МЕТОДИКА:                                  
                       Измерение типов ментальности                         
                                  (МИТМ)                                    
                               (В.И. Пищик).                                
 
      Методика предназначена для диагностики видов менталитета.             
      Образ жизни поколений опирается на систему ценностей и смыслов,  при- 
 нятых в определенном временном периоде их жизни.                           
      Менталитет определяеся авторами методики как система,  представляющую 
 обыденный слой коллективного сознания. Основу системы составляет  согласо- 
 ванность доминирующих, нормативно закрепленных элементов-кластеров  значе- 
 ний, смыслов и ценностей образа мира, проявляющихся в жизненном мире поко- 
 лений. Все элементы-кластеры носят, очевидно, динамический характер.  При- 
 чем, ведущий, управляющий и подчиненный кластеры постоянно  меняются  мес- 
 тами.                                                                      
      В культуре находится большое разнообразие  ментальностей.  Построение 
 классификации ментальностей поколений осуществлялось, исходя  из  основных 
 тенденций изменений параметров ее социально-психологических характеристик: 
 тенденции связности, динамичности, консервативности,  направленности,  ха- 
 рактера дискурса.                                                          
      Сочетание ее специфических параметров определило различные типы  мен- 
 тальностей: традиционную, переходную, инновационную постинновационную.     
      Сочетание стабильности (в образе мира), коллективизма (в образе  жиз- 
 ни) и зависимости  "Я"-концепции,  гомогенность  дискурса  (коммуникация), 
 предполагает традиционную ментальность.                                    
      Совмещение зависимости (в коммуникации), готовности к  изменениям  (в 
 образе жизни) и нестабильности (в  образе  мира)  предполагает  переходную 
 ментальность.                                                              
      Сочетание нестабильности (в образе мира),  индивидуализма  (в  образе 
 жизни) и гетерогенность дискурса, независимости "Я"-концепции  (коммуника- 
 ция) порождает инновационную ментальность.                                 
      Сочетание независимости (в коммуникации), пассивности (в образе  жиз- 
 ни) и стабильности (в образе мира)  порождает  постинновационную  менталь- 
 ность, которая может перейти в традиционную при определенных культурно-ис- 
 торических условиях.                                                       
      Обобщенный анализ различных подходов к исследованию менталитета соци- 
 альных групп позволяет определить некоторые характеристики, которые  могли 
 бы выступить параметрами эмпирического исследования. Такие характеристики, 
 по всей видимости, касаются сфер восприятия, мышления и поведения. И здесь 
 можно выделить такие из них как: архетипы, стили мышления, стереотипы  по- 
 ведения, заключенные в образе жизни, образ мира, особенности коммуникации, 
 концепция "Я".                                                             
      На этом основании авторы методики разработали опросник с  незакончен- 
 ными предложениями, состоящий из 30 предложений, которые по 5 объединены в 
 группы, относящиеся:                                                       
      к архетипу (женщина, герой, правитель, мудрец, маг);                  
      образу мира (как мир видится, какие ситуации наиболее  значимы,  цен- 
 тральные и периферийные части);                                            
      образу жизни (способ жизни, целевые составляющие, стратегии жизни),   
      стилю мышления (виды стилей, основания для принятия решений);         
      особенностям отношений и взаимодействия (особенности отношений, осно- 
 вания для выбора партнера, отношения между девушками и юношами, цели взаи- 
 модействия);                                                               
      "Я"-концепции (самоописание, образ людей, представления,  смысл  жиз- 
 ни).                                                                       
      Результатом работы с опросником является отнесение ответов респонден- 
 тов к четырем видам менталитета: традиционный, инновационный, переходный и 
 постинновационный.                                                         
      Традиционный менталитет понимается авторами методики как  менталитет, 
 основанный на ценностях горизонтального коллективизма, предполагающий сле- 
 дование традициям, отношения между людьми более честные и дружественные.   
      Инновационный менталитет основан на ценностях вертикального индивиду- 
 ализма, предполагающий менее закрытые отношения, активную позицию в жизни,  
 рациональность, ориентацию на личные достижения.                           
      Переходный менталитет основан на ценностях вертикального коллективиз- 
 ма. Он не имеет четких ценностных ориентаций, образ мира более хаотичный и 
 угрожающий, люди колеблются в своих выборах.                               
      Постинновационный менталитет основан на ценностях стабильности, гори- 
 зонтального индивидуализма. Этот менталитет характеризуется стабильным об- 
 разом мира, традиционными ценностями с тенденцией к независимости,  следо- 
 вательно индивидуализму.                                                   
 
