МЕТОДИКА:                                  
         Взаимосвязь перинатального опыта ребенка с последующими            
                         эмоциональными нарушениями                         
                              (А. В. Поляков).                              
 
      Методика создана на основе стандартизированного интервью  А. И. Заха- 
 рова. Ее автором является ассистент кафедры психологического  консультиро- 
 вания СПбГИПиСР А. В. Поляков.                                             
      Психологическое здоровье ребенка во  многом  зависит  от  адекватного 
 прохождения им предыдущих этапов своего развития. В настоящее время изуче- 
 ние причин психологических нарушений у детей,  как  правило,  предполагает 
 сбор анамнестических Данных. Научные исследования  убедительно  доказывают 
 необходимость анализа пре-, пери- и постнатального опыта ребенка как  обу- 
 словливающего последующие тенденции его психологического функционирования. 
 Выявление факторов раннего развития,  определяющих  возникновение  эмоцио- 
 нальных нарушений в дошкольном возрасте, способствует разработке релевант- 
 ных стратегий психологической помощи таким детям, а также профилактических 
 мероприятий по сохранению психологического здоровья беременных женщин и их 
 будущих детей.                                                             
      Методика "Взаимосвязь перинатального  опыта  ребенка  с  последующими  
 эмоциональными нарушениями" апробирована на большой  выборке  женщин-мате- 
 рей, имеющих детей с эмоциональными нарушениями.                           
      Один из возможных вариантов предъявления методики - интервью в ситуа- 
 ции клинической беседы по поводу невротического расстройства ребенка.      
 
      Обработка результатов.                                                
      Кодирование всех изучаемых  признаков  выполняется  в  дихотомической 
 шкале (1-0).                                                               
      Обработка данных осуществляется с применением коэффициента корреляции 
 и других методов математической статистики.                                
      Для выявления взаимосвязей  между  факторами  перинатального  периода 
 жизни ребенка и особенностями его последующего нервно-психического  разви- 
 тия также могут быть  использованы  значения  следующих  непараметрических 
 критериев:                                                                 
      коэффициент связи признаков Q,  свидетельствующий  о  влиянии  одного 
 признака на другой;                                                        
      коэффициент взаимной  сопряженности  признаков  F - непараметрический 
 аналог коэффициента корреляции.                                            
      Кроме того, могут быть вычислены уровни  значимости  всех  полученных 
 коэффициентов в соответствии с критерием Пирсона. При интерпретации следу- 
 ет учитывать только результаты, значимые на уровне 0,95 (0,99; 0,999).     
 
      Примечания к компьютерной версии.                                     
      1. Данная программа не является психодиагностической  методикой.  Она 
 предназначена для сбора статистической информации для последующей обработ- 
 ки в научных целях.                                                        
      2. Диаграмма результатов  индивидуального  обследования  основана  на 
 процентных показателях суммы положительных ответов по каждой теме.         
      3. В текстовом отчете приводятся все положительные ответы  по  каждой 
 теме.                                                                      
      4. В файл статистики записывается 80 показателей (1-0) по каждому ут- 
 верждению методики. После накопления необходимого количества  обследований 
 эти данные следует экспортировать во внешнюю программу статистической  об- 
 работки, которая "умеет" работать с дихотомическими шкалами.               
 
      Опросник состоит из 80 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ОБСЛЕДОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Взаимосвязь перинатального опыта ребенка с последующими          
           эмоциональными нарушениями.                                      
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    I   ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────────╢>             
 
    II  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>             
 
    III ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢>             
 
       0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%           
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
         I. Психологическое состояние ребенка                               
                              дошкольного возраста  -  4  13%               
        II. Состояние матери при беременности                               
                                           и родах  - 10  29%               
       III. Психологические особенности                                     
                          первых лет жизни ребенка  -  5  33%               
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
     I. Психологическое состояние ребенка дошкольного возраста.             
      Ребенок боязливый и пугливый.                                         
      Боится незнакомых людей (дядей).                                      
      Боится потеряться.                                                    
      Ребенок беспокойный (тревожный).                                      
 
             II. Состояние матери при беременности.                         
      Были предшествующие беременности, которые закончились аборта-         
 ми.                                                                        
      Наличие инфекционных заболеваний.                                     
      Плохое общее самочувствие в период беременности.                      
      Частые состояния внутренней неудовлетворенности.                      
      Волнения в начале беременности.                                       
      Волнения в конце беременности.                                        
      Страх перед родами.                                                   
      Перегрузка при беременности по учебе или работе.                      
      Переживания в связи с работой или учебой (экзаменом).                 
      Переживания из-за отношений со своими родителями или  родите-         
 лями мужа.                                                                 
 
     III. Психологические особенности первых лет жизни ребенка.             
      Наличие сильных испугов с 5 до 7 лет.                                 
      Мать вышла на работу после 3 лет жизни ребенка.                       
      Отец практически не уделял ребенку какого-либо внимания.              
      По поводу отношения к ребенку в  семье  имели  место  сущест-         
 венные разногласия.                                                        
      В воспитании ребенка принимали участие трое и более взрослых.