МЕТОДИКА:                                  
               Cкрининг-диагностика психического напряжения                 
              и невротических тенденций у детей и подростков                
           (Хайретдинов О.З., Печкуров Д.В., Уваровская О. Ю.,              
                              Носачев Г.Н.).                                
 
      Методика представляет собой опросник для  родителей,  предназначенный 
 для скринингового выявления психического напряжения и  невротических  тен- 
 денций у детей и подростков.                                               
      Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков  и 
 играют значительную роль в развитии соматической патологии. Их выявление и 
 устранение способствуют более эффективному лечению соматических  заболева- 
 ний. Для диагностики психического  напряжения  и  невротических  тенденций 
 психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы. Од- 
 нако в большинстве случаев пациенты с жалобами  невротического  спектра  в 
 первую очередь обращаются к педиатрам и терапевтам, которым необходимо об- 
 ладать инструментом для первичной диагностики разнообразных  невротических 
 нарушений. Кроме того, при обследовании детей важно, что бы текст применя- 
 емого опросника был адаптирован к возрастным особенностям.                 
 
      Опросник состоит из 45 пукнтов, составляющих 9 шкал:                  
      вегетативные дисфункции,                                              
      астения,                                                              
      расстройства сна,                                                     
      нарушения аппетита,                                                   
      депрессивные расстройства,                                            
      повышенная тревожность,                                               
      фобии и страхи,                                                       
      патологические привычные действия,                                    
      экатрапунитивная агрессия.                                            
      Вопросы шкал не пересекаются.                                         
      Опросник предназначен для заполнения родителями (или лицами, исполня- 
 ющими их обязанности).                                                     
 
      Интерпретация.                                                        
      За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Баллы  по  всем 
 пунктам каждой шкалы суммируются (в каждой шкале по 5 пунктов).            
      Если респондент набрал 3 и более балла по шкале,  то  соответствующий 
 тип расстройства считается выраженным.                                     
      Наличие выраженной проблемы по шкалам с 1 по 4 свидетельствует о  не- 
 обходимости консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а 
 по любой из 5-9 шкал - на необходимость  консультации  психотерапевта  или 
 детского психиатра.                                                        
 
      Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно использовать 
 терапевтами, педиатрами, врачами общей практики  и  гастроэнтерологами  на 
 амбулаторном приеме и в условиях стационара для скрининга психического на- 
 пряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.  
 
      Опросник состоит из 45 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Cкрининг-диагностика психического напряжения и                   
           невротических тенденций у детей и подростков.                    
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
                              Диаграмма:                                    
 
                    *                                                       
                  5 ┼                         ▄▄                            
                  4 ┼    ▄▄                   ██                            
                  3 ┼────██─▄▄────────────────██─                           
                  2 ┼    ██ ██                ██                            
                  1 ┼    ██ ██          ▄▄    ██                            
                  0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                          
                      ВД АС РС НА ДР ПТ ФС РП ЭА                            
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
               1. Вегетативные дисфункции   - ВД = 0                        
               2. Астенические расстройства - АС = 4                        
               3. Расстройства сна          - РС = 3                        
               4. Нарушения аппетита        - НА = 0                        
               5. Депрессивные расстройства - ДР = 0                        
               6. Повышенная тревожность    - ПТ = 0                        
               7. Фобии и страхи            - ФС = 1                        
               8. Расстройства поведения    - РП = 0                        
               9. Экстрапунитивная агрессия - ЭА = 5                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Вегетативные дисфункции.                                           
      Нарушения отсутствуют.                                                
 
      2. Астенические расстройства.                                         
      С трудом сосредотачивается, часто отвлекается.                        
      Сильно раздражается и устает от шума.                                 
      Жалуется на тяжесть в теле или чувство разбитости.                    
      Стал менее выносливым.                                                
 
      3. Расстройства сна.                                                  
      Спит беспокойно.                                                      
      Утром встает неохотно, не отдохнувшим, не бодрым.                     
      Выглядит сонливым днем.                                               
 
      4. Нарушения аппетита.                                                
      Нарушения отсутствуют.                                                
 
      5. Депрессивные расстройства.                                         
      Нарушения отсутствуют.                                                
 
      6. Повышенная тревожность.                                            
      Нарушения отсутствуют.                                                
 
      7. Фобии и страхи.                                                    
      Боится за свое здоровье.                                              
 
      8. Расстройства поведения.                                            
      Нарушения отсутствуют.                                                
 
      9. Экстрапунитивная агрессия.                                         
      Нередко бывают вспышки злости.                                        
      Легко злится, выходит из себя.                                        
      Часто конфликтует или дерется с детьми.                               
      Стал более грубым и дерзким по отношению к взрослым.                  
      Если разозлится, плохо контролирует свои действия.