МЕТОДИКА:
Опросник социокультурной идентичности
(ОСКИ)
(О.В. Крупенко, О.В. Фролова)
(модифицированный вариант).
Методика предназначена для определения социокультурной идентичности и
позволяет определить этническую идентичность, региональную идентичность,
склонность к расизму.
Социокультурная идентичность - это совокупность устойчивых черт, поз-
воляющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от
других.
Человек отождествляет себя с культурой, если разделяет ценности этой
культуры как личные. Он должен самоотождествлять себя с социокультурными
традициями, сознательно отвечая за их преемственность, передавая их из по-
коление в поколение. Это предполагает определенные формы поведения в ситу-
ации социального взаимодействия.
Общность чувств, идей, традиций, верований, созданная медленными на-
следственными накоплениями в рамках одной цивилизации, придает психическо-
му складу народа определенное единство, большую прочность созидательную
силу.
Социокультурная идентичность предполагает стереотипный набор атрибу-
тов - поведенческих, символических, предметных, которые лежат в основе по-
литического поведения людей разных цивилизаций.
Социальная идентичность - социальное чувство индивидуума, которое за-
ставляет его ассоциировать себя с некоей социальной группой на том основа-
нии, что у них есть общие интересы и признаки (или индивидууму кажется,
что так и есть на самом деле). Это может быть расовая или этническая груп-
па, профессиональная или имущественная, классовая или "образовательная".
Все вместе они образуют сложный и порою противоречивый комплекс, который
во многом предопределяет или объясняет поведение конкретного человека в
социуме.
Региональная (территориальная) идентичность - солидарность с земляка-
ми по причине совместного проживания на одной территории в данный момент
или в прошлом. Такая идентичность выражается обычно в причислении себя к
жителям определенной местности, района, города, его части и т. п. террито-
риальной единицы
Региональная идентичность во многом схожа с другими видами идентич-
ностей. Она тоже опирается во многом на социальные мифы об особых качест-
вах местообитания; ее выраженность во многом зависит от наличия и поддер-
жания коллективной памяти, сложившихся ценностей и норм; она выражается в
конструировании ее обладателями неких самообразов, в создании специфичес-
ких черт быта (особенностей одежды, словаря, диеты и т. п.). Сам факт сов-
местного проживания неминуемо порождает у земляков сходные социальные чер-
ты.
Расизм - совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о
физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем вли-
янии расовых различий на историю и культуру.
Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в эн-
циклопедии Britannica указывается, что расистским является убеждение в
том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интел-
лект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдель-
ной человеческой личности, а не общества или общественной группы. Расизм
обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие
и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и приз-
ваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на прак-
тике порой находит свос выражение в политике расовой дискриминации.
Методика рассчитана на возраст от старших подростков до людей прек-
лонного возраста.
Респондентам предлагается ответить на 36 вопросов, обводя определен-
ную цифру рядом с вопросом.
Важным является также и то, что респондент должен указать дату запол-
нения, возраст и пол.
Результаты подсчитываются согласно ключу к методике по трем шкалам:
1. Социокультурная идентичность.
2. Региональная идентичность.
3. Расизм.
Варианты ответов
1 - "согласен",
2 - "скорее согласен, чем не согласен",
3 - "скорее не согласен, чем согласен",
4 - "не согласен".
Интерпретация.
1. Социокультурная идентичность:
от 22 до 50 - позитивный результат;
от 51 до 88 - негативный результат.
2. Региональная идентичность:
от 6 до 15 - позитивный результат;
от 16 до 24 - негативный результат.
3. Расизм:
от 26 до 32 - позитивный результат;
от 8 до 25 - негативный результат.
Чем меньше количество баллов набрано по каждой шкале, тем лучше чело-
век осознает свою социокультурную и региональную идентичность, а также не
имеет расистских склонностей.
В модифицированном варианте методики были произведены следующие изме-
нения.
