МЕТОДИКА:                                  
        Опросник для диагностики пограничного расстройства личности         
                               (Форма "S")                                  
      (Т.Ю. Ласовская, С.В. Яичников, Ю.В. Сарычева, Ц.П. Короленко).       
 
      Методика представляет собой личностный опросник, разработанный на ос- 
 нове диагностических критериев пограничного расстройства личности согласно 
 DSM-III-R и DSM-IV.                                                        
      Согласно  DSM-IV,  к  признакам  пограничного  расстройства  личности 
 (англ. borderline personality disorder)  относятся  выраженная  нестабиль- 
 ность межличностных отношений, образа "Я", эмоциональная неустойчивость, а 
 также выраженная импульсивность.                                           
      Все признаки расстройства возникают в молодом возрасте и  проявляются 
 во многих ситуациях. Для диагностики необходимо наличие, кроме общих  кри- 
 териев расстройства личности, пяти (или более) из следующих признаков:     
      1. Паттерн нестабильных и интенсивных межличностных отношений, харак- 
 теризующийся полярными оценками либо в положительную, либо в отрицательную 
 сторону. Подразумевается, что лица с пограничным личностным  расстройством 
 не способны видеть истинные причины поведения других (например, заботы или 
 помощи) и поведение оценивается как абсолютно положительное в том  случае, 
 если доставляет удовольствие, либо как абсолютно отрицательное, если этого 
 не происходит. Эта характеристика важна в  диагностике  пограничного  лич- 
 ностного расстройства, так как отражает психологический механиз  расщепле- 
 ния, эффективно смягчающий сильные чувства, например, гнев.                
      2. Импульсивность хотя бы в двух областях, которые являются  потенци- 
 ально самоповреждающими, например трата денег, секс, химические зависимос- 
 ти, рискованное вождение машины, переедание (не включается суицидальное  и 
 самоповреждающее поведение). Импульсивность как черта характерна для анти- 
 социального личностного расстройства, а также для состояний мании (гипома- 
 нии). Однако только при пограничном личностном расстройстве импульсивность 
 имеет оттенок прямого или косвенного  самоповреждения  (направленность  на 
 себя), например в виде химических аддикций или булимии.  Критерий  импуль- 
 сивности объясняет описанные в ранних  работах  трудности  при  проведении 
 психотерапии лицам с пограничным расстройством личности - частые  конфлик- 
 ты, прерывание терапии в самом ее начале.                                  
      3. Эмоциональная нестабильность: выраженные отклонения от изолинии со 
 стороны настроения в сторону снижения, раздражительности, тревоги,  обычно 
 продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Нестойкость аффекта 
 и склонность к депрессии при пограничном расстройстве напоминают таковые у 
 лиц с проблемами регуляции эмоций - депрессией и биполярным  расстройством 
 2 типа. Поэтому следует уточнить значение этого критерия, а  именно:  речь 
 идет о повышенной эмоциональной  реактивности,  где  колебания  настроения 
 имеют место, но они возникают чаще, протекают мягче и менее длительно, чем 
 при депрессии и биполярном расстройстве.                                   
      4. Неадекватный, сильный гнев или плохой контроль над гневом  (напри- 
 мер, частая вспыльчивость постоянная злоба, нападение на других). Кернберг 
 считал гнев характерным признаком пограничного расстройства личности и от- 
 мечал, что реакция гнева связана с ситуацией чрезмерной  фрустрации.  Гнев 
 является как результатом генетической предрасположенности, так  и  влияния 
 среды и может приводить в будущем к актам самоповреждения. Признаки  само- 
 повреждения как результат реализации гнева, казалось бы, легко  выявляемы, 
 например, порезы, однако не всегда их удается установить в ходе  беседы  с 
 пациентом. Многие пациенты испытывают гнев большую часть времени, но край- 
 не редко реализуют его в действиях (гнев скрывается). Иногда  гнев  стано- 
 вится очевиден только после разрушающих  действий  пациента.  В  некоторых 
 случаях указания на гнев и его проявления фигурируют в анамнезе или  выяв- 
 ляются при активном расспросе на эту тему. Гнев  легко  провоцируется  при 
 целенаправленном конфронтационном собеседовании.                           
      5. Повторное суицидальное поведение, деструктивное поведение и другие 
 виды самоповреждающего поведения. Повторные суицидальные попытки  и  само- 
 повреждающее поведение - надежный маркер пограничного расстройства личнос- 
 ти.                                                                        
      6. Нарушение идентификации, проявляющееся по крайней мере в двух  об- 
 ластях - самооценке, образе самого себя, сексуальной ориентации, постанов- 
 ке целей, выборе карьеры, типе предпочитаемых друзей, ценностях. Этот кри- 
 терий описывался О. Кернбергом при описании  конструкта  пограничной  лич- 
 ностной организации. С DSM-III критерий подвергался модификации,  с  целью 
 разграничить ситуации, когда нестойкость идентификации является проявлени- 
 ем нормы, например в подростковом возрасте. Этот критерий в большей степе- 
 ни, чем все остальные, связан с самостью и поэтому специфичен  для  погра- 
 ничного личностного расстройства. Это может иметь значение при  патологии, 
 когда нарушено восприятие телесного имиджа - дисморфофобических  расстрой- 
 ствах и нервной анорексии.                                                 
      7. Хроническое чувство пустоты (или скуки). Ранние аналитики (Абрахам 
 и Фрейд) описывали оральную фазу развития, отмечая, что неуспешное ее про- 
 хождение приводит во взрослом состоянии к симптомам депрессии, зависимости 
 и пустоте в межличностных взаимоотношениях. Эта концепция была  развита  и 
 дополнена теорией объектных  отношений  М. Клайн,  которая  показала,  что 
 вследствие плохих ранних отношений личность становится неспособной  к  ин- 
 тернализации позитивных эмоций при межличностном общении (то  есть  неспо- 
 собность интернализировать чувства в самого/саму себя)  и  неспособносй  к 
 самоуспокоению. Чувство пустоты при пограничном расстройстве личности име- 
 ет соматические проявления, локализуясь в животе или грудной клетке.  Этот 
 признак следует отличать от страха или тревоги. Пустота или скука,  прини- 
 мающие форму интенсивной душевной боли,  как  субъективный  опыт  пациента 
 крайне важны для постановки диагноза  пограничного  личностного  расстрой- 
 ства.                                                                      
      8. Реальный или воображаемый страх покидания. Мастерсон рассматривает 
 страх покидания как важный диагностический признак пограничного  конструк- 
 та. Однако этот критерий нуждается в некотором уточнении, так как  необхо- 
 димо дифференцировать его от более патологической тревоги сепарации.  Гун- 
 дерсон предложил изменить формулировку данного критерия, а  именно  транс- 
 формировать в "отсутствие толерантности к одиночеству". Считается,  что  в 
 формировании симптома имеет значение воздействие в раннем периоде - от  16 
 до 24 месяцев жизни.                                                       
      9. Приходящие, связанные со стрессом параноидные идеи и  диссоциатив- 
 ные симптомы.                                                              
 
