МЕТОДИКА:                                  
                   Опросник профессиональной готовности                     
                             (Л.Н. Кабардова).                              
 
      Методика предназначена для  диагностики  самооценки  учащимися  своих 
 возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудо- 
 вых, социальных и т.д.), своего реального отношения к деятельности и свое- 
 го предпочтения (нежелания) реализации деятельности в своей  будущей  про- 
 фессии.                                                                    
      Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации,  ко- 
 торые предъявляются человеку в процессе труда или учебы, соотносятся с на- 
 иболее типичными представителями профессий по пяти  профессиональным  сфе- 
 рам: "Ч - З", "Ч - Т", "Ч - П", "Ч - Х", "Ч - Ч".                          
      Данный опросник позволяет подтвердить, конкретизировать информацию по 
 тесту ДДО и быть может дополнительную интерпретацию  по  профессиональному 
 интересу оптанта.                                                          
 
      Обработка.                                                            
      Каждый вопрос соответствует одному из типов профессий  и  оценивается 
 по трем пунктам:                                                           
      а - оценка своих умений;                                              
      б - оценка своего эмоционального отношения;                           
      в - оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.            
      Приступая к обработке результатов, сначала следует  внимательно  про- 
 смотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на  кото- 
 рые испытуемый в графе "умения" поставил оценку "0". Эти  вопросы  следует 
 полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение  оце- 
 нок "0-12-11". В этом случае вторая и третья оценки также исключаются  при 
 подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и про- 
 фессиональных предпочтений). Они учитываются только при качественном  ана- 
 лизе каждой сферы.                                                         
      Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере  по  
 шкалам "умения", "отношение" и  "профессиональные  пожелания".  Обращается  
 внимание на соотношение оценок по данным шкалам как  в  каждой  профессио- 
 нальной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).   
 
      Ч-З - человек - знаковая система;                                     
      Ч-Т - человек - техника;                                              
      Ч-П - человек - природа;                                              
      Ч-Х - человек - художественный образ;                                 
      Ч-Ч - человек - человек.                                              
 
      Интерпретация.                                                        
      Наибольшее количество баллов по определенной шкале указывает на  пре- 
 обладающее проявление профессиональных интересов и  склонностей  к  данной 
 группе профессий.                                                          
      Рассмотрим "диагнозы", полученные при высоких показателях в професси- 
 ональных сферах. При составлении диагноза необходимо  учитывать  и  другие 
 сочетания высоких, средних и низких показателей. Выбор наиболее предпочти- 
 тельной профессиональной сферы (или нескольких сфер)  делается  на  основе 
 сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных  сферах  по 
 шкале "профессиональные предпочтения". Обращается внимание на те професси- 
 ональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере срав- 
 ниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным яв- 
 ляются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам  коли- 
 чественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения 
 испытуемого. Например, соотношение оценок типа  "10-12-11"  благоприятнее, 
 чем сочетание "3-8-12", поскольку предпочтения испытуемого в первом случае 
 более обоснованны наличием у него соответствующих умений.                  
      Далее анализируются отдельные вопросы,  ответы  на  которые  получили 
 оценки в баллах "2-2-2", а также "2-2-1", "1-2-2". Это необходимо, во-пер- 
 вых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специаль- 
 ностей. Например, работа в области "человек-знак" может  осуществляться  с 
 буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и  др.);  с  инос- 
 транными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с ма- 
 тематическими знаками (программист, математик, экономист и  др.).  Во-вто- 
 рых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, зани- 
 мающие промежуточное положение между разными областями,  например  учитель 
 математики (сферы "человек - человек" и "человек - знак"), модельер (сферы 
 "человек - художественный образ" и "человек - техника") и т.д.             
      По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфе- 
 ре профессиональной деятельности он склонен.                               
 
