МЕТОДИКА:
Отношение спортсмена к предстоящему соревнованию
(ОПС)
(ЛНИИФК, Ю.Л. Ханин, 1977).
Методика предназначена для диагностики отношения спортсмена к пред-
стоящему соревнованию. Шкала позволяет выявлять особенности восприятия
спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние
перед ответственным стартом.
Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию характери-
зуется (по А.Ц. Пуни) трезвой уверенностью его в своих силах, стремлением
активно и до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным
уровнем эмоционального возбуждения, высокой устойчивостью по отношению к
различным сбивающим воздействиям. Обобщенно это состояние проявляется в
способности спортсмена эффективно и рационально управлять своими действия-
ми, чувствами, поведением в условиях соревновательной борьбы. Отсутствие
(или малая выраженность) любого из названных признаков состояния психоло-
гической готовности свидетельствует о том, что оно не является оптимальным
и может отрицательно сказаться на качестве регулирования спортсменом своей
двигательной, интеллектуальной и волевой активности.
Стресс-факторы, влияющие на психологическую и эмоциональную устойчи-
вость спортсменов.
Наиболее значимо влияющие на результаты спортивной деятельности и
часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы:
предсоревновательные и соревновательные, т.к. восприятие стресс-факторов
спортсменом очень индивидуально и избирательно.
Предсоревновательные стресс-факторы:
1. Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты.
2. Конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье.
3. Положение фаворита перед соревнованиями.
4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта.
5. Плохое оснащение соревнований.
6. Предыдущие неудачи.
7. Завышенные требования.
8. Длительный переезд к месту соревнований.
9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи.
10. Незнакомый противник.
11. Предшествующие поражения от данного противника.
Соревновательные стресс-факторы:
12. Неудачи на старте.
13. Необъективное судейство.
14. Отсрочка старта.
15. Упреки во время соревнования.
16. Повышенное волнение.
17. Значительное превосходство соперника.
18. Неожиданно высокие результаты соперника.
19. Зрительные, акустические и тактильные помехи.
20. Реакция зрителей.
21. Плохое физическое самочувствие.
22. Болевой финишный синдром, страх смерти.
Соревнования имеют ряд общих психологических особенностей:
1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием;
2) целью выступления в соревнованиях является достижение победы или
лучшего результата;
3) соревнования всегда социально значимы (их результаты получают об-
щественную оценку, влияют на статус спортсмена в обществе);
4) результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для
спортсмена;
5) спортивные соревнования являются специфичным фактором, создающим
так и отрицательное действие на результат спортсмена.
Для спортсмена основными условиями деятельности являются:
необходимость поддержания высокой работоспособности в условиях нарас-
тающего утомления;
яя необходимость на основании информации, поступающей по ходу выполнения
упражнения принимать определенные решения и исполнять их для достижения
максимально возможных результатов;
необходимость регулярного выполнения большого объема нагрузки;
необходимость овладения приемами саморегуляции с целью оптимизации
эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.
Стрессоры с кратковременным действием:
1. стрессоры, вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором ра-
нее была получена травма, встреча с явным фаворитом, неблагоприятный прог-
ноз и др.);
2. стрессоры, вызывающие неприятные физические ощущения (боль, уста-
лость, плохие метеорологические условия и т.п.);
3. стрессоры темпа и скорости (необоснованно завышенные установки на
рекордный результат, информационная перегрузка, необходимость проявления
предельной силы и быстроты движений и т.д.);
4. стрессоры отвлечения внимания (тактические маневры противника,
опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности и пр.);
5. стрессоры неудачи (ошибка в технике движения, неудачный старт,
"неудачный противник" и т.п.);
Среди стрессоров с длительным действием:
6. стрессоры, связанные с риском и опасностью (мото- и автоспорт,
хоккей, альпинизм, прыжки с трамплина, спортивная гимнастика и др.);
7.стрессоры длительной нагрузки, порождающие усталость (продолжитель-
ное выполнение упражнений на фоне нарастающего физического и психического
утомления, монотонность условий и т.д.);
8.стрессоры борьбы (соревновательная деятельность, необходимость опе-
ративного изменения стиля деятельности и т.д.);
9. стрессоры изоляции (невозможность контактов во время соревнования,
несоответствие командным требованиям и осуждение и пр.).
