МЕТОДИКА:                                   
              Лист наблюдений за агрессивным поведением                     
         (Beobachtungsbogen fur aggressives Verhalten - BAV)                
                      (Петерманн Ф., Петерманн У.)                          
                      (Petermann F., Petermann U.)                          
                        (адаптация Сенько Т.В.).                            
 
      При этом методе речь идет о диагностике взаимодействия, которая  про- 
 водится либо при непосредственном участии наблюдающего, либо как видеоана- 
 лиз и выявляет релевантные аспекты агрессивного поведения.                 
 
      Агрессивность - одно из нарушений социального поведения,  от  послед- 
 ствий которого в наибольшей степени субъективно страдает окружающий мир  и 
 которое из всех нарушений поведения распознается проще всего.              
      Согласно диагностическим критериям DSM-IV, агрессивность диагностиру- 
 ется в том случае, если проблемное поведение стабильно возникает по  край- 
 ней мере в течение шести месяцев. Агрессия проявляется как  в  вербальной, 
 так и невербальной форме и может быть направлена против людей  или  живот- 
 ных, а также на разрушение материальных объектов; может выражаться в обма- 
 не, воровстве или грубых правонарушениях. DSM-IV различает нарушения соци- 
 ального поведения в зависимости от того, в каком возрасте впервые было за- 
 мечено нарушение - в детстве (до 10 лет) или в подростковом возрасте (пос- 
 ле 10 лет). Феномен подростковой делинквентности при этом необходимо отли- 
 чать от детской агрессивности. Типичные деликты детей и подростков,  кото- 
 рые описываются понятием "делинквентность", - это вандализм, поджоги, бро- 
 дяжничество, воровство, грабежи, взломы, постоянные "хвосты" в школе, зло- 
 употребление наркотиками и алкоголем, а также проституция (Petermann & Pe- 
 termann, 1996).                                                            
 
      В современных исследованиях дети с высокой агрессивностью описываются 
 по следующим признакам (Petermann & Petermann, 1994):                      
      - нет стабильных дружеских отношений со сверстниками;                 
      - доминируют эгоистически мотивированные действия;                    
      - нет чувства вины или раскаяния;                                     
      - для них не характерно позитивное  социальное  поведение  (например, 
 социальная поддержка, кооперация и адекватное самоутверждение);            
      - искаженное восприятие социального взаимодействия;                   
      - недостаточный самоконтроль в смысле  способности  задерживать  свои 
 агрессивные импульсы и обдумывать их;                                      
      - неумение думать о других людях и недостаточная способность к  эмпа- 
 тии.                                                                       
 
      Контингент испытуемых: младшие школьники.                             
      Обработка результатов: после оценки проявляемых ребенком  агрессивных 
 поведенческих проявлений проводится классификация наблюдаемых способов аг- 
 рессивного поведения.                                                      
 
      Классификация способов агрессивного поведения:                        
      1. Вербальная агрессия - 1, 2, 3;                                     
      2. Открыто проявляющаяся агрессия - 4, 5, 6;                          
      3. Целевой объект агрессии:                                           
         собственная личность - 7, 8;                                       
         предметы - 9, 10;                                                  
      4. Сотрудничество - 11;                                               
      5. Компромисс - 12;                                                   
      6. Контроль за своим поведением - 13;                                 
      7. Осознание своего поведения - 14.                                   
 
      Порядок работы с методикой: наблюдение проводится  в  свободной  дея- 
 тельности. Психолог фиксирует в таблице проявления в поведении детей выде- 
 ленных в программе агрессивных форм в соответствии со шкалой оценки. Затем 
 проводится обработка и анализ полученных результатов.                      
      Интерпретация результатов проводится на основе  полученных  результа- 
 тов.                                                                       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма результатов тестирования основана на по- 
 казателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.                 
 
