МЕТОДИКА:                                  
               Отношение спортсмена к предстоящему соревнованию             
                                  (ОПС)                                     
                       (ЛНИИФК, Ю.Л. Ханин, 1977).                          
 
      Методика предназначена для диагностики отношения спортсмена  к  пред- 
 стоящему соревнованию. Шкала  позволяет  выявлять  особенности  восприятия 
 спортсменом предсоревновательной ситуации и  предсказывать  его  состояние 
 перед ответственным стартом.                                               
 
      Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию характери- 
 зуется (по А.Ц. Пуни) трезвой уверенностью его в своих силах,  стремлением 
 активно и до конца бороться за  достижение  намеченной  цели,  оптимальным 
 уровнем эмоционального возбуждения, высокой устойчивостью по  отношению  к 
 различным сбивающим воздействиям. Обобщенно это  состояние  проявляется  в 
 способности спортсмена эффективно и рационально управлять своими действия- 
 ми, чувствами, поведением в условиях соревновательной  борьбы.  Отсутствие 
 (или малая выраженность) любого из названных признаков состояния  психоло- 
 гической готовности свидетельствует о том, что оно не является оптимальным 
 и может отрицательно сказаться на качестве регулирования спортсменом своей 
 двигательной, интеллектуальной и волевой активности.                       
 
      Стресс-факторы, влияющие на психологическую и эмоциональную  устойчи- 
 вость спортсменов.                                                         
      Наиболее значимо влияющие на  результаты  спортивной  деятельности  и 
 часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы: 
 предсоревновательные и соревновательные, т.к.  восприятие  стресс-факторов 
 спортсменом очень индивидуально и избирательно.                            
 
      Предсоревновательные стресс-факторы:                                  
      1. Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты. 
      2. Конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье.           
      3. Положение фаворита перед соревнованиями.                           
      4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта.                
      5. Плохое оснащение соревнований.                                     
      6. Предыдущие неудачи.                                                
      7. Завышенные требования.                                             
      8. Длительный переезд к месту соревнований.                           
      9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи.   
     10. Незнакомый противник.                                              
     11. Предшествующие поражения от данного противника.                    
 
     Соревновательные стресс-факторы:                                       
     12. Неудачи на старте.                                                 
     13. Необъективное судейство.                                           
     14. Отсрочка старта.                                                   
     15. Упреки во время соревнования.                                      
     16. Повышенное волнение.                                               
     17. Значительное превосходство соперника.                              
     18. Неожиданно высокие результаты соперника.                           
     19. Зрительные, акустические и тактильные помехи.                      
     20. Реакция зрителей.                                                  
     21. Плохое физическое самочувствие.                                    
     22. Болевой финишный синдром, страх смерти.                            
 
     Соревнования имеют ряд общих психологических особенностей:             
     1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием;            
     2) целью выступления в соревнованиях является  достижение  победы  или 
 лучшего результата;                                                        
     3) соревнования всегда социально значимы (их результаты  получают  об- 
 щественную оценку, влияют на статус спортсмена в обществе);                
     4) результаты выступления в соревнованиях  всегда  лично  значимы  для 
 спортсмена;                                                                
     5) спортивные соревнования являются  специфичным  фактором,  создающим 
 
 так и отрицательное действие на результат спортсмена.                      
 
      Для спортсмена основными условиями деятельности являются:             
      необходимость поддержания высокой работоспособности в условиях нарас- 
 тающего утомления;                                                         
яя    необходимость на основании информации, поступающей по ходу выполнения 
 упражнения принимать определенные решения и исполнять  их  для  достижения 
 максимально возможных результатов;                                         
      необходимость регулярного выполнения большого объема нагрузки;        
      необходимость овладения приемами саморегуляции  с  целью  оптимизации 
 эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.     
 
