МЕТОДИКА:
Шкала признания различий
(Д. Кирк)
(Orientation toward "Acknowledgment-of-difference")
(D. Kirk)
(адаптация Ю.Ф. Лахвич).
Шкала признания различий между родительством усыновителей и биологи-
ческим родительством была разработана Д. Кирком для определения степени
выраженности у усыновителей одной из стратегий социально-ролевой адаптации
к усыновлению - стратегии признания различий (или ориентации на признание
различий). Эта стратегия предполагает, что усыновители адекватно восприни-
мают свою социальную роль родителей-усыновителей, признавая, что она отли-
чается от роли биологических родителей.
В основе методики лежат следующие основные идеи теории социально-ро-
левой адаптации к усыновлению Д. Кирка:
1. Семья усыновителей - особая форма семейного устройства, которая,
хотя и имеет общие с биологической семьей особенности, но в то же время
принципиально от нее отличается.
2. Ключевой психологической проблемой для семьи усыновителей является
решение вопроса о том, как им относиться к неотъемлимым отличительным осо-
бенностям своей жизни.
3. В результате, усыновители становятся перед серьезной психологичес-
кой дилеммой: игнорировать, отрицать специфические особенности своей семьи
(как семьи усыновителей), ее принципиальное отличие от биологической семьи
или признавать их.
4. Соответственно, существует две принципиально различных стратегии
социально-ролевой адаптации к усыновлению: стратегия "отрицания различий"
и стратегия "признания различий".
5. Стратегия "отрицания различий", с одной стороны, позволяет семье
усыновителей избежать социального давления, но, с другой стороны, порожда-
ет неискренность и риск потери доверия в детско-родительских семейных от-
ношениях, что создает угрозу для единства семьи как целого.
6. Стратегия "признания различий", с одной стороны, делает семью усы-
новителей открытой для критичного общественного мнения, но с другой сторо-
ны, позволяет создать в семье атмосферу безусловного принятия и доверия,
глубже понять усыновленного ребенка и связать свою судьбу с его судьбой
воедино.
7. Стратегии адаптации родителей усыновителей к усыновлению не возни-
кают в вакууме, они социально конструируются, т.е. существуют аттитюды и
социальные практики, которые поддерживают ту или иную позицию усыновите-
лей.
8. Успешность процесса усыновления в целом и благополучие детско-ро-
дительских отношений в частности во многом зависит от того, насколько усы-
новители будут готовы принять свой статус усыновителей и признать специфи-
ку своей родительской ситуации.
Шкала Д. Кирка состоит из 22 пунктов - вопросов, в основе которых ле-
жит порядковая квазиколичественная шкала. Каждый пункт предполагает, что
респондент выберет один из двух имеющихся вариантов ответа. В большинстве
пунктов - это выбор между согласием или несогласием с определенным утверж-
дением.
Обработка результатов.
Подсчет баллов по методике предполагает, что за каждый ответ, соот-
ветствующий стратегии признания различий, респондент получает 1 балл. Об-
щий показатель по шкале признания различий равен сумме по всем пунктам
шкалы и отражает уровень признания различий у респондента.
Максимально возможное количество набранных балов по этой шкале - 22,
минимальное - 0. Максимальное значение по шкале говорит о выраженной стра-
тегии признания различий, минимальное значение свидетельствует об исполь-
зовании респондентом противоположной стратегии - стратегии отрицания раз-
личий.
Расшифровка пунктов шкалы.
Вопросы № 1,2, 16,17,18,19 22: 1 балл присуждается за ответ согласие
(ответ да), 0 баллов за несогласие (ответ нет).
Вопросы № 3-15: в 1 балл оценивается каждый ответ, признающий отличие
чувств родителя-усыновителя от чувств биологического родителя в той или
иной ситуации; в 0 баллов оценивается каждый ответ, отрицающий отличие
чувств родителя-усыновителя от чувств биологического родителя в той или
иной ситуации.
Вопрос № 20: 1 балл дается за ответ "часто" (а) или ответ "иногда"
(б); 0 баллов дается за ответ "никогда" (с).
Вопрос № 21: 1 балл дается за ответ "в семье, где нет усыновленного
ребенка" (а) или ответ "в семье, где есть усыновленный ребенок" (б); 0
баллов дается за ответ "это чувство с равной вероятностью может возникать
и в семье, где нет усыновленного ребенка, и в семье, где есть усыновленный
ребенок" (с).
