МЕТОДИКА:
Организаторские и коммуникативные качества личности
(Л.П. Калининский).
Опросник может быть использован как при самооценке своих организатор-
ских и коммуникативных качеств, так и при оценке этих качеств у испытуе-
мых.
Всего можно определить уровни десяти качеств личности:
направленность личности;
деловитость;
стремление к доминированию в группе;
уверенность;
требовательность;
упрямство;
уступчивость;
зависимость;
психологический такт;
отзывчивость.
Выделены четыре степени выраженности психологических свойств:
номинальная (0-3 балла),
потенциальная (4-7 баллов),
перспективная (8-11 баллов)
суперзона (свыше 12 баллов).
В случае если профиль всех десяти параметров испытуемого не выходит
за пределы номинальной зоны, можно предположить, что он не желает сотруд-
ничать с экспериментатором либо это происходит из-за быстрого для него
темпа чтения качеств экспериментатором (при групповом тестировании). Такое
может происходить и из-за того, что испытуемый отмечал только хорошие, по
его мнению, качества, обнаруживая тем самым сознательное приспособление к
экспериментатору и конформность. Может быть, испытуемый действительно име-
ет слабую выраженность исследуемых свойств. В беседе с ним, как правило,
выясняется подлинная причина распределения исследуемых свойств личности
испытуемого в пределах только номинальной зоны.
Интерпретация результатов тестирования.
Верхняя, цифровая часть протокола делится на три блока (нижний, сред-
ний и верхний), включающих по пять показателей.
Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адап-
тивное, т.е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний - дезадап-
тивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем боль-
ше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее
возможность конфликтного поведения личности.
1. Направленность.
Адаптивное поведение: стремление к повышению своего общего интеллекта
и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих це-
лей коллектива (101-105). Содержательность и многообразность потребностей
и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей
деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива (51-55).
Конфликтная зона: просматривается тенденция к выходу за рамки группо-
вых интересов (1-5).
2. Деловитость.
Адаптивное поведение: стремление к повышению деловых и организатор-
ских качеств (106-110). Уверенность, ответственность за свои решения. Про-
явление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности
(56-60).
Конфликтная зона: проявление деловой активности в сфере руководства
людьми. Способность идти на риск ради достижения поставленных целей
(6-10).
3. Доминирование.
Адаптивное поведение: стремление к лидерству (111-115), властность
(61-65). Экспансия власти. Желание иметь вес в глазах других. Желание рас-
поряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Мотивы борьбы, за-
воевания. Тщеславие. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: деспотичность (11-15). Подчиняет себе в силу излиш-
него стремления быть во главе, действует грубо, ради собственной цели.
Борьба, проявление агрессии.
4. Уверенность в себе.
Адаптивное поведение: самоуважение (116-120), самолюбие (66-70).
Убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хоро-
шего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного
достоинства. Честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положе-
нию. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: себялюбие (16-20). Ревниво относится к успехам и
благополучию других людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отно-
шении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор по-
лезного для себя) и своеобразная "дипломатия" (уступки, если это дает по-
ложительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному
комфорту и покою).
5. Требовательность, жесткость.
Адаптивное поведение: требовательность (121-125), жесткость (71-75).
Сила воли, решительная и категоричная форма просьб. Настойчивость в дости-
жении цели любыми средствами. Открыт, прямолинеен, раздражителен. Если
встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Лидер ав-
торитарного типа.
Конфликтная зона: непримиримость (21-25). Не идет на уступки и ком-
промиссы. Упрям из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции -
стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при этом
удовольствие.
6. Упрямство, негативизм.
Адаптивное поведение: упрямство (126-130), скептицизм (76-80). Неус-
тупчивость. Несговорчивость. Сомнение, скептически недоверчивое отношение.
Стремление добиться своего, отстаивает свою позицию. Оборона в отношении с
лидерами. Оппозиция. Сопротивляется любому влиянию.
Конфликтная зона: негативизм (26-30). Крайняя неуступчивость. Стрем-
ление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Активно про-
тиводействует всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мститель-
ность, ревность, подозрительность, обидчивость, самодурство.
7. Уступчивость.
Адаптивное поведение: уступчивость (131-135), кротость (81-85). Сго-
ворчивость, готовность уступить без спора. Стремление добровольно отка-
заться в пользу другого. Соглашается и покоряется, перестает сопротивлять-
ся мнению, влиянию, установкам без всякого нажима. Предоставляет возмож-
ность кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонен к компромис-
сам и послаблениям. Покорный, незлобивый, смирный.
Конфликтная зона: пассивная подчиненность (31-35). Самобичевание, не-
инициативность, робость. Непроизвольное подражание, неосознаваемая, безот-
четная зависимость от кого-либо или чего-нибудь. Легко поддается воздей-
ствию других. Возможны проявления ощущения вины и неполноценности (гипер-
трофированная робость, стыдливость, униженность, ущербная самооценка, со-
циальная неприспособляемость).
