МЕТОДИКА:                                  
                   Опросник психологических потребностей                    
                             (Эдвин Шнейдман).                              
 
      Данная методика предназначена для оценки некоторых количественных па- 
 раметров значимости каждой из 20 психологических потребностей человека вы- 
 деленных автором этого опросника.                                          
      Значимость каждой из них оценивалась  числом  баллов  таким  образом, 
 чтобы общая сумма всех баллов была равна 100. Иными словами,  общее  коли- 
 чество баллов у всех опрашиваемых является одинаковым, а интересную инфор- 
 мацию можно извлечь из различий между  показателями  значимости  отдельных 
 потребностей (у конкретного человека). Эти различия  демонстрируют,  каким 
 образом потребности формируют стиль (паттерны) жизни человека. Существенно 
 и то, что этот простой опросник может дать немало материала для  размышле- 
 ний над тем, что же для человека является по-настоящему важным в жизни и в 
 чем стоило бы глубже разобраться.                                          
      С помощью данного опросника можно оценить своего  пациента,  любимого 
 человека, друга, государственного деятеля, исторического героя,  вымышлен- 
 ного персонажа книги и кого угодно.                                        
      Используя его, можно оценить потребности человека тогда, когда он на- 
 ходится в состоянии душевного комфорта или же проявляет склонность к само- 
 убийству.                                                                  
      Автор предпринял соответствующую попытку оценки, рассматривая распре- 
 деление значимости каждой из приведенных в опроснике потребностей  у  ряда 
 известных исторических личностей. Особый интерес к результатам этого  рей- 
 тинга придает тот факт, что исследование проводилось специалистом,  знако- 
 мым с биографией оцениваемого человека. Ниже приводится  перечень  специа- 
 листов и тех исторических или литературных персонаже которых автор  попро- 
 сил оценить с помощью "Опросника психологических потребностей".            
      1. Наполеон Бонапарт по оценке  Юджина  Уэбера,  профессора  истории, 
 признанного авторитета в области французской культуры.                     
      2. Адольф Гитлер по оценке Фредерика Редлиха, психиатра, бывшего  де- 
 кана Йельской школы медицины, автор медицинской биографии Гитлера.         
      3. Зигмунд Фрейд по оценке Роберта Холта, исследователя жизни Фрейда, 
 почетного профессора психологии Нью-Йоркского университета.                
      4. Мэрилин Монро по оценке Роберта Литмана, психиатра  и  психоанали- 
 тика, проводившего психологическу аутопсию после смерти Монро; в прошлом - 
 президента Американской Ассоциации Суицидологии.                           
      5. Капитан Ахав (главный соперник Белого Кита - Моби Дика) по  оценке 
 Альфреда Казина, писателя, одного из ведущих литературных критиков США.    
      6. Герман Мелвилл по оценке Хершеля Паркера, исследователя творчества 
 Мелвилла, автора его биографии.                                            
      7. Линдон Джонсон по оценке Ирвинга Бернштейна, почетного  профессора 
 политологии, описавшего историю президентской деятельности Джонсона.       
      8. Джейн Адамс по оценке Гарри Вассермана, почетного профессора соци- 
 альной работы.                                                             
      9. Джим Джонс (лидер тотализированной религиозной  секты)  по  оценке 
 Луиса Веста, профессора психиатрии, эксперта по религиозным культам.       
      10. Марта Грэхем (знаметиная американская балерина  и  хореограф)  по 
 оценке Альмы Хоукинс, профессора, заведующей кафедрой танца.               
      11. Винсент Ван Гог по оценкам Виллиама Раньяна, профессора Школы со- 
 циальной работы Калифорнийского университета в Беркли,  исследователя  его 
 биографии.                                                                 
      12. Ричард Фейнман по оценке Дейвида  Саксона,  почетного  профессора 
 физики, бывшего президента Калифорнийского университета.                   
 