1. Оригинальный вариант: чем меньше количество баллов набрано по шка-
лам социокультурной и региональной идентичности, тем выше уровень соответ-
свующей идентичности.
Модифицированный вариант: балльные оценки по этим шкалам инвертирова-
ны - чем выше тестовый показатель, тем выше уровень идентичности.
2. Название шкалы "Расизм" имеет негативный оценочный смысл. Анализ
пунктов опросника показывает, что содержательно эта шкала содержит утверж-
дения касающихся степени толерантности личности к представителям других
расовых групп. Название этой шкалы в модифицированном варианте методики
"Расовая толератность". Балльные оценки по этой шкале также инвертирова-
ны - чем выше балл, тем выше этническая толерантность и ниже расисткие
склонности.
Таким образом, высокие показатели в модифицированном варианте методи-
ки по всем шкалам имеют позитивную направленность, низкие - отрицательную.
При этом, следует иметь в виду, что крайне высокие "позитивные" значения
шкал могут нести не позитивную, а негативную направленность. Слишком высо-
кая степень социокультурной и региональной идентичности может предполагать
нетерпимость к представителям других культур и регионов, а высокая степень
расовой толерантности - отсутствие национальной идентичности.
3. Диапазон количественных значений 1 шкалы - 22-88 баллов, 2 шка-
лы - 6-24 балла, 3 шкалы - 8-32. Данное обстоятельство затрудняет графи-
ческое и количественное сопоставление шкал методики между собой, а также
интерпретацию результатов тестирования.
В данном варианте методики диаграмма результатов тестирования и ин-
терпретация основаны на условных показателях выраженных в процентах с ну-
левой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 36 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Cоциокультурная идентичность.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
СИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓────────────────────────────╢>
РИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>
РТ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>
0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%
Tестовые показатели:
1. Социокультурная идентичность - СИ = 53 47%
2. Региональная идентичность - РИ = 19 72%
3. Расовая толерантность - РТ = 20 50%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний уровень социокультурной идентичности.
Средняя степень отождествления себя с культурой своей этни-
ческой группы. Умеренно выраженная тенденция разделять ценности
этой культуры как личные, а также самоотождествлять себя с социо-
культурными традициями, сознательно отвечать за их преемствен-
ность, передавать их из поколения в поколение.
Общность чувств, идей, традиций, верований, созданная медлен-
ными наследственными накоплениями в рамках одной цивилизации, при-
дает психическому складу народа определенное единство, большую
прочность, созидательную силу.
Социокультурная идентичность предполагает стереотипный набор
атрибутов - поведенческих, символических, предметных, которые ле-
жат в основе политического поведения людей разных цивилизаций.
Повышенный уровень региональной идентичности.
Повышенная солидарность с земляками по причине совместного
проживания на одной территории в данный момент или в прошлом. Та-
кая идентичность выражается обычно в причислении себя к жителям
определенной местности, района, города, его части и т.п. террито-
риальной единицы.
Региональная идентичность опирается во многом на социальные
мифы об особых качествах местообитания; ее выраженность во многом
зависит от наличия и поддержания коллективной памяти, сложившихся
ценностей и норм; она выражается в конструировании ее обладателями
неких самообразов, в создании специфических черт быта (особеннос-
тей одежды, словаря, диеты и т.п.). Сам факт совместного прожива-
ния неминуемо порождает у земляков сходные социальные черты.
Средний уровень расовой толерантности.
Средняя степень позитивного или нейтрального отношения к дру-
гим народам. Склонность сдержанно реагировать на представителя лю-
бой национальности, чувствовать себя умеренно комфортно в обществе
людей другой нации.
Умеренно выраженный этноэгоизм, который может принимать безо-
бидную форму на вербальном уровне как результат восприятия через
призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например,
некоторую напряженность и раздражение в общении с представителями
других этнических групп или признание за своим народом права ре-
шать ряд проблем за "чужой" счет.
|