8. Зависимость.
Адаптивное поведение: послушание (136-140), неуверенность в себе (86-
90). Колеблющийся, несамостоятельный, сомневающийся в своих силах и воз-
можностях. Послушный, склонный к подражанию. Предпочитает подчиненность
другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.
Конфликтная зона: зависимость (36-40). Поиск опеки сильных лиц, руко-
водства, помощи. Некритическое следование образцам, апелляция к авторите-
там. Социальная незрелость. Человек ведомый, легко поддается внешним воз-
действиям других.
9. Психологический такт.
Адаптивное поведение: тактичность (141-145), чуткость (91-95). Во
взаимоотношениях с людьми выражено чувство меры и такта. Быстро устанавли-
вает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их
индивидуальных особенностей. Быстро находит нужный тон, находчив при пер-
вом знакомстве, контактах. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней.
Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общителен
и уживчив. Естествен в обращении. Может быть лидером демократического ти-
па, тактически гибким.
Конфликтная зона: мягкость (41-45). Излишняя мягкость, снисходитель-
ность сочетается с некоторыми оттенками конформизма (ориентация на мнение
окружающих, поиск социального одобрения).
10. Отзывчивость.
Адаптивное поведение: отзывчивость (146-150), бескорыстие (96-100).
Легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Чувствителен к поведению
других. Умеет сопереживать. Не стремится к личной выгоде. Присущи самоот-
дача, бескорыстие. Опека над слабыми и беззащитными. Совестливый, велико-
душный. Может быть лидером демократического типа с альтруистической на-
правленностью.
Конфликтная зона: жертвенность (46-50). Снисходительный к другим до
готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.
Пользователи данной методики могут не только проводить сравнительный
анализ развития организаторских и коммуникативных качеств личности испыту-
емых, активистов и неформальных лидеров, но и выявлять (при проведении
группового опроса) резерв актива. Анализ противоречий организаторских ка-
честв позволяет своевременно корректировать поведение испытуемых (клиен-
тов), целенаправленно руководить их самовоспитанием, подключать к тем ви-
дам деятельности, которые помогут одним преодолеть излишнюю податливость
или упрямство, другим - развивать отзывчивость, психологический такт и
т.д.
Опросник состоит из 160 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе интерпретация результатов тестирова-
ния осуществляется раздельно для адаптивного поведения и конфликтных зон
(3 показателя по каждой шкале).
Условные критерии интерпретации:
0-1 - низкий показатель;
2 - пониженный показатель;
3 - средний показатель;
4 - повышенный показатель;
5 - высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Организаторские и коммуникативные качества личности.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Шкала неискренности:
0 ╟─░──────────────────────────────╢> L
<────[-]───><─────[+]────────>
Диаграмма:
*
15 ┼───────────────────────────────
14 ┼
13 ┼
12 ┼ ▄▄
11 ┼────────────────────────────██─
10 ┼ ▄▄ ▄▄ ██
9 ┼ ██ ██ ██
8 ┼ ██ ██ ██
7 ┼────██───────────────────██─██─
6 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██
3 ┼─██─██────██───────██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Нп Дл Дм УС ТЖ УН Ут Зв ПТ От
Тестовые показатели:
Неискренность - L = 0
1. Направленность - Нп = 6
2. Деловитость - Дл = 10
3. Доминирование - Дм = 2
4. Уверенность в себе - УС = 4
5. Требовательность, жесткость - ТЖ = 2
6. Упрямство, негативизм - УН = 2
7. Уступчивость - Ут = 6
8. Зависимость - Зв = 4
9. Психологический такт - ПТ = 10
10. Отзывчивость - От = 12
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность своего поведения.
1. НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Адаптивное поведение.
Стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора,
к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей
коллектива.
Тестовый показатель: средний.
Содержательность и многообразность потребностей и интересов
при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей де-
ятельности; cпособность работать коллективно и для коллектива.
Тестовый показатель: низкий.
Конфликтная зона.
Тенденция к выходу за рамки групповых интересов.
Тестовый показатель: средний.
---
2. ДЕЛОВИТОСТЬ.
Адаптивное поведение.
Cтремление к повышению деловых и организаторских качеств.
Тестовый показатель: повышенный.
Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление
функций внешнего контроля, собственной организации деятельности.
Тестовый показатель: средний.
Конфликтная зона.
Проявление деловой активности в сфере руководства людьми;
способность идти на риск ради достижения поставленных целей.
Тестовый показатель: средний.
---
3. ДОМИНИРОВАНИЕ.
Адаптивное поведение.
Стремление к лидерству. Властность. Экспансия власти, желание
иметь вес в глазах других, желание распоряжаться, иметь успех, по-
пирая чужие желания и волю; мотивы борьбы, завоевания, тщеславие;
лидерство авторитарного типа.
Стремление к лидерству: пониженный тестовый показатель.
Властность: низкий тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Деспотичность - тенденция подчинять себе других в силу излиш-
него стремления быть во главе, действовать грубо, ради собственной
цели, проявлять агрессию.