Интерпретация результатов.
Прежде всего следует обратить внимание сколько баллов респондент на-
брал по шкале признания различий. Чем больше баллов набрано, тем более вы-
ражена стратегия признания различий. При этом необходимо учитывать, что
первичное апробирование методики показало в целом тенденцию к отрицанию
различий среди белорусских кандидатов в усыновители. Низкий (ниже средне-
го) уровень "признания различий", характеризует людей набравших в сумме по
шкале "признания различий" от 0 до 2 баллов, средний уровень "признания
различий" - респондентов, набравших суммарный балл в пределах от 3 до 9
баллов, высокий (выше среднего) уровень "признания различий" - респонден-
тов, набравших 10 и более баллов по шкале.
Уровень "признания различий" большинства кандидатов в усыновители с
суммарным баллом в пределах стандартного отклонения - от 3 до 9 (6+-3) был
признан средним, т.е. может рассматриваться в качестве условной "нормы".
Кроме этого, имеет смысл проанализировать содержание полузакрытых
вопросов №№ 16-19, которые отражают восприятие кандидатами в усыновители
особенностей своего статуса и роли как родителей-усыновителей: наличие
особых радостей, проблем, готовность быть открытыми перед окружающими,
т.е. их установки в отношении тайны усыновления. При интерпретации резуль-
татов следует учитывать что означает доминирование той или иной стратегии.
Стратегия отрицания различий предполагает, что усыновители используют
в качестве образца для своего ролевого поведения модель биологического ро-
дительства, максимально имитируя условия обычной биологической семьи.
Д. Кирк считает, что такая позиция вполне объяснима, так как в ситуа-
ции отсутствия в культуре ролевых моделей родительства усыновителей, био-
логическое родительство дает наиболее доступную систему отсчета для само-
восприятия и ролевого определения усыновителей. В обыденной речи такая
стратегия усыновителей проявляется в фразах типа: "Мы такие же родители
как и другие".
Д. Кирк описывает ряд адаптационных механизмов, посредством которых
"отрицание различий" реализуется:
желание усыновить ребенка определенной внешности, пола, расы;
стремление к усыновлению младенца;
защита от расспросов посторонних людей;
"игнорирование" вопросов о биологических родителях;
забывание усыновления и др.
За стремлением усыновителей максимально приблизиться к модели биоло-
гической семьи стоит попытка скрыть от окружающих, ребенка и самих себя
тот факт, что семья усыновителей определенным образом отличается от обыч-
ной семьи. В сущности, минимизируя или вовсе отрицая отличительные черты,
характеризующие семью усыновителей, усыновители тем самым стремятся подме-
нить усыновлением рождение ребенка.
Стратегия признания различий - вторая альтернативная стратегия адап-
тации усыновителей.
Усыновители, избирающие такую позицию, предпочитают столкнуться с те-
ми отличительными характеристиками, которые связываются с опытом усыновле-
ния. Родители-усыновители этой категории рассматривают себя как отличаю-
щихся от биологических родителей и признают принципиальное отличие своей
ситуации от ситуации биологического родительства. Они также признают, что
опыт усыновленного ребенка иной, чем опыт ребенка в родной семье и поощря-
ют стремление ребенка к пониманию своего отличия, свободно говорят с ре-
бенком об усыновлении, стараются понять и посочувствовать биологическим
родителям.
Исследование, проведенное Д. Кирком при участии 2000 семей усыновите-
лей, показало, что высокая степень признания различий связана с высокой
степенью эмпатии к ребенку, а также с готовностью реально оценивать свое
физическое состояние (в отношении бесплодия). Все это способствует откры-
тому общению между родителем и ребенком, содействуя динамической стабиль-
ности пары усыновителей и в целом семьи. Д. Кирк полагал, что такая пози-
ция является более оптимальной для успешной адаптации к усыновлению и бла-
гополучия ребенка, так как "отрицание различий" может препятствовать фор-
мированию доверительной и принимающей атмосферы в семье, а также подкреп-
лять ребенка в том мнении, что быть другим, не таким как все - значит
отойти от нормы.
С целью стандартизации методики были вычислены средний суммарный балл
по шкале (6,05) и стандартное отклонение (3,27) для выборки кандидатов в
усыновители в целом, а также установлена нормальность распределения.
