МЕТОДИКА:                                  
                     Оценка стиля и результатов ссоры                       
                              (С. Кратохвил)                                
                          (Stanislav Kratochvil).                           
 
      Методика предназначена для оценки и диагностики профиля ссоры  в  су- 
 пружеских парах при проведении психотерапии семейных отношений целью кото- 
 рой является формирование навыков конструктивной ссоры.                    
      Термином "конструктивная ссора" С. Кратохвил обозначает  такую  форму 
 коммуникации, при которой в обусловленное время супруги открыто  проявляют 
 отрицательные эмоции, неудовлетворенность и критику по отношению к партне- 
 ру (причем соблюдаются определенные правила), затем переходят к самокрити- 
 ке и положительной оценке партнера, а иногда и  к  компромиссному  решению 
 спорного вопроса. Это позволяет ослабить отрицательные аффекты и способ-   
 ствует сближению супружеской пары.                                         
      Обучение участников конструктивной ссоре начинается с  обычного  сов- 
 местного проведения дискуссии по некоторым  спорным  вопросам  (с  помощью 
 оценочного формуляра). Затем, ознакомившись с  правилами,  супруги  должны 
 провести "ссору" снова (уже по правилам) на ту же тему или (по их  выбору) 
 по какой-либо другой спорной проблеме, актуальной для данной пары. На этот 
 раз психотерапевт наблюдает, вносит соответствующие поправки и  направляет 
 ход дискуссии, например побуждает к более открытому и агрессивному выраже- 
 нию критики, отмечает нарушение правил "ссоры" и регулирует правильное  ее 
 окончание.                                                                 
      Супруги получают отпечатанные инструкции и соответствующие  формуляры 
 с тем, чтобы дома можно было продолжать тренировки и оценивать свои ссоры. 
 
                        Принципы конструктивной ссоры.                      
      1. Ссора происходит по предварительной договоренности. Для этого  не- 
 обходимо выбрать удобное место к время. Не следует "ссориться"  в  присут- 
 ствии детей или родственников, когда ожидаете гостей или собрались идти  в 
 театр.                                                                     
      2. Ссора должна происходить прежде всего по поводу какого-либо крити- 
 ческого события.                                                           
      3. Начинающий ссору должен предварительно четко уяснить себе, что ему 
 требуется, чего он хочет с ее помощью добиться.                            
      4. Целью ссоры является не поражение противника, а совместное решение 
 проблемы.                                                                  
      5. Ссора предполагает соблюдение правил честной игры. Нарушением этих 
 правил следует считать:                                                    
      а) "удар ниже пояса" (аргументы не должны задевать самые больные мес- 
 та; например, нельзя высмеивать физические недостатки партнера, такие  как 
 заикание и др.);                                                           
      б) "удар кирпичом по голове", припоминание старых обид (кто и  в  чем 
 согрешил в прошлом);                                                       
      в) выпады против лиц или атаку на предметы, которые  дороги  партнеру 
 ("твоя мать", "твои книги");                                               
      г) неопределенные обобщения ("ты мне никогда не помогаешь");          
      д) ссылки на неприемлемые средства  (угрозы  развода  из-за  разбитой 
 чашки).                                                                    
 
                             Этапы ссоры.                                   
      Некоторым людям бывает очень трудно начать ссору  и  проявить  в  ней 
 свои чувства, другим легко ее начать, но весьма трудно закончить.  Поэтому 
 С. Кратохвил разделил ссору на 3 этапа, для каждого из  которых  установил 
 несколько основных правил.                                                 
 
      А. Начальный этап:      Уведомление о желании начать ссору.           
 
      В. Средний этап:        1. Говори то, что думаешь.                    
                              2. Реагируй и критикуй.                       
 
      С. Конечный этап:       1. Признай свои ошибки.                       
                              2. Найди в другом что-либо хорошее.           
 