Показатели стресс-реакции:
выраженная мышечная скованность, сопровождаемая резким понижением
координации движений;
изменение позы;
мимические проявления, например, выражение глубокого горя;
хоботковый рефлекс (губы вытянуты вперед трубкой, подергивание ниж-
ней губой с выпячиванием вперед), сосательный рефлекс;
неадекватные поведенческие реакции;
явная ошибочная оценка той или иной информации;
ошибочные решения;
выраженное нарушение ритма сердечных сокращений и дыхания;
уменьшение или увеличение сахара в крови;
повышение или понижение АД;
длительный и обильный пот, особенно на шее, висках, за ушами, между
лопатками;
частые позывы на дефекацию;
диурез на психогенной основе.
Психологические и эмоциональные состояния спортсмена.
Тревога - эмоциональное состояние спортсмена, возникающее в ситуациях
неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании события, интересующего
спортсмена, по исходу своему неизвестного (приятным оно будет или неприят-
ным) и потому его волнующего. Тревога - это первая эмоциональная реакция
при стрессе.
Причинами возникновения тревоги могут быть:
осознание важности, значительности, высокой ответственности выступле-
ния в соревновании;
несоответствие уровня подготовленности спортсмена требованиям напря-
женной соревновательной борьбы;
психическое состояние спортсмена с повышенной тенденцией предупрежде-
ния неуспеха;
неадекватная оценка собственных действий и действий соперника;
выполнение упражнений, связанных с риском и опасностью и др.
Показателями тревоги могут быть:
ощущение беспомощности;
общая дезорганизация деятельности, нарушающей ее направленность и ре-
зультативность;
затруднения в дыхании: чувство стеснения в горле и груди;
сильное сердцебиение; повышение АД и ЧСС;
уменьшение слюноотделения;
рвота;
потение;
тремор;
частый диурез.
Тревожность - склонность спортсмена к переживанию тревоги, характери-
зующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги - один из основных
параметров индивидуальных различий.
Утомление - функциональное состояние организма спортсмена, вызванное
умственной или физической работой, при которой наблюдается временное сни-
жение работоспособности в связи с длительным воздействием нагрузок.
Компоненты утомления:
1. Чувство слабосилия: утомление переживается как ощущение снижения
собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и неуверен-
ности в правильности действий, невозможности поддерживать работоспособ-
ность на прежнем уровне.
2. Расстройство внимания - снижение объема внимания, нарушение про-
цессов переключения и распределения, спортсмен становится вялым, малоак-
тивным, легкоотвлекаемым.
3. Расстройство сенсорных процессов - выраженное снижение чувстви-
тельности различных анализаторных систем.
4. Нарушение двигательных функций - обычно сопровождается замедлением
как простых, так и сложных двигательных реакций выбора.
Нарушение двигательных функций приводит к разрушению сложных двига-
тельных навыков (из них выпадают отдельные элементы движений), нарушению
координации.
5. Нарушение памяти - прежде всего приводит к ухудшению извлечения
информации из памяти, процессов воспроизведения, процессов запоминания и
удержания памяти.
6. Нарушение мышления - существенно снижается эффективность процессов
мышления.
7. Трансформация мотивов деятельности - по мере развития утомления
происходит смена мотивов деятельности.
8. Ослабление воли - снижается выдержка, решительность и амоконтроль,
исчезает настойчивость.
9. Сонливость - при сильном утомлении возникает сонливость как ре-
зультат развития охранительного торможения. Потребность во сне может быть
настолько высока, что спортсмен часто засыпает в любом положении, даже
стоя, на ходу.
Стадии утомления.
Первая стадия: слабое чувство усталости, вялости, сонливости и т.п.
Спортсмен еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятель-
ности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако
длительное волевое сопротивление может вызвать "взрыв переутомления", ко-
торый обладает большой разрушительной силой для деятельности спортсмена.
