МЕТОДИКА:                                  
                Потери и приобретения персональных ресурсов                 
                                  (ОППР)                                    
                        (Н. Водопьянова, М. Штейн).                         
 
      Методика предназначена для диагностики соотношения и динамики  персо- 
 нальных ресурсов человека за определенный заданный временной промежуток.   
      Ресурсы это то, что является ценным для человека и помогает адаптиро- 
 ваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни. В  контексте 
 предлагаемой методики ОППР ресурсы понимаются  как  значимые  материальные 
 средства (материальный доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши)  и 
 нематериальные конструкты (желания, цели, система верования, идеи, убежде- 
 ния), внешние (социальная поддержка,  семья,  друзья,  работа,  социальный 
 статус) и внутренние - самоотношение и мировоззрение  (самоуважение,  про- 
 фессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности,  система 
 верований и др.), состояние душевного и физического благополучия, волевые, 
 эмоциональные и энергетические характеристики, которые  необходимы  (прямо 
 или косвенно) для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни.  
      Опросник разработан на основе  ресурсной  концепции  психологического 
 стресса С. Хобфолла. С его помощью производится оценка временного (за пос- 
 ледний год-два) взаимодействия потерь и приобретений личностных  ресурсов. 
 Также можно задать любой временной интервал жизни, от полугода и более.    
      Согласно ресурсной концепции Хобфолла, психологический стресс и  риск 
 болезней адаптации возникает при нарушении баланса между потерей  и  прио- 
 бретением персональных ресурсов.                                           
      Психологический стресс развивается в ситуациях трех типов:            
      ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;                      
      ситуации фактической потери ресурсов;                                 
      ситуации отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, ког- 
 да вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого резуль- 
 тата, либо значительно превышает получаемый результат.                     
 
      Обработка результатов.                                                
      Ресурсные концепции психологического стресса связывают  адаптационные 
 возможности человека и устойчивость к стрессогенным жизненным  обстоятель- 
 ствам с наличием личностных (социально-психологических) ресурсов. В данном 
 опроснике подсчитывается индекс ресурсности (ИР) как  частное  от  деления 
 суммы баллов "приобретений" на сумму баллов "потерь".                      
 
      Тестовые нормы для опросника ОППР.                                    
      Уровень ресурсности - баланс между приобретениями и потерями.         
      Значение индекса ресурсности:                                         
      Низкий  <0,8.                                                         
      Средний  0,8-1,2.                                                     
      Высокий >1,2.                                                         
 
      Интерпретация результатов.                                            
      Чем больше ИР, тем больше сбалансированы  жизненные  разочарования  и 
 достижения и выше адаптационный потенциал личности, меньше стрессовая уяз- 
 вимость. Интерпретация ИР может быть произведена в соответствии с уровнями 
 "ресурсности", представленными в таблице.                                  
 
      Тестовые нормы для опросника ОППР.                                    
      Для изучения связей с другими показателями стрессоустойчивости  могут 
 быть использованы показатели "потери ресурсов" и "приобретения  ресурсов", 
 соответственно равные сумме баллов по первой и второй части опросника.  На  
 выборке свыше 100 человек было выявлено, что величины "потерь" и "приобре- 
 тений" отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их вза- 
 имосвязям с показателями качества  жизни  и  психического  "выгорания".  А 
 именно: сумма "потерь" отрицательно связана с удовлетворенностью качеством 
 жизни, положительно  взаимосвязана  с  психологической  травмированностью, 
 стажем и возрастом и с показателями психического "выгорания":  эмоциональ- 
 ным истощением и потерей личности.                                         
 
      Сумма "приобретений" ресурсов имеет положительные  связи  с  индексом 
 качества жизни и отрицательные связи с показателями "выгорания" " снижени- 
 ем личных достижений и деперсонализацией. Это означает, что "приобретение" 
 ресурсов по своему положительному воздействию не  пропорционально,  равно- 
 ценно отсутствию "потерь" ресурсов личности. Первое  оказывает,  очевидно, 
 более мотивирующее и повышающее воздействие на процесс  накопления  ("кон- 
 сервации") адаптационных, присобительных возможностей и  на  удовлетворен- 
 ность жизнью по сравнению с простым отсутствием ресурсных "потерь".        
 
