МЕТОДИКА:                                  
                   Опросник социокультурной идентичности                    
                                  (ОСКИ)                                    
                       (О.В. Крупенко, О.В. Фролова)                        
                         (модифицированный вариант).                        
 
      Методика предназначена для определения социокультурной идентичности и 
 позволяет определить этническую идентичность,  региональную  идентичность, 
 склонность к расизму.                                                      
      Социокультурная идентичность - это совокупность устойчивых черт, поз- 
 воляющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя  от 
 других.                                                                    
      Человек отождествляет себя с культурой, если разделяет ценности  этой  
 культуры как личные. Он должен самоотождествлять себя  с  социокультурными  
 традициями, сознательно отвечая за их преемственность, передавая их из по- 
 коление в поколение. Это предполагает определенные формы поведения в ситу- 
 ации социального взаимодействия.                                           
      Общность чувств, идей, традиций, верований, созданная медленными  на- 
 следственными накоплениями в рамках одной цивилизации, придает психическо- 
 му складу народа определенное единство,  большую  прочность  созидательную 
 силу.                                                                      
      Социокультурная идентичность предполагает стереотипный набор  атрибу- 
 тов - поведенческих, символических, предметных, которые лежат в основе по- 
 литического поведения людей разных цивилизаций.                            
 
      Социальная идентичность - социальное чувство индивидуума, которое за- 
 ставляет его ассоциировать себя с некоей социальной группой на том основа- 
 нии, что у них есть общие интересы и признаки  (или  индивидууму  кажется, 
 что так и есть на самом деле). Это может быть расовая или этническая груп- 
 па, профессиональная или имущественная, классовая  или  "образовательная". 
 Все вместе они образуют сложный и порою противоречивый  комплекс,  который 
 во многом предопределяет или объясняет поведение  конкретного  человека  в 
 социуме.                                                                   
 
      Региональная (территориальная) идентичность - солидарность с земляка- 
 ми по причине совместного проживания на одной территории в  данный  момент 
 или в прошлом. Такая идентичность выражается обычно в причислении  себя  к 
 жителям определенной местности, района, города, его части и т. п. террито- 
 риальной единицы                                                           
      Региональная идентичность во многом схожа с другими  видами  идентич- 
 ностей. Она тоже опирается во многом на социальные мифы об особых  качест- 
 вах местообитания; ее выраженность во многом зависит от наличия и  поддер- 
 жания коллективной памяти, сложившихся ценностей и норм; она выражается  в 
 конструировании ее обладателями неких самообразов, в создании  специфичес- 
 ких черт быта (особенностей одежды, словаря, диеты и т. п.). Сам факт сов- 
 местного проживания неминуемо порождает у земляков сходные социальные чер- 
 ты.                                                                        
 
      Расизм - совокупность воззрений, в основе которых лежат  положения  о 
 физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем вли- 
 янии расовых различий на историю и культуру.                               
      Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в  эн- 
 циклопедии Britannica указывается, что  расистским  является  убеждение  в 
 том, что расовые признаки имеют решающее влияние  на  способности,  интел- 
 лект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера  отдель- 
 ной человеческой личности, а не общества или общественной  группы.  Расизм 
 обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие 
 и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и  приз- 
 ваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на  прак- 
 тике порой находит свос выражение в политике расовой дискриминации.        
 
      Методика рассчитана на возраст от старших подростков до  людей  прек- 
 лонного возраста.                                                          
      Респондентам предлагается ответить на 36 вопросов, обводя  определен- 
 ную цифру рядом с вопросом.                                                
      Важным является также и то, что респондент должен указать дату запол- 
 нения, возраст и пол.                                                      
 
      Результаты подсчитываются согласно ключу к методике по трем шкалам:   
      1. Социокультурная идентичность.                                      
      2. Региональная идентичность.                                         
      3. Расизм.                                                            
 
      Варианты ответов                                                      
      1 - "согласен",                                                       
      2 - "скорее согласен, чем не согласен",                               
      3 - "скорее не согласен, чем согласен",                               
      4 - "не согласен".                                                    
 
      Интерпретация.                                                        
 
      1. Социокультурная идентичность:                                      
      от 22 до 50 - позитивный результат;                                   
      от 51 до 88 - негативный результат.                                   
 
      2. Региональная идентичность:                                         
      от 6 до 15  - позитивный результат;                                   
      от 16 до 24 - негативный результат.                                   
 
      3. Расизм:                                                            
      от 26 до 32 - позитивный результат;                                   
      от 8 до 25  - негативный результат.                                   
 
