МЕТОДИКА:
Психодиагностический тест
(ПДТ)
(В.М.Мельников, Л.Т.Ямпольский).
Методика предназначена для диагностики личностных особенностей. В ос-
нову методики были положены результаты факторного анализа шкал и банка
вопросов м.MMPI и м.16PF. Исследования авторов позволили сформировать че-
тырехуровневую структурно-иерархическую модель личности. Основные усилия
были направлены на разработку теста для измерения 14 факторов третьего и
четвертого уровня, которые могут иметь наибольшее значение для решения
практических задач общей и педагогической психологии. Описание факторов
начинается с факторов нижнего уровня и поднимается по ветвям "дерева" к
факторам верхнего уровня.
Обработка данных тестирования осуществляется в соответствии с фактор-
ной нагрузкой каждого вопроса той или иной шкалы. Результаты одномерной
классификации испытуемых на 10 классов по каждой шкале определили следую-
щие характеристики классов: нижние границы классов, верхние границы клас-
сов, расстояние между границами классов, средние значения фактора по клас-
сам, процент испытуемых в классе. 10 классов вводят достаточно высокую
дифференциацию между испытуемыми. Эмпирические результаты показывают, что
при выделении 10 классов обычно 98-99% различий между испытуемыми прихо-
дятся на различия между классами и только 1-2% - на различия испытуемых
внутри класса. После классификации каждому испытуемому может быть приписа-
но число в соответствии с номером класса, в который он был отнесен по ин-
дивидуальному значению интегрального показателя. Так как классы упорядо-
чены по оси интегрального показателя, номера классов могут быть приняты за
"ранговые оценки" соответствующей "ранговой шкалы". При таком ранжировании
классы 8-10 включают лиц с высокими, а классы 1-3 - с низкими значениями
интегрального показателя. Все выделенные интегральные показатели объединя-
ются на одном графике в виде специфических "профилей".
При интерпретации результатов тестирования даются только описательные
характеристики лиц с высокими и низкими значениями, т.е. фактически описы-
ваются классы, расположенные по обеим краям распределения. Для интерпрета-
ции шкал привлечены не только собственные результаты авторов, но и литера-
турные "реминисценции". Было использовано два вида литературных источни-
ков: данные клинико-психологических исследований и результаты эксперимен-
тальных многомерных исследований личности. В данной компьютерной версии
реализован сокращенный вариант подобной интерпретации ориентированный на
т.н. "язык клиента".
Литература: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперимен-
тальную психологию личности. Учебное пособие для слушателей ИПК преподава-
телей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 319
с., ил.
Опросник состоит из 174 утверждений.
Примерное время тестирования 1 час.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Психодиагностический тест (ПДТ).
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Диаграмма:
*
10 ┼ ▄▄
9 ┼ ██
8 ┼─────────────▄▄─────────────▄▄─▄▄─██───────
7 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██
6 ┼─────────────██─██────▄▄────██─██─██───────
5 ┼─────────────██─██────██─▄▄─██─██─██───────
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─────────────██─██─▄▄─██─██─██─██─██───────
2 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14
Шкалы нижнего уровня:
01. Шкала невротизма - 1
02. Шкала психотизма - 2
03. Шкала депрессии - 1
04. Шкала совестливости - 1
05. Шкала расторможенности - 8
06. Шкала общей активности - 7
07. Шкала робости - 3
08. Шкала общительности - 6
09. Шкала эстетической впечатлительности - 5
10. Шкала женственности - 8
Шкалы верхнего уровня:
11. Шкала психической неуравновешенности - 8
12. Шкала асоциальности - 10
13. Шкала интроверсии - 1
14. Шкала сензитивности - 1
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Эмоциональная устойчивость, склонность не расстраиваться из-
за пустяков, свобода от излишней тревоги и беспокойства. Реалис-
тичность, хорошее понимание действительности, объективность в
оценке себя и других. Спокойствие, непринужденность, постоянство
в планах и привязанностях.
Cклонность к ориентации на общепринятые мнения, взгляды и
убеждения. Повышенная чувствительность к оценкам окружающих, по-
датливость внешним влияниям. Стремление не отставать от других и
и в то же время не выделяться из них. Потребность в внимании,
поддержке, наличии внешнего авторитета.
Тенденция к преобладанию хорошего настроения, энергичность,
предприимчивость. Непринужденность в межличностных отношениях,
уверенность в своих силах, успешность в выполнении различных ви-
дов деятельности, требующих активности и решительности. Может от-
мечаться некоторая непоследовательность, недостаток контроля над
своими импульсами и побуждениями.
Критичность к общепринятым правилам, законам и моральным
ценностям. Склонность к уклонению от строгого соблюдения общест-
венных требований и культурных норм. Направленность на достижение
собственных целей.
Раскованность, импульсивность, пониженный самоконтроль пове-
дения, свобода от каких-либо ограничений. Потребность в стимуля-
ции и возбуждающих ситуациях. Некоторая несдержанность, стремле-
ние к немедленному удовлетворению своих желаний.
Cмелость, решительность, склонность к риску, умение не те-
ряться при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами.
Стремление к незамедлительному осуществлению принятых решений без
оттяжек и колебаний. Тенденция во все вмешиваться, быть на виду.
Чувствительность, мягкость, склонность к волнениям, тяга к
фантазированию и эстетическим занятиям. Озабоченность личными
проблемами, погруженность в свои переживания. Интерес к нюансам
межличностных отношений, способность тонко чувствовать других,
эмоционально излагать свои мысли, заинтересовывать других своими
проблемами. Стремление избегать соперничества, некоторая зависи-
мость, уступчивость, потребность в помощи и поддержке.
Внутренняя напряженность, тревожность, беспокойство, нервоз-
ность, хроническая усталость и упадок сил. Невозможность сосредо-
точиться, разобраться в собственных переживаниях. Неудовлетворен-
ность собой и своей жизнью. Ощущение собственной неприспособлен-
ности, фиксированность на трудноразрешимых проблемах, наличие
внутренних противоречий и конфликтов.
Тенденция выходить за социально допустимые рамки и ограниче-
ния. Эгоцентризм, стремление к удовлетворению собственных желаний
не считаясь с обстоятельствами и интересами других людей. Тяга к
острым ощущениям и чувственным наслаждениям. Склонность восприни-
мать критику и замечания как посягательство на личную свободу и
независимость.
Cтремление к широким социальным контактам, гибкость и лег-
кость в общении, умение правильно оценивать взаимоотношения в
коллективе, использовать других для достижения собственных целей.
Высокая значимость социального успеха и общественного признания
личных заслуг.
Жесткость, прямолинейность и откровенность в контактах. На-
правленность на достижение реальных, практических целей. Не
склонность к фантазированию, слабый интерес к духовным ценностям,
искусству и науке. Стремление в своем поведении руководствоваться
надежными, реально ощутимыми ценностями. Тенденция оценивать ус-
пехи других и свои собственные по материальному достатку и слу-
жебному положению.
|