МЕТОДИКА:
Опросник темперамента
(А. Томас, С. Чесс, И. Берч)
(Thomas A., Chess S., Birch I.G.).
Методика предназначена для диагностики поведенческих проявлений тем-
перамента младших школьников. Он предназначен для родителей детей или тех,
кто их заменяет.
Авторами первых работ, посвященных темпераменту в детском возрасте,
стали Томас, Чесе и Берч (Thomas & Chess, 1977; Thomas, Chess, & Birch,
1968), исследования которых проводились в рамках нью-йоркского лонгитюдно-
го исследования (New York Longitudinal Study).
С точки зрения авторов методики темперамент следует рассматривать в
качестве основного термина, характеризующего поведение с точки зрения "ка-
ким образом". Он отличается от способностей, которые характеризуют поведе-
ние с точки зрения "что" и "насколько хорошо"; он отличается и от мотива-
ции, объясняющей, "почему" человек делает то, что он делает. Темперамент
характеризует манеру поведения человека. Понятие темперамента по значению
можно приравнять к понятию стиль поведения" (Thomas & Chess, 1977).
Тестовые шкалы:
1. Активность.
Степень, темп и частота, с какими моторный элемент выступает в пове-
дении.
2. Ритмичность.
Регулярность проявления основных биологических функций (пассивность -
активность, сон - бодрствование, принятие пищи - дефекация и другие).
3. Приближение-избегание.
Первая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки,
людей, процедуры и прочее).
4. Адаптивные особенности.
Легкость, с какой индивид способен изменить начальную реакцию в на-
правлении, требуемом обстановкой.
5. Интенсивность реакции.
Энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления.
6. Порог чувствительности.
Уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций.
7. Качество настроения.
Качество положительных реакций (смех, радость, удовольствие и др.) по
отношению к числу негативных реакций (плач, крик, выражение неудоволь-
ствия).
8. Отвлекаемость.
В какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения,
изменяют его.
9. Настойчивость, выносливость и длительность внимания.
Время, за которое индивид в состоянии выполнить определенное действие
или заниматься данной работой, несмотря на наличие отвлекающих факторов.
Опросник состоит из 72 вопросов.
Примерное время тестирования 20-25 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник темперамента.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
*
8 ┼────────────────────────────
7 ┼────────────────██──────────
6 ┼ ██
5 ┼────────────────██──────────
4 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄
3 ┼─██─██────██────██─██────██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
1 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Ак Рт ПИ АО ИР ПЧ КН От Вн
Тестовые показатели:
1. Активность - Ак = 4.0
2. Ритмичность - Рт = 3.5
3. Приближение-избегание - ПИ = 2.5
4. Адаптивные особенности - АО = 3.5
5. Интенсивность реакции - ИР = 2.0
6. Порог чувствительности - ПЧ = 7.5
7. Качество настроения - КН = 4.0
8. Отвлекаемость - От = 2.5
9. Настойчивость, выносливость
и длительность внимания - Вн = 4.0
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Активность.
Средняя степень, темп и частота, с какими моторный элемент
выступает в поведении.
2. Ритмичность.
Повышенная регулярность проявления основных биологических
функций (пассивность - активность, сон - бодрствование, принятие
пищи - дефекация и другие).
3. Приближение-избегание.
Пониженная первая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации
(на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее).
4. Адаптивные особенности.
Пониженная легкость, с какой индивид способен изменить на-
чальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой.
5. Интенсивность реакции.
Пониженный энергетический уровень реакции независимо от ее
вида и направления.
6. Порог чувствительности.
Пониженный уровень внешней стимуляции, необходимой для изме-
нения реакций.
7. Качество настроения.
Среднее качество положительных реакций (смех, радость, удо-
вольствие и др.) по отношению к числу негативных реакций (плач,
крик, выражение неудовольствия).
8. Отвлекаемость.
Пониженная степень, в которой внешние раздражители влияют на
направление поведения, изменяют его.
9. Настойчивость, выносливость и длительность внимания.
Среднее время, за которое индивид в состоянии выполнить опре-
деленное действие или заниматься данной работой, несмотря на нали-
чие отвлекающих факторов.
|