      Чем меньше количество баллов набрано по каждой шкале, тем лучше чело- 
 век осознает свою социокультурную и региональную идентичность, а также  не 
 имеет расистских склонностей.                                              
 
      В модифицированном варианте методики были произведены следующие изме- 
 нения.                                                                     
      1. Оригинальный вариант: чем меньше количество баллов набрано по шка- 
 лам социокультурной и региональной идентичности, тем выше уровень соответ- 
 свующей идентичности.                                                      
      Модифицированный вариант: балльные оценки по этим шкалам инвертирова- 
 ны - чем выше тестовый показатель, тем выше уровень идентичности.          
      2. Название шкалы "Расизм" имеет негативный оценочный  смысл.  Анализ 
 пунктов опросника показывает, что содержательно эта шкала содержит утверж- 
 дения касающихся степени толерантности личности  к  представителям  других 
 расовых групп. Название этой шкалы в  модифицированном  варианте  методики 
 "Расовая толератность". Балльные оценки по этой шкале  также  инвертирова- 
 ны - чем выше балл, тем выше этническая  толерантность  и  ниже  расисткие 
 склонности.                                                                
      Таким образом, высокие показатели в модифицированном варианте методи- 
 ки по всем шкалам имеют позитивную направленность, низкие - отрицательную. 
 При этом, следует иметь в виду, что крайне высокие  "позитивные"  значения 
 шкал могут нести не позитивную, а негативную направленность. Слишком высо- 
 кая степень социокультурной и региональной идентичности может предполагать 
 нетерпимость к представителям других культур и регионов, а высокая степень 
 расовой толерантности - отсутствие национальной идентичности.              
      3. Диапазон количественных значений 1 шкалы -  22-88  баллов,  2 шка- 
 лы - 6-24 балла, 3 шкалы - 8-32. Данное обстоятельство  затрудняет  графи- 
 ческое и количественное сопоставление шкал методики между собой,  а  также 
 интерпретацию результатов тестирования.                                    
      В данном варианте методики диаграмма результатов тестирования  и  ин- 
 терпретация основаны на условных показателях выраженных в процентах с  ну- 
 левой точкой отсчета.                                                      
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
      Опросник состоит из 36 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Cоциокультурная идентичность.                                    
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    СИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓────────────────────────────╢>              
 
    РИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>              
 
    РТ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>              
 
      0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%            
 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
          1. Социокультурная идентичность  -  СИ = 53  47%                  
          2. Региональная идентичность     -  РИ = 19  72%                  
          3. Расовая толерантность         -  РТ = 20  50%                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средний уровень социокультурной идентичности.                         
      Средняя степень отождествления себя с культурой  своей  этни-         
 ческой группы. Умеренно выраженная  тенденция  разделять  ценности         
 этой культуры как личные, а также самоотождествлять себя с  социо-         
 культурными традициями, сознательно  отвечать  за  их  преемствен-         
 ность, передавать их из поколения в поколение.                             
      Общность чувств, идей, традиций, верований, созданная медлен-         
 ными наследственными накоплениями в рамках одной цивилизации, при-         
 дает психическому складу  народа  определенное  единство,  большую         
 прочность, созидательную силу.                                             
      Социокультурная идентичность предполагает стереотипный  набор         
 атрибутов - поведенческих, символических, предметных, которые  ле-         
 жат в основе политического поведения людей разных цивилизаций.             
 
      Повышенный уровень региональной идентичности.                         
      Повышенная солидарность с земляками  по  причине  совместного         
 проживания на одной территории в данный момент или в прошлом.  Та-         
 кая идентичность выражается обычно в причислении  себя  к  жителям         
 определенной местности, района, города, его части и  т.п. террито-         
 риальной единицы.                                                          
      Региональная идентичность опирается во многом  на  социальные         
 мифы об особых качествах местообитания; ее выраженность во  многом         
 зависит от наличия и поддержания коллективной памяти,  сложившихся         
 ценностей и норм; она выражается в конструировании ее обладателями         
 неких самообразов, в создании специфических черт быта  (особеннос-         
 тей одежды, словаря, диеты и т.п.). Сам факт совместного  прожива-         
 ния неминуемо порождает у земляков сходные социальные черты.               
 
      Средний уровень расовой толерантности.                                
      Средняя степень позитивного или нейтрального отношения к дру-         
 гим народам. Склонность сдержанно реагировать на представителя лю-         
 бой национальности, чувствовать себя умеренно комфортно в обществе         
 людей другой нации.                                                        
      Умеренно выраженный этноэгоизм, который может принимать безо-         
 бидную форму на вербальном уровне как результат  восприятия  через         
 призму конструкта "мой народ", но  может  предполагать,  например,         
 некоторую напряженность и раздражение в общении с  представителями         
 других этнических групп или признание за своим  народом  права ре-         
 шать ряд проблем за "чужой" счет.