МЕТОДИКА:
Опросник профессиональной готовности
(Л.Н. Кабардова).
Методика предназначена для диагностики самооценки учащимися своих
возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудо-
вых, социальных и т.д.), своего реального отношения к деятельности и свое-
го предпочтения (нежелания) реализации деятельности в своей будущей про-
фессии.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации, ко-
торые предъявляются человеку в процессе труда или учебы, соотносятся с на-
иболее типичными представителями профессий по пяти профессиональным сфе-
рам: "Ч - З", "Ч - Т", "Ч - П", "Ч - Х", "Ч - Ч".
Данный опросник позволяет подтвердить, конкретизировать информацию по
тесту ДДО и быть может дополнительную интерпретацию по профессиональному
интересу оптанта.
Обработка.
Каждый вопрос соответствует одному из типов профессий и оценивается
по трем пунктам:
а - оценка своих умений;
б - оценка своего эмоционального отношения;
в - оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.
Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно про-
смотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на кото-
рые испытуемый в графе "умения" поставил оценку "0". Эти вопросы следует
полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оце-
нок "0-12-11". В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при
подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и про-
фессиональных предпочтений). Они учитываются только при качественном ана-
лизе каждой сферы.
Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по
шкалам "умения", "отношение" и "профессиональные пожелания". Обращается
внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессио-
нальной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Ч-З - человек - знаковая система;
Ч-Т - человек - техника;
Ч-П - человек - природа;
Ч-Х - человек - художественный образ;
Ч-Ч - человек - человек.
Интерпретация.
Наибольшее количество баллов по определенной шкале указывает на пре-
обладающее проявление профессиональных интересов и склонностей к данной
группе профессий.
Рассмотрим "диагнозы", полученные при высоких показателях в професси-
ональных сферах. При составлении диагноза необходимо учитывать и другие
сочетания высоких, средних и низких показателей. Выбор наиболее предпочти-
тельной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе
сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по
шкале "профессиональные предпочтения". Обращается внимание на те професси-
ональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере срав-
ниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным яв-
ляются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам коли-
чественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения
испытуемого. Например, соотношение оценок типа "10-12-11" благоприятнее,
чем сочетание "3-8-12", поскольку предпочтения испытуемого в первом случае
более обоснованны наличием у него соответствующих умений.
Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили
оценки в баллах "2-2-2", а также "2-2-1", "1-2-2". Это необходимо, во-пер-
вых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специаль-
ностей. Например, работа в области "человек-знак" может осуществляться с
буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с инос-
транными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с ма-
тематическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вто-
рых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, зани-
мающие промежуточное положение между разными областями, например учитель
математики (сферы "человек - человек" и "человек - знак"), модельер (сферы
"человек - художественный образ" и "человек - техника") и т.д.
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфе-
ре профессиональной деятельности он склонен.
1. "Человек - знак".
Человек испытывает склонность и проявляет интересы при выполнении вы-
числений, чертежей, схем, систематизировании различных сведений. Большин-
ство профессий этого типа связано с переработкой информации: цифры, форму-
лы, таблицы чертежи, схемы, карты; тексты на родном или иностранном язы-
ках.
Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности
в этой области: логические мышление, хорошая памятью на слова и числа,
способность к длительной концентрации внимания на знаковом материале.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: инженер-программист, экономист, бухгалтер, инженер-строитель, архитек-
тор, геодезист, конструктор, инженер-технолог, инженер-механик, инженер
сварочного производства, социолог, журналист, редактор, корректор, пере-
водчик, лингвист, делопроизводитель.
2. "Человек - техника".
Основу профессиональной сферы составляют предметы физики, химии,
электротехники, любите или любили в школе выполнять лабораторные работы по
данным предметам. Человек охотно занимается моделированием, разбирается в
технике, любит ручной труд, а именно создавать, эксплуатировать, ремонти-
ровать машины, механизмы, аппараты.
Большинство профессий относятся к техническим профессиям, а именно:
работа на станках, управление транспортом, автоматическими системами; ре-
монт технических устройств, их создание, монтаж, сборка технических ус-
тройств, разработка процесса изготовления узлов и деталей машин и механиз-
мов, работа с приборами, регулирование и их налаживание.
Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности
в этой области: высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, хо-
рошая зрительная и моторная память, хорошая координация движений, развитые
техническое и творческое мышление и воображение.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: столяр, плотник, реставратор мебели, наладчик, монтажник, чертежник,
инженер-строитель, инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, конс-
труктор, инженер-механик, инженер сварочного производства, инженер-метал-
ловед, инженер-литейщик, инженер-электромеханик и другие.
3. "Человек - природа".
Сфера профессиональных интересов и склонностей связана с природой,
растительными и животными организмами и стремлением работать в данной
профессиональной сфере. Человек с удовольствием ухаживает за растениями,
животными, не безразличен к экологии.
Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности
в этой области: интуиция, аналитические способности, гибкость ума, прогно-
зирование относительно роста и развития объектов природы, способность пе-
реносить длительное физические и психическое напряжение в различных погод-
ных условиях.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: лесовод, коневод, пчеловод, овощевод, птицевод, животновод, садовод
агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик.
4. "Человек - художественный образ".
Основу профессиональной сферы составляют профессии, связанные с лите-
ратурно-художественной деятельностью, изобразительной, актерской деятель-
ностью, музыкой.
Человек любит писать сочинение, заметки, мастерить красивые изделия
своими руками, создавать произведения живописи, графики, создавать на бу-
маге и в оригинале новые интересные модели одежды, интерьера помещений,
конструкторские новинки. Быстрее и чаще других замечает в обычном необыч-
ное и прекрасное.
Большинство профессий этого типа связано: с созданием художественных
произведений, а также с воспроизведением, изготовлением различных изделий
по образцу и художественных произведений в массовом производстве (напри-
мер, мастер по росписи).
Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности
в этой области: творческие и художественные способности, высокий уровень
воображения, интуитивность, открытость для восприятия нового.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: художник, архитектор, дизайнер, литератор, искусствовед, писатель,
филолог, журналист, модельер, ювелир, реставратор, гравер, музыкант, ак-
тер, столяр - краснодеревщик.
5. "Человек - человек".
Сфера профессиональных интересов и склонностей связана с обучением,
воспитанием, руководством и обслуживанием людей.
Человек умеет терпеливо, внимательно выслушивать людей, объяснять,
убеждать, предотвращать конфликты, разрешать споры, оказывать посильную
помощь. Ему нравится находиться среди людей и тесно взаимодействовать с
ними.
Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности
в этой области: вербальные способности, хорошее развитие образной и сло-
весно-логической памяти, коммуникативные способности (общение и взаимодей-
ствие с людьми, умение устанавливать контакты), отзывчивость, доброжела-
тельность, требовательность к себе и другим.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: педагог, воспитатель, психолог, медсестра, тренер, менеджер по персо-
налу, офис-менеджер, социальный педагог, работники сферы обслуживания
(продавец, технолог, товаровед, парикмахер, официант и др.).
6. "Человек - знак" и "Человек - техника".
Сфера профессиональных интересов и склонностей выходят за пределы од-
ной профессиональной сферы, занимает промежуточное положение между данными
сферами профессий.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, инженер-строитель, ин-
женер-механик, инженер-программист, инженер-электрик по автоматизации и
другие.
7. "Человек - знак" и "Человек - человек".
Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух
сферах.
Человеку нравится систематизировать материал, анализировать, зани-
маться сбором информации, решение проблем осуществлять через размышления,
но при этом он ориентирован на работу в группе с людьми, обучение их, ока-
зание помощи консультирования, организацию групповых мероприятий, дискус-
сий.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: преподаватель математики, физики, химии, экономики, филолог, историк,
социолог, редактор, переводчик, финансовый менеджер, специалист по анти-
кризисному управлению, товаровед-эксперт, маркетолог, технолог, товаровед
и др.
8. "Человек - знак" и "Человек - художественный образ".
Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух
сферах. Это значит, что человек не только создает свои художественные
произведения, но и умеет систематизировать информацию в своей области ис-
кусства и культуры, ведет научный поиск, логический анализ, создает ориги-
нальные проекты (воплощая их графически, в новых моделях одежды, интерьера
помещений, конструкторских новинках).
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: дизайнер, архитектор, инженер компьютерной графики, имиджмейкер, музы-
кальный редактор, клипмейкер и др.
9. "Человек - техника" и "Человек - художественный образ".
Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух
сферах.
Человеку нравится не только деятельность, направленная на технические
объекты, но и он может мастерить красивые изделия своими руками, создавать
законченные произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в ориги-
нале новые интересные модели одежды, интерьера помещений, конструкторские
новинки.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: архитектура, конструктор, инженер-строитель, инженер-металлург худо-
жественного литья, технолог швейного производства.
10. "Человек - техника" и "Человек - человек".
Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух
сферах. Умения и желания человека связаны с профессиями, труд в которых
направлен на технические объекты, при этом он умеет и желает работать с
людьми и руководить ими.
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: преподаватель труда, мастер-наставник, инженер-механик по технологии
машиностроения, инженер-литейщик, инженер электронной техники, менеджер
производственной сферы, инженер-строитель и др.
11. "Человек - человек" и "Человек - художественный образ".
Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух
сферах.
Человек ориентирован на работу в группе с людьми, а именно учить,
разъяснять, объяснять, внимательно выслушивать, и в то же время воплощать
свои творческие замыслы (музыкальной, актерско-сценической, литературно-
художественной деятельности и т.д.).
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: режиссер, продюсер, учитель танцев, учитель актерского мастерства, ор-
ганизатор выставок и вернисажей, редактор и т.д.
12. "Человек - человек" и "Человек - природа".
Сфера профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух
сферах.
Профессии этих типов требуют постоянного взаимодействия с людьми,
умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, а также требуют
любви к природе, ко всему "живому".
Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленнос-
ти: валеолог, инженер-эколог, организатор зоологических выставок, руково-
дитель географических экспедиций, ведущий телепередач о растительном и жи-
вотном мире и т.д.
Литература:
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и
практика: учеб. пособ. для высшей школы. - М. : Академический проект; Ека-
теринбург: Деловая книга. - 2004. - 192 с. (с. 124-130)
Опросник состоит из 50 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
1. В соответствии с инструкцией по обработке результатов тестирова-
ния, выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или несколь-
ких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных
профессиональных сферах по шкале "профессиональные предпочтения".
2. Оценка уровня своих умений, отношения и предпочтений производится
на основе следующих условных показателей:
0 баллов - профессиональная направленность полностью отсутствует;
1-4 балла - низкий тестовый показатель;
5-8 баллов - пониженный тестовый показатель;
9-12 баллов - средний тестовый показатель;
13-16 баллов - повышенный тестовый показатель;
17-20 баллов - высокий тестовый показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник профессиональной готовности.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
*
20 ┼
18 ┼
16 ┼─────────────────────
14 ┼
12 ┼─▄───▄───────────────
10 ┼ █ █
8 ┼─█───█───██──────█───
6 ┼ █ █ ██ ▄ █
4 ┼─█▄──██──███─█───█───
2 ┼ ██ ███ ███ ██▄ ███
0 ┼─+++─+++─+++─+++─+++─*
уоп уоп уоп уоп уоп
З Т П Х Ч
Тестовые показатели:
У О П
1. "Человек - Знаковая система" - З = 12 4 1
2. "Человек - Техника" - Т = 12 5 3
3. "Человек - Природа" - П = 9 9 5
4. "Человек - Художественный образ" - Х = 6 3 2
5. "Человек - Человек" - Ч = 9 3 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ПРЕАБЛАДАЮЩИЙ ТИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
"Человек - природа".
Сфера профессиональных интересов и склонностей связана с при-
родой, растительными и животными организмами и стремлением рабо-
тать в данной профессиональной сфере. Человек с удовольствием уха-
живает за растениями, животными, не безразличен к экологии.
Способности, обеспечивающие успешность профессиональной дея-
тельности в этой области: интуиция, аналитические способности,
гибкость ума, прогнозирование относительно роста и развития объек-
тов природы, способность переносить длительное физические и психи-
ческое напряжение в различных погодных условиях.
Профессии, которые могут подойти человеку с э тим типом на-
правленности: лесовод, коневод, пчеловод, овощевод, птицевод, жи-
вотновод, садовод агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог,
агрохимик.
Самооценка в данной профессиональной сфере:
оценка своих умений: средняя;
оценка своего эмоционального отношения: средняя;
оценка своих профессиональных предпочтений: пониженная.
|