МЕТОДИКА:
Взаимосвязь перинатального опыта ребенка с последующими
эмоциональными нарушениями
(А. В. Поляков).
Методика создана на основе стандартизированного интервью А. И. Заха-
рова. Ее автором является ассистент кафедры психологического консультиро-
вания СПбГИПиСР А. В. Поляков.
Психологическое здоровье ребенка во многом зависит от адекватного
прохождения им предыдущих этапов своего развития. В настоящее время изуче-
ние причин психологических нарушений у детей, как правило, предполагает
сбор анамнестических Данных. Научные исследования убедительно доказывают
необходимость анализа пре-, пери- и постнатального опыта ребенка как обу-
словливающего последующие тенденции его психологического функционирования.
Выявление факторов раннего развития, определяющих возникновение эмоцио-
нальных нарушений в дошкольном возрасте, способствует разработке релевант-
ных стратегий психологической помощи таким детям, а также профилактических
мероприятий по сохранению психологического здоровья беременных женщин и их
будущих детей.
Методика "Взаимосвязь перинатального опыта ребенка с последующими
эмоциональными нарушениями" апробирована на большой выборке женщин-мате-
рей, имеющих детей с эмоциональными нарушениями.
Один из возможных вариантов предъявления методики - интервью в ситуа-
ции клинической беседы по поводу невротического расстройства ребенка.
Обработка результатов.
Кодирование всех изучаемых признаков выполняется в дихотомической
шкале (1-0).
Обработка данных осуществляется с применением коэффициента корреляции
и других методов математической статистики.
Для выявления взаимосвязей между факторами перинатального периода
жизни ребенка и особенностями его последующего нервно-психического разви-
тия также могут быть использованы значения следующих непараметрических
критериев:
коэффициент связи признаков Q, свидетельствующий о влиянии одного
признака на другой;
коэффициент взаимной сопряженности признаков F - непараметрический
аналог коэффициента корреляции.
Кроме того, могут быть вычислены уровни значимости всех полученных
коэффициентов в соответствии с критерием Пирсона. При интерпретации следу-
ет учитывать только результаты, значимые на уровне 0,95 (0,99; 0,999).
Примечания к компьютерной версии.
1. Данная программа не является психодиагностической методикой. Она
предназначена для сбора статистической информации для последующей обработ-
ки в научных целях.
2. Диаграмма результатов индивидуального обследования основана на
процентных показателях суммы положительных ответов по каждой теме.
3. В текстовом отчете приводятся все положительные ответы по каждой
теме.
4. В файл статистики записывается 80 показателей (1-0) по каждому ут-
верждению методики. После накопления необходимого количества обследований
эти данные следует экспортировать во внешнюю программу статистической об-
работки, которая "умеет" работать с дихотомическими шкалами.
Опросник состоит из 80 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ОБСЛЕДОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Взаимосвязь перинатального опыта ребенка с последующими
эмоциональными нарушениями.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
I ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────────╢>
II ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>
III ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢>
0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%
Tестовые показатели:
I. Психологическое состояние ребенка
дошкольного возраста - 4 13%
II. Состояние матери при беременности
и родах - 10 29%
III. Психологические особенности
первых лет жизни ребенка - 5 33%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Психологическое состояние ребенка дошкольного возраста.
Ребенок боязливый и пугливый.
Боится незнакомых людей (дядей).
Боится потеряться.
Ребенок беспокойный (тревожный).
II. Состояние матери при беременности.
Были предшествующие беременности, которые закончились аборта-
ми.
Наличие инфекционных заболеваний.
Плохое общее самочувствие в период беременности.
Частые состояния внутренней неудовлетворенности.
Волнения в начале беременности.
Волнения в конце беременности.
Страх перед родами.
Перегрузка при беременности по учебе или работе.
Переживания в связи с работой или учебой (экзаменом).
Переживания из-за отношений со своими родителями или родите-
лями мужа.
III. Психологические особенности первых лет жизни ребенка.
Наличие сильных испугов с 5 до 7 лет.
Мать вышла на работу после 3 лет жизни ребенка.
Отец практически не уделял ребенку какого-либо внимания.
По поводу отношения к ребенку в семье имели место сущест-
венные разногласия.
В воспитании ребенка принимали участие трое и более взрослых.
|