МЕТОДИКА:                                  
                         Психодиагностический тест                          
                                   (ПДТ)                                    
                      (В.М.Мельников, Л.Т.Ямпольский).                      
 
      Методика предназначена для диагностики личностных особенностей. В ос- 
 нову методики были положены результаты факторного  анализа  шкал  и  банка 
 вопросов м.MMPI и м.16PF. Исследования авторов позволили сформировать  че- 
 тырехуровневую структурно-иерархическую модель личности.  Основные  усилия 
 были направлены на разработку теста для измерения 14 факторов  третьего  и 
 четвертого уровня, которые могут иметь  наибольшее  значение  для  решения 
 практических задач общей и педагогической  психологии.  Описание  факторов 
 начинается с факторов нижнего уровня и поднимается по  ветвям  "дерева"  к 
 факторам верхнего уровня.                                                  
      Обработка данных тестирования осуществляется в соответствии с фактор- 
 ной нагрузкой каждого вопроса той или иной  шкалы.  Результаты  одномерной 
 классификации испытуемых на 10 классов по каждой шкале определили  следую- 
 щие характеристики классов: нижние границы классов, верхние границы  клас- 
 сов, расстояние между границами классов, средние значения фактора по клас- 
 сам, процент испытуемых в классе. 10  классов  вводят  достаточно  высокую 
 дифференциацию между испытуемыми. Эмпирические результаты показывают,  что 
 при выделении 10 классов обычно 98-99% различий между  испытуемыми  прихо- 
 дятся на различия между классами и только 1-2% -  на  различия  испытуемых 
 внутри класса. После классификации каждому испытуемому может быть приписа- 
 но число в соответствии с номером класса, в который он был отнесен по  ин- 
 дивидуальному значению интегрального показателя. Так как  классы  упорядо- 
 чены по оси интегрального показателя, номера классов могут быть приняты за 
 "ранговые оценки" соответствующей "ранговой шкалы". При таком ранжировании 
 классы 8-10 включают лиц с высокими, а классы 1-3 - с  низкими  значениями 
 интегрального показателя. Все выделенные интегральные показатели объединя- 
 ются на одном графике в виде специфических "профилей".                     
      При интерпретации результатов тестирования даются только описательные 
 характеристики лиц с высокими и низкими значениями, т.е. фактически описы- 
 ваются классы, расположенные по обеим краям распределения. Для интерпрета- 
 ции шкал привлечены не только собственные результаты авторов, но и литера- 
 турные "реминисценции". Было использовано два вида  литературных  источни- 
 ков: данные клинико-психологических исследований и результаты  эксперимен- 
 тальных многомерных исследований личности. В  данной  компьютерной  версии 
 реализован сокращенный вариант подобной интерпретации  ориентированный  на 
 т.н. "язык клиента".                                                       
 
      Литература: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т.  Введение  в  эксперимен- 
 тальную психологию личности. Учебное пособие для слушателей ИПК преподава- 
 телей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. -  319 
 с., ил.                                                                    
 
      Опросник состоит из 174 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 1 час.                                   
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Психодиагностический тест (ПДТ).                                 
 Ф.И.О: ____________________                                                
 Доп. данные: ______________                                                
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
              *                                                             
           10 ┼                                  ▄▄                         
            9 ┼                                  ██                         
            8 ┼─────────────▄▄─────────────▄▄─▄▄─██───────                  
            7 ┼             ██ ▄▄          ██ ██ ██                         
            6 ┼─────────────██─██────▄▄────██─██─██───────                  
            5 ┼─────────────██─██────██─▄▄─██─██─██───────                  
            4 ┼             ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██                         
            3 ┼─────────────██─██─▄▄─██─██─██─██─██───────                  
            2 ┼    ▄▄       ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                         
            1 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄                   
            0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                 
                01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14                   
 
                         Шкалы нижнего уровня:                              
            01. Шкала невротизма                      -  1                  
            02. Шкала психотизма                      -  2                  
            03. Шкала депрессии                       -  1                  
            04. Шкала совестливости                   -  1                  
            05. Шкала расторможенности                -  8                  
            06. Шкала общей активности                -  7                  
            07. Шкала робости                         -  3                  
            08. Шкала общительности                   -  6                  
            09. Шкала эстетической впечатлительности  -  5                  
            10. Шкала женственности                   -  8                  
 
