МЕТОДИКА:                                  
                          Опросник темперамента                             
                       (А. Томас, С. Чесс, И. Берч)                         
                     (Thomas A., Chess S., Birch I.G.).                     
 
      Методика предназначена для диагностики поведенческих проявлений  тем- 
 перамента младших школьников. Он предназначен для родителей детей или тех,  
 кто их заменяет.                                                           
      Авторами первых работ, посвященных темпераменту в  детском  возрасте, 
 стали Томас, Чесе и Берч (Thomas & Chess,  1977;  Thomas,  Chess, & Birch, 
 1968), исследования которых проводились в рамках нью-йоркского лонгитюдно- 
 го исследования (New York Longitudinal Study).                             
      С точки зрения авторов методики темперамент следует  рассматривать  в 
 качестве основного термина, характеризующего поведение с точки зрения "ка- 
 ким образом". Он отличается от способностей, которые характеризуют поведе- 
 ние с точки зрения "что" и "насколько хорошо"; он отличается и от  мотива- 
 ции, объясняющей, "почему" человек делает то, что он  делает.  Темперамент 
 характеризует манеру поведения человека. Понятие темперамента по  значению 
 можно приравнять к понятию стиль поведения" (Thomas & Chess, 1977).        
 
                              Тестовые шкалы:                               
      1. Активность.                                                        
      Степень, темп и частота, с какими моторный элемент выступает в  пове- 
 дении.                                                                     
      2. Ритмичность.                                                       
      Регулярность проявления основных биологических функций (пассивность -  
 активность, сон - бодрствование, принятие пищи - дефекация и другие).      
      3. Приближение-избегание.                                             
      Первая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, 
 людей, процедуры и прочее).                                                
      4. Адаптивные особенности.                                            
      Легкость, с какой индивид способен изменить начальную реакцию  в  на- 
 правлении, требуемом обстановкой.                                          
      5. Интенсивность реакции.                                             
      Энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления.   
      6. Порог чувствительности.                                            
      Уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций.        
      7. Качество настроения.                                               
      Качество положительных реакций (смех, радость, удовольствие и др.) по 
 отношению к числу негативных реакций  (плач,  крик,  выражение  неудоволь- 
 ствия).                                                                    
      8. Отвлекаемость.                                                     
      В какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, 
 изменяют его.                                                              
      9. Настойчивость, выносливость и длительность внимания.               
      Время, за которое индивид в состоянии выполнить определенное действие 
 или заниматься данной работой, несмотря на наличие отвлекающих факторов.   
 
      Опросник состоит из 72 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 20-25 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник темперамента.                                           
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
                              Диаграмма:                                    
 
                    *                                                       
                  8 ┼────────────────────────────                           
                  7 ┼────────────────██──────────                           
                  6 ┼                ██                                     
                  5 ┼────────────────██──────────                           
                  4 ┼ ▄▄             ██ ▄▄    ▄▄                            
                  3 ┼─██─██────██────██─██────██─                           
                  2 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██                            
                  1 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                           
                  0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                          
                      Ак Рт ПИ АО ИР ПЧ КН От Вн                            
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
             1. Активность                  - Ак = 4.0                      
             2. Ритмичность                 - Рт = 3.5                      
             3. Приближение-избегание       - ПИ = 2.5                      
             4. Адаптивные особенности      - АО = 3.5                      
             5. Интенсивность реакции       - ИР = 2.0                      
             6. Порог чувствительности      - ПЧ = 7.5                      
             7. Качество настроения         - КН = 4.0                      
             8. Отвлекаемость               - От = 2.5                      
             9. Настойчивость, выносливость                                 
                    и длительность внимания - Вн = 4.0                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Активность.                                                        
      Средняя степень, темп и частота, с  какими  моторный  элемент         
 выступает в поведении.                                                     
 
      2. Ритмичность.                                                       
      Повышенная  регулярность  проявления  основных  биологических         
 функций (пассивность - активность, сон -  бодрствование,  принятие         
 пищи - дефекация и другие).                                                
 
      3. Приближение-избегание.                                             
      Пониженная первая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации         
 (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее).                             
 
      4. Адаптивные особенности.                                            
      Пониженная легкость, с какой индивид  способен  изменить  на-         
 чальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой.                      
 
      5. Интенсивность реакции.                                             
      Пониженный энергетический уровень реакции  независимо  от  ее         
 вида и направления.                                                        
 
      6. Порог чувствительности.                                            
      Пониженный уровень внешней стимуляции, необходимой для  изме-         
 нения реакций.                                                             
 
      7. Качество настроения.                                               
      Среднее качество положительных реакций (смех,  радость,  удо-         
 вольствие и др.) по отношению к числу  негативных  реакций  (плач,         
 крик, выражение неудовольствия).                                           
 
      8. Отвлекаемость.                                                     
      Пониженная степень, в которой внешние раздражители влияют  на         
 направление поведения, изменяют его.                                       
 
      9. Настойчивость, выносливость и длительность внимания.               
      Среднее время, за которое индивид в состоянии выполнить опре-         
 деленное действие или заниматься данной работой, несмотря на нали-         
 чие отвлекающих факторов.