МЕТОДИКА:                                  
        Опросник на привязанность к родителям для старших подростков        
                           (М.В. Яремчук, 2005).                            
 
      Mетодика предназначена для определения преобладающего типа  привязан- 
 ности в отношениях с каждым из родителей по трем классическим типам привя- 
 занности.                                                                  
 
      Термин "привязанность" был предложен Дж. Боулби для объяснения  пове- 
 дения детей младенческого и раннего возрастов, помещенных в  больницу  или 
 круглосуточный детский сад и перенесших вследствие этого раннюю и  продол- 
 жительную разлуку с матерями.                                              
      Было отмечено, что для активации системы привязанности разлука с  ма- 
 терью не обязательно должна быть продолжительной; важно, что, заметив  ис- 
 чезновение матери, ребенок тяжело переживает ее отсутствие,  причем  такое 
 отношение носит ярко выраженный избирательный характер и наблюдается  лишь 
 по отношению к фигуре привязанности. Основываясь на концепции  Дж. Боулби,  
 М. Эйнсворт разработала специальную исследовательскую процедуру для оценки 
 взаимоотношений младенца с матерью - так называемую "Незнакомую ситуацию", 
 состоящую из 8 кратковременных эпизодов  разлуки/воссоединения  ребенка  с 
 матерью.                                                                   
 
      Данные многочисленных наблюдений позволили выделить три основных типа  
 привязанности младенца к матери, ставших классическими.                    
      Надежная привязанность характеризуется тем, что в присутствии  матери 
 ребенок чувствует себя в безопасности, использует мать как  надежную  базу 
 для исследования мира.                                                     
      При тревожно-амбивалентной привязанности дети демонстрируют  признаки 
 тревоги даже до разлуки с матерью, тяжело переживают отсутствие матери, во 
 время воссоединения проявляют амбивалентные  реакции  (поиск  контакта - и 
 одновременно препятствие контакту).                                        
      Избегающая привязанность характеризуется низкой выразительностью  пе- 
 реживаний детей во время разлуки с матерью, а  также  избеганием  контакта 
 при воссоединении с нею.                                                   
 
      Сложившийся в детско-родительских  отношениях  паттерн  привязанности  
 продолжает играть важную роль в последующей  жизни,  не  только  определяя  
 дальнейшие взаимоотношения с матерью, но и выступая в качестве  опосредую- 
 щего звена при построении любых  других  близких  эмоциональных  отношений 
 (дружеских, супружеских, родительских).                                    
 
      Опираясь на концепцию привязанности Дж. Боулби и проанализировав  ли- 
 тературу по проблеме методов изучения привязанности за  пределами  раннего  
 детства, М.В. Яремчук разработал "Опросник на  привязанность  к  родителям 
 для старших подростков". Опросник включает в себя 10  троек  высказываний,  
 соответствующих трем классическим типам привязанности. Испытуемому предла- 
 гается выбрать по одному высказыванию из каждой тройки отдельно для отца и 
 для матери. На основании выборов испытуемого делается вывод о  преобладаю- 
 щем типе привязанности в отношениях с каждым из родителей.                 
 
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      В данной программе интерпретация результатов тестирования строится на 
 следующих условных показателях:                                            
      0-2  балла  - низкий показатель;                                      
      3-4  балла  - пониженный показатель;                                  
      5-6  баллов - средний показатель;                                     
      7-8  баллов - повышенный показатель;                                  
      8-10 баллов - высокий показатель.                                     
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник на привязанность к родителям для старших                
           подростков.                                                      
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                    Диаграмма: отношение к отцу.                            
 
    Нд ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>              
 
    ТА ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>              
 
    Из ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                 
 
 
                   Диаграмма: отношение к матери.                           
 
    Нд ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>              
 
    ТА ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>              
 
    Из ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                    Отец  Мать              
      1. Надежная привязанность               - Нд =  3    7                
      2. Тревожно-амбивалентная привязанность - ТА =  6    1                
      3. Избегающая привязанность             - Из =  1    2                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                         ОТНОШЕНИЯ С ОТЦОМ.                                 
 
      Пониженный уровень надежной привязанности к отцу, который ха-         
 рактеризуется тем, что в присутствии отца ребенок в слабой степени         
 чувствует себя в безопасности и использует отца как надежную  базу         
 для исследования мира.                                                     
 
      Средний уровень тревожно-амбивалентной привязанности к  отцу,         
 при которой дети в умеренной степени демонстрируют признаки трево-         
 ги даже до разлуки с отцом и переживают отсутствие отца, во  время         
 воссоединения могут проявлять умеренно амбивалентные реакции  (по-         
 иск контакта - и одновременно препятствие контакту).                       
 
      Низкий уровень избегающей привязанности к отцу,  который  ха-         
 рактеризуется выразительностью переживаний детей во время  разлуки         
 с отцом, а также стремлением к контакту при воссоединении с ним.           
 
 
                        ОТНОШЕНИЯ С МАТЕРЬЮ.                                
 
      Повышенный уровень надежной привязанности к  матери,  который         
 характеризуется тем, что в присутствии  матери  ребенок  чувствует         
 себя в безопасности, использует мать как надежную базу для  иссле-         
 дования мира.                                                              
 
      Низкий уровень тревожно-амбивалентной привязанности  к  мате-         
 ри, при которой дети не демонстрируют  признаки  тревоги  даже  до         
 разлуки с матерью и не переживают отсутствие матери, во время вос-         
 соединения не проявляют амбивалентных реакций (поиска контакта - и         
 одновременно препятствия контакту).                                        
 
      Низкий уровень избегающей привязанности к матери, который ха-         
 рактеризуется выразительностью переживаний детей во время  разлуки         
 с матерью, а также стремлением к контакту при воссоединении с нею.