      Конечный этан ссоры сопровождается включением сигнала (красный свет), 
 который предупреждает говорящего, что он исчерпал лимит  времени  и  имеет 
 еще несколько минут на то, чтобы удачно закончить свое выступление,  Необ- 
 ходимо сделать шаг назад, протянуть руку для  примирения  и  дать  другому 
 возможность достойного отступления. В концовке  ссоры  можно  использовать 
 некоторые элементы карнегиевской тактики. Каждый из партнеров  должен  по- 
 размыслить над своими ошибками, постараться понять  позицию  другого,  уз- 
 нать, что другой не думал о нем плохо, а иногда попросить о  примирении  и 
 попытаться исправиться. И наконец, он должен также (после критических  за- 
 мечаний среднего этапа) оценить партнера, похвалить его за  что-либо,  что 
 заслуживает похвалы.                                                       
 
                           Оценка и профиль ссоры.                          
      Оценочный формуляр предназначен для оценки стиля и результатов ссоры. 
 Оценку стиля ссоры производят оба ее участника. За каждый раздел можно по- 
 лучить -1, 0 или +1 балл; таким образом, окончательный результат может на- 
 ходиться в диапазоне от -4 до +4 баллов. При оценке результатов ссоры про- 
 водится подсчет очков для каждого участника отдельно, профиль ссоры  полу- 
 чают после занесения отметок разными цветами в выступающие колонки.  Окон- 
 чательный результат, получаемый суммированием баллов, может достигать зна- 
 чения от -8 до +8.                                                         
 
      Эта методика имеет свои ограничения и проблемы. Некоторое  недоумение 
 иногда вызывает уже одно только сочетание слов "конструктивная ссора". При 
 моделированном тренинге конфронтация партнеров скорее походит на  разговор 
 с критическими замечаииями, высказыванием отличных точек зрения и стремле- 
 нием к решению возникших проблем. Такой разговор, вероятно, правильнее бы- 
 ло бы назвать "обсуждением претензий" или "конструктивным спором". Достиг- 
 нуть "по команде" включения эмоций и аффективного реагирования может  быть 
 нелегко. Если же, наоборот, действительно возникает спонтанная ссора с вы- 
 раженным эмоциональным зарядом, то ее  бывает  трудно  через  определенное 
 время остановить и перейти к конструктивному завершению, которое некоторым 
 пациентам представляется насильственным.                                   
      Применение данной методики предполагает наличие желания у обоих  суп- 
 ругов воспользоваться правилами "игры".  Если же эти правила  усваивает  и 
 соблюдает только один из партнеров, а другой ими пренебрегает, то они ста- 
 новятся бесполезными. Обучение следует проводить в несколько  сеансов  не- 
 посредственно в консультации, но с мотивационно готовыми пациентами.       
      Данная методика показана особенно в тех случаях, когда реакции одного 
 или обоих партнеров можно считать адекватными и вполне приемлемыми. И  на- 
 конец, даже если конструктивная ссора проходит без аффективной компоненты, 
 ее влияние на супругов также можно рассматривать как положительное.        
 
      Опросник состоит из 8 альтернативных оценок результатов ссоры.        
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В оригинальном формуляре методики за каждый раздел можно получить -1, 
 0 или +1 балл. В данной компьютерной версии применена 7 балльная шкала  от 
 -3 до +3 баллов. В связи с этим также изменились и все суммарные показате- 
 ли результатов оценки.                                                     
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
     Методика: Оценка стиля и результатов ссоры.                            
     Ф.И.О: ___________________                                             
     Доп. данные:______________                                             
 
 
                               Диаграмма (A):                               
 
                          *                                                 
                       +3 ┼────▄▄───────────────────                        
                       +2 ┼    ██                                           
                       +1 ┼    ██                ▄▄                         
                        0 ┼────██─────────────▄▄─██─                        
                       -1 ┼ ▄▄ ██ ▄▄          ██ ██                         
                       -2 ┼ ██ ██ ██ ▄▄    ▄▄ ██ ██                         
                       -3 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                       
                            Кн Вн Об ЧИ Ин Рк Сб Ул                         
 
 
                               Диаграмма (Б):                               
 
                          *                                                 
                       +3 ┼──────────▄▄─────────────                        
                       +2 ┼    ▄▄    ██          ▄▄                         
                       +1 ┼ ▄▄ ██    ██ ▄▄ ▄▄    ██                         
                        0 ┼─██─██────██─██─██────██─                        
                       -1 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██    ██                         
                       -2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██                         
                       -3 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                       
                            Кн Вн Об ЧИ Ин Рк Сб Ул                         
 
 
                            Тестовые показатели.                            
 
