МЕТОДИКА:                                  
                    Представления об идеальном родителе                     
                             (Р.Г. Овчарова).                               
 
      Методика разработана на основе контент-анализа  родительских  сочине- 
 ний.                                                                       
      Она представляет собой вариант семантического дифференциала  на  тему 
 родительства.                                                              
      Методика состоит из оценивания 54 полярных пар качеств,  каждая  пара 
 оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3).                  
      При отборе качеств автор использовала  данные  контент-анализа  роди- 
 тельских сочинений (по методике О.А. Карабановой).                         
      Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем ти- 
 пам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому. На каждый тип приходит- 
 ся по 18 пар качеств.                                                      
      При составлении методики все  качества  внутри  типа  подбирались  по 
 следующим антиномиям: положительное-отрицательное (например: робкий - сме- 
 лый;  сильный - слабый);  должное-необязательное  (например:  должен  быть 
 справедливым - может быть несправедливым; должен все знать - может чего-то 
 не знать); теплое-холодное (например: доверяющий детям - не доверяющий де- 
 тям; сотрудничающий с детьми - соперничающий с  детьми);  предлагаемое-от- 
 вергаемое (например: бескорыстный - расчетливый; альтруист - эгоист); дос- 
 тижимое-неосуществимое (например: всегда  терпелив - не  всегда  терпелив; 
 всегда понимает - не всегда понимает); простое-сложное(например:  решающий 
 за детей - не решающий за детей; компетентный - некомпетентный).           
      Методика изложена в логике ее создания;  номера  вопросов  в  таблице 
 приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, пове- 
 денческий) и антиномиями.                                                  
      Автор считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, 
 так как испытуемым не видна  внутренняя  логика  построения,  например  им 
 трудно угадать социально желаемые ответы. Все  качества,  расположенные  в 
 опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые  рас- 
 положены слева.                                                            
 
      Интерпретация результатов методики.                                   
      Автор предлагает при обработке данных методики  опираться  в  большей 
 степени на качественный анализ, нежели на количественную обработку.        
      Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по 
 каждому аспекту: когнитивный - первые 18 пар;  эмоциональный -  вторые  18 
 пар (с 19-й по 36-ю); поведенческий - последние 18 пар (с 37-й по 54-ю).   
      В итоге получаем когнитивный, эмоциональный и поведенческий показате- 
 ли представлений об идеальном родителе.                                    
      Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому  из  них  (3 
 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка  каждого  качест- 
 ва - 3 балла). Баллы, относящие к качествам, расположенным справа  ("поло- 
 жительные"), берутся со знаком "+", а баллы, относящие к качествам, приве- 
 денным слева ("отрицательные"), - со знаком "-".                           
      Качественная обработка заключается в анализе отдельных ответов  испы- 
 туемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный,  поведенчес- 
 кий).                                                                      
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
 
      1. Количественные показатеели по каждому аспекту - когнитивному, эмо- 
 циональному и поведенческому, а также по каждой из  6  антиномий  отражают 
 степень выраженности предпочтительных, с точки зрения автора методики, ка- 
 честв личности идеального родителя. В данной программе эти  показатели  не 
 интерпретируются.                                                          
 
      2. Инструкция дополнена следующим текстом:                            
      "Цифры на шкалах означают следующее:                                  
      0 - поровну одного и другого качества;                                
      1 - качество проявляется редко;                                       
      2 - качество заметно, проявляется часто;                              
      3 - качество выражено, проявляется всегда."                           
 
      3. Интерпретация антиномий производится без учета знака:              
      -1 и 1 - качество проявляется редко;                                  
      -2 и 2 - качество заметно, проявляется часто;                         
      -3 и 3 - качество выражено, проявляется всегда.                       
      Нулевые значения не учитыватся.                                       
 
      4. По мнению разработчика программы, данная методика может  использо- 
 ваться не только для диагностики представлений  испытуемого  об  идеальных 
 качествах родителей, но и для оценки реальных качеств реальных родителей.  
 
      Опросник состоит из 54 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Представления об идеальном родителе.                             
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████───────────╢> Кг           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████───────────╢> Эм           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████───────────╢> Пв           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
             1. Когнитивный аспект      - Кг =  34  81%                     
             2. Эмоциональный аспект    - Эм =  34  81%                     
             3. Поведенческий аспект    - Пв =  32  80%                     
 
                             Антиномии:                                     
             Отрицательное -> положительное  =  25  96%                     
             Должное -> необязательное       =   9  67%                     
             Холоднoе -> теплое              =  17  81%                     
             Отвергаемое -> предлагаемое     =  21  89%                     
             Неосуществимое -> достижимое    =  11  70%                     
             Простое -> сложное              =  17  81%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                Качество выражено, проявляется всегда:                      
      Сильный.                                                              
      Благоразумный.                                                        
      Практичный.                                                           
      Ответственный.                                                        
      Уважающий детей.                                                      
      Счастливый.                                                           
      Радостный.                                                            
      Добрый.                                                               
      Любящий.                                                              
      Обучающий ребенка.                                                    
      Слушающий ребенка.                                                    
      Помогающий ребенку.                                                   
 
                 Качество заметно, проявляется часто:                       
      Доверяющий детям.                                                     
      Сотрудничающий с детьми.                                              
      Прощающий.                                                            
      Бескорыстный.                                                         
      Альтруист.                                                            
      Снисходительный.                                                      
      Мягкий.                                                               
      Ласковый.                                                             
      Теплый.                                                               
      Одобряющий.                                                           
      Жалеющий.                                                             
      Не стыдящийся за ребенка.                                             
      Готовый к родительству.                                               
      Не боящийся извиниться перед ребенком.                                
      Воспитывающий.                                                        
      Отдохнувший.                                                          
      Хвалящий.                                                             
      Опекающий.                                                            
      Иногда командующий.                                                   
      Не всегда выполняющий капризы ребенка.                                
      Не ограничивающий свободу ребенка.                                    
      Не критикующий ребенка.                                               
 
                     Качество проявляется редко:                            
      Может быть несправедливым.                                            
      Может чего-то не знать.                                               
      Может не ставить детей на первое место.                               
      Не всегда терпелив.                                                   
      Не всегда понимает.                                                   
      Не всегда прав.                                                       
      Не решающий за детей.                                                 
      Может не интересоваться детьми.                                       
      Может быть раздраженным.                                              
      Может не гордиться детьми.                                            
      Не всегда довольный детьми.                                           
      Иногда кричащий на ребенка.                                           
      Обижающийся на детей.                                                 
      Может быть неопытным родителем.                                       
      Может жить для себя.                                                  
      Может проводить с ребенком мало времени.                              
      Балующий ребенка.                                                     
      Просящий.                                                             
      Не всегда может повлиять на ребенка.                                  
      Не вмешивающийся в жизнь ребенка.