МЕТОДИКА:
Тест-опросник родительского отношения
(ОРО)
(А.Я. Варга, В.В. Столин).
Методика предназначена для диагностики родительского отношения у лиц,
обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и об-
щения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по
отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с
ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его
поступков.
Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 роди-
телей психически эдоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за
психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи
семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психоло-
гии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: то есть ро-
дителей, не нуждающихся в посторонней помощи в вопросах воспитания и обще-
ния с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной - родите-
лей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей - в нее вошла под-
группа лиц, реально обратившихся за психологической помощью.
В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказыва-
ния родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Кон-
сультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры
этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам: симпатия,
антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация,
инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, доминирование, пота-
кание, автономия. В стандартизированное интервью были включены лишь те ут-
верждения, относительно которых мнения экспертов о шкальной принадлежности
совпадали. Таким образом, было получено стандартизированное интервью из 62
пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты
факторизации с "Варимакс" вращением.
В результате факторизации данных выборки испытуемых было получено 4
значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "автори-
тарная гиперсоциализация". На основе значимых факторов общей выборки и
максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего
опросника.
Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-кри-
терию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во
всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то
есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что
предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского
отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была
проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вра-
щением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических
групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополуч-
ных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за по-
мощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валид-
ность опросника.
Тестовые нормы опросника представлены в виде процентильных рангов
тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Опросник состоит из 61 утверждения.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест-опросник родительского отношения.
Ф.И.О: _____________________
Доп. данные: _______________
Диаграмма:
Пр ╟─░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢>
Кп ╟─░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢>
См ╟─░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓──────────────────────╢>
Гп ╟─░░─────────────────────────────────────────────────╢>
Ин ╟─░░░░░░░░───────────────────────────────────────────╢>
<─[-]──><───────────────[=]──────────────><──[+]─>
Тестовые показатели:
1. "Принятие - отвержение" - Пр = 31 (9)
2. "Кооперация" - Кп = 31 (7)
3. "Симбиоз" - См = 58 (3)
4. "Авторитарная гиперсоциализация" - Гп = 4 (0)
5. "Маленький неудачник" - Ин = 15 (0)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний уровень психологического принятия ребенка, симпатии к
нему, одобрения его планов и интересов.
Средний уровень заинтересованности в делах ребенка, стремле-
ния во всем ему помогать, быть с ним на равных.
Умеренная склонность воспринимать себя единым целым с ребен-
ком, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей.
Пониженное стремление к контролю за поведением ребенка, его
социальными достижениями, привычками, мыслями, чувствами. Отсутст-
ствие склонности во всем навязывать ребенку свою волю, сурово на-
казывать за проявление своеволия.
Отсутствие склонности относиться к своему ребенку как к "ма-
ленькому неудачнику", приписывать ему личную и социальную несосто-
ятельность.
|