      Разработаны две формы опросника: Форма А, состоящая из 80 вопросов, и 
 более краткая форма S, состоящая из 20 пунктов и предназначенная для скри- 
 ниговых исследований.                                                      
      Ответы на вопросы формируются по принципу "да"-"нет". В обеих  формах 
 опросники содержат критерии DSM, и  некоторые  дополнительные,  выделенные 
 авторами. Из формы А опросника возможно извлечение 4-х  шкал:  "Импульсив- 
 ность", "Самоповреждение", "Непереносимость одиночества"  и  "Суицидальное 
 поведение". Также возможет подсчет общего показателя по шкале.             
      По форме S возмжно лишь однозначное заключение. В случае  положитель- 
 ного заключения респондент нуждается в  консультации  врача-психиатра  для 
 установления диагноза.                                                     
 
      Полная версия А.                                                      
      Авторами методики критерии DSM были сгруппированы в 4 группы:         
      1. Нестабильность -  объединяет  первый,  третий  и  шестой  критерии 
 DSM-III-R, поскольку  все  они  отражают нестабильность.  Первый  критерий 
 DSM-III-R отражает нестабильность в межличностных отношениях; третий  кри- 
 терий - нестабильность настроения; шестой - нестабильность в образе  себя, 
 выборе карьеры, предпочитаемых друзьях.                                    
      2. Самоповреждающее поведение - этот критерий объединяет второй, чет- 
 вертый и частично пятый критерии DSM-III-R, выделяя самоповреждающее пове- 
 дение как таковое, причем четвертый критерий DSM-III-R (неадекватная  зло- 
 ба) также включен.                                                         
      3. Непереносимость одиночества - объединяет седьмой и восьмой  крите- 
 рии DSM-III-R, поскольку чувство пустоты и скуки усиливается в  одиночест- 
 ве, отсюда - страх покидания другим.                                       
      4. Суицидальное поведение - данный критерий представляет  собой  час- 
 тично пятый критерий DSM-III-R. Выделение его в отдельный критерий в пред- 
 лагаемом способе целесообразно по той причине, что  для  тяжелого  течения 
 пограничного расстройства личности характерны многократные  попытки  само- 
 убийства.                                                                  
 