      Расшифровка и значение некоторых встречающихся в тесте-опроснике слов 
 и словосочетаний.                                                          
      Ресурсы  (фр. ressourse -  вспомогательное  средство) -  возможности, 
 средства, запасы, источники чего-либо; вспомогательное средство, использу- 
 емое в особых или исключительных случаях для достижения желаемого  резуль- 
 тата.                                                                      
      Ресурсы адаптации личности - умения и навыки, знания и  опыт,  модели 
 конструктивного поведения, актуализированные способности,  дающие  возмож- 
 ность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удов- 
 летворенным качеством своей жизни.                                         
      Бывают внутренними и внешними переменными, способствующими психологи- 
 ческой устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные,  мотива- 
 ционно-волевые, когнитивные и поведенческие  конструкты,  которые  человек 
 актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и  жизнен- 
 ным ситуациям.                                                             
      Ресурсы человека как индивида, субъекта, личности  и  индивидуальнос- 
 ти - средства (инструменты), используемые им для трансформации  взаимодей- 
 ствия со стрессогенной ситуацией. В контексте ресурсной теории стресса для 
 сохранения стресс-резистентности,  сопротивляемости,  устойчивости  против  
 стресса важным является накопление ("консервация") ресурсов до того, когда 
 возникнет стресс-ситуация или действие отдельного стрессора. Стратегия на- 
 копления ресурсов представляет собой некоторый совладающий, преодолевающий 
 копинг (стратегию поведения).                                              
      Ресурсы психологического преодоления - актуализированные  потенциаль- 
 ные возможности человека в виде способов или действий, направленных на со- 
 владание со стрессорами прошлых, настоящих или будущих ситуаций. Основными 
 атрибутами ресурсов преодоления как специфических психологических "инстру- 
 ментов" являются осознанность, мотивация, значимость и  целенаправленность 
 их использования или накопления для совладания (копинг-стратегии)  с  про- 
 гнозируемыми стрессовыми ситуациями.                                       
      Ресурсы человеческие  включают в себя в рамках конкретной организации 
 всех работников (занятых как полный рабочий день, так и неполный, постоян- 
 ных и временных, работающих как в центральном офисе организации, так  и  в 
 ее филиалах или на дому), которые вносят свой вклад в деятельность органи- 
 зации. Термин ресурсы человеческие отражает представление о том,  что  лю- 
 ди - это важный ресурс организации, во многом определяющий ее  конкуренто- 
 способность. Успех управления человеческими ресурсами зависит  от  целост- 
 ности представлений о важности человеческих ресурсов в стратегию и полити- 
 ку организации и внедрения принципов, на которых основывается  управление, 
 в повседневную работу всех менеджеров организации, начиная от высшего  ру- 
 ководства и заканчивая линейными менеджерами.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Результаты тестирования по шкалам потери и приобретения  персональных 
 ресурсов могут принимать значения от 30 до 150 баллов,  по  шкале  индекса 
 ресурсности - от 0,2 до 5 баллов.                                          
      "Техническая" диаграмма по результатам тестирования строится на осно- 
 ве покозателей выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.            
       При анализе результатов тестирования следует учитывать тот факт, что 
 один и тот же индекс ресурности может быть получен при разных по  выражен- 
 ности значениях шкал потери и приобретения. Чем выше показатели  первичных 
 шкал, тем выше внутренний конфликт и напряженность персональных ресурсов.  
 
      Опросник состоит из 30 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Потери и приобретения персональных ресурсов (ОППР).              
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────────────────╢> Пт           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢> Пр           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
                                ___                                         
 
     0 ╟-▒▒▒▒───────────────────────────────────────────────╢> ИР           
 
         <[-]><[=]><────────────────[+]───────────────────>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
       1. Потери персональных ресурсов       - Пт =  107  64%               
       2. Приобретения персональных ресурсов - Пр =   64  28%               
       ------------------------------------------------------               
          Индекс ресурсности (Пр/Пт)         - ИР =  0.6   8%               
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Низкий уровень сбалансированнности приобретенных  и  потерян-         
 ных персональных ресурсов, которые являются ценными для человека и         
 помогают адаптироваться к стрессовым  ситуациям  или  преодолевать         
 стрессы жизни. Такими ресурсами могут быть  значимые  материальные         
 средства (материальный доход, дом,  транспорт,  одежда,  объектные         
 фетиши) и нематериальные конструкты (желания, цели, система  веро-         
 вания, идеи, убеждения),  внешние  (социальная  поддержка,  семья,         
 друзья, работа, социальный статус) и внутренние - самоотношение  и         
 мировоззрение (самоуважение,  профессиональные  умения,  оптимизм,         
 самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), состо-         
 яние душевного и физического благополучия, волевые,  эмоциональные         
 и энергетические характеристики,  которые  необходимы  (прямо  или         
 косвенно) для преодоления  реальных  или  предполагаемых  стрессов         
 жизни.                                                                     
      Выраженный психологический стресс, который на данный  времен-         
 ной интервал жизни может развиваться в ситуациях трех типов:               
      ситуациях, представляющие угрозу потери ресурсов;                     
      ситуациях фактической потери ресурсов;                                
      ситуациях отсутствия адекватного возмещения  истраченных  ре-         
 сурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для  достиже-         
 ния желаемого результата, либо  значительно  превышает  получаемый         
 результат.