МЕТОДИКА:
Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации
(ОТНС)
(Н. Водопьянова).
Шкала ОТНС построена на основе трансакционной теории стресса, соглас-
но которой стрессовое реагирование (стрессовая динамика) детерминируется
первичной и вторичной когнитивной оценкой ситуации. При первичной оценке
решается вопрос об угрожающем характере ситуации: в какой мере данная си-
туация определяет "потери" или "угрозу потери". При вторичной оценке -
вопрос о ресурсах возможности справиться с ситуацией (копинга): какие есть
возможности (внешние и внутренние ресурсы) для избавления от опасности,
снижения вероятности потерь, изменения ситуации или адаптации к ней?
Методика содержит три субшкалы первичной когнитивной оценки професси-
онально трудных ситуаций (ПТС), соответствующих основным типам стрессовых
ситуаций ("потеря", "угроза", "вызов"), и пять субшкал вторичной оценки
ситуации относительно собственных ресурсов. Получаемые с помощью шкалы
ОТНС восемь параметров когнитивной репрезентации могут быть использованы
для категоризации (таксономии) стрессовых ситуаций, расчетов их комплекс-
ной оценки стрессогенности и выявления наиболее сильных ситуационных де-
терминант рабочих стрессов. На основании этого производится разработка ме-
роприятий по профилактике или минимизации стрессовых ситуаций для конкрет-
ных лиц или профессиональных групп.
Оценке подвергаются те ситуации, которые при пилотажном исследовании
(первичное анкетирование или интервью) были выделены работниками как труд-
ные, стрессовые, проблемные, конфликтные и др. Это может быть одна ситуа-
ция или несколько.
Обработка результатов и их интерпретация.
В соответствии с "ключом" подсчитывается общий показатель стрессоген-
ности ситуации как среднее значение всех субшкал или отдельных показателей
по каждой субшкале:
"степень угрозы";
"степень утраты/потери";
"степень вызова или несправедливости";
"возможность контроля";
"сложность понимания и управления ситуацией";
"автономность ситуации";
"повторяемость";
"осведомленность (опыт)".
Примечание к компьютерной версии:
В данной программе приняты следующие условные критерии интерпретации
результатов тестирования:
1 - крайне низкий показатель;
2 - низкий показатель;
3 - пониженный показатель;
4 - средний показатель;
5 - повышенный показатель;
6 - высокий показатель;
7 - крайне высокий показатель;
Опросник состоит из 8 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации (ОТНС).
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диаграмма:
*
7 ┼─▄▄────▄▄─▄▄───────▄▄────
6 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼─██─██─██─██───────██─▄▄─
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
Уг УП ВН КН ПУ АИ Пв Ос
Интегральный показатель:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────╢>
<─[1]─><─[2]─><─[3]─><─[4]─><─[5]─><─[6]─><─[7]─>
Тестовые показатели:
Первичная оценка.
1. Степень угрозы - Уг = 7
2. Степень утраты/потери - УП = 6
3. Степень вызова или несправедливости - ВН = 7
Вторичная оценка.
4. Возможность контроля -
степень неконтролируемости ситуации - КН = 7
5. Сложность понимания и управления ситуацией - ПУ = 3
6. Автономность ситуации -
вера в позитивную изменчивость - АИ = 3
7. Повторяемость - Пв = 7
8. Осведомленность - Ос = 4
--------------------------------------------------------
Интегральный показатель - ИП = 5.5
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Первичная когнитивная оценка ситуации:
степень угрожающего характера данной ситуации, котороая определяет
меру "потери" или "угрозы потери".
1. Степень угрозы: крайне высокая степень стрессогенности.
2. Степень утраты/потери: высокая степень стрессогенности.
3. Степень вызова или несправедливости: крайне высокая сте-
пень стрессогенности.
Вторичная когнитивная оценка ситуации:
степень ресурсных возможностей, которые позволяют справиться с си-
туацией - внешние и внутренние ресурсы для избавления от опаснос-
ти, снижения вероятности потерь, изменения ситуации или адаптации
к ней.
4. Возможность контроля - степень неконтролируемости ситуа-
ции: крайне высокая степень стрессогенности.
5. Сложность понимания и управления ситуацией: пониженная
степень стрессогенности.
6. Автономность ситуации - вера в позитивную изменчивость:
пониженная степень стрессогенности.
7. Повторяемость: крайне высокая степень стрессогенности.
8. Осведомленность: средняя степень стрессогенности.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
СИТУАЦИИ:
высокая степень стрессогенности.
|