МЕТОДИКА:
Диагностика профессионального "выгорания"
(К. Маслач, С. Джексон)
(Maslach Burnout Inventory - MBI)
(Maslach C., Jackson S.E.)
(адаптация Н. Е. Водопьяновой).
Методика предназначена для диагностики степени профессионального "вы-
горания". Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована
Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.
Профессиоальное выгорание - деструктивный процесс потери профессио-
нальной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-
психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности.
Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворитель-
ные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника.
Наиболее тяжелой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с
людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса,
например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.
Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоцио-
нального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий
из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет
выгорание как процесс, а индивида - находящимся на одной из его стадий.
Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений),
"деперсонализация" (5 утверждений) и "редукция личных достижений" (8 ут-
верждений).
"Эмоциональное истощение" проявляется в переживаниях сниженного эмо-
ционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной ла-
бильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении
"пресыщенности" работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.
"Деперсонализация" предполагает формирование особых, деструктивных
взаимоотношений с окружающими людьми. "Деперсонализация" проявляется в
эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессио-
нальных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в от-
дельных случаях - в негативизме и циничном отношении. На поведенческом
уровне "деперсонализация" проявляется в высокомерном поведении, использо-
вании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
"Редукция профессиональных достижений" отражает степень удовлетворен-
ности работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетвори-
тельное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке
своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профес-
сиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязан-
ностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружаю-
щих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически,
а затем физически.
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
"никогда" - 0 баллов;
"очень редко" - 1 балл;
"иногда" - 3 балла;
"часто" - 4 балла;
"очень часто" - 5 баллов;
"каждый день" - 6 баллов.
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у
обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести "выгора-
ния" можно судить по сумме баллов всех шкал.
Примечание к компьютерной версии.
Оценка содержания ответов по шкале от "никогда" = 0 баллов до "каждый
день" = 6 баллов по шкалам "эмоциональное истощение" и "деперсонализация"
соответствует усилению выраженности признаков профессионального "выгора-
ния". Однако по шкале "редукция личных достижений" наблюдается обратное
соотношение. Поэтому оценка ответов по этой шкале производится в обратном
порядке от "никогда" = 6 баллов до "каждый день" = 0 баллов.
В авторском варианте методики отсутствуют критерии разделения тесто-
вых показателей на высокий, средний и низкий уровень переживаний. Поэтому
в данной компьютерной версии были приняты следующие условные критерии для
интерпретации результатов тестирования выраженные в процентах:
0 - 20 низкий уровень;
21 - 40 пониженный уровень;
41 - 60 средний уровень;
61 - 80 повышенный уровень;
81 - 100 высокий уровень.
Для получения точных критериев интерпретации результатов данная мето-
дика нуждается в предварительном статистическом исследовании на выборке
тех испытуемых, с которыми психолог предполагает работать.
Интерпретация степени выраженности тестовых показателей составлена
разработчиком программы на основании содержания утверждений стимульного
материала методики.
Опросник состоит из 22 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика профессионального "выгорания".
Ф.И.О: ________________
Доп. данные: __________
Диаграмма:
ЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████──────╢>
Дп ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>
РЛД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
0 <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%
Тестовые показатели:
Эмоциональное истощение - ЭИ = 48 89%
Деперсонализация - Дп = 16 53%
Редукция личных достижений - РЛД = 19 40%
---------------------------------------------
Общий тестовый показатель - УПВ = 83 63%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень эмоционального истощения. Чувство опустошен-
ности, угнетенности, апатии. Стремление уединиться и отдохнуть от
всего и всех. Усталость после окончания работы и утром перед ра-
ботой. Нежелание идти на работу. Разочарованность, равнодушие и
потеря интереса ко многому, что раньше радовало в работе.
Средний уровень деперсонализации. Умеренно выраженная тен-
денция к общению с некоторыми подчиненными и коллегами без особой
теплоты и расположения к ним. Периодами может отмечаться несколь-
ко безразличное отношение к тому, что происходит с сотрудниками
по работе.
Пониженный уровень редукции личных достижений. Некоторые
сомнения в необходимости своей работы другим людям, а также в
том, что благодаря своей работе сделал в жизни много действитель-
но ценного.
|