      1. "Человек - знак".                                                  
      Человек испытывает склонность и проявляет интересы при выполнении вы- 
 числений, чертежей, схем, систематизировании различных сведений.  Большин- 
 ство профессий этого типа связано с переработкой информации: цифры, форму- 
 лы, таблицы чертежи, схемы, карты; тексты на родном или  иностранном  язы- 
 ках.                                                                       
      Способности, обеспечивающие успешность профессиональной  деятельности 
 в этой области: логические мышление, хорошая памятью  на  слова  и  числа, 
 способность к длительной концентрации внимания на знаковом материале.      
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: инженер-программист, экономист, бухгалтер, инженер-строитель, архитек- 
 тор, геодезист, конструктор,  инженер-технолог,  инженер-механик,  инженер 
 сварочного производства, социолог, журналист, редактор,  корректор,  пере- 
 водчик, лингвист, делопроизводитель.                                       
 
      2. "Человек - техника".                                               
      Основу профессиональной  сферы  составляют  предметы  физики,  химии, 
 электротехники, любите или любили в школе выполнять лабораторные работы по 
 данным предметам. Человек охотно занимается моделированием, разбирается  в 
 технике, любит ручной труд, а именно создавать, эксплуатировать,  ремонти- 
 ровать машины, механизмы, аппараты.                                        
      Большинство профессий относятся к техническим профессиям,  а  именно:  
 работа на станках, управление транспортом, автоматическими системами;  ре- 
 монт технических устройств, их создание, монтаж,  сборка  технических  ус- 
 тройств, разработка процесса изготовления узлов и деталей машин и механиз- 
 мов, работа с приборами, регулирование и их налаживание.                   
      Способности, обеспечивающие успешность профессиональной  деятельности 
 в этой области: высокий уровень концентрации и устойчивости внимания,  хо- 
 рошая зрительная и моторная память, хорошая координация движений, развитые 
 техническое и творческое мышление и воображение.                           
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: столяр, плотник, реставратор мебели, наладчик,  монтажник,  чертежник, 
 инженер-строитель, инженер-машиностроитель, инженер по  транспорту,  конс- 
 труктор, инженер-механик, инженер сварочного производства,  инженер-метал- 
 ловед, инженер-литейщик, инженер-электромеханик и другие.                  
 
      3. "Человек - природа".                                               
      Сфера профессиональных интересов и склонностей  связана  с  природой, 
 растительными и животными организмами  и  стремлением  работать  в  данной 
 профессиональной сфере. Человек с удовольствием ухаживает  за  растениями, 
 животными, не безразличен к экологии.                                      
      Способности, обеспечивающие успешность профессиональной  деятельности 
 в этой области: интуиция, аналитические способности, гибкость ума, прогно- 
 зирование относительно роста и развития объектов природы, способность  пе- 
 реносить длительное физические и психическое напряжение в различных погод- 
 ных условиях.                                                              
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: лесовод, коневод, пчеловод, овощевод,  птицевод,  животновод,  садовод 
 агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик.                   
 
      4. "Человек - художественный образ".                                  
      Основу профессиональной сферы составляют профессии, связанные с лите- 
 ратурно-художественной деятельностью, изобразительной, актерской  деятель- 
 ностью, музыкой.                                                           
      Человек любит писать сочинение, заметки, мастерить  красивые  изделия 
 своими руками, создавать произведения живописи, графики, создавать на  бу- 
 маге и в оригинале новые интересные модели  одежды,  интерьера  помещений, 
 конструкторские новинки. Быстрее и чаще других замечает в обычном  необыч- 
 ное и прекрасное.                                                          
      Большинство профессий этого типа связано: с созданием  художественных  
 произведений, а также с воспроизведением, изготовлением различных  изделий 
 по образцу и художественных произведений в массовом  производстве  (напри- 
 мер, мастер по росписи).                                                   
      Способности, обеспечивающие успешность профессиональной  деятельности 
 в этой области: творческие и художественные способности,  высокий  уровень 
 воображения, интуитивность, открытость для восприятия нового.              
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: художник, архитектор,  дизайнер,  литератор,  искусствовед,  писатель, 
 филолог, журналист, модельер, ювелир, реставратор, гравер,  музыкант,  ак- 
 тер, столяр - краснодеревщик.                                              
 
