МЕТОДИКА:
Оценка стиля и результатов ссоры
(С. Кратохвил)
(Stanislav Kratochvil).
Методика предназначена для оценки и диагностики профиля ссоры в су-
пружеских парах при проведении психотерапии семейных отношений целью кото-
рой является формирование навыков конструктивной ссоры.
Термином "конструктивная ссора" С. Кратохвил обозначает такую форму
коммуникации, при которой в обусловленное время супруги открыто проявляют
отрицательные эмоции, неудовлетворенность и критику по отношению к партне-
ру (причем соблюдаются определенные правила), затем переходят к самокрити-
ке и положительной оценке партнера, а иногда и к компромиссному решению
спорного вопроса. Это позволяет ослабить отрицательные аффекты и способ-
ствует сближению супружеской пары.
Обучение участников конструктивной ссоре начинается с обычного сов-
местного проведения дискуссии по некоторым спорным вопросам (с помощью
оценочного формуляра). Затем, ознакомившись с правилами, супруги должны
провести "ссору" снова (уже по правилам) на ту же тему или (по их выбору)
по какой-либо другой спорной проблеме, актуальной для данной пары. На этот
раз психотерапевт наблюдает, вносит соответствующие поправки и направляет
ход дискуссии, например побуждает к более открытому и агрессивному выраже-
нию критики, отмечает нарушение правил "ссоры" и регулирует правильное ее
окончание.
Супруги получают отпечатанные инструкции и соответствующие формуляры
с тем, чтобы дома можно было продолжать тренировки и оценивать свои ссоры.
Принципы конструктивной ссоры.
1. Ссора происходит по предварительной договоренности. Для этого не-
обходимо выбрать удобное место к время. Не следует "ссориться" в присут-
ствии детей или родственников, когда ожидаете гостей или собрались идти в
театр.
2. Ссора должна происходить прежде всего по поводу какого-либо крити-
ческого события.
3. Начинающий ссору должен предварительно четко уяснить себе, что ему
требуется, чего он хочет с ее помощью добиться.
4. Целью ссоры является не поражение противника, а совместное решение
проблемы.
5. Ссора предполагает соблюдение правил честной игры. Нарушением этих
правил следует считать:
а) "удар ниже пояса" (аргументы не должны задевать самые больные мес-
та; например, нельзя высмеивать физические недостатки партнера, такие как
заикание и др.);
б) "удар кирпичом по голове", припоминание старых обид (кто и в чем
согрешил в прошлом);
в) выпады против лиц или атаку на предметы, которые дороги партнеру
("твоя мать", "твои книги");
г) неопределенные обобщения ("ты мне никогда не помогаешь");
д) ссылки на неприемлемые средства (угрозы развода из-за разбитой
чашки).
Этапы ссоры.
Некоторым людям бывает очень трудно начать ссору и проявить в ней
свои чувства, другим легко ее начать, но весьма трудно закончить. Поэтому
С. Кратохвил разделил ссору на 3 этапа, для каждого из которых установил
несколько основных правил.
А. Начальный этап: Уведомление о желании начать ссору.
В. Средний этап: 1. Говори то, что думаешь.
2. Реагируй и критикуй.
С. Конечный этап: 1. Признай свои ошибки.
2. Найди в другом что-либо хорошее.
Конечный этан ссоры сопровождается включением сигнала (красный свет),
который предупреждает говорящего, что он исчерпал лимит времени и имеет
еще несколько минут на то, чтобы удачно закончить свое выступление, Необ-
ходимо сделать шаг назад, протянуть руку для примирения и дать другому
возможность достойного отступления. В концовке ссоры можно использовать
некоторые элементы карнегиевской тактики. Каждый из партнеров должен по-
размыслить над своими ошибками, постараться понять позицию другого, уз-
нать, что другой не думал о нем плохо, а иногда попросить о примирении и
попытаться исправиться. И наконец, он должен также (после критических за-
мечаний среднего этапа) оценить партнера, похвалить его за что-либо, что
заслуживает похвалы.
Оценка и профиль ссоры.
Оценочный формуляр предназначен для оценки стиля и результатов ссоры.
Оценку стиля ссоры производят оба ее участника. За каждый раздел можно по-
лучить -1, 0 или +1 балл; таким образом, окончательный результат может на-
ходиться в диапазоне от -4 до +4 баллов. При оценке результатов ссоры про-
водится подсчет очков для каждого участника отдельно, профиль ссоры полу-
чают после занесения отметок разными цветами в выступающие колонки. Окон-
чательный результат, получаемый суммированием баллов, может достигать зна-
чения от -8 до +8.
Эта методика имеет свои ограничения и проблемы. Некоторое недоумение
иногда вызывает уже одно только сочетание слов "конструктивная ссора". При
моделированном тренинге конфронтация партнеров скорее походит на разговор
с критическими замечаииями, высказыванием отличных точек зрения и стремле-
нием к решению возникших проблем. Такой разговор, вероятно, правильнее бы-
ло бы назвать "обсуждением претензий" или "конструктивным спором". Достиг-
нуть "по команде" включения эмоций и аффективного реагирования может быть
нелегко. Если же, наоборот, действительно возникает спонтанная ссора с вы-
раженным эмоциональным зарядом, то ее бывает трудно через определенное
время остановить и перейти к конструктивному завершению, которое некоторым
пациентам представляется насильственным.