Выборка была разделена на три группы в соответствии с уровнем выра-
женности стратегии "признания различий" - с учетом среднего суммарного
балла, значения стандартного отклонения, а также минимального (0) и макси-
мального (19) набранного суммарного балла по шкале.
В группу 1 (n=10) вошли кандидаты в усыновители с низким (ниже сред-
него) уровнем "признания различий", набравшие в сумме по шкале "признания
различий" от 0 до 2 баллов.
В группу 2 (n=52) со средним уровнем "признания различий" вошли рес-
понденты, набравшие суммарный балл в пределах стандартного отклонения - от
3 до 9 баллов.
В группу 3 (n=11) с высоким (выше среднего) уровнем "признания разли-
чий" попали респонденты, набравшие 10 и более баллов по шкале. Уровень
"признания различий" большинства кандидатов в усыновители с суммарным бал-
лом в пределах стандартного отклонения - от 3 до 9 (6+-3) был признан
средним, т.е. может рассматриваться в качестве условной "нормы". Установ-
ленная условная "норма" позволяет считать методику стандартизованной.
Опросник состоит из 22 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала признания различий.
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████───────────────╢>
<[-]><────[=]──────><───────────[+]──────────────>
Тестовый показатель - "ПР" = 16 73%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий (выше среднего) уровень "признания различий".
Эта стратегия предполагает, что усыновители адекватно воспри-
нимают свою социальную роль родителей-усыновителей, признавая, что
она отличается от роли биологических родителей.
Усыновители, избирающие такую позицию, предпочитают столк-
нуться с теми отличительными характеристиками, которые связываются
с опытом усыновления. Родители-усыновители этой категории рассмат-
ривают себя как отличающихся от биологических родителей и признают
принципиальное отличие своей ситуации от ситуации биологического
родительства. Они также признают, что опыт усыновленного ребенка
иной, чем опыт ребенка в родной семье и поощряют стремление ребен-
ка к пониманию своего отличия, свободно говорят с ребенком об усы-
новлении, стараются понять и посочувствовать биологическим родите-
лям.
Высокая степень признания различий связана с высокой степенью
эмпатии к ребенку, а также с готовностью реально оценивать свое
физическое состояние (в отношении бесплодия). Все это способствует
открытому общению между родителем и ребенком, содействуя динами-
ческой стабильности пары усыновителей и в целом семьи. Такая пози-
ция является более оптимальной для успешной адаптации к усыновле-
нию и благополучия ребенка, так как "отрицание различий" может
препятствовать формированию доверительной и принимающей атмосферы
в семье, а также подкреплять ребенка в том мнении, что быть дру-
гим, не таким как все - значит отойти от нормы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Семья усыновителей - особая форма семейного устройства,
которая, хотя и имеет общие с биологической семьей особенности, но
в то же время принципиально от нее отличается.
2. Ключевой психологической проблемой для семьи усыновителей
является решение вопроса о том, как им относиться к неотъемлимым
отличительным особенностям своей жизни.
3. В результате, усыновители становятся перед серьезной пси-
хологической дилеммой: игнорировать, отрицать специфические осо-
бенности своей семьи (как семьи усыновителей), ее принципиальное
отличие от биологической семьи или признавать их.
4. Соответственно, существует две принципиально различных
стратегии социально-ролевой адаптации к усыновлению: стратегия
"отрицания различий" и стратегия "признания различий".
5. Стратегия "отрицания различий", с одной стороны, позволяет
семье усыновителей избежать социального давления, но, с другой
стороны, порождает неискренность и риск потери доверия в детско-
родительских семейных отношениях, что создает угрозу для единства
семьи как целого.
6. Стратегия "признания различий", с одной стороны, делает
семью усыновителей открытой для критичного общественного мнения,
но с другой стороны, позволяет создать в семье атмосферу безуслов-
ного принятия и доверия, глубже понять усыновленного ребенка и
связать свою судьбу с его судьбой воедино.
7. Стратегии адаптации родителей усыновителей к усыновлению
не возникают в вакууме, они социально конструируются, т.е. сущест-
вуют аттитюды и социальные практики, которые поддерживают ту или
иную позицию усыновителей.
8. Успешность процесса усыновления в целом и благополучие
детско-родительских отношений в частности во многом зависит от то-
го, насколько усыновители будут готовы принять свой статус усыно-
вителей и признать специфику своей родительской ситуации.
|