробуждение);
нарушения в эмоциональной сфере (раздражительность, снижение
настроения, придирчивость, необоснованная критичность);
нарушение аппетита;
увеличение количества выпиваемого алкоголя;
увеличение потребления психоактивных средств (успокаивающих
или стимулирующих);
расстройство половой функции;
переживание психического дискомфорта и жалобы со стороны
нервно-психической сферы;
нарушение продуктивности познавательных функций (снижение
внимания, памяти, мыслительных процессов и др.);
наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со сто-
роны соматической системы организма (головная боль, боли вм ышцах,
спине, изжога, повышение давления).
Cтрессовая симптоматика может проявляться в следующих изме-
нениях психического состояния:
в эмоциональной сфере - чувство эмоционального подъема или,
наоборот, обострение тревоги, апатии, депрессии, эмоционального
дискомфорта.
в когнитивной сфере - восприятие угрозы, опасности, оценка
ситуации как неопределенной.
в мотивационной сфере - мобилизация сил или, напротив, капи-
туляция (избегание, уход от стресс-факторов), потеря мотивации и
интересов.
в поведенческой сфере - изменение активности, привычных тем-
пов деятельности, часто появление "зажатости" в исполнительных
движениях.
Общее для этих изменений - сдвиг интенсивности процессов в
соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения.
|