                                 Стиль ссоры:                               
                                            A    Б                          
                      1. Конкретность    Кн =  -1   +1                      
                      2. Включение       Вн =  +3   +2                      
                      3. Общение         Об =  -1   -1                      
                      4. "Честная игра"  ЧИ =  -2   +3                      
                      --------------------------------                      
                      Общий показатель   СС =  -1   +5                      
 
                               Результаты ссоры:                            
                                            A    Б                          
                      1. Информация      Ин =  -3   +1                      
                      2. Реакция         Рк =  -2   +1                      
                      3. Сближение       Сб =   0   -2                      
                      4. Улучшение       Ул =  +1   +2                      
                      --------------------------------                      
                      Общий показатель   РС =  -4   +2                      
                                    ___                                     
 
                      Общий индекс (СС+РС)  =  -5   +7                      
 
 
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                               
 
 
                                ПАРТНЕР "А".                                
 
                                Стиль ссоры.                                
 
          1. "Конкретность".                                                
          Разговор неконкретный, поведение можно назвать типичным;  го-     
     ворят о прежних поступках или вещах, не имеющих отношения к решае-     
     мой проблеме.                                                          
          Тестовый показатель: пониженный.                                  
 
          2. "Включение".                                                   
          Оба партнера активно включаются в конфронтацию, "бьют и полу-     
     чают сдачу".                                                           
          Тестовый показатель: крайне высокий.                              
 
          3. "Общение".                                                     
          Излишне частое  повторение  своего,  плохо  слущает  другого,     
     скрывает намеки и неясности, укрывается за высказываниями и слова-     
     ми других лиц.                                                         
          Тестовый показатель: пониженный.                                  
 
          4. "Честная игра".                                                
          Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют парт-     
     нера по его слабым местам.                                             
          Тестовый показатель: низкий.                                      
 
 
                             Результаты ссоры.                              
 
          1. "Информация".                                                  
          Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше.                       
          Тестовый показатель: крайне низкий.                               
 
          2. "Реакция".                                                     
          Разговор не привел к уменьшению напряженности,  она  осталась     
         или даже повысилась.                                               
          Тестовый показатель: низкий.                                      
 
          3. "Сближение".                                                   
          Ссора привела к некоторому взаимопониманию и сближению.           
          Тестовый показатель: средний.                                     
 
          4. "Улучшение".                                                   
          Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситу-     
         ации, к пониманию, взаимным уступкам; обдуманно и обсуждено  даль- 
     нейше поведение.                                                       
          Тестовый показатель: повышеный.                                   
 
 
                                ПАРТНЕР "Б".                                
 
                                Стиль ссоры.                                
 
          1. "Конкретность".                                                
          В ссоре по какому-либо вопросу атака и защита  направлена  на     
     определенные и конкретные поступки в настоящее время.                  
          Тестовый показатель: повышенный.                                  
 
          2. "Включение".                                                   
          Оба партнера активно включаются в конфронтацию, "бьют и полу-     
     чают сдачу".                                                           
          Тестовый показатель: высокий.                                     
 
          3. "Общение".                                                     
          Излишне частое  повторение  своего,  плохо  слущает  другого,     
     скрывает намеки и неясности, укрывается за высказываниями и слова-     
     ми других лиц.                                                         
          Тестовый показатель: пониженный.                                  
 
          4. "Честная игра".                                                
          Не используются удары "ниже пояса", принимается во  внимание,     
     что может вынести партнер.                                             
          Тестовый показатель: крайне высокий.                              
 
 
                             Результаты ссоры.                              
 
          1. "Информация".                                                  
          Что-либо узнал или понял, научился чему-то новому.                
          Тестовый показатель: повышенный.                                  
 
          2. "Реакция".                                                     
          Уменьшилась напряженность, высказывались  жалобы,  претензии,     
     дан выход эмоциям, снизилось раздражение.                              
          Тестовый показатель: повышенный.                                  
 
          3. "Сближение".                                                   
          Партнеры еще больше отдалились друг  от  друга,  не  понимают     
     друг друга или чувствуют какую-то несправедливость.                    
          Тестовый показатель: низкий.                                      
 
          4. "Улучшение".                                                   
          Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситу-     
     ации, к пониманию, взаимным уступкам; обдуманно и обсуждено  даль-     
     нейше поведение.                                                       
          Тестовый показатель: высокий.