Применение данной методики предполагает наличие желания у обоих суп-
ругов воспользоваться правилами "игры". Если же эти правила усваивает и
соблюдает только один из партнеров, а другой ими пренебрегает, то они ста-
новятся бесполезными. Обучение следует проводить в несколько сеансов не-
посредственно в консультации, но с мотивационно готовыми пациентами.
Данная методика показана особенно в тех случаях, когда реакции одного
или обоих партнеров можно считать адекватными и вполне приемлемыми. И на-
конец, даже если конструктивная ссора проходит без аффективной компоненты,
ее влияние на супругов также можно рассматривать как положительное.
Опросник состоит из 8 альтернативных оценок результатов ссоры.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В оригинальном формуляре методики за каждый раздел можно получить -1,
0 или +1 балл. В данной компьютерной версии применена 7 балльная шкала от
-3 до +3 баллов. В связи с этим также изменились и все суммарные показате-
ли результатов оценки.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Оценка стиля и результатов ссоры.
Ф.И.О: ___________________
Доп. данные:______________
Диаграмма (A):
*
+3 ┼────▄▄───────────────────
+2 ┼ ██
+1 ┼ ██ ▄▄
0 ┼────██─────────────▄▄─██─
-1 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██
-2 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██
-3 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
Кн Вн Об ЧИ Ин Рк Сб Ул
Диаграмма (Б):
*
+3 ┼──────────▄▄─────────────
+2 ┼ ▄▄ ██ ▄▄
+1 ┼ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██
0 ┼─██─██────██─██─██────██─
-1 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
-2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██
-3 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
Кн Вн Об ЧИ Ин Рк Сб Ул
Тестовые показатели.
Стиль ссоры:
A Б
1. Конкретность Кн = -1 +1
2. Включение Вн = +3 +2
3. Общение Об = -1 -1
4. "Честная игра" ЧИ = -2 +3
--------------------------------
Общий показатель СС = -1 +5
Результаты ссоры:
A Б
1. Информация Ин = -3 +1
2. Реакция Рк = -2 +1
3. Сближение Сб = 0 -2
4. Улучшение Ул = +1 +2
--------------------------------
Общий показатель РС = -4 +2
___
Общий индекс (СС+РС) = -5 +7
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ПАРТНЕР "А".
Стиль ссоры.
1. "Конкретность".
Разговор неконкретный, поведение можно назвать типичным; го-
ворят о прежних поступках или вещах, не имеющих отношения к решае-
мой проблеме.
Тестовый показатель: пониженный.
2. "Включение".
Оба партнера активно включаются в конфронтацию, "бьют и полу-
чают сдачу".
Тестовый показатель: крайне высокий.
3. "Общение".
Излишне частое повторение своего, плохо слущает другого,
скрывает намеки и неясности, укрывается за высказываниями и слова-
ми других лиц.
Тестовый показатель: пониженный.
4. "Честная игра".
Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют парт-
нера по его слабым местам.
Тестовый показатель: низкий.
Результаты ссоры.
1. "Информация".
Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше.
Тестовый показатель: крайне низкий.
2. "Реакция".
Разговор не привел к уменьшению напряженности, она осталась
или даже повысилась.
Тестовый показатель: низкий.
3. "Сближение".
Ссора привела к некоторому взаимопониманию и сближению.
Тестовый показатель: средний.
4. "Улучшение".
Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситу-
ации, к пониманию, взаимным уступкам; обдуманно и обсуждено даль-
нейше поведение.
Тестовый показатель: повышеный.
ПАРТНЕР "Б".
Стиль ссоры.
1. "Конкретность".
В ссоре по какому-либо вопросу атака и защита направлена на
определенные и конкретные поступки в настоящее время.
Тестовый показатель: повышенный.
2. "Включение".
Оба партнера активно включаются в конфронтацию, "бьют и полу-
чают сдачу".
Тестовый показатель: высокий.
3. "Общение".
Излишне частое повторение своего, плохо слущает другого,
скрывает намеки и неясности, укрывается за высказываниями и слова-
ми других лиц.
Тестовый показатель: пониженный.
4. "Честная игра".
Не используются удары "ниже пояса", принимается во внимание,
что может вынести партнер.
Тестовый показатель: крайне высокий.
Результаты ссоры.
1. "Информация".
Что-либо узнал или понял, научился чему-то новому.
Тестовый показатель: повышенный.
2. "Реакция".
Уменьшилась напряженность, высказывались жалобы, претензии,
дан выход эмоциям, снизилось раздражение.
Тестовый показатель: повышенный.
3. "Сближение".
Партнеры еще больше отдалились друг от друга, не понимают
друг друга или чувствуют какую-то несправедливость.
Тестовый показатель: низкий.
4. "Улучшение".
Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситу-
ации, к пониманию, взаимным уступкам; обдуманно и обсуждено даль-
нейше поведение.
Тестовый показатель: высокий.
|