МЕТОДИКА:
Шкала оценки своей компетентности
(С. Хартер)
(S. Harter, 1981)
(адаптация Н.С. Чернышевой, 1997).
Методика предназначена для изучения дифференцированной самооценки у
детей младшего школьного возраста.
Шкала позволяет выявить оценку детьми собственной умелости ("компе-
тентности") в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельнос-
ти, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также
общий уровень самопринятия.
Методика проводится индивидуально. Экспериментатор зачитывает ребенку
пару утверждений и просит выбрать, какое из них ему ближе, больше подходит
для него. После этого экспериментатор уточняет, является ли выбранный от-
вет правильным в любой ситуации ("единственно правильный" ответ), или он
возможен лишь в некоторых случаях ("возможный" ответ). В соответствии с
этим в бланке ответов отмечается одна из цифр.
Понимание ребенком инструкции проверяется на первой паре утверждений.
Обследование занимает 12-35 минут, в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка.
Обработка результатов.
Методика включает четыре субшкалы, с помощью которых выявляются сле-
дующие компетентности.
1. Познавательная компетентность - учебная активность и усвоение зна-
ний: легкость получения хорошей оценки ("Дети, которым хорошую оценку по-
лучить легко" - "Дети, которым хорошую оценку получить трудно"), находчи-
вость в отыскании ответа, быстрота понимания прочитанного.
2. Компетентность в общении со сверстниками - успешность взаимодей-
ствия с ровесниками: количество друзей, популярность среди сверстников
("Дети, с которыми все хотят играть" - "Дети, с которыми играют только
близкие друзья"), умение нравиться окружающим.
3. Компетентность во внеурочной деятельности - школьные, но не учеб-
ные дела: любознательность в выборе игр, выбор в команду для игры ("Дети,
которых сразу выбирают в команду для игры" - "Дети, которых не сразу выби-
рают в команду для игры"), умение быстро бегать.
4. Общее самоприятие - особенности и степень самоприятия ребенка:
уверенность в себе, правильность поведения, стремление быть непохожим на
других ("Дети, которые хотят быть такими, как все" ,"Дети, которые хотят
быть непохожими на других")
На каждую субшкалу приходится по семь заданий, т.е. всего 28 пар ут-
верждений. Половина из них предполагает высокий уровень компетентности,
другая половина - низкий. Испытуемый должен выбрать одно из двух утвержде-
ний как наиболее близкое ему. После выбора он уточняет, является ли для
него такой ответ правильным в любой ситуации, или он возможен лишь в неко-
торых случаях.
В случае выбора "единственно правильного" ответа за максимально не-
благоприятный вариант дается 1 балл, за максимально благоприятный - 4 бал-
ла. В случае выбора "возможного" ответа при неблагоприятном варианте на-
числяется 2 балла, а при благоприятном - 3 балла.
Оценка результатов.
По каждой шкале самооценка ребенка оценивается следующим образом:
7-10 - низкая самооценка;
11-14 - средне-низкая самооценка;
15-19 - средняя самооценка;
20-23 - средне-высокая самооценка;
24-28 - высокая самооценка.
В качестве ориентировочной может использоваться суммарная оценка по
субшкалам. Соответственно, данные могут располагаться в интервале от 28 до
112.
Опросник состоит из 28 вопросов.
Примерное время тестирования 12-35 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма основана на показателях вы-
раженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала оценки своей компетентности.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████────────╢> ПК
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢> КО
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████───────────────╢> КН
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢> ОС
<─[-]─><──[-=]─><───[==]───><──[=+]──><───[+]────>
Интегральный тестовый показатель:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢> ОК
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовые показатели:
1. Познавательная компетентность - ПК = 25 86%
2. Компетентность в общении со сверстниками - КО = 14 33%
3. Компетентность во внеурочной деятельности - КН = 22 71%
4. Общее самоприятие - ОС = 18 52%
------------------------------------------------------------
Интегральный показатель - ОК = 79 61%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Познавательная компетентность - учебная активность и усво-
ение знаний: легкость получения хорошей оценки, находчивость в
отыскании ответа, быстрота понимания прочитанного.
Тестовый показатель: высокая самооценка.
2. Компетентность в общении со сверстниками - успешность вза-
имодействия с ровесниками: количество друзей, популярность среди
сверстников, умение нравиться окружающим.
Тестовый показатель: средне-низкая самооценка.
3. Компетентность во внеурочной деятельности - школьные, но
не учебные дела: любознательность в выборе игр, выбор в команду
для игры, умение быстро бегать.
Тестовый показатель: средне-высокая самооценка.
4. Общее самоприятие - особенности и степень самоприятия ре-
бенка: уверенность в себе, правильность поведения, стремление быть
непохожим на других.
Тестовый показатель: средняя самооценка.
|