                       Н   А   З   М   К   Г   Л   Д   Д   М   В   Р        
                       а   д   и   э   а   е   и   ж   ж   а   и   и        
                       п   о   г   р   п   р   н   е   и   р   н   ч        
                       о   л   м   е   и   м   д   й   м   т   ц   а        
                       л   ь   у   л   т   а   о   н       а   е   р        
                       е   ф   н   и   а   н   н               н   д        
                       о       д   н   н                           т        
                       н                                                    
 
                       Б   Г   Ф   М   А   М   Д   А   Д   Г   В   Ф        
                       о   и   р   о   х   е   ж   д   ж   р   а   е        
                       н   т   е   н   а   л   о   а   о   э   н   й        
                       о   л   й   р   в   в   н   м   н   х       н        
                       п   е   д   о       и   с   с   с   е   Г   м        
                       а   р               л   о           м   о   а        
                       р                   л   н               г   н        
                       т                                                    
 Самоуничижение        -   1   0   7   -   7   1   1   1   1   9   1        
 Достижение           20  10  11   8  20  20  16  12   4  10  11  15        
 Принадлежность        -   2   5   2   -   3   3  12   1   6   4   2        
 Агрессия             10  10   6   2  10   6   5   3  12   3   7   1        
 Автономия            10   7   8   5  10  11   5   7   8  10   7  10        
 Противодействие      10  10   7   2  10   3   4   1   4   1   7   1        
 Защита                2   5   8   3  10   3   5   1  12   3   4   2        
 Почтение              -   1   2  10   -   3   2   5   1   1   5   1        
 Доминирование        20   7  10   2   7   2  12   5  12  10   2   4        
 Демонстративность     5   6   6  16  10   4   6   3  11   6   6  10        
 Избегание опасности   -   2   2   2   -   3   5   5   2   1   1   2        
 Неприкосновенность    -   6   3   4   -  11   5   5   4  10   5   3        
 Забота                -   1   4   2   -   3   2   5   1   3   9   2        
 Порядок              11   3   4   2   -   2   3   9   2  10   5   5        
 Игра                  -   3   2   6   -   3   2   7   1   2   1  10        
 Отвержение            -   7   4   2  10   2   4   2   6   3   2   1        
 Чувственность         2   5   1   2   -   8   7   2   5   3   1   5        
 Избегание стыда       -   5   5   3   -   4   3   3   9   2   2   3        
 Получение поддержки   -   4   3  12   -   2   8   5   3   5  10   2        
 Понимание            10   5   9   2  10  10   2   9   1  10   2  20        
 
                               Примечание.                                  
      1. Сумма баллов в каждой колонке равна 100.                           
      2. В оригинале неточность. Сумма баллов в колонке Мерилин Монро  сос- 
 тавляет 94.                                                                
      3. В оригинале неточность. Сумма баллов в колонке Джейн Адаме состав- 
 ляет 102.                                                                  
 