Вторая стадия: снижение работоспособности, которое проявляется в ос-
новном ухудшением правильности, а не скорости работы.
Третья стадия: острое переживание утомления, которое может перейти в
хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как
естественную реакцию организма, имеющую защитную характер, то чрезмерное
утомление (как в острой, так и в хронической форме) - явление нежелатель-
ное.
Фрустрация - психическое состояние спортсмена, возникающее тогда,
когда на его пути встречаются объективные (или субъективно воспринимаемые)
непреодолимые трудности для достижения цели, или переживание неудачи в
удовлетворении своих потребностей и блокирующие его деятельность.
Реакции на фрустрацию:
1 - досада на себя;
2 - злость на других;
3 - обесценивание предъявляемой задачи ("задача неразрешимая, никто
не может придумать ответа");
4 - тревожность ("мне теперь покоя не будет из-за этой задачи");
5 - депрессия.
Психическое состояние - это психическая деятельность в определенном
промежутке времени, показывающая особенности протекания психических про-
цессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личнос-
ти.
К неблагоприятным психическим состояниям относятся:
связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности чер-
тами характера и свойствами личности, навязчивые и устойчивые по своим
проявлениям (например, зазнайство);
снижающие результаты общественно значимой спортивной деятельности ас-
тенические или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;
отвлекающие от основной спортивной задачи, направленные на посторон-
ние объекты, имеющие активный характер, но уводящие от выполнения основной
деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные лич-
ными отношениями;
неблагоприятно влияющие на физическое и психическое здоровье (невро-
тизирующие психику, вызывающие грубое нарушение функций внутренних орга-
нов, ослабляющие защитные силы организма).
Состояние тревожности - это наиболее распространенное состояние у
спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением.
Оно возникает у спортсмена перед стартом, результаты которого для не-
го значимы, но исход неизвестен.
Симптомы состояния тревожности следующие:
сомнение в будущих результатах,
замедление двигательных реакций,
нарушение дыхательного цикла,
уменьшение объема и частоты дыхательныхдвижений.
Состояние тревожности усугубляется неуверенностью спортсмена.
Состояние страха.
Это состояние возникает перед выполнением опасных спортивных упражне-
ний (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным со-
перником (бокс, борьба и т.п.).
Симптомы состояния страха следующие:
увеличение частоты сердечных сокращений,
побледнение или покраснение кожных покровов,
расширение зрачков,
оцепенение,
дрожь,
заторможенность.
Следует иметь в виду, что на протекание состояния страха и на его
симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свойства нервной систе-
мы, волевые качества).
Состояние монотонии наиболее характерно для марафонцев, лыжников,
конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов и др. Для состояния мо-
нотонии характерно: падение интереса к тренировочной работе, преждевремен-
ная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности сонли-
вость, увеличение времени сложной реакции, реагирование на ложные выпады
противника, укорочение времени простой реакции.
Состояние психического пресыщения.
Это состояние, как правило, появляется вслед за монотонней, но может
возникать и самостоятельно.
К симптомам этого состояния относятся:
возбужденность,
раздражительность,
отвращение к выполняемой работе,
укорочение времени сложной реакции,
снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, вентиляции легких и
энерготрат.
Состояние стресса.
Стресс, вызванный участием спортсмена в соревнованиях, - это целост-
ное психофизиологическое состояние личности, возникающее в трудной ситуа-
ции, связанное с активным положительным отношением к выполняемой деятель-
ности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается не-
специфическими вегетативными и эмоциональными изменениями.
В состоянии стресса могут появляться как положительные, так и отрица-
тельные сдвиги в выполняемой деятельности.
Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной системы.
Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса определяется сте-
пенью развития стресса и силой нервной системы. Состояние неуверенности в
успешном выступлении является результатом оценки спортсменом предстоящей
соревновательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном выступлении на
соревновании, то запланированный им результат, как правило, достигается.
Состояние неуверенности (низкой уверенности) отрицательно сказывается на
предстоящей деятельности, запланированный результат не достигается.