      5. "Человек - человек".                                               
      Сфера профессиональных интересов и склонностей связана  с  обучением, 
 воспитанием, руководством и обслуживанием людей.                           
      Человек умеет терпеливо, внимательно  выслушивать  людей,  объяснять,  
 убеждать, предотвращать конфликты, разрешать  споры,  оказывать  посильную  
 помощь. Ему нравится находиться среди людей и  тесно  взаимодействовать  с  
 ними.                                                                      
      Способности, обеспечивающие успешность профессиональной  деятельности 
 в этой области: вербальные способности, хорошее развитие образной  и  сло- 
 весно-логической памяти, коммуникативные способности (общение и взаимодей- 
 ствие с людьми, умение устанавливать контакты),  отзывчивость,  доброжела- 
 тельность, требовательность к себе и другим.                               
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: педагог, воспитатель, психолог, медсестра, тренер, менеджер по  персо- 
 налу, офис-менеджер,  социальный  педагог,  работники  сферы  обслуживания 
 (продавец, технолог, товаровед, парикмахер, официант и др.).               
 
      6. "Человек - знак" и "Человек - техника".                            
      Сфера профессиональных интересов и склонностей выходят за пределы од- 
 ной профессиональной сферы, занимает промежуточное положение между данными 
 сферами профессий.                                                         
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, инженер-строитель, ин- 
 женер-механик, инженер-программист, инженер-электрик  по  автоматизации  и  
другие.                                                                     
 
      7. "Человек - знак" и "Человек - человек".                            
      Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих  двух 
 сферах.                                                                    
      Человеку нравится систематизировать  материал,  анализировать,  зани- 
 маться сбором информации, решение проблем осуществлять через  размышления, 
 но при этом он ориентирован на работу в группе с людьми, обучение их, ока- 
 зание помощи консультирования, организацию групповых мероприятий,  дискус- 
 сий.                                                                       
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: преподаватель математики, физики, химии, экономики, филолог,  историк,  
 социолог, редактор, переводчик, финансовый менеджер, специалист  по  анти- 
 кризисному управлению, товаровед-эксперт, маркетолог, технолог,  товаровед  
 и др.                                                                      
 
      8. "Человек - знак" и "Человек - художественный образ".               
      Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих  двух 
 сферах. Это значит, что человек  не  только  создает  свои  художественные 
 произведения, но и умеет систематизировать информацию в своей области  ис- 
 кусства и культуры, ведет научный поиск, логический анализ, создает ориги- 
 нальные проекты (воплощая их графически, в новых моделях одежды, интерьера 
 помещений, конструкторских новинках).                                      
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: дизайнер, архитектор, инженер компьютерной графики, имиджмейкер, музы- 
 кальный редактор, клипмейкер и др.                                         
 
      9. "Человек - техника" и "Человек - художественный образ".            
      Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих  двух 
 сферах.                                                                    
      Человеку нравится не только деятельность, направленная на технические 
 объекты, но и он может мастерить красивые изделия своими руками, создавать 
 законченные произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в ориги- 
 нале новые интересные модели одежды, интерьера помещений,  конструкторские 
 новинки.                                                                   
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: архитектура, конструктор, инженер-строитель,  инженер-металлург  худо- 
 жественного литья, технолог швейного производства.                         
 
      10. "Человек - техника" и "Человек - человек".                        
      Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих  двух 
 сферах. Умения и желания человека связаны с профессиями,  труд  в  которых 
 направлен на технические объекты, при этом он умеет и  желает  работать  с 
 людьми и руководить ими.                                                   
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: преподаватель труда, мастер-наставник, инженер-механик  по  технологии 
 машиностроения, инженер-литейщик, инженер  электронной  техники,  менеджер 
 производственной сферы, инженер-строитель и др.                            
 