      Большинство из приведенных оценок выраженности  психологических  пот- 
 ребностей отражает определенный период акивной деятельности каждого из ос- 
 видетельствованных. В этом списке есть, конечно,  ряд  самоубийц:  Гитлер, 
 Монро, Джонс, Ван Гог и Наполеон, который предпринял две попытки самоубий- 
 ства (отравления) после поражения при Ватерлоо. Это обстоятельство  приво- 
 дит к выводу о том, что  среди  приведенных  психологических  потребностей 
 можно выделить два типа: к первому относятся потребности,  характеризующие 
 функционирование человека в повседневной жизни; это так называемые модаль- 
 ные потребности, с которыми человек живет. Ко второму типу  относятся  те, 
 которые становятся актуальными для человека в ситуациях давления,  страда- 
 ния, внутреннего напряжения и душевной боли. Их следует назвать  витальны- 
 ми. Эти потребности и являются жизненно важными, и человек  готов  за  них 
 умереть. Когда появляются мысли о самоубийстве, внутренний фокус  сознания 
 смещается с обычных (модальных) к  фрустрированным  или  неудовлетворенным 
 потребностям, возникающим при наличии угрозы, неудачи,  давления,  боли  и 
 других неотложных обстоятельств, именно к тем  психологическим  потребнос- 
 тям, которые конкретный человек считает важнейшими для продолжения  жизни. 
 Каждый из нас в зависимости от состояния может заполнить опросник  с  рей- 
 тингом, фиксирующим обычное или же "аварийное" распределение потребностей, 
 фрустрация которых может привести к самоубийству.                          
      Исходя из наличия 20 потребностей, можно предположить, что существуют 
 и 20 "видов" самоубийства. Но практика показыает, что только 10 или 12  из 
 них "замешаны" в суицидальном поведении. Теоретические положения Г. Мюррея 
 (и "Опросник психологических потребностей")  позволяют  определить,  какие 
 именно потребности являются центральными в каждом конкретном случае и  от- 
 крывают доступ к душе человека при сосредоточении на них  внимания.  Кроме 
 того, можно идентифицировать случаи самоубийства в соответствии с тем, ка- 
 кие именно основные потребности оказались фрустрированными.                
      Для практических целей можно допустить, что  большинство  самоубийств 
 делятся на пять групп соответственно с  фрустрированными  психологическими 
 потребностями. Они также отражают и различные виды душевной боли.          
      1. Неудовлетворенные потребности в  любви  и  принятии,  связанные  с 
 фрустрирацией стремления к поддержке и принадлежности.                     
      2. Нарушение контроля предсказуемости и организованности, связанные с 
 фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и  понима- 
 нию.                                                                       
      3. Снижение самооценки (self image) в силу стыда поражения,  унижения 
 или позора, связанные с фрустрированными потребностями  в  принадлежности, 
 защите и избегании стыда.                                                  
      4. Разрушенные значимые отношения с возникшим вследствие этого  горем 
 и чувством потери, связанные с фрустрированными потребностями в принадлеж- 
 ности и заботе о другом.                                                   
      5. Чрезмерный гнев, ярость и враждебность, связанные с  фрустрирован- 
 ными потребностями в доминировании, агрессии и противодействии.            
      Однако в реальной жизни, конечно, существует более пяти  типов  само- 
 убийства, и в силу этого каждый конкретный трагический случай следует оце- 
 нивать и понимать с  учетом  индивидуальных  особенностей  фрустрированных 
 потребностей.                                                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В оригинальной версии методики значимость каждой потребности оценива- 
 ется числом баллов таким образом, чтобы общая сумма всех баллов была равна 
 100. В практическом применении это  вызывает  определенные  сложности  при 
 вводе числовых показателей по каждому пункту опросника, так как необходимо 
 постоянно учитывать общую сумму баллов.                                    
      В данной компьютерной программе предусмотрено два варианта методики:  
      1. Оригинальная версия автора методики.                               
      2. Модифицированный вариант. В данном варианте сумма баллов по каждо- 
 му пункту опросника может принимать значения от 0% до 100%.                
      Для "совместимости" с авторской методикой абсолютные показатели  шкал 
 переводятся в относительные таким образом, чтобы общая сумма  баллов  была 
 равна 100%.                                                                
      Автоматическая интерпретация данных по каждой из 20 потребностей  мо- 
 дицированного варианта методики основана на  следующих  условных  тестовых 
 критериях:                                                                 
       0 -  20% - низкие показатели;                                        
      21 -  40% - пониженные показатели;                                    
      41 -  60% - средние показатели;                                       
      61 -  80% - повышенные показатели;                                    
      81 - 100% - высокие показатели.                                       
      Данное обстоятельство необходимо учитывать как при интерпретации  ре- 
 зультатов тестирования, так и при созданни файлов статистики.              
      Пример тестирования, который приводится ниже -  это  модифицированный 
 вариант вариант данного опросника                                          
 
      Опросник состоит из 20 утверждения.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
 Методика: Опросник психологических потребностей.                           
 Ф.И.О: _________________                                                   
 Доп. данные: ___________                                                   
 
                             Диаграмма.                                     
 
               *                                                            
           100 ┼                                                            
            90 ┼                                                            
            80 ┼                                       ▄                    
            70 ┼         ▄             ▄               █                    
            60 ┼         █             █               █                    
            50 ┼     ▄   █ ▄ ▄       ▄ █               █                    
            40 ┼     █   █ █ █       █ █               █                    
            30 ┼     █   █ █ █       █ █     ▄   ▄   ▄ █                    
            20 ┼     █   █ █ █       █ █     █   █   █ █                    
            10 ┼   ▄ █ _ █ █ █ ▄ _ █ █ █ ▄ ▄ █ _ █ ▄ █ █                    
             0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                  
                 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T                    
 
