МЕТОДИКА:
Измерение типов ментальности
(МИТМ)
(В.И. Пищик).
Методика предназначена для диагностики видов менталитета.
Образ жизни поколений опирается на систему ценностей и смыслов, при-
нятых в определенном временном периоде их жизни.
Менталитет определяеся авторами методики как система, представляющую
обыденный слой коллективного сознания. Основу системы составляет согласо-
ванность доминирующих, нормативно закрепленных элементов-кластеров значе-
ний, смыслов и ценностей образа мира, проявляющихся в жизненном мире поко-
лений. Все элементы-кластеры носят, очевидно, динамический характер. При-
чем, ведущий, управляющий и подчиненный кластеры постоянно меняются мес-
тами.
В культуре находится большое разнообразие ментальностей. Построение
классификации ментальностей поколений осуществлялось, исходя из основных
тенденций изменений параметров ее социально-психологических характеристик:
тенденции связности, динамичности, консервативности, направленности, ха-
рактера дискурса.
Сочетание ее специфических параметров определило различные типы мен-
тальностей: традиционную, переходную, инновационную постинновационную.
Сочетание стабильности (в образе мира), коллективизма (в образе жиз-
ни) и зависимости "Я"-концепции, гомогенность дискурса (коммуникация),
предполагает традиционную ментальность.
Совмещение зависимости (в коммуникации), готовности к изменениям (в
образе жизни) и нестабильности (в образе мира) предполагает переходную
ментальность.
Сочетание нестабильности (в образе мира), индивидуализма (в образе
жизни) и гетерогенность дискурса, независимости "Я"-концепции (коммуника-
ция) порождает инновационную ментальность.
Сочетание независимости (в коммуникации), пассивности (в образе жиз-
ни) и стабильности (в образе мира) порождает постинновационную менталь-
ность, которая может перейти в традиционную при определенных культурно-ис-
торических условиях.
Обобщенный анализ различных подходов к исследованию менталитета соци-
альных групп позволяет определить некоторые характеристики, которые могли
бы выступить параметрами эмпирического исследования. Такие характеристики,
по всей видимости, касаются сфер восприятия, мышления и поведения. И здесь
можно выделить такие из них как: архетипы, стили мышления, стереотипы по-
ведения, заключенные в образе жизни, образ мира, особенности коммуникации,
концепция "Я".
На этом основании авторы методики разработали опросник с незакончен-
ными предложениями, состоящий из 30 предложений, которые по 5 объединены в
группы, относящиеся:
к архетипу (женщина, герой, правитель, мудрец, маг);
образу мира (как мир видится, какие ситуации наиболее значимы, цен-
тральные и периферийные части);
образу жизни (способ жизни, целевые составляющие, стратегии жизни),
стилю мышления (виды стилей, основания для принятия решений);
особенностям отношений и взаимодействия (особенности отношений, осно-
вания для выбора партнера, отношения между девушками и юношами, цели взаи-
модействия);
"Я"-концепции (самоописание, образ людей, представления, смысл жиз-
ни).
Результатом работы с опросником является отнесение ответов респонден-
тов к четырем видам менталитета: традиционный, инновационный, переходный и
постинновационный.
Традиционный менталитет понимается авторами методики как менталитет,
основанный на ценностях горизонтального коллективизма, предполагающий сле-
дование традициям, отношения между людьми более честные и дружественные.
Инновационный менталитет основан на ценностях вертикального индивиду-
ализма, предполагающий менее закрытые отношения, активную позицию в жизни,
рациональность, ориентацию на личные достижения.
Переходный менталитет основан на ценностях вертикального коллективиз-
ма. Он не имеет четких ценностных ориентаций, образ мира более хаотичный и
угрожающий, люди колеблются в своих выборах.
Постинновационный менталитет основан на ценностях стабильности, гори-
зонтального индивидуализма. Этот менталитет характеризуется стабильным об-
разом мира, традиционными ценностями с тенденцией к независимости, следо-
вательно индивидуализму.
Шкалы:
1 - особенности архетипов;
2 - особенности образа мира;
3 - особенности образа жизни;
4 - особенности стилей мышления;
5 - особенности отношений;
6 - особенности взаимодействий.
Опросник состоит из 31 вопросa.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграммы и интерпретация результатов
тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен-
тах:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Измерение типов ментальности (МИТМ).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма №1:
*
100 ┼────────────────────────────────────────────────▄─────
90 ┼ █
80 ┼────────────────────────────────────────────────█─────
70 ┼ █
60 ┼───▄──────────▄───────────────▄─────────────────█─────
50 ┼ █ █ █ █
40 ┼───█──────────█─▄────▄───▄────█────────▄────────█─────
30 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █
20 ┼─▄─█───▄──────█─█────█─▄─█────█─▄─▄──▄─█─▄─▄──▄─█─────
10 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+─*
A B C D A B C D A B C D A B C D A B C D A B C D
─────── ─────── ─────── ─────── ─────── ───────
Ат ОМ ОЖ СМ От Вз
Диаграмма №2:
Тр ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>
Ин ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────╢>
Пр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
ПИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Тестовые показатели:
Тр Ин Пр ПИ
A B C D
1. Архетипы - Ат = 1 3 0 1
2. Образ мира - ОМ = 0 0 3 2
3. Образ жизни - ОЖ = 0 2 1 2
4. Стили мышления - СМ = 0 3 1 1
5. Отношения - От = 1 2 1 1
6. Взаимодействия - Bз = 1 5 0 0
Типы ментальности:
A. Традиционный - Тр = 3 10%
B. Инновационный - Ин = 15 48%
C. Переходный - Пр = 6 19%
D. Постинновационный - ПИ = 7 23%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Традиционный менталитет.
Менталитет, основанный на ценностях горизонтального коллекти-
визма, предполагающий следование традициям, отношения между людьми
более честные и дружественные.
Сочетание стабильности (в образе мира), коллективизма (в об-
разе жизни) и зависимости "Я"-концепции, гомогенность дискурса
(коммуникация).
Тестовый показатель: низкий.
2. Инновационный менталитет.
Основан на ценностях вертикального индивидуализма, предпола-
гающий менее закрытые отношения, активную позицию в жизни, рацио-
нальность, ориентацию на личные достижения.
Сочетание нестабильности (в образе мира), индивидуализма (в
образе жизни) и гетерогенность дискурса, независимости "Я"-концеп-
ции (коммуникация).
Тестовый показатель: средний.
3. Переходный менталитет.
Основан на ценностях вертикального коллективизма. Не имеет
четких ценностных ориентаций, образ мира более хаотичный и угрожа-
Совмещение зависимости (в коммуникации), готовности к измене-
ниям (в образе жизни) и нестабильности (в образе мира).
ющий, люди колеблются в своих выборах.
Тестовый показатель: низкий.
4. Постинновационный менталитет.
Основан на ценностях стабильности, горизонтального индивидуа-
лизма. Характеризуется стабильным образом мира, традиционными цен-
ностями с тенденцией к независимости, следовательно индивидуализ-
му.
Сочетание независимости (в коммуникации), пассивности (в об-
разе жизни) и стабильности (в образе мира).
Тестовый показатель: пониженный.
|