МЕТОДИКА:
Лист наблюдений за агрессивным поведением
(Beobachtungsbogen fur aggressives Verhalten - BAV)
(Петерманн Ф., Петерманн У.)
(Petermann F., Petermann U.)
(адаптация Сенько Т.В.).
При этом методе речь идет о диагностике взаимодействия, которая про-
водится либо при непосредственном участии наблюдающего, либо как видеоана-
лиз и выявляет релевантные аспекты агрессивного поведения.
Агрессивность - одно из нарушений социального поведения, от послед-
ствий которого в наибольшей степени субъективно страдает окружающий мир и
которое из всех нарушений поведения распознается проще всего.
Согласно диагностическим критериям DSM-IV, агрессивность диагностиру-
ется в том случае, если проблемное поведение стабильно возникает по край-
ней мере в течение шести месяцев. Агрессия проявляется как в вербальной,
так и невербальной форме и может быть направлена против людей или живот-
ных, а также на разрушение материальных объектов; может выражаться в обма-
не, воровстве или грубых правонарушениях. DSM-IV различает нарушения соци-
ального поведения в зависимости от того, в каком возрасте впервые было за-
мечено нарушение - в детстве (до 10 лет) или в подростковом возрасте (пос-
ле 10 лет). Феномен подростковой делинквентности при этом необходимо отли-
чать от детской агрессивности. Типичные деликты детей и подростков, кото-
рые описываются понятием "делинквентность", - это вандализм, поджоги, бро-
дяжничество, воровство, грабежи, взломы, постоянные "хвосты" в школе, зло-
употребление наркотиками и алкоголем, а также проституция (Petermann & Pe-
termann, 1996).
В современных исследованиях дети с высокой агрессивностью описываются
по следующим признакам (Petermann & Petermann, 1994):
- нет стабильных дружеских отношений со сверстниками;
- доминируют эгоистически мотивированные действия;
- нет чувства вины или раскаяния;
- для них не характерно позитивное социальное поведение (например,
социальная поддержка, кооперация и адекватное самоутверждение);
- искаженное восприятие социального взаимодействия;
- недостаточный самоконтроль в смысле способности задерживать свои
агрессивные импульсы и обдумывать их;
- неумение думать о других людях и недостаточная способность к эмпа-
тии.
Контингент испытуемых: младшие школьники.
Обработка результатов: после оценки проявляемых ребенком агрессивных
поведенческих проявлений проводится классификация наблюдаемых способов аг-
рессивного поведения.
Классификация способов агрессивного поведения:
1. Вербальная агрессия - 1, 2, 3;
2. Открыто проявляющаяся агрессия - 4, 5, 6;
3. Целевой объект агрессии:
собственная личность - 7, 8;
предметы - 9, 10;
4. Сотрудничество - 11;
5. Компромисс - 12;
6. Контроль за своим поведением - 13;
7. Осознание своего поведения - 14.
Порядок работы с методикой: наблюдение проводится в свободной дея-
тельности. Психолог фиксирует в таблице проявления в поведении детей выде-
ленных в программе агрессивных форм в соответствии со шкалой оценки. Затем
проводится обработка и анализ полученных результатов.
Интерпретация результатов проводится на основе полученных результа-
тов.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма результатов тестирования основана на по-
казателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Опросник состоит из 14 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Лист наблюдений за агрессивным поведением (BAV).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
% *
100 ┼───────────────────────────────────────────
90 ┼
80 ┼───────────────────────────────────────────
70 ┼ ██ ██ ██ ██
60 ┼─██──────────██─██──────────██─────────────
50 ┼ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██
40 ┼─██─██────██─██─██───────██─██─────────────
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██────██─██─██─██───────██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Пр Эм Дс Ст Рн Кн Ав Тр Мн Кн Ат Оп Нк Нп
Тестовые показатели:
I. Вербальная агрессия.
01 = 4
02 = 3
03 = 2
II. Открыто проявляющаяся агрессия.
04 = 3
05 = 4
06 = 4
III. Целевой объект агрессии.
Собственная личность:
07 = 2
08 = 3
Предметы:
09 = 4
10 = 2
IV. Сотрудничество.
11 = 1
V. Компромисс.
12 = 1
VI. Контроль за своим поведением.
13 = 1
VII. Осознание своего поведения.
14 = 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.
1. Ругается и покрикивает на других.
Экспертная оценка: часто.
2. Злорадно смеется и допускает циничные замечания в адрес
взрослых и детей.
Экспертная оценка: иногда.
3. Кричит, орет, ругает взрослых и детей.
Экспертная оценка: редко.
II. ОТКРЫТО ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ АГРЕССИЯ.
4. Боксирует, дерется, царапается, хватает других за волосы,
плюется.
Экспертная оценка: иногда.
5. Подставляет коварные подножки другим детям, убирает стул,
Экспертная оценка: часто.
6. Проявляет агрессивность по отношению к другим детям,
сквернословит.
Экспертная оценка: часто.
III. ЦЕЛЕВОЙ ОБЪЕКТ АГРЕССИИ.
Собственная личность:
7. Иронично относится к собственному поведению, оскорбляет
и ругает себя.
Экспертная оценка: никогда.
8. Грызет ногти, рвет волосы, бьет себя по голове, повреждает
себя.
Экспертная оценка: редко.
Предметы:
9. Ругает и проклинает разные предметы, находящиеся вокруг.
Экспертная оценка: иногда.
10. Повреждает предметы: громко хлопает дверью, бросает вещи
в воздух.
Экспертная оценка: часто.
IV. СОТРУДНИЧЕСТВО.
11. Высказывает мнение или критику с нормальной силой голоса,
без оскорблений, стремится к сотрудничеству.
Экспертная оценка: редко.
V. КОМПРОМИСС.
12. Уступает, выдвигает предложения, соблюдает правила, под-
держивает других, стремится к компромиссу.
Экспертная оценка: никогда.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ.
13. Контролирует свое поведение, отвлекает собственную ярость
другими занятиями, при усилении конфликта уступает.
Экспертная оценка: никогда.
VII. ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
14. Осознает свое поведение, учитывает чувства других, при-
слушивается к мнению других.
Экспертная оценка: редко.
|