МЕТОДИКА:
Опросник на привязанность к родителям для старших подростков
(М.В. Яремчук, 2005).
Mетодика предназначена для определения преобладающего типа привязан-
ности в отношениях с каждым из родителей по трем классическим типам привя-
занности.
Термин "привязанность" был предложен Дж. Боулби для объяснения пове-
дения детей младенческого и раннего возрастов, помещенных в больницу или
круглосуточный детский сад и перенесших вследствие этого раннюю и продол-
жительную разлуку с матерями.
Было отмечено, что для активации системы привязанности разлука с ма-
терью не обязательно должна быть продолжительной; важно, что, заметив ис-
чезновение матери, ребенок тяжело переживает ее отсутствие, причем такое
отношение носит ярко выраженный избирательный характер и наблюдается лишь
по отношению к фигуре привязанности. Основываясь на концепции Дж. Боулби,
М. Эйнсворт разработала специальную исследовательскую процедуру для оценки
взаимоотношений младенца с матерью - так называемую "Незнакомую ситуацию",
состоящую из 8 кратковременных эпизодов разлуки/воссоединения ребенка с
матерью.
Данные многочисленных наблюдений позволили выделить три основных типа
привязанности младенца к матери, ставших классическими.
Надежная привязанность характеризуется тем, что в присутствии матери
ребенок чувствует себя в безопасности, использует мать как надежную базу
для исследования мира.
При тревожно-амбивалентной привязанности дети демонстрируют признаки
тревоги даже до разлуки с матерью, тяжело переживают отсутствие матери, во
время воссоединения проявляют амбивалентные реакции (поиск контакта - и
одновременно препятствие контакту).
Избегающая привязанность характеризуется низкой выразительностью пе-
реживаний детей во время разлуки с матерью, а также избеганием контакта
при воссоединении с нею.
Сложившийся в детско-родительских отношениях паттерн привязанности
продолжает играть важную роль в последующей жизни, не только определяя
дальнейшие взаимоотношения с матерью, но и выступая в качестве опосредую-
щего звена при построении любых других близких эмоциональных отношений
(дружеских, супружеских, родительских).
Опираясь на концепцию привязанности Дж. Боулби и проанализировав ли-
тературу по проблеме методов изучения привязанности за пределами раннего
детства, М.В. Яремчук разработал "Опросник на привязанность к родителям
для старших подростков". Опросник включает в себя 10 троек высказываний,
соответствующих трем классическим типам привязанности. Испытуемому предла-
гается выбрать по одному высказыванию из каждой тройки отдельно для отца и
для матери. На основании выборов испытуемого делается вывод о преобладаю-
щем типе привязанности в отношениях с каждым из родителей.
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии:
В данной программе интерпретация результатов тестирования строится на
следующих условных показателях:
0-2 балла - низкий показатель;
3-4 балла - пониженный показатель;
5-6 баллов - средний показатель;
7-8 баллов - повышенный показатель;
8-10 баллов - высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник на привязанность к родителям для старших
подростков.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма: отношение к отцу.
Нд ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>
ТА ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
Из ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Диаграмма: отношение к матери.
Нд ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>
ТА ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>
Из ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Тестовые показатели:
Отец Мать
1. Надежная привязанность - Нд = 3 7
2. Тревожно-амбивалентная привязанность - ТА = 6 1
3. Избегающая привязанность - Из = 1 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ОТНОШЕНИЯ С ОТЦОМ.
Пониженный уровень надежной привязанности к отцу, который ха-
рактеризуется тем, что в присутствии отца ребенок в слабой степени
чувствует себя в безопасности и использует отца как надежную базу
для исследования мира.
Средний уровень тревожно-амбивалентной привязанности к отцу,
при которой дети в умеренной степени демонстрируют признаки трево-
ги даже до разлуки с отцом и переживают отсутствие отца, во время
воссоединения могут проявлять умеренно амбивалентные реакции (по-
иск контакта - и одновременно препятствие контакту).
Низкий уровень избегающей привязанности к отцу, который ха-
рактеризуется выразительностью переживаний детей во время разлуки
с отцом, а также стремлением к контакту при воссоединении с ним.
ОТНОШЕНИЯ С МАТЕРЬЮ.
Повышенный уровень надежной привязанности к матери, который
характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует
себя в безопасности, использует мать как надежную базу для иссле-
дования мира.
Низкий уровень тревожно-амбивалентной привязанности к мате-
ри, при которой дети не демонстрируют признаки тревоги даже до
разлуки с матерью и не переживают отсутствие матери, во время вос-
соединения не проявляют амбивалентных реакций (поиска контакта - и
одновременно препятствия контакту).
Низкий уровень избегающей привязанности к матери, который ха-
рактеризуется выразительностью переживаний детей во время разлуки
с матерью, а также стремлением к контакту при воссоединении с нею.
|