МЕТОДИКА:
Опросник ПЭА
(Понимание, Эмоциональное притяжение, Авторитетность)
(А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой).
Методика предназначена для измерения степени понимания, эмоциональной
привлекательности и уважения партнеров в браке.
Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений
между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, отображен-
ные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитет-
ность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов - утверждений.
Обработка.
В соответствии с ключом определяется сумма баллов, полученных испыту-
емым.
Сумма баллов в пределах одной шкалы является числовой мерой измеряе-
мого параметра. Таким образом, методика позволяет измерить меру понимания,
привлекательности и уважения в шкале 0 - 30 баллов, где 0 и 30 соответ-
ственно минимальное и максимальное количество баллов по шкале.
Шкала "Понимание" - 1 - 15 утверждения.
Шкала "Эмоциональное притяжение" - 16 - 30 утверждения.
Шкала "Авторитетность (уважение)" - 31 - 45 утверждения.
Интерпретация.
Понимание - это наличие у субъекта картины личности партнера, субъек-
тивное ощущение знания его личных особенностей. Субъект, отмечающий высо-
кое понимание, не затрудняется в интерпретации поведения, мыслей, чувств и
намерений партнера, и легко может учитывать их при общении с партнером.
Непонимание - отсутствие ясной картины личности партнера, затруднения
в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков.
Эмоциональное притяжение - привлекательность партнера, желание об-
щаться с ним, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на
субъекта.
Низкие оценки по этой шкале характеризуют сложности в общении у парт-
неров, чувство усталости друг от друга.
Авторитетность (уважение) - показатель того, насколько партнер прини-
мается как личность, насколько субъект разделяет его мировоззрение, инте-
ресы, мнения и принимает их как эталон.
Неуважение - презрение к партнеру как личности.
Литература.
Слепкова В.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентаций
старшеклассников: дис. канд. психолог. наук. / В. И. Слепкова. - Мн.,1990.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология се-
мейных кризисов. СПб., 2006. С.193-196.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной версии диаграмма, а также автоматическая интер-
претация результатов тестирования основана на показателях выраженных в
процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 45 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Понимание, Эмоциональное притяжение, Авторитетность (ПЭА).
Ф.И.О:
Доп. данные:
Диаграмма.
Пн ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████████████─╢>
Эм ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
Ав ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██────────────────────╢>
0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%
Tестовые показатели:
1. Понимание - Пн = 30 100%
2. Эмоциональное притяжение - Эм = 16 53%
3. Авторитетность (уважение) - Ав = 19 63%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень понимания - наличие у субъекта ясной картины
личности партнера, субъективное ощущение знания его личных особен-
ностей. Отсутствие каких-либо затруднений в интерпретации поведе-
ния, мыслей, чувств и намерений партнера, умение легко их учиты-
вать при общении с партнером.
Средний уровень эмоционального притяжения - средняя привлека-
тельность партнера, умеренное желание общаться с ним, иметь с ним
дело, умеренное терапевтическое воздействие контакта на субъекта.
Повышенная авторитетность (уважение) - принятие партнера как
личности, склонность разделять его мировоззрение, интересы, мнения
и принимать их как эталон.
|