      11. "Человек - человек" и "Человек - художественный образ".           
      Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих  двух 
 сферах.                                                                    
      Человек ориентирован на работу в группе с  людьми,  а  именно  учить, 
 разъяснять, объяснять, внимательно выслушивать, и в то же время  воплощать 
 свои творческие замыслы (музыкальной,  актерско-сценической,  литературно- 
 художественной деятельности и т.д.).                                       
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: режиссер, продюсер, учитель танцев, учитель актерского мастерства, ор- 
 ганизатор выставок и вернисажей, редактор и т.д.                           
 
      12. "Человек - человек" и "Человек - природа".                        
      Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих  двух 
 сферах.                                                                    
      Профессии этих типов требуют  постоянного  взаимодействия  с  людьми, 
 умения устанавливать и поддерживать контакты с  людьми,  а  также  требуют 
 любви к природе, ко всему "живому".                                        
      Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом  направленнос- 
 ти: валеолог, инженер-эколог, организатор зоологических выставок,  руково- 
 дитель географических экспедиций, ведущий телепередач о растительном и жи- 
 вотном мире и т.д.                                                         
 
      Литература:                                                           
      Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория  и  
 практика: учеб. пособ. для высшей школы. - М. : Академический проект; Ека- 
 теринбург: Деловая книга. - 2004. - 192 с. (с. 124-130)                    
 
      Опросник состоит из 50 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. В соответствии с инструкцией по обработке  результатов  тестирова- 
 ния, выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или  несколь- 
 ких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных 
 профессиональных сферах по шкале "профессиональные предпочтения".          
      2. Оценка уровня своих умений, отношения и предпочтений  производится 
 на основе следующих условных показателей:                                  
       0 баллов    - профессиональная направленность полностью отсутствует; 
       1-4 балла   - низкий тестовый показатель;                            
       5-8 баллов  - пониженный тестовый показатель;                        
       9-12 баллов - средний тестовый показатель;                           
      13-16 баллов - повышенный тестовый показатель;                        
      17-20 баллов - высокий тестовый показатель.                           
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник профессиональной готовности.                            
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                        *                                                   
                     20 ┼                                                   
                     18 ┼                                                   
                     16 ┼─────────────────────                              
                     14 ┼                                                   
                     12 ┼─▄───▄───────────────                              
                     10 ┼ █   █                                             
                      8 ┼─█───█───██──────█───                              
                      6 ┼ █   █   ██  ▄   █                                 
                      4 ┼─█▄──██──███─█───█───                              
                      2 ┼ ██  ███ ███ ██▄ ███                               
                      0 ┼─+++─+++─+++─+++─+++─*                             
                          уоп уоп уоп уоп уоп                               
                           З   Т   П   Х   Ч                                
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                    У  О  П                 
         1. "Человек - Знаковая система"     - З = 12  4  1                 
         2. "Человек - Техника"              - Т = 12  5  3                 
         3. "Человек - Природа"              - П =  9  9  5                 
         4. "Человек - Художественный образ" - Х =  6  3  2                 
         5. "Человек - Человек"              - Ч =  9  3  3                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
        ПРЕАБЛАДАЮЩИЙ ТИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.                  
 
      "Человек - природа".                                                  
      Сфера профессиональных интересов и склонностей связана с при-         
 родой, растительными и животными организмами и  стремлением  рабо-         
 тать в данной профессиональной сфере. Человек с удовольствием уха-         
 живает за растениями, животными, не безразличен к экологии.                
      Способности, обеспечивающие успешность профессиональной  дея-         
 тельности в этой  области:  интуиция,  аналитические  способности,         
 гибкость ума, прогнозирование относительно роста и развития объек-         
 тов природы, способность переносить длительное физические и психи-         
 ческое напряжение в различных погодных условиях.                           
      Профессии, которые могут подойти человеку с э тим  типом  на-         
 правленности: лесовод, коневод, пчеловод, овощевод, птицевод,  жи-         
 вотновод, садовод агроном,  микробиолог,  зоотехник,  гидробиолог,         
 агрохимик.                                                                 
      Самооценка в данной профессиональной сфере:                           
      оценка своих умений: средняя;                                         
      оценка своего эмоционального отношения: средняя;                      
      оценка своих профессиональных предпочтений: пониженная.