      Стрессоры с кратковременным действием:                                
      1. стрессоры, вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором  ра- 
 нее была получена травма, встреча с явным фаворитом, неблагоприятный прог- 
 ноз и др.);                                                                
      2. стрессоры, вызывающие неприятные физические ощущения (боль,  уста- 
 лость, плохие метеорологические условия и т.п.);                           
      3. стрессоры темпа и скорости (необоснованно завышенные установки  на 
 рекордный результат, информационная перегрузка,  необходимость  проявления 
 предельной силы и быстроты движений и т.д.);                               
      4. стрессоры отвлечения  внимания  (тактические  маневры  противника, 
 опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности и пр.);                 
      5. стрессоры неудачи (ошибка в  технике  движения,  неудачный  старт, 
 "неудачный противник" и т.п.);                                             
 
      Среди стрессоров с длительным действием:                              
      6. стрессоры, связанные с риском и  опасностью  (мото-  и  автоспорт, 
 хоккей, альпинизм, прыжки с трамплина, спортивная гимнастика и др.);       
      7.стрессоры длительной нагрузки, порождающие усталость (продолжитель- 
 ное выполнение упражнений на фоне нарастающего физического и  психического 
 утомления, монотонность условий и т.д.);                                   
      8.стрессоры борьбы (соревновательная деятельность, необходимость опе- 
 ративного изменения стиля деятельности и т.д.);                            
      9. стрессоры изоляции (невозможность контактов во время соревнования, 
 несоответствие командным требованиям и осуждение и пр.).                   
 
      Показатели стресс-реакции:                                            
      выраженная мышечная  скованность,  сопровождаемая  резким  понижением 
координации движений;                                                       
      изменение позы;                                                       
      мимические проявления, например, выражение глубокого горя;            
      хоботковый рефлекс (губы вытянуты вперед трубкой,  подергивание  ниж- 
 ней губой с выпячиванием вперед), сосательный рефлекс;                     
      неадекватные поведенческие реакции;                                   
      явная ошибочная оценка той или иной информации;                       
      ошибочные решения;                                                    
      выраженное нарушение ритма сердечных сокращений и дыхания;            
      уменьшение или увеличение сахара в крови;                             
      повышение или понижение АД;                                           
      длительный и обильный пот, особенно на шее, висках, за  ушами,  между 
 лопатками;                                                                 
      частые позывы на дефекацию;                                           
      диурез на психогенной основе.                                         
 
      Психологические и эмоциональные состояния спортсмена.                 
 
      Тревога - эмоциональное состояние спортсмена, возникающее в ситуациях 
 неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании события, интересующего 
 спортсмена, по исходу своему неизвестного (приятным оно будет или неприят- 
 ным) и потому его волнующего. Тревога - это первая  эмоциональная  реакция 
 при стрессе.                                                               
      Причинами возникновения тревоги могут быть:                           
      осознание важности, значительности, высокой ответственности выступле- 
 ния в соревновании;                                                        
      несоответствие уровня подготовленности спортсмена требованиям  напря- 
 женной соревновательной борьбы;                                            
      психическое состояние спортсмена с повышенной тенденцией предупрежде- 
 ния неуспеха;                                                              
      неадекватная оценка собственных действий и действий соперника;        
      выполнение упражнений, связанных с риском и опасностью и др.          
      Показателями тревоги могут быть:                                      
      ощущение беспомощности;                                               
      общая дезорганизация деятельности, нарушающей ее направленность и ре- 
 зультативность;                                                            
      затруднения в дыхании: чувство стеснения в горле и груди;             
      сильное сердцебиение; повышение АД и ЧСС;                             
      уменьшение слюноотделения;                                            
      рвота;                                                                
      потение;                                                              
      тремор;                                                               
      частый диурез.                                                        
      Тревожность - склонность спортсмена к переживанию тревоги, характери- 
 зующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги - один  из  основных 
 параметров индивидуальных различий.                                        
 