                        Шкалы верхнего уровня:                              
            11. Шкала психической неуравновешенности  -  8                  
            12. Шкала асоциальности                   - 10                  
            13. Шкала интроверсии                     -  1                  
            14. Шкала сензитивности                   -  1                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Эмоциональная устойчивость, склонность не расстраиваться из-          
 за пустяков, свобода от излишней тревоги и беспокойства.  Реалис-          
 тичность, хорошее  понимание  действительности,  объективность  в          
 оценке себя и других. Спокойствие, непринужденность,  постоянство          
 в планах и привязанностях.                                                 
 
      Cклонность к ориентации на общепринятые  мнения,  взгляды  и          
 убеждения. Повышенная чувствительность к оценкам окружающих,  по-          
 датливость внешним влияниям. Стремление не отставать от других  и          
 и в то же время не выделяться из  них.  Потребность  в  внимании,          
 поддержке, наличии внешнего авторитета.                                    
 
      Тенденция к преобладанию хорошего настроения,  энергичность,          
 предприимчивость. Непринужденность  в  межличностных  отношениях,          
 уверенность в своих силах, успешность в выполнении различных  ви-          
 дов деятельности, требующих активности и решительности. Может от-          
 мечаться некоторая непоследовательность, недостаток контроля  над          
 своими импульсами и побуждениями.                                          
 
      Критичность к общепринятым  правилам,  законам  и  моральным          
 ценностям. Склонность к уклонению от строгого соблюдения  общест-          
 венных требований и культурных норм. Направленность на достижение          
 собственных целей.                                                         
 
      Раскованность, импульсивность, пониженный самоконтроль пове-          
 дения, свобода от каких-либо ограничений. Потребность в  стимуля-          
 ции и возбуждающих ситуациях. Некоторая несдержанность,  стремле-          
 ние к немедленному удовлетворению своих желаний.                           
 
      Cмелость, решительность, склонность к риску, умение  не  те-          
 ряться при столкновении с незнакомыми вещами и  обстоятельствами.          
 Стремление к незамедлительному осуществлению принятых решений без          
 оттяжек и колебаний. Тенденция во все вмешиваться, быть на виду.           
 
      Чувствительность, мягкость, склонность к волнениям,  тяга  к          
 фантазированию и  эстетическим  занятиям.  Озабоченность  личными          
 проблемами, погруженность в свои переживания. Интерес  к  нюансам          
 межличностных отношений, способность  тонко  чувствовать  других,          
 эмоционально излагать свои мысли, заинтересовывать других  своими          
 проблемами. Стремление избегать соперничества, некоторая  зависи-          
 мость, уступчивость, потребность в помощи и поддержке.                     
 
      Внутренняя напряженность, тревожность, беспокойство, нервоз-          
 ность, хроническая усталость и упадок сил. Невозможность сосредо-          
 точиться, разобраться в собственных переживаниях. Неудовлетворен-          
 ность собой и своей жизнью. Ощущение собственной  неприспособлен-          
 ности, фиксированность  на  трудноразрешимых  проблемах,  наличие          
 внутренних противоречий и конфликтов.                                      
 
      Тенденция выходить за социально допустимые рамки и ограниче-          
 ния. Эгоцентризм, стремление к удовлетворению собственных желаний          
 не считаясь с обстоятельствами и интересами других людей. Тяга  к          
 острым ощущениям и чувственным наслаждениям. Склонность восприни-          
 мать критику и замечания как посягательство на личную  свободу  и          
 независимость.                                                             
 
      Cтремление к широким социальным контактам, гибкость  и  лег-          
 кость в общении, умение  правильно  оценивать  взаимоотношения  в          
 коллективе, использовать других для достижения собственных целей.          
 Высокая значимость социального успеха и  общественного  признания          
 личных заслуг.                                                             
 
      Жесткость, прямолинейность и откровенность в контактах.  На-          
 правленность  на  достижение  реальных,  практических  целей.  Не          
 склонность к фантазированию, слабый интерес к духовным ценностям,          
 искусству и науке. Стремление в своем поведении руководствоваться          
 надежными, реально ощутимыми ценностями. Тенденция оценивать  ус-          
 пехи других и свои собственные по материальному достатку  и  слу-          
 жебному положению.