Тестовый показатель: низкий.
---
4. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
Адаптивное поведение.
Убежденность в собственных силах. Стремление к созданию хоро-
шего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства соб-
ственного достоинства. Честолюбие, желание известности, стремление
к почетному положению. Лидерство авторитарного типа.
Самоуважение: средний тестовый показатель.
Самолюбие: низкий тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Себялюбие. Ревнивое отношение к успехам и благополучию других
людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего,
что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезно-
го для себя) и своеобразная "дипломатия" (уступки, если это дает
положительный для него результат, и сопротивление, если это угро-
жает личному комфорту и покою).
Тестовый показатель: низкий.
---
5. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕСТКОСТЬ.
Адаптивное поведение.
Сила воли, решительная и категоричная форма просьб. Настойчи-
вость в достижении цели любыми средствами. Открытость, прямолиней-
ность, раздражительность. При сопротивлении - склонность проявлять
агрессию, недружелюбие, гнев. Лидерство авторитарного типа.
Требовательность: низкий тестовый показатель.
Жесткость: низкий тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Непримиримость. Склонность не идти на уступки и компромиссы.
Упрямство из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции -
стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при
этом удовольствие.
Тестовый показатель: пониженный.
---
6. УПРЯМСТВО, НЕГАТИВИЗМ.
Адаптивное поведение.
Неуступчивость. Несговорчивость. Сомнение, скептически недо-
верчивое отношение. Стремление добиться своего, отстаивать свою
позицию. Оборона в отношении с лидерами. Оппозиция. Склонность со-
противляться любому влиянию.
Упрямство: низкий тестовый показатель.
Скептицизм: низкий тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Негативизм. Крайняя неуступчивость. Стремление добиться свое-
го вопреки необходимости, здравому смыслу. Активное противодей-
ствие всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мститель-
ность, ревность, подозрительность, обидчивость.
Тестовый показатель: низкий.
---
7. УСТУПЧИВОСТЬ.
Адаптивное поведение.
Сговорчивость, готовность уступить без спора. Стремление до-
бровольно отказаться в пользу другого. Склонность соглашаться и
покоряться, переставать сопротивляться мнению, влиянию, установкам
без всякого нажима. Тенденция предоставлять возможность кому-либо
продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонность к компромиссам и
послаблениям. Покорность, незлобивость.
Уступчивость: средний тестовый показатель.
Кротость: средний тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Пассивная подчиненность. Самобичевание, неинициативность, ро-
бость. Непроизвольное подражание, неосознаваемая, безотчетная за-
висимость от кого-либо или чего-нибудь. Легко поддается воздей-
ствию других. Возможны проявления ощущения вины и неполноценности
(гипертрофированная робость, стыдливость, униженность, ущербная
самооценка, социальная неприспособляемость).
Тестовый показатель: низкий.
---
8. ЗАВИСИМОСТЬ.
Адаптивное поведение.
Склонность к колебаниям, несамостоятельности, сомнениям в
своих силах и возможностях. Послушный, склонный к подражанию. Тен-
денция предпочитать подчиненность другим, чужой воле при отсут-
ствии самостоятельности, свободы.
Послушание: низкий тестовый показатель.
Неуверенность в себе: пониженный тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Зависимость. Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи.
Некритическое следование образцам, апелляция к авторитетам. Соци-
альная незрелость. Человек ведомый, легко поддается внешним воз-
действиям других.
Тестовый показатель: пониженный.
---
9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.
Адаптивное поведение.
Выраженность чувства меры и такта во взаимоотношениях с людь-
ми. Склонность быстро устанавливать меру воздействия, влияние и
контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особеннос-
тей. Тенденция быстро находить нужный тон, находчивость при первом
знакомстве, контактах. Умение оценить обстановку и приноровиться к
ней. Направленность на содействе благополучию других. Активное со-
трудничестов с лидером, общительность и уживчивость. Естествен-
ность в обращении. Может быть лидером демократического типа, так-
тически гибким.
Тактичность: пониженный тестовый показатель.
Чуткость: средний тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Мягкость. Излишняя мягкость, снисходительность сочетается с
некоторыми оттенками конформизма (ориентация на мнение окружающих,
поиск социального одобрения).
Тестовый показатель: высокий.
---
10. ОТЗЫВЧИВОСТЬ.
Адаптивное поведение.
Отзывчивость на чужие нужды, готовность помочь. Чувствитель-
ность к поведению других. Умение сопереживать. Отсутствие стремле-
ния к личной выгоде. Самоотдача, бескорыстие. Опека над слабыми и
беззащитными. Совестливость, великодушие. Может быть лидером де-
мократического типа с альтруистической направленностью.
Отзывчивость: повышенный тестовый показатель.
Бескорыстие: средний тестовый показатель.
Конфликтная зона.
Жертвенность. Снисходительность к другим до готовности беско-
рыстно жертвовать своими интересами.
Тестовый показатель: высокий.
---
|