МЕТОДИКА:
Опросник структуры темперамента
(ОСТ)
(Русалов В.М.).
Методика предназначена для диагностики индивидуально-психологических
особенностей человека и позволяет получить значение по восьми темперамен-
тальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные
индексы и типы.
В основе тест-опросника темперамента лежит концепция биологической
обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения
человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небы-
лицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела су-
щественные изменения и стала рассматриваться как частный случай более фун-
даментальной концепции функционально-системной организации работы мозга,
предложенной П.К. Анохиным. Темперамент - это не биологическая, а психо-
биологическая категория, система формальных поведенческих измерений, отра-
жающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональ-
ной системы в понимании П.К. Анохина.
В структуре темперамента выделяются 4 фундаментальных измерения:
1) эргичность - широта-узость афферентного синтеза, или, другими сло-
вами степень напряженности взаимодействия организма со средой;
2) пластичность - степень легкости (трудности) переключения с одних
программ поведения на другие;
3) скорость (темп) - степень быстроты исполнения той или иной прог-
раммы поведения;
4) эмоциональная чувствительность - порог чувствительности к возмож-
ному несовпадению результата действия с акцептором результата действия.
Поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспек-
та проявления:
1) субъект-объектным взаимодействием (предметная деятельность);
2) субъект-субъектным взаимодействием (социальная деятельность).
Исходя из этого выделяются два аспекта каждого из 4 фундаментальных
измерений: эргичности, пластичности, темпа и эмоциональной чувствительнос-
ти.
Таким образом, основу ОСТа составляет теоретическая модель темпера-
мента, в которой гипотетически выделяется 8 относительно независимых ла-
тентных переменных свойств, обладающих разной степенью индивидуальной вы-
раженности или интенсивности.
Каждая из 8 шкал рассматривается как континиум темпераментального
свойства в баллах от 0 до 12 и может быть охарактеризована биполярно по
крайним значениям континиума: 0-3 балла - низкое значение, 9-12 баллов -
высокое значение свойства.
Методом конструирования опросника является латентно-структурный ана-
лиз.
Разработано две формы ОСТа: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до
55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 13 до 17 лет.
Опросник состоит из 105 утверждения.
Примерное время тестирования 30-40 минут.
Литература:
В.М. Русалов. Опросник структуры темперамента.- М: Смыл, 1992.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник структуры темперамента.
Ф.И.О: _____________________________
Доп. данные: _______________________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒─────────────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
Структура темперамента:
*
12 ┼──────────────────────────────────
11 ┼
10 ┼
9 ┼──▄▄──────────────────────────────
8 ┼ ██ ▄▄ ▄▄
7 ┼ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██
6 ┼──██──────────██──██──────██──██──
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+───*
ЭР СЭР П СП T СТ ЭМ СЭМ
Основные шкалы:
1. Контрольная шкала - К = 1
2. Эргичность предметная - ЭР = 9
3. Эргичность социальная - СЭР = 3
4. Пластичность предметная - П = 3
5. Пластичность социальная - СП = 7
6. Темп предметный - Т = 8
7. Темп социальный - СТ = 1
8. Эмоциональная чувствительность предметная - ЭМ = 7
9. Эмоциональная чувствительность социальная - СЭМ = 8
Индексы темперамента:
1. Общая эмоциональность - ИОЭ = 15
2. Эмоциональный дисбаланс - ИЭД = -1
3. Общий темп - ИОТ = 9
4. Уровень готовности к предметной деятельности - ИУГ/П = 12
5. Уровень готовности к социальной деятельности - ИУГ/С = 10
6. Предметная активность - ИПА = 20
7. Социальная активность - ИСА = 11
8. Общая активность - ИОА = 31
9. Активность дисбаланса - ИАД = 9
10. Адаптивность - ИА = 6
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Искренность и откровенность в раскрытии своих проблем, отсут-
ствие сознательного намерения приукрасить свой характер, подчер-
кнуть "правильность" своего поведения.
"Широкая" сфера деятельности, стремление к напряженному ум-
ственному или физическому труду, высокая активность и работоспо-
собность.
"Узкий" круг контактов, некоторая замкнутость, социальная
пассивность, уход от социальных мероприятий, трудность в общении.
Инертность мышления, предпочтение стереотипных форм деятель-
ности, склонность к монотонной работе, избегание разнообразия
форм работы.
Речевая заторможенность, медленная вербализация, низкая рече-
двигательная активность.
|