Состояние фрустрации - это состояние человека, выражающееся в харак-
терных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно не пре-
одолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
При низком уровне сопротивляемости к фрустрации может появиться ее
деструктивное воздействие на личность, заключающееся в следующем:
нарушение тонкой координации;
когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит альтерна-
тивных путей или другой цели;
эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и
ситуацией.
Психологическая устойчивость - качество личности, позволяющее спорт-
смену противостоять неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять
здоровье работоспособность.
Эмоциональная устойчивость - положительное психическое качество,
спортсмена в ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной
степени интенсивности, стабильности и устойчивой направленности на решение
спортивных задач.
Стойкость - способность противостоять трудностям, сохранять веру в
ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения.
Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения с ре-
сурсами психики и организма спортсмена.
Сопротивляемость - способность к сопротивлению тому, что ограничивает
свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выбо-
ре образа жизни в целом.
Индивидуальные психические качества, определяющие психологическую и
эмоциональную устойчивость спортсменов.
Система индивидуальных психических свойств состоит:
а) психодинамические свойства (свойства темперамента);
б) психические свойства личности.
Шкала состоит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на
которые спортсмен должен ответ "да" или "нет". В шкале ОПС 11 положитель-
ных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицательными. Это сде-
лано для того, чтобы избежать формирования нежелательной установки при оп-
росе.
Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивидуально (или
фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых).
Анализ и интерпретация данных.
Каждый вопрос по шкале ОПС, совпадающий с ключом, оценивается в 1
балл. Обработка протокола опроса осуществляется с помощью ключа "работаю-
щих" ответов по каждому из компонентов. В результате получают 4 показателя
и итоговый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем
"неблагоприятнее" отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.
1. Показатель уверенности в себе (Ув) - "смогу ли я?".
Высокие показатели означают: заниженная субъективная самооценка своих
возможностей достижения успеха; неуверенность в своих силах; отсутствие
желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и т.д.
Показатель Ув в 7 баллов показывает, что спортсмен субъективно не го-
тов к соревнованию.
Показатель Ув в 0 баллов - высокая готовность к соревнованию.
2. Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) -
"смогут ли соперники?".
Сопоставление своих возможностей с возможностями своих соперников.
Показатель Сп в 7 баллов - высокая оценка готовности соперников;
0 баллов - низкая оценка возможностей соперников.
3. Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) -
"хочу ли я?".
Показатель Зн в 7 баллов - высокая субъективная значимость соревно-
вания и большое желание выступать.
Показатель в 0 баллов - низкая значимость и отсутствие желания сорев-
новаться.
4. Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т.е. показатель субъ-
ективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других
людей (Др) - "смогу ли я с точки зрения других людей (тренера, товарищей
по команде, зрителей)?".
Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о заниженной зеркальной (или
отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревнова-
нии.
Показатель в 0 баллов - высокая самооценка.
Опросник состоит из 28 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Отношение спортсмена к предстоящему соревнованию (ОПС).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Структура ОПС:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> Ув
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> Сп
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████────────╢> Зн
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓─────────────────────────────╢> Др
<───────[-]────────><─[==]─><────────[+]────────>
Интергральный показатель:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢> ОПС
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Уверенность в своих силах - Ув = 2
2. Оценка силы соперников - Сп = 4
3. Значимость соревнований - Зн = 6
4. Ориентация на оценки других - Др = 3
------------------------------------------
Общий итоговый показатель - ОПС = 15 54%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Умеренно выраженная субъективная готовность к соревнованию.
1. Уверенность в своих силах.
Повышенная самооценка своих возможностей достижения успеха;
уверенность в своих силах и реальности выполнения поставленных за-
дач; желание выступать и т.д.
Повышенная субъективная готовность к соревнованию.
2. Оценка силы соперников.
Сопоставление своих возможностей с возможностями своих со-
перников: средняя оценка готовности соперников.
3. Значимость соревнований.
Повышенная субъективная значимость соревнования и большое же-
лание выступать.
4. Ориентация на оценки других.
Средняя зеркальная самооценка спортсмена (субъективное вос-
приятие спортсменом оценки его возможностей в соревновании со сто-
роны других людей - тренера, товарищей по команде, зрителей).
|