      Опросник состоит из 14 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Лист наблюдений за агрессивным поведением (BAV).                 
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
            % *                                                             
          100 ┼───────────────────────────────────────────                  
           90 ┼                                                             
           80 ┼───────────────────────────────────────────                  
           70 ┼ ██          ██ ██          ██                               
           60 ┼─██──────────██─██──────────██─────────────                  
           50 ┼ ██ ▄▄    ▄▄ ██ ██       ▄▄ ██                               
           40 ┼─██─██────██─██─██───────██─██─────────────                  
           30 ┼ ██ ██    ██ ██ ██       ██ ██                               
           20 ┼─██─██─██─██─██─██────██─██─██─██───────██─                  
           10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██       ██                   
            0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                 
                Пр Эм Дс Ст Рн Кн Ав Тр Мн Кн Ат Оп Нк Нп                   
 
                         Тестовые показатели:                               
 
       I. Вербальная агрессия.                                              
       01 = 4                                                               
       02 = 3                                                               
       03 = 2                                                               
 
       II. Открыто проявляющаяся агрессия.                                  
       04 = 3                                                               
       05 = 4                                                               
       06 = 4                                                               
 
       III. Целевой объект агрессии.                                        
       Собственная личность:                                                
       07 = 2                                                               
       08 = 3                                                               
       Предметы:                                                            
       09 = 4                                                               
       10 = 2                                                               
 
       IV. Сотрудничество.                                                  
       11 = 1                                                               
 
       V. Компромисс.                                                       
       12 = 1                                                               
 
       VI. Контроль за своим поведением.                                    
       13 = 1                                                               
 
       VII. Осознание своего поведения.                                     
       14 = 2                                                               
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                      I. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.                               
 
      1. Ругается и покрикивает на других.                                  
      Экспертная оценка: часто.                                             
 
      2. Злорадно смеется и допускает циничные  замечания  в  адрес         
 взрослых и детей.                                                          
      Экспертная оценка: иногда.                                            
 
      3. Кричит, орет, ругает взрослых и детей.                             
      Экспертная оценка: редко.                                             
 
                II. ОТКРЫТО ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ АГРЕССИЯ.                         
 
      4. Боксирует, дерется, царапается, хватает других за волосы,          
 плюется.                                                                   
      Экспертная оценка: иногда.                                            
 
      5. Подставляет коварные подножки другим детям, убирает стул,          
      Экспертная оценка: часто.                                             
 
      6. Проявляет агрессивность  по  отношению  к  другим  детям,          
 сквернословит.                                                             
      Экспертная оценка: часто.                                             
 
                   III. ЦЕЛЕВОЙ ОБЪЕКТ АГРЕССИИ.                            
 
      Собственная личность:                                                 
 
      7. Иронично относится к  собственному  поведению,  оскорбляет         
 и ругает себя.                                                             
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
      8. Грызет ногти, рвет волосы, бьет себя по голове, повреждает         
 себя.                                                                      
      Экспертная оценка: редко.                                             
 
      Предметы:                                                             
 
      9. Ругает и проклинает разные предметы, находящиеся вокруг.           
      Экспертная оценка: иногда.                                            
 
      10. Повреждает предметы: громко хлопает дверью, бросает  вещи         
 в воздух.                                                                  
      Экспертная оценка: часто.                                             
 
                        IV. СОТРУДНИЧЕСТВО.                                 
 
      11. Высказывает мнение или критику с нормальной силой голоса,         
 без оскорблений, стремится к сотрудничеству.                               
      Экспертная оценка: редко.                                             
 
                           V. КОМПРОМИСС.                                   
 
      12. Уступает, выдвигает предложения, соблюдает правила,  под-         
 держивает других, стремится к компромиссу.                                 
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
                 VI. КОНТРОЛЬ ЗА СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ.                          
 
    13. Контролирует свое поведение, отвлекает  собственную  ярость         
 другими занятиями, при усилении конфликта уступает.                        
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
                 VII. ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ.                           
 
      14. Осознает свое поведение, учитывает чувства  других,  при-         
 слушивается к мнению других.                                               
      Экспертная оценка: редко.