                          Тестовые показатели:                              
             1. Самоуничижение       -  A =   0%    0.00%                   
             2. Достижение           -  B =  10%    1.69%                   
             3. Принадлежность       -  C =  50%    8.47%                   
             4. Агрессия             -  D =   5%    0.85%                   
             5. Автономия            -  E =  70%   11.86%                   
             6. Противодействие      -  F =  50%    8.47%                   
             7. Защита               -  G =  50%    8.47%                   
             8. Почтение             -  H =  10%    1.69%                   
             9. Доминирование        -  I =   5%    0.85%                   
            10. Демонстративность    -  С =  15%    2.54%                   
            11. Избегание опасности  -  K =  50%    8.47%                   
            12. Неприкосновенность   -  L =  70%   11.86%                   
            13. Забота               -  M =  10%    1.69%                   
            14. Порядок              -  N =  10%    1.69%                   
            15. Игра                 -  O =  30%    5.08%                   
            16. Отвержение           -  P =   5%    0.85%                   
            17. Чувственность        -  Q =  30%    5.08%                   
            18. Избегание стыда      -  R =  10%    1.69%                   
            19. Получение поддержки  -  S =  30%    5.08%                   
            20. Понимание            -  T =  80%   13.56%                   
            ---------------------------------------------                   
            Контрольная сумма процентов   =       100.00%                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      САМОУНИЧИЖЕНИЕ:  потребность  пассивно  подчиняться;  умалять         
 свое достоинство.                                                          
      Уровень потребности: полностью отсутствует.                           
 
      ДОСТИЖЕНИЕ: потребность справляться с  трудностями  и  побеж-         
 дать.                                                                      
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: потребность принадлежать, быть частью  группы         
 людей, поддерживать дружбу.                                                
      Уровень потребности: средний.                                         
 
      АГРЕССИЯ:  потребность   силой  п реодолевать  сопротивление;         
 стремление к борьбе, драке или нападению.                                  
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      АВТОНОМИЯ: потребность быть независимым и свободным;  преодо-         
 левать ограничения.                                                        
      Уровень потребности: повышенный.                                      
 
      ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: потребность возмещать потери с помощью борь-         
 бы, повторных усилий.                                                      
      Уровень потребности: средний.                                         
 
      ЗАЩИТА: потребность отстаивать себя в случае критики или  об-         
 винений.                                                                   
      Уровень потребности: средний.                                         
 
      ПОЧТЕНИЕ: потребность в восхищении и поддержке, восхвалении и         
 подражании вышестоящему лицу (лидеру).                                     
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ДОМИНИРОВАНИЕ: потребность контролировать, влиять  и  опреде-         
 лять поведение других; стремление быть лидером.                            
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ: потребность  возбуждать  интерес,  привле-         
 кать, восхищать или развлекать других.                                     
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ИЗБЕГАНИЕ ОПАСНОСТИ: потребность избегать боли, ранений,  бо-         
 лезни и смерти.                                                            
      Уровень потребности: средний.                                         
 
      НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ: потребность в защите себя и своего психо-         
 логического пространства.                                                  
      Уровень потребности: повышенный.                                      
 
      ЗАБОТА: потребность в обеспечении других едой, помощью,  уте-         
 шением, защитой и воспитанием.                                             
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ПОРЯДОК: потребность в организованности и порядке в  вещах  и         
 мыслях.                                                                    
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ИГРА: потребность в действиях для удовольствия, в поиске удо-         
 вольствия ради него самого.                                                
      Уровень потребности: пониженный.                                      
 
      ОТВЕРЖЕНИЕ: потребность в исключении, изгнании,  удалении  от         
 себя другого человека.                                                     
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ЧУВСТВЕННОСТЬ: потребность  в  эстетических  и  положительных         
 чувственных переживаниях, в наслаждении.                                   
      Уровень потребности: пониженный.                                      
 
      ИЗБЕГАНИЕ СТЫДА: потребность сторониться  чувств  унижения  и         
  стыда.                                                                    
      Уровень потребности: низкий.                                          
 
      ПОЛУЧЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ: стремление, чтобы другой  человек  удов-         
 летворял значимые потребности; потребность быть любимым.                   
      Уровень потребности: пониженный.                                      
 
      ПОНИМАНИЕ: потребность иметь информацию о происходящем, пони-         
 мать, каким образом и по какой причине происходят события.                 
      Уровень потребности: повышенный.