      Утомление - функциональное состояние организма спортсмена,  вызванное 
 умственной или физической работой, при которой наблюдается временное  сни- 
 жение работоспособности в связи с длительным воздействием нагрузок.        
      Компоненты утомления:                                                 
      1. Чувство слабосилия: утомление переживается как  ощущение  снижения 
 собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и  неуверен- 
 ности в правильности действий,  невозможности  поддерживать  работоспособ- 
 ность на прежнем уровне.                                                   
      2. Расстройство внимания - снижение объема внимания,  нарушение  про- 
 цессов переключения и распределения, спортсмен становится  вялым,  малоак- 
 тивным, легкоотвлекаемым.                                                  
      3. Расстройство сенсорных процессов -  выраженное  снижение  чувстви- 
 тельности различных анализаторных систем.                                  
      4. Нарушение двигательных функций - обычно сопровождается замедлением 
 как простых, так и сложных двигательных реакций выбора.                    
      Нарушение двигательных функций приводит к разрушению  сложных  двига- 
 тельных навыков (из них выпадают отдельные элементы  движений),  нарушению 
 координации.                                                               
      5. Нарушение памяти - прежде всего приводит  к  ухудшению  извлечения 
 информации из памяти, процессов воспроизведения, процессов  запоминания  и 
 удержания памяти.                                                          
      6. Нарушение мышления - существенно снижается эффективность процессов 
 мышления.                                                                  
      7. Трансформация мотивов деятельности - по  мере  развития  утомления 
 происходит смена мотивов деятельности.                                     
      8. Ослабление воли - снижается выдержка, решительность и амоконтроль, 
 исчезает настойчивость.                                                    
      9. Сонливость - при сильном утомлении возникает  сонливость  как  ре- 
 зультат развития охранительного торможения. Потребность во сне может  быть 
 настолько высока, что спортсмен часто засыпает  в  любом  положении,  даже 
 стоя, на ходу.                                                             
 
      Стадии утомления.                                                     
      Первая стадия: слабое чувство усталости, вялости, сонливости  и  т.п. 
 Спортсмен еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятель- 
 ности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако 
 длительное волевое сопротивление может вызвать "взрыв переутомления",  ко- 
 торый обладает большой разрушительной силой для деятельности спортсмена.   
      Вторая стадия: снижение работоспособности, которое проявляется в  ос- 
 новном ухудшением правильности, а не скорости работы.                      
      Третья стадия: острое переживание утомления, которое может перейти  в 
 хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно  рассматривать  как 
 естественную реакцию организма, имеющую защитную характер,  то  чрезмерное 
 утомление (как в острой, так и в хронической форме) - явление  нежелатель- 
 ное.                                                                       
 
      Фрустрация - психическое  состояние  спортсмена,  возникающее  тогда, 
 когда на его пути встречаются объективные (или субъективно воспринимаемые) 
 непреодолимые трудности для достижения цели,  или  переживание  неудачи  в 
 удовлетворении своих потребностей и блокирующие его деятельность.          
      Реакции на фрустрацию:                                                
      1 - досада на себя;                                                   
      2 - злость на других;                                                 
      3 - обесценивание предъявляемой задачи ("задача  неразрешимая,  никто 
 не может придумать ответа");                                               
      4 - тревожность ("мне теперь покоя не будет из-за этой задачи");      
      5 - депрессия.                                                        
 
      Психическое состояние - это психическая деятельность  в  определенном 
 промежутке времени, показывающая особенности протекания  психических  про- 
 цессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями  личнос- 
 ти.                                                                        
      К неблагоприятным психическим состояниям относятся:                   
      связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности  чер- 
 тами характера и свойствами личности, навязчивые и  устойчивые  по  своим  
проявлениям (например, зазнайство);                                         
      снижающие результаты общественно значимой спортивной деятельности ас- 
 тенические или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;       
      отвлекающие от основной спортивной задачи, направленные на  посторон- 
 ние объекты, имеющие активный характер, но уводящие от выполнения основной 
 деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные лич- 
 ными отношениями;                                                          
      неблагоприятно влияющие на физическое и психическое здоровье  (невро- 
 тизирующие психику, вызывающие грубое нарушение функций  внутренних  орга- 
 нов, ослабляющие защитные силы организма).                                 
 
