МЕТОДИКА:                                  
                  Диагностика профессионального "выгорания"                 
                          (К. Маслач, С. Джексон)                           
                     (Maslach Burnout Inventory - MBI)                      
                         (Maslach C., Jackson S.E.)                         
                       (адаптация Н. Е. Водопьяновой).                      
 
      Методика предназначена для диагностики степени профессионального "вы- 
 горания".  Создана в 1986 году Maslach и Jackson,  в  России  адаптирована 
 Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.        
      Профессиоальное выгорание - деструктивный процесс  потери  профессио- 
 нальной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно- 
 психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности.         
      Причиной профессионального выгорания являются как  неудовлетворитель- 
 ные условия работы, так и индвидуальные  особенности  личности  работника. 
 Наиболее тяжелой является работа, предполагающая эмоциональный  контакт  с 
 людьми в качестве обязательной  составляющей  производственного  процесса, 
 например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.           
 
      Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома  эмоцио- 
 нального выгорания: первая представляет выгорание как  синдром,  состоящий  
 из нескольких симптомов разной степени выраженности;  вторая  представляет 
 выгорание как процесс, а индивида - находящимся на одной  из  его  стадий. 
 
      Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение"  (9 утверждений), 
 "деперсонализация" (5 утверждений) и "редукция личных  достижений"  (8 ут- 
 верждений).                                                                
      "Эмоциональное истощение" проявляется в переживаниях сниженного  эмо- 
 ционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной  ла- 
 бильности, утраты интереса и  позитивных  чувств  к  окружающим,  ощущении 
 "пресыщенности" работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.              
      "Деперсонализация" предполагает  формирование  особых,  деструктивных  
 взаимоотношений с окружающими  людьми.  "Деперсонализация"  проявляется  в 
 эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении  профессио- 
 нальных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в  от- 
 дельных случаях - в негативизме и  циничном  отношении.  На  поведенческом 
 уровне "деперсонализация" проявляется в высокомерном поведении,  использо- 
 вании профессионального сленга, юмора, ярлыков.                            
      "Редукция профессиональных достижений" отражает степень удовлетворен- 
 ности работника собой как личностью и как  профессионалом.  Неудовлетвори- 
 тельное значение этого показателя отражает тенденцию к  негативной  оценке 
 своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профес- 
 сиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязан- 
 ностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от  окружаю- 
 щих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала  психологически, 
 а затем физически.                                                         
 
      Варианты ответов оцениваются следующим образом:                       
      "никогда"     - 0 баллов;                                             
      "очень редко" - 1 балл;                                               
      "иногда"      - 3 балла;                                              
      "часто"       - 4 балла;                                              
      "очень часто" - 5 баллов;                                             
      "каждый день" - 6 баллов.                                             
 
      Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем  больше  у 
 обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести  "выгора- 
 ния" можно судить по сумме баллов всех шкал.                               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Оценка содержания ответов по шкале от "никогда" = 0 баллов до "каждый 
 день" = 6 баллов по шкалам "эмоциональное истощение" и  "деперсонализация" 
 соответствует усилению выраженности признаков  профессионального  "выгора- 
 ния". Однако по шкале "редукция личных  достижений"  наблюдается  обратное 
 соотношение. Поэтому оценка ответов по этой шкале производится в  обратном 
 порядке от "никогда" = 6 баллов до "каждый день" = 0 баллов.               
      В авторском варианте методики отсутствуют критерии разделения  тесто- 
 вых показателей на высокий, средний и низкий уровень переживаний.  Поэтому 
 в данной компьютерной версии были приняты следующие условные критерии  для 
 интерпретации результатов тестирования выраженные в процентах:             
       0 -  20   низкий уровень;                                            
      21 -  40   пониженный уровень;                                        
      41 -  60   средний уровень;                                           
      61 -  80   повышенный уровень;                                        
      81 - 100   высокий уровень.                                           
      Для получения точных критериев интерпретации результатов данная мето- 
 дика нуждается в предварительном статистическом  исследовании  на  выборке 
 тех испытуемых, с которыми психолог предполагает работать.                 
      Интерпретация степени выраженности  тестовых  показателей  составлена 
 разработчиком программы на основании  содержания  утверждений  стимульного 
 материала методики.                                                        
 
      Опросник состоит из 22 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования  10-15 минут.                            
 
 
 
                        ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                                
 
                                 ---                                        
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Диагностика профессионального "выгорания".                       
 Ф.И.О: ________________                                                    
 Доп. данные: __________                                                    
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     ЭИ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████──────╢>            
 
     Дп  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>            
 
     РЛД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>            
 
         0 <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%          
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
             Эмоциональное истощение     -  ЭИ  = 48   89%                  
             Деперсонализация            -  Дп  = 16   53%                  
             Редукция личных достижений  -  РЛД = 19   40%                  
             ---------------------------------------------                  
             Общий тестовый показатель   -  УПВ = 83   63%                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень эмоционального истощения. Чувство опустошен-          
 ности, угнетенности, апатии. Стремление уединиться и отдохнуть от          
 всего и всех. Усталость после окончания работы и утром перед  ра-          
 ботой. Нежелание идти на работу. Разочарованность,  равнодушие  и          
 потеря интереса ко многому, что раньше радовало в работе.                  
 
      Средний уровень деперсонализации. Умеренно  выраженная  тен-          
 денция к общению с некоторыми подчиненными и коллегами без особой          
 теплоты и расположения к ним. Периодами может отмечаться несколь-          
 ко безразличное отношение к тому, что происходит  с  сотрудниками          
 по работе.                                                                 
 
      Пониженный уровень  редукции  личных  достижений.  Некоторые          
 сомнения в необходимости своей работы другим  людям,  а  также  в          
 том, что благодаря своей работе сделал в жизни много действитель-          
 но ценного.