МЕТОДИКА:                                  
                  Шкала позитивного и негативного аффекта                   
              (Positive and Negative Affect Schedule - PANAS)               
                   (Watson D., Clark, L.A., Tellegen A.)                    
                          (адаптация Е.Н. Осина).                           
 
      Методика представляет собой опросник, направленный на диагностику ши- 
 рокого спектра позитивных и негативных эмоциональных состояний.            
      Д. Уотсон, Л. Кларк и А. Теллеген определяют высокий уровень позитив- 
 ного аффекта как состояние приятной вовлеченности, высокой энергичности  и 
 полной концентрации в противовес унынию и вялости.                         
      Высокий уровень негативного  аффекта  они  определяют  как  состояние 
 субъективно переживаемого страдания, неприятной  вовлеченности  (различной  
 по содержанию - это может быть гнев, отвращение, презрение,  вина,  страх, 
 раздражительность) в противовес спокойствию и безмятежности.               
      Измерения позитивного и негативного  аффекта  отражают  эмоциональные 
 состояния, однако связаны и с личностными чертами, соответствующими устой- 
 чивым индивидуальным различиям в склонности к эмоциональным реакциям  того 
 или иного типа.                                                            
      По данным многочисленных исследований, показатели негативного аффекта  
 коррелируют с переживанием стресса и трудностями совладания с ним, с  час- 
 тотой неприятных событий в жизни, нейротизмом.                             
      В свою очередь, показали позитивного аффекта коррелируют  с  частотой 
 приятных событий, экстраверсией, социальной активностью, наличием  близких 
 отношений, а также с показателями религиозности и духовности.              
      Теоретической основой шкалы PANAS является иерархическая модель  эмо- 
 ций Д. Уотсона и А. Теллегена, верхний уровень которой содержит два факто- 
 ра, соответствующие двум знакам валентности эмоций (позитивному и негатив- 
 ному), а нижний уровень включает факторы, соответствующие различным по со- 
 держанию эмоциям (страх, враждебность, радость и др.).                     
      Методика PANAS операционализирует два основных измерения эмоций,  ко- 
 торые воспроизводятся в различных  исследованиях,  посвященных  факторному 
 анализу самооценок настроения, а также многомерному шкалированию выражений 
 лица и прилагательных, обозначающих эмоции.  Эти  измерения  выделяются  в 
 различных исследованиях на материале состояний как одного индивида, так  и 
 разных людей, с использованием различных наборов прилагательных-дескрипто- 
 ров, шкал ответов, инструкций, задающих разный период времени,  на  разных 
 языках и в разных культурах. Как правило, эти два  измерения - негативного 
 и позитивного аффекта - объясняют от 50 до 75%  общей  дисперсии  прилага- 
 тельных, используемых для самооценки настроения.                           
 
      Помимо краткой версии методики  (собственно  PANAS)  из  20  пунктов, 
 Д. Уотсон и Л. Кларк разработали также расширенную версию из 60  пунктов - 
 PANAS-X.                                                                   
 
      Русскоязычный вариант методики (Е.Н. Осин) разработан на основе зару- 
 бежной методики PANAS (Positive and Negative Affect Schedule).             
      Методика состоит из списка 20 прилагательных, описывающих эмоциональ- 
 ное состояние.                                                             
      Респондент должен оценить по 5-балльной шкале Ликкерта, насколько  он 
 чувствовал себя так в течение того или иного времени (стндартная  формули- 
 ровка - последних двух недель, но теоретически период времени для описания 
 может быть любым, в том числе, неопределенным -  обычно,  в  среднем,  как 
 правило).                                                                  
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов  тес- 
 тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой  точкой 
 отсчета.                                                                   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала позитивного и негативного аффекта (PANAS).                 
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢> ПА           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> НА           
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
            1. Шкала позитивного аффекта - ПА = 18  20%                     
            2. Шкала негативного аффекта - НА = 42  80%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Низкий уровень позитивного аффекта как состояния приятной во-         
 влеченности, высокой энергичности и полной концентрации в противо-         
 вес унынию и вялости.                                                      
 
      Повышенный уровень негативного аффекта как состояния  субъек-         
 тивно переживаемого страдания, неприятной вовлеченности (различной         
 по содержанию) в противовес спокойствию и безмятежности.