      Состояние тревожности - это наиболее  распространенное   состояние  у 
 спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением. 
      Оно возникает у спортсмена перед стартом, результаты которого для не- 
 го значимы, но исход неизвестен.                                           
      Симптомы состояния тревожности следующие:                             
      сомнение в будущих результатах,                                       
      замедление двигательных реакций,                                      
      нарушение дыхательного цикла,                                         
      уменьшение объема и частоты дыхательныхдвижений.                      
      Состояние тревожности усугубляется неуверенностью спортсмена.         
 
      Состояние страха.                                                     
      Это состояние возникает перед выполнением опасных спортивных упражне- 
 ний (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным  со- 
 перником (бокс, борьба и т.п.).                                            
      Симптомы состояния страха следующие:                                  
      увеличение частоты сердечных сокращений,                              
      побледнение или покраснение кожных покровов,                          
      расширение зрачков,                                                   
      оцепенение,                                                           
      дрожь,                                                                
      заторможенность.                                                      
      Следует иметь в виду, что на протекание состояния страха  и  на  его  
 симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свойства нервной систе- 
 мы, волевые качества).                                                     
      Состояние монотонии наиболее  характерно  для  марафонцев,  лыжников, 
 конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов и др. Для состояния  мо- 
 нотонии характерно: падение интереса к тренировочной работе, преждевремен- 
 ная усталость, ослабление  внимания,  чувство  неудовлетворенности  сонли- 
 вость, увеличение времени сложной реакции, реагирование на  ложные  выпады 
 противника, укорочение времени простой реакции.                            
 
      Состояние психического пресыщения.                                    
      Это состояние, как правило, появляется вслед за монотонней, но  может 
 возникать и самостоятельно.                                                
      К симптомам этого состояния относятся:                                
      возбужденность,                                                       
      раздражительность,                                                    
      отвращение к выполняемой работе,                                      
      укорочение времени сложной реакции,                                   
      снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, вентиляции  легких  и 
      энерготрат.                                                           
 
      Состояние стресса.                                                    
      Стресс, вызванный участием спортсмена в соревнованиях, - это  целост- 
 ное психофизиологическое состояние личности, возникающее в трудной  ситуа- 
 ции, связанное с активным положительным отношением к выполняемой  деятель- 
 ности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается  не- 
 специфическими вегетативными и эмоциональными изменениями.                 
      В состоянии стресса могут появляться как положительные, так и отрица- 
 тельные сдвиги в выполняемой деятельности.                                 
      Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной системы.    
      Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса  определяется  сте- 
 пенью развития стресса и силой нервной системы. Состояние неуверенности  в 
 успешном выступлении является результатом оценки  спортсменом  предстоящей 
 соревновательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном выступлении на 
 соревновании, то запланированный им результат, как правило, достигается.   
 Состояние неуверенности (низкой уверенности) отрицательно  сказывается  на 
 предстоящей деятельности, запланированный результат не достигается.        
 
      Состояние фрустрации - это состояние человека, выражающееся в  харак- 
 терных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно не пре- 
 одолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.             
      При низком уровне сопротивляемости к фрустрации может  появиться  ее  
 деструктивное воздействие на личность, заключающееся в следующем:          
      нарушение тонкой координации;                                         
      когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит альтерна-  
 тивных путей или другой цели;                                              
      эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над  собой  и  
 ситуацией.                                                                 
 
      Психологическая устойчивость - качество личности, позволяющее  спорт- 
 смену противостоять  неблагоприятному  давлению  обстоятельств,  сохранять 
 здоровье работоспособность.                                                
 
      Эмоциональная   устойчивость -  положительное  психическое  качество, 
 спортсмена в ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной 
 степени интенсивности, стабильности и устойчивой направленности на решение 
 спортивных задач.                                                          
 
      Стойкость - способность противостоять трудностям,  сохранять  веру  в 
 ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения.                      
 
      Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения  с  ре- 
 сурсами психики и организма спортсмена.                                    
 