      Шкалы:                                                                
      1 - особенности архетипов;                                            
      2 - особенности образа мира;                                          
      3 - особенности образа жизни;                                         
      4 - особенности стилей мышления;                                      
      5 - особенности отношений;                                            
      6 - особенности взаимодействий.                                       
 
      Опросник состоит из 31 вопросa.                                       
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграммы и интерпретация результатов 
 тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен- 
 тах:                                                                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Измерение типов ментальности (МИТМ).                             
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                         Диаграмма №1:                                      
 
       *                                                                    
   100 ┼────────────────────────────────────────────────▄─────              
    90 ┼                                                █                   
    80 ┼────────────────────────────────────────────────█─────              
    70 ┼                                                █                   
    60 ┼───▄──────────▄───────────────▄─────────────────█─────              
    50 ┼   █          █               █                 █                   
    40 ┼───█──────────█─▄────▄───▄────█────────▄────────█─────              
    30 ┼   █          █ █    █   █    █        █        █                   
    20 ┼─▄─█───▄──────█─█────█─▄─█────█─▄─▄──▄─█─▄─▄──▄─█─────              
    10 ┼ █ █   █      █ █    █ █ █    █ █ █  █ █ █ █  █ █                   
     0 ┼─+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+──+─+─+─+─*             
         A B C D  A B C D  A B C D  A B C D  A B C D  A B C D               
         ───────  ───────  ───────  ───────  ───────  ───────               
            Ат       ОМ       ОЖ       СМ       От       Вз                 
 
 
                           Диаграмма №2:                                    
 
    Тр ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>              
 
    Ин ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────╢>              
 
    Пр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
    ПИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
                                        Тр Ин Пр ПИ                         
                                         A  B  C  D                         
               1. Архетипы       - Ат =  1  3  0  1                         
               2. Образ мира     - ОМ =  0  0  3  2                         
               3. Образ жизни    - ОЖ =  0  2  1  2                         
               4. Стили мышления - СМ =  0  3  1  1                         
               5. Отношения      - От =  1  2  1  1                         
               6. Взаимодействия - Bз =  1  5  0  0                         
 
                         Типы ментальности:                                 
 
               A. Традиционный      - Тр =   3  10%                         
               B. Инновационный     - Ин =  15  48%                         
               C. Переходный        - Пр =   6  19%                         
               D. Постинновационный - ПИ =   7  23%                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Традиционный менталитет.                                           
      Менталитет, основанный на ценностях горизонтального коллекти-         
 визма, предполагающий следование традициям, отношения между людьми         
 более честные и дружественные.                                             
      Сочетание стабильности (в образе мира), коллективизма (в  об-         
 разе жизни) и  зависимости  "Я"-концепции,  гомогенность  дискурса         
 (коммуникация).                                                            
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      2. Инновационный менталитет.                                          
      Основан на ценностях вертикального индивидуализма,  предпола-         
 гающий менее закрытые отношения, активную позицию в жизни,  рацио-         
 нальность, ориентацию на личные достижения.                                
      Сочетание нестабильности (в образе мира),  индивидуализма  (в         
 образе жизни) и гетерогенность дискурса, независимости "Я"-концеп-         
 ции (коммуникация).                                                        
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      3. Переходный менталитет.                                             
      Основан на ценностях вертикального  коллективизма.  Не  имеет         
 четких ценностных ориентаций, образ мира более хаотичный и угрожа-         
      Совмещение зависимости (в коммуникации), готовности к измене-         
 ниям (в образе жизни) и нестабильности (в образе мира).                    
 ющий, люди колеблются в своих выборах.                                     
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      4. Постинновационный менталитет.                                      
      Основан на ценностях стабильности, горизонтального индивидуа-         
 лизма. Характеризуется стабильным образом мира, традиционными цен-         
 ностями с тенденцией к независимости, следовательно  индивидуализ-         
 му.                                                                        
      Сочетание независимости (в коммуникации), пассивности (в  об-         
 разе жизни) и стабильности (в образе мира).                                
      Тестовый показатель: пониженный.