МЕТОДИКА:                                  
                           Личностный опросник                              
                                  (ОТКЛЭ)                                   
                            (Н.И. Рейнвальд).                               
 
      Предлагаемый опросник позволяет  исследовать  пять  основных  свойств 
 личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки  зрении 
 ее общественной сущности и главных  индивидуально-психологических  особен- 
 ностей: Организованность, Трудолюбие, Коллективизм, Любознательность,  Эс- 
 тетическое развитие (ОТКЛЭ).                                               
 
      Организованность.                                                     
      Первая шкала включает вопросы об уровне потребности  направлять  свои  
 интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности,  о 
 склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости (трудности) 
 своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склон- 
 ности планировать труд и отдых.                                            
 
      Трудолюбие.                                                           
      Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности  к  про- 
 цессу трудовой деятельности, об активности,  инициативности,  добросовест- 
 ности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда,  об  ответ- 
 ственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в  дос- 
 тижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной  полез- 
 ности своей деятельности.                                                  
 
      Коллективизм.                                                         
      Третья шкала включает вопросы об  уровне  потребности  организовывать  
 взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляет- 
 ся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в  то- 
 варищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и  взаимопониманию, 
 взаимопомощи, доброжелательности и тактичности,  интересе  к  проблемам  и 
 нуждам друг друга.                                                         
 
      Любознательность.                                                     
      Четвертая шкала включает вопросы о потребности познания,  интересе  к  
 окружающему миру, к новым знаниям, об активном познавательном отношении  к 
 отдельным фактам, стремлении познать взаимосвязи окружающего мира.         
 
      Эстетическое развитие.                                                
      Пятая шкала включает вопросы об эстетическом вкусе и эстетическом от- 
 ношении к действительности, об уровне потребности человека находить,  чув- 
 ствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве,  оценивать  явления  и 
 факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.                     
 
      Последовательность обработки.                                         
      1. Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.          
      2. Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов рав- 
 на 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как  отчеты  считаются  не- 
 объективными.                                                              
      3. Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств личности.      
      4. Суммируется количество баллов по каждой шкале (1 балл за  совпаде- 
 ние).                                                                      
      5. Строится профиль по пяти личностным свойствам.                     
 
      Литература.                                                           
      Рейнвальд Н.И. Психология личности. М: УДН, 1987.- 197 с.             
      Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.  Возрастная  и  педагогическая 
 психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических 
 вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.                    
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной версии диаграмма, а также автоматическая интер- 
 претация результатов тестирования основана  на  показателях  выраженных  в 
 процентах.                                                                 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 115 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Личностный опросник (ОТКЛЭ).                                     
 Ф.И.О:                                                                     
 Доп. данные:                                                               
 
                        Шкала неискренности:                                
 
               0 ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢> L                      
 
                   <─────[-]────><──────[+]─────>                           
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    Ор ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>              
 
    Тр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓─────────────────────────────╢>              
 
    Кл ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>              
 
    Лб ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████───────────╢>              
 
    Эс ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████──────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
             Достоверность             -  L  =  3  20%                      
             1. Организованность       -  Ор = 11  55%                      
             2. Трудолюбие             -  Тр =  9  45%                      
             3. Коллективизм           -  Кл = 11  55%                      
             4. Любознательность       -  Лб = 16  80%                      
             5. Эстетическое развитие  -  Эс = 15  75%                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию:  откровенность,  отсутствие  созна-         
 тельного намерения приукрасить свой  характер,  подчеркнуть  "пра-         
 вильность своего поведения.                                                
 
      Организованность.                                                     
      Средний уровень потребности направлять свои интересы  на  ре-         
 ализацию целей, на достижение эффективности  деятельности, умерен-         
 ная склонность организовывать режим дня, рабочее место,  умеренная         
 склонность планировать труд и отдых.                                       
 
      Трудолюбие.                                                           
      Средний уровень позитивного  отношения  личности  к  процессу         
 трудовой деятельности, умеренные проявления активности, инициатив-         
 ности, добросовестности, увлеченности  и  удовлетворенности  самим         
 процессом труда, ответственного  отношения  к  труду,  творческого         
 подхода, заинтересованности в достижении наилучшего результата.            
 
      Коллективизм.                                                         
      Средний уровень потребности организовывать взаимоотношения  и         
 совместную деятельность с другими людьми, что проявляется  в  уме-         
 ренно выраженном осознанном подчинении личных интересов обществен-         
 ным интересам, умеренном товарищеском сотрудничестве, средней  го-         
 товности к взаимодействию, взаимопониманию, взаимопомощи, доброже-         
 лательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг дру-         
 га.                                                                        
 
      Любознательность.                                                     
      Выраженная потребность познания, интерес к окружающему  миру,         
 к новым знаниям, активное  познавательное  отношение  к  отдельным         
 фактам, стремление познать взаимосвязи окружающего мира.                   
 
      Эстетическое развитие.                                                
      Повышенный уровень развития эстетического вкуса и  эстетичес-         
 кого отношения к действительности, повышенный уровень  потребности         
 человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и ис-         
 кусстве, оценивать явления и факты, окружающего  мира  по  законам         
 гармонии и красоты.