МЕТОДИКА:
Личностный опросник
(ОТКЛЭ)
(Н.И. Рейнвальд).
Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств
личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрении
ее общественной сущности и главных индивидуально-психологических особен-
ностей: Организованность, Трудолюбие, Коллективизм, Любознательность, Эс-
тетическое развитие (ОТКЛЭ).
Организованность.
Первая шкала включает вопросы об уровне потребности направлять свои
интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о
склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости (трудности)
своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склон-
ности планировать труд и отдых.
Трудолюбие.
Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности к про-
цессу трудовой деятельности, об активности, инициативности, добросовест-
ности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, об ответ-
ственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в дос-
тижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной полез-
ности своей деятельности.
Коллективизм.
Третья шкала включает вопросы об уровне потребности организовывать
взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляет-
ся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в то-
варищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию,
взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и
нуждам друг друга.
Любознательность.
Четвертая шкала включает вопросы о потребности познания, интересе к
окружающему миру, к новым знаниям, об активном познавательном отношении к
отдельным фактам, стремлении познать взаимосвязи окружающего мира.
Эстетическое развитие.
Пятая шкала включает вопросы об эстетическом вкусе и эстетическом от-
ношении к действительности, об уровне потребности человека находить, чув-
ствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и
факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Последовательность обработки.
1. Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.
2. Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов рав-
на 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как отчеты считаются не-
объективными.
3. Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств личности.
4. Суммируется количество баллов по каждой шкале (1 балл за совпаде-
ние).
5. Строится профиль по пяти личностным свойствам.
Литература.
Рейнвальд Н.И. Психология личности. М: УДН, 1987.- 197 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических
вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной версии диаграмма, а также автоматическая интер-
претация результатов тестирования основана на показателях выраженных в
процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 115 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Личностный опросник (ОТКЛЭ).
Ф.И.О:
Доп. данные:
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢> L
<─────[-]────><──────[+]─────>
Диаграмма.
Ор ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>
Тр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓─────────────────────────────╢>
Кл ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>
Лб ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████───────────╢>
Эс ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████──────────────╢>
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Tестовые показатели:
Достоверность - L = 3 20%
1. Организованность - Ор = 11 55%
2. Трудолюбие - Тр = 9 45%
3. Коллективизм - Кл = 11 55%
4. Любознательность - Лб = 16 80%
5. Эстетическое развитие - Эс = 15 75%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность своего поведения.
Организованность.
Средний уровень потребности направлять свои интересы на ре-
ализацию целей, на достижение эффективности деятельности, умерен-
ная склонность организовывать режим дня, рабочее место, умеренная
склонность планировать труд и отдых.
Трудолюбие.
Средний уровень позитивного отношения личности к процессу
трудовой деятельности, умеренные проявления активности, инициатив-
ности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим
процессом труда, ответственного отношения к труду, творческого
подхода, заинтересованности в достижении наилучшего результата.
Коллективизм.
Средний уровень потребности организовывать взаимоотношения и
совместную деятельность с другими людьми, что проявляется в уме-
ренно выраженном осознанном подчинении личных интересов обществен-
ным интересам, умеренном товарищеском сотрудничестве, средней го-
товности к взаимодействию, взаимопониманию, взаимопомощи, доброже-
лательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг дру-
га.
Любознательность.
Выраженная потребность познания, интерес к окружающему миру,
к новым знаниям, активное познавательное отношение к отдельным
фактам, стремление познать взаимосвязи окружающего мира.
Эстетическое развитие.
Повышенный уровень развития эстетического вкуса и эстетичес-
кого отношения к действительности, повышенный уровень потребности
человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и ис-
кусстве, оценивать явления и факты, окружающего мира по законам
гармонии и красоты.
|