МЕТОДИКА:
Потери и приобретения персональных ресурсов
(ОППР)
(Н. Водопьянова, М. Штейн).
Методика предназначена для диагностики соотношения и динамики персо-
нальных ресурсов человека за определенный заданный временной промежуток.
Ресурсы это то, что является ценным для человека и помогает адаптиро-
ваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни. В контексте
предлагаемой методики ОППР ресурсы понимаются как значимые материальные
средства (материальный доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и
нематериальные конструкты (желания, цели, система верования, идеи, убежде-
ния), внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный
статус) и внутренние - самоотношение и мировоззрение (самоуважение, про-
фессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система
верований и др.), состояние душевного и физического благополучия, волевые,
эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо
или косвенно) для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни.
Опросник разработан на основе ресурсной концепции психологического
стресса С. Хобфолла. С его помощью производится оценка временного (за пос-
ледний год-два) взаимодействия потерь и приобретений личностных ресурсов.
Также можно задать любой временной интервал жизни, от полугода и более.
Согласно ресурсной концепции Хобфолла, психологический стресс и риск
болезней адаптации возникает при нарушении баланса между потерей и прио-
бретением персональных ресурсов.
Психологический стресс развивается в ситуациях трех типов:
ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;
ситуации фактической потери ресурсов;
ситуации отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, ког-
да вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого резуль-
тата, либо значительно превышает получаемый результат.
Обработка результатов.
Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные
возможности человека и устойчивость к стрессогенным жизненным обстоятель-
ствам с наличием личностных (социально-психологических) ресурсов. В данном
опроснике подсчитывается индекс ресурсности (ИР) как частное от деления
суммы баллов "приобретений" на сумму баллов "потерь".
Тестовые нормы для опросника ОППР.
Уровень ресурсности - баланс между приобретениями и потерями.
Значение индекса ресурсности:
Низкий <0,8.
Средний 0,8-1,2.
Высокий >1,2.
Интерпретация результатов.
Чем больше ИР, тем больше сбалансированы жизненные разочарования и
достижения и выше адаптационный потенциал личности, меньше стрессовая уяз-
вимость. Интерпретация ИР может быть произведена в соответствии с уровнями
"ресурсности", представленными в таблице.
Тестовые нормы для опросника ОППР.
Для изучения связей с другими показателями стрессоустойчивости могут
быть использованы показатели "потери ресурсов" и "приобретения ресурсов",
соответственно равные сумме баллов по первой и второй части опросника. На
выборке свыше 100 человек было выявлено, что величины "потерь" и "приобре-
тений" отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их вза-
имосвязям с показателями качества жизни и психического "выгорания". А
именно: сумма "потерь" отрицательно связана с удовлетворенностью качеством
жизни, положительно взаимосвязана с психологической травмированностью,
стажем и возрастом и с показателями психического "выгорания": эмоциональ-
ным истощением и потерей личности.
Сумма "приобретений" ресурсов имеет положительные связи с индексом
качества жизни и отрицательные связи с показателями "выгорания" " снижени-
ем личных достижений и деперсонализацией. Это означает, что "приобретение"
ресурсов по своему положительному воздействию не пропорционально, равно-
ценно отсутствию "потерь" ресурсов личности. Первое оказывает, очевидно,
более мотивирующее и повышающее воздействие на процесс накопления ("кон-
сервации") адаптационных, присобительных возможностей и на удовлетворен-
ность жизнью по сравнению с простым отсутствием ресурсных "потерь".
Расшифровка и значение некоторых встречающихся в тесте-опроснике слов
и словосочетаний.
Ресурсы (фр. ressourse - вспомогательное средство) - возможности,
средства, запасы, источники чего-либо; вспомогательное средство, использу-
емое в особых или исключительных случаях для достижения желаемого резуль-
тата.
Ресурсы адаптации личности - умения и навыки, знания и опыт, модели
конструктивного поведения, актуализированные способности, дающие возмож-
ность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удов-
летворенным качеством своей жизни.
