МЕТОДИКА:
Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников
(Дж. Рензулли)
(Scale for rating behavioural characteristic of superior students)
(J.S. Renzulli, R.K. Hartman)
(адаптация Л.В. Поповой).
Методика предназначена для определения познавательных, мотивационных,
лидерских и творческих качеств личности одаренного ребенка.
Одаренность, в понимании Дж. Рензулли - сочетание трех основных ха-
рактеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),
креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том,
по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие,
на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не
только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников,
но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров.
Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характерис-
тики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской
областях.
Каждый пункт шкалы оценивается безотносительно к другим пунктам.
Оценка эксперта должна отражать, насколько часто он наблюдал проявле-
ние каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относитель-
но разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Опросник состоит из 23 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе автоматическая интерпретация результатов тестиро-
вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
Пз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████──────────────────╢>
Мт ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████───────────╢>
Лд ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>
Тв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████────────╢>
<──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>
Tестовые показатели:
I. Познавательные характеристики - Пз = 12 67%
II. Мотивационные характеристики - Мт = 17 80%
III. Лидерские характеристики - Лд = 10 50%
IV. Творческие характеристики - Тв = 36 87%
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Познавательная сфера.
Сравнительные характеристики одаренности:
Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством выра-
жений, беглостью, сложностью. Обладает большим запасом информации
по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов де-
тей этого возраста). Быстро запоминает и воспроизводит фактическую
информацию. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять "как" и "почему"; задает много стимулирующих мысль вопросов
(в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит в основе явлений или действий людей.
Экспертная оценка ребенка: повышенная.
II. Мотивационная сфера.
Сравнительные характеристики одаренности:
Полностью уходит в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме,
заданию). Легко впадает в скуку от обычных заданий. Стремиться к
совершенству; отличается самокритичностью. Предпочитает работать
самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.
Экспертная оценка ребенка: повышенная.
III. Лидерская сфера.
Сравнительные характеристики одаренности:
Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно
делает хорошо. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со
взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою
работу классу. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает
не оставаться в одиночестве. Имеет склонность доминировать среди
других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
Экспертная оценка ребенка: средняя.
IV. Творческая сфера.
Сравнительные характеристики одаренности:
Проявляет большую любознательность в отношении многого; по-
стоянно задает обо всем вопросы. Выдвигает большое количество идей
или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные,
оригинальные, умные ответы. Выражает свое мнение без колебаний;
иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив. Любит рисковать,
имеет склонность к приключениям. Склонность к игре с идеями; фан-
тазирует, придумывает ("Интересно, что будет, если?"), занят при-
способлением, улучшением и изменением общественных институтов,
предметов и систем. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в
таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным. Необычно
чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональ-
ному в себе; эмоционально чувствителен. Чувствителен к прекрасно-
му; обращает внимание на эстетические стороны жизни. Не подвержен
влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не
боится быть отличным от других. Дает конструктивную критику; не
склонен принимать авторитеты без критического изучения.
Экспертная оценка ребенка: высокая.
|