      Сопротивляемость - способность к сопротивлению тому, что ограничивает 
 свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в  выбо- 
 ре образа жизни в целом.                                                   
 
      Индивидуальные психические качества, определяющие  психологическую  и 
 эмоциональную устойчивость спортсменов.                                    
      Система индивидуальных психических свойств состоит:                   
      а) психодинамические свойства (свойства темперамента);                
      б) психические свойства личности.                                     
 
 
     Шкала состоит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый  компонент),  на 
 которые спортсмен должен ответ "да" или "нет". В шкале ОПС 11  положитель- 
 ных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицательными. Это  сде- 
 лано для того, чтобы избежать формирования нежелательной установки при оп- 
 росе.                                                                      
     Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС  проводится  индивидуально  (или 
 фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых).         
 
     Анализ и интерпретация данных.                                         
     Каждый вопрос по шкале ОПС, совпадающий  с  ключом,  оценивается  в  1 
 балл. Обработка протокола опроса осуществляется с помощью ключа  "работаю- 
 щих" ответов по каждому из компонентов. В результате получают 4 показателя 
 и итоговый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов.  Чем  выше  показатель,  тем 
 "неблагоприятнее" отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.        
 
      1. Показатель уверенности в себе (Ув) - "смогу ли я?".                
      Высокие показатели означают: заниженная субъективная самооценка своих 
 возможностей достижения успеха; неуверенность в  своих  силах;  отсутствие 
 желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и т.д.       
      Показатель Ув в 7 баллов показывает, что спортсмен субъективно не го- 
 тов к соревнованию.                                                        
      Показатель Ув в 0 баллов - высокая готовность к соревнованию.         
 
      2. Показатель восприятия  и  оценки  возможностей  соперников  (Сп) - 
 "смогут ли соперники?".                                                    
      Сопоставление своих возможностей с возможностями своих соперников.    
      Показатель Сп в 7 баллов - высокая оценка готовности соперников;      
      0 баллов - низкая оценка возможностей соперников.                     
 
      3. Показатель желания участвовать и  значимость  соревнования  (Зн) - 
 "хочу ли я?".                                                              
      Показатель Зн в 7 баллов - высокая субъективная  значимость  соревно- 
 вания и большое желание выступать.                                         
      Показатель в 0 баллов - низкая значимость и отсутствие желания сорев- 
 новаться.                                                                  
 
      4. Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т.е. показатель субъ- 
 ективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других 
 людей (Др) - "смогу ли я с точки зрения других людей  (тренера,  товарищей 
 по команде, зрителей)?".                                                   
      Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о заниженной зеркальной (или  
 отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревнова- 
 нии.                                                                       
      Показатель в 0 баллов - высокая самооценка.                           
 
      Опросник состоит из 28 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Отношение спортсмена к предстоящему соревнованию (ОПС).          
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                           Структура ОПС:                                   
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> Ув             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> Сп             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████────────╢> Зн             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓─────────────────────────────╢> Др             
 
        <───────[-]────────><─[==]─><────────[+]────────>                   
 
 
                      Интергральный показатель:                             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢> ОПС           
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
             1. Уверенность в своих силах    -  Ув =  2                     
             2. Оценка силы соперников       -  Сп =  4                     
             3. Значимость соревнований      -  Зн =  6                     
             4. Ориентация на оценки других  -  Др =  3                     
             ------------------------------------------                     
             Общий итоговый показатель - ОПС =  15  54%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Умеренно выраженная субъективная готовность к соревнованию.           
 
      1. Уверенность в своих силах.                                         
      Повышенная самооценка своих возможностей  достижения  успеха;         
 уверенность в своих силах и реальности выполнения поставленных за-         
 дач; желание выступать и т.д.                                              
      Повышенная субъективная готовность к соревнованию.                    
 
      2. Оценка силы соперников.                                            
      Сопоставление своих возможностей с  возможностями  своих  со-         
 перников: средняя оценка готовности соперников.                            
 
      3. Значимость соревнований.                                           
      Повышенная субъективная значимость соревнования и большое же-         
 лание выступать.                                                           
 
      4. Ориентация на оценки других.                                       
      Средняя зеркальная самооценка спортсмена  (субъективное  вос-         
 приятие спортсменом оценки его возможностей в соревновании со сто-         
 роны других людей - тренера, товарищей по команде, зрителей).