Бывают внутренними и внешними переменными, способствующими психологи-
ческой устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотива-
ционно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек
актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизнен-
ным ситуациям.
Ресурсы человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальнос-
ти - средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодей-
ствия со стрессогенной ситуацией. В контексте ресурсной теории стресса для
сохранения стресс-резистентности, сопротивляемости, устойчивости против
стресса важным является накопление ("консервация") ресурсов до того, когда
возникнет стресс-ситуация или действие отдельного стрессора. Стратегия на-
копления ресурсов представляет собой некоторый совладающий, преодолевающий
копинг (стратегию поведения).
Ресурсы психологического преодоления - актуализированные потенциаль-
ные возможности человека в виде способов или действий, направленных на со-
владание со стрессорами прошлых, настоящих или будущих ситуаций. Основными
атрибутами ресурсов преодоления как специфических психологических "инстру-
ментов" являются осознанность, мотивация, значимость и целенаправленность
их использования или накопления для совладания (копинг-стратегии) с про-
гнозируемыми стрессовыми ситуациями.
Ресурсы человеческие включают в себя в рамках конкретной организации
всех работников (занятых как полный рабочий день, так и неполный, постоян-
ных и временных, работающих как в центральном офисе организации, так и в
ее филиалах или на дому), которые вносят свой вклад в деятельность органи-
зации. Термин ресурсы человеческие отражает представление о том, что лю-
ди - это важный ресурс организации, во многом определяющий ее конкуренто-
способность. Успех управления человеческими ресурсами зависит от целост-
ности представлений о важности человеческих ресурсов в стратегию и полити-
ку организации и внедрения принципов, на которых основывается управление,
в повседневную работу всех менеджеров организации, начиная от высшего ру-
ководства и заканчивая линейными менеджерами.
Примечание к компьютерной версии.
Результаты тестирования по шкалам потери и приобретения персональных
ресурсов могут принимать значения от 30 до 150 баллов, по шкале индекса
ресурсности - от 0,2 до 5 баллов.
"Техническая" диаграмма по результатам тестирования строится на осно-
ве покозателей выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
При анализе результатов тестирования следует учитывать тот факт, что
один и тот же индекс ресурности может быть получен при разных по выражен-
ности значениях шкал потери и приобретения. Чем выше показатели первичных
шкал, тем выше внутренний конфликт и напряженность персональных ресурсов.
Опросник состоит из 30 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Потери и приобретения персональных ресурсов (ОППР).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────────────────╢> Пт
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢> Пр
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
___
0 ╟-▒▒▒▒───────────────────────────────────────────────╢> ИР
<[-]><[=]><────────────────[+]───────────────────>
Tестовые показатели:
1. Потери персональных ресурсов - Пт = 107 64%
2. Приобретения персональных ресурсов - Пр = 64 28%
------------------------------------------------------
Индекс ресурсности (Пр/Пт) - ИР = 0.6 8%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий уровень сбалансированнности приобретенных и потерян-
ных персональных ресурсов, которые являются ценными для человека и
помогают адаптироваться к стрессовым ситуациям или преодолевать
стрессы жизни. Такими ресурсами могут быть значимые материальные
средства (материальный доход, дом, транспорт, одежда, объектные
фетиши) и нематериальные конструкты (желания, цели, система веро-
вания, идеи, убеждения), внешние (социальная поддержка, семья,
друзья, работа, социальный статус) и внутренние - самоотношение и
мировоззрение (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм,
самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), состо-
яние душевного и физического благополучия, волевые, эмоциональные
и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или
косвенно) для преодоления реальных или предполагаемых стрессов
жизни.
Выраженный психологический стресс, который на данный времен-
ной интервал жизни может развиваться в ситуациях трех типов:
ситуациях, представляющие угрозу потери ресурсов;
ситуациях фактической потери ресурсов;
ситуациях отсутствия адекватного возмещения истраченных ре-
сурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достиже-
ния желаемого результата, либо значительно превышает получаемый
результат.
|