МЕТОДИКА:
Тест-опросник для измерения потребности в достижениях
(Ю. М. Орлов).
Методика предназначена для измерения выраженности потребности в
достижениях. Мотивация достижения (успеха, удачи) - стремление к улучше-
нию результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в дости-
жении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - яв-
ляется одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю че-
ловеческую жизнь.
Исходный перечень пунктов составлялся таким образом, чтобы в них
косвенно отражались индивидуальные особенности человека, ориентированного
на достижения. Составление банка утверждений основывалось на комплексной
экспериментальной проверке связей между критериальными показателями моти-
вации достижения и ответами. В качестве критериев использовались: решение
интеллектуальных задач с инструкцией, активирующей мотивацию; результаты
контент-анализа данных теста тематической апперцепции; сведения, получен-
ные с помощью групповой оценки личности. В опросник включались пункты,
отличающиеся высокой дискриминативностью и связью с критерием. Оконча-
тельная шкала содержит 23 пункта.
Нормализация результатов тестирования состоит в преобразовании ин-
дивидуального балла в деления шкалы со средним арифметическим X=5,0 и
средним квадратическим отклонением S=2,0.
Для каждого индивидуального балла нормализованной шкалы указывается
ожидаемое процентное распределение баллов, а также процентиль, показываю-
щий процент испытуемых, которые должны иметь балл ниже.
Средний балл M=12,6.
Среднее квадратическое отклонение S=2,51.
Число испытуемых N=716.
Распределение не нормально, скошено влево.
Размах индивидуального балла от 5 до 20.
В данной компьютерной версии приняты следующие критерии интерпрета-
ции:
0-6 баллов - низкая потребность в достижениях (меньше M-2S).
7-9 баллов - пониженная потребность в достижениях (от M-2S до M-S).
10-15 баллов - средняя потребность в достижениях (от M-S до M+S).
16-18 баллов - повышенная потребность в достижениях (от M+S до M+2S).
19-23 баллов - высокая потребность в достижениях(больше M+2S).
Компьютерная версия методики дополнена шкалой достоверности инфор-
мации.
Воспросник состоит из 32 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест-опросник для измерения потребности в достижениях.
Ф.И.О: _______________________
Доп. данные: _________________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒──────────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
Диагностическая шкала:
╟-░░░░░░░░░░░░░░░░░░▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────╢>
<───[--]───><[-]-><────[=]───><─[+]><──[++]──>
Тестовые показатели:
Неискренность - L = 2
Индекс потребности в достижениях - ПД = 20
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень потребности в достижениях. Стремление к дос-
тижению позитивно сформулированных целей с преобладанием ожидания
успеха. Позитивные переживания, связанные с работой, достижением,
успехом в осуществлении намеченных планов. Уверенность в себе,
своих способностях и возможностях. Предпочтение несколько завышен-
ных, но вполне достижимых целей. Склонность планировать свое буду-
щее на большие промежутки времени.
|