      Краткая версия S.                                                     
      В форму "S" (cкрининг) включены  задания,  имеющие  наиболее  высокие 
 значения дискриминативности. Все эти вопросы расположены в соответствии  с 
 критериями диагностики пограничного расстройства личности по DSM-III-R.  В 
 качестве дополнительного критерия включены задания, отражающие  интерес  к 
 смерти и сильные чувства при виде крови.                                   
      В отличие от формы "А" опросника, критерии DSM не были объединены,  и 
 каждый из них имеет свое представление в форме "S":                        
      1. Критерий отражен в вопросе №1.                                     
      2. Критерий отражен в вопросах №№2-4.                                 
      3. Критерий отражен в вопросах №№5-6.                                 
      4. Критерий отражен в вопросах №№7-8.                                 
      5. Критерий отражен в вопросах №№9-12.                                
      6. Критерий отражен в вопросах №№13-14.                               
      7. Критерий отражен в вопросах №№15-16.                               
      8. Критерий отражен в вопросах №№17-18.                               
      Вопросы №№ 19 и 20 отражают дополнительные критерии, выделенные авто- 
 рами.                                                                      
 
      Интерпретация.                                                        
 
      Полная версия А.                                                      
      Подсчитываются "сырые" баллы, которые затем переводятся в стандартные 
 оценки стены и нормативные значения (данные приведены авторами для возрас- 
 та 18-27 лет).                                                             
      В результате проведенной  стандартизации  установлены  значения,  при 
 достижении которых испытуемым может быть  выставлен  диагноз  пограничного 
 личностного расстройства, а именно при достижении 8 и более  стенированных 
 баллов.                                                                    
 
      Краткая версия S.                                                     
      Респондент считается страдающим пограничным личностным расстройством, 
 если в пяти и более критериях (согласно конструктивной классификации) име- 
 ется хотя бы по одному ответу "да".  Таким  образом,  такая  интерпретация 
 ближе к феноменологической диагностике DSM, чем подсчет баллов  и  перевод 
 их в стены.                                                                
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Опросник для диагностики пограничного расстройства               
           личности.                                                        
 Ф.И.О: _______________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████████████───────╢> BPD            
 
         <────────────[-]─────────────><──────[+]───────>                   
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
  1. Паттерн нестабильных и интенсивных межличностных                       
     отношений                                        - A = 1 "+"           
  2. Импульсивность в потенциально самоповреждающих                         
     областях                                         - B = 0 "-"           
  3. Эмоциональная нестабильность                     - C = 2 "+"           
  4. Неадекватный, сильный гнев или плохой контроль                         
     над гневом                                       - D = 2 "+"           
  5. Самоповреждающее поведение                       - E = 2 "+"           
  6. Нарушение идентификации                          - F = 2 "+"           
  7. Хроническое чувство пустоты (или скуки)          - G = 1 "+"           
  8. Реальный или воображаемый страх покидания        - H = 2 "+"           
 
                      Дополнительные критерии:                              
     Интерес к смерти                                 - I = 0               
     Сильные чувства при виде крови                   - J = 1               
 
  ---------------------------------------------------------------           
              Интегральный показатель  - BPD = 13  7                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Тестовый показатель превышает диагностический критерий погра-         
 ничного личностного расстройства.                                          
 
                             ПРИЛОЖЕНИЕ.                                    
      Критерии диагностики пограничного личностного расстройства            
                             по DSM-IV.                                     
 
      1. Паттерн нестабильных и интенсивных  межличностных  отноше-         
 ний, характеризующийся полярными оценками  либо  в  положительную,         
 либо в отрицательную сторону.                                              
      2. Импульсивность хотя бы в двух областях,  которые  являются         
 потенциально самоповреждающими, например трата денег, секс,  хими-         
 ческие зависимости, рискованное вождение  машины,  переедание  (не         
 включается суицидальное и самоповреждающее поведение, указанные  в         
 п. 5).                                                                     
      3. Эмоциональная  нестабильность:  выраженные  отклонения  от         
 изолинии со стороны настроения в сторону  снижения,  раздражитель-         
 ности, тревоги, обычно продолжающиеся от нескольких часов до  нес-         
 кольких дней.                                                              
      4. Неадекватный, сильный гнев или плохой контроль над  гневом         
 (например, частая вспыльчивость  постоянная  злоба,  нападение  на         
 других).                                                                   
      5. Повторные суицидальное поведение, деструктивное  поведение         
 и другие виды самоповреждающего поведения.                                 
      6. Нарушение идентификации, проявляющееся, по крайней мере, в         
 двух областях - самооценке, образе самого себя, сексуальной ориен-         
 тации, постановке целей, выборе карьеры, типе предпочитаемых  дру-         
 зей, ценностях.                                                            
      7. Хроническое чувство пустоты (или скуки).                           
      8. Реальный или воображаемый страх покидания.                         
      9. Приходящие, связанные со стрессом параноидные идеи и  дис-         
 социативные симптомы.