МЕТОДИКА:
Шкала позитивного и негативного аффекта
(Positive and Negative Affect Schedule - PANAS)
(Watson D., Clark, L.A., Tellegen A.)
(адаптация Е.Н. Осина).
Методика представляет собой опросник, направленный на диагностику ши-
рокого спектра позитивных и негативных эмоциональных состояний.
Д. Уотсон, Л. Кларк и А. Теллеген определяют высокий уровень позитив-
ного аффекта как состояние приятной вовлеченности, высокой энергичности и
полной концентрации в противовес унынию и вялости.
Высокий уровень негативного аффекта они определяют как состояние
субъективно переживаемого страдания, неприятной вовлеченности (различной
по содержанию - это может быть гнев, отвращение, презрение, вина, страх,
раздражительность) в противовес спокойствию и безмятежности.
Измерения позитивного и негативного аффекта отражают эмоциональные
состояния, однако связаны и с личностными чертами, соответствующими устой-
чивым индивидуальным различиям в склонности к эмоциональным реакциям того
или иного типа.
По данным многочисленных исследований, показатели негативного аффекта
коррелируют с переживанием стресса и трудностями совладания с ним, с час-
тотой неприятных событий в жизни, нейротизмом.
В свою очередь, показали позитивного аффекта коррелируют с частотой
приятных событий, экстраверсией, социальной активностью, наличием близких
отношений, а также с показателями религиозности и духовности.
Теоретической основой шкалы PANAS является иерархическая модель эмо-
ций Д. Уотсона и А. Теллегена, верхний уровень которой содержит два факто-
ра, соответствующие двум знакам валентности эмоций (позитивному и негатив-
ному), а нижний уровень включает факторы, соответствующие различным по со-
держанию эмоциям (страх, враждебность, радость и др.).
Методика PANAS операционализирует два основных измерения эмоций, ко-
торые воспроизводятся в различных исследованиях, посвященных факторному
анализу самооценок настроения, а также многомерному шкалированию выражений
лица и прилагательных, обозначающих эмоции. Эти измерения выделяются в
различных исследованиях на материале состояний как одного индивида, так и
разных людей, с использованием различных наборов прилагательных-дескрипто-
ров, шкал ответов, инструкций, задающих разный период времени, на разных
языках и в разных культурах. Как правило, эти два измерения - негативного
и позитивного аффекта - объясняют от 50 до 75% общей дисперсии прилага-
тельных, используемых для самооценки настроения.
Помимо краткой версии методики (собственно PANAS) из 20 пунктов,
Д. Уотсон и Л. Кларк разработали также расширенную версию из 60 пунктов -
PANAS-X.
Русскоязычный вариант методики (Е.Н. Осин) разработан на основе зару-
бежной методики PANAS (Positive and Negative Affect Schedule).
Методика состоит из списка 20 прилагательных, описывающих эмоциональ-
ное состояние.
Респондент должен оценить по 5-балльной шкале Ликкерта, насколько он
чувствовал себя так в течение того или иного времени (стндартная формули-
ровка - последних двух недель, но теоретически период времени для описания
может быть любым, в том числе, неопределенным - обычно, в среднем, как
правило).
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов тес-
тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой
отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала позитивного и негативного аффекта (PANAS).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢> ПА
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> НА
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Шкала позитивного аффекта - ПА = 18 20%
2. Шкала негативного аффекта - НА = 42 80%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий уровень позитивного аффекта как состояния приятной во-
влеченности, высокой энергичности и полной концентрации в противо-
вес унынию и вялости.
Повышенный уровень негативного аффекта как состояния субъек-
тивно переживаемого страдания, неприятной вовлеченности (различной
по содержанию) в противовес спокойствию и безмятежности.
|