МЕТОДИКА:
Экспертная оценка
психологичесикх характеристик личности руководителя
(ПХЛР)
(Ю.П. Плaтoнoв).
Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности являет-
ся непременным условием ее успешного осуществления. Особенно важно такое
соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К
таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца,
организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования
кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне орга-
низаторских способностей и организаторской направленности личности руково-
дителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано
психологом на основании оценки определенных психологических характеристик
личности руководителя (ПХЛР).
В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характерис-
тик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в дея-
тельности 7 признаков каждой характеристики:
1) определенность раскрывает структуру интересов к различным аспектам
своей деятельности;
2) осознанность - осознание целей организаторской деятельности;
3) целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельнос-
ти;
4) избирательность - способность глубоко и полно отражать психологи-
ческие особенности коллектива;
5) тактичность - способность соблюдать чуство меры и находить наилуч-
шую форму взаимоотношений;
6) действенность - способность увлечь за собой людей, активизировать
их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевого воздейст-
вий и правильно выбрать момент их применения;
7) требовательность - способность проявлять требовательность в раз-
личных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой си-
туации;
8) критичность - способность обнаружить и выразить значимые для дея-
тельности отклонения от установленных норм;
9) ответственность - способность брать на себя ответственность за ре-
зультаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Психолог-исследователь определяет группу экспертов. Группа может быть
представлена всем трудовым (учебным) коллективом либо отдельными его пред-
ставителями. Важно, чтобы эксперты хорошо знали как оцениваемого руководи-
теля, так и характер его деятельности.
Необходимо соблюдать однородность групп экспертов (эксперты-подчинен-
ные, эксперты-руководители равного с оцениваемым ранга, эксперты-руководи-
тели более высокого ранга). В зависимости от конкретных условий исследова-
ние либо может проводиться на собрании экспертов в какой-либо помещении
аудиторного типа, либо психолог-исследователь встречается с каждым экспер-
том индивидуально.
Экспертом разъясняется, что указанные в бланк экспертной оценки ка-
чества должны быть оценен ими применительно к конкретному руководителю по
5-балльной шкале: низшая оценка - 1, высшая - 5. Эксперты выступают ано-
нимно и бланка экспертной оценки не подписывают.
Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты
выставили оценки, психолог-исследователь должен в бланках экспертной оцен-
ки подсчитать сумму баллов по каждой из 9 характеристик, полученные ре-
зультаты перенести таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить:
1) сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем 9 показателям;
2) средний балл ПХЛР по результатам работы каждого эксперта;
3) сумму баллов, выставленных всеми экспертами по каждому из 9 пока-
зателей;
4) средний балл по каждому из 9 показателей по результатам работы
всех экспертов;
5) общую сумму баллов ПХЛР по результатам работы всех экспертов;
6) общий средний балл оценки ПХЛР по результатам работы всех экспер-
тов.
Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минималь-
ная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно ре-
зультаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить. Большая вари-
ативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности эк-
спертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.
Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать заключение об уровне
качеств руководителя, ориентируясь на следующие показатели:
Оценка, баллы Характеристика
<21 Практическая непригодность к выполнению функций
руководителя
21-27 низкий уровень
28-36 средний уровень
>36 высокий уровень
Примечание к компьютерной версии: после окончания тестирования каждо-
го эксперта в Windows-оболочке программы нажмите клавишу "Последний отчет-
статистика" и запишите результаты в новый файл статистики, который необхо-
димо создать после тестирования первого эксперта. После окончания тестиро-
вания всей группы экспертов нажмите клавишу "Статистика", откройте данный
файл и проведите необходимый статистический анализ.
Опросник состоит из 63 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Экспертная оценка психологических характеристик личности
руководителя.
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диаграмма.
*
35 ┼
33 ┼
31 ┼
29 ┼
27 ┼
25 ┼ ▄▄ ██ ██
23 ┼ ██ ██ ██ ██
21 ┼────██───────██────██─██─██─
19 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██
17 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
15 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
13 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
11 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
9 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
7 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Оп Ос Цл Из Тк Дт Тр Кр От
Тестовые показатели:
1. Определенность - Оп = 18
2. Осознанность - Ос = 24
3. Целеустремленность - Цл = 19
4. Избирательность - Из = 16
5. Тактичность - Тк = 25
6. Действенность - Дт = 20
7. Требовательность - Тр = 26
8. Критичность - Кр = 26
9. Ответственность - От = 22
--------------------------------------
Общий тестовый показатель = 196
Cредний тестовый показатель = 22
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Определенность раскрывает структуру интересов к различным
аспектам своей деятельности.
Тестовый показатель: средний.
2. Осознанность - осознание целей организаторской деятельнос-
ти.
Тестовый показатель: средний.
3. Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской де-
ятельности.
Тестовый показатель: средний.
4. Избирательность - способность глубоко и полно отражать
психологические особенности коллектива.
Тестовый показатель: пониженный.
5. Тактичность - способность соблюдать чуство меры и находить
наилучшую форму взаимоотношений.
Тестовый показатель: повышенный.
6. Действенность - способность увлечь за собой людей, активи-
зировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-
волевого воздействий и правильно выбрать момент их применения.
Тестовый показатель: средний.
7. Требовательность - способность проявлять требовательность
в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управ-
ленческой ситуации.
Тестовый показатель: повышенный.
8. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые
для деятельности отклонения от установленных норм.
Тестовый показатель: повышенный.
9. Ответственность - способность брать на себя ответствен